Пути преодоления неуспеваемости обучающихся на уроках английского языка.
Учитель английского языка: Гейдарова С.Л.
Причины неуспеваемости школьников при изучении английского языка
Причины школьных неудач:
- социально-экономические;
- причины биопсихического характера;
- педагогические.
Специфические факторы, негативно влияющие на успешность обучения английскому языку:
- отсутствие языковой среды;
- несовпадение начала обучения языку с соответствующим сенситивным периодом;
- потребность в контроле и помощи наставника;
- отсутствие возможности организовать обучение в необходимо малых группах в условиях современной общеобразовательной школы;
- психологический барьер;
- интерференция, негативное влияние родного языка;
- неспособность родителей помочь своим детям в изучении английского языка;
- прибывающие дети из других населенных пунктов, где они вообще не изучали английский язык.
Признаки неуспеваемости:
- незнание базовой лексики;
- непонимание вопросов;
- длительное обдумывание простейших фраз, как признак отсутствия автоматизмов;
- неумение употреблять знакомый материал в новой ситуации;
- нестабильность результатов, как следствие недостаточной осознанности действий;
- выполнение упражнений наугад;
- пассивность на уроке, высокая отвлекаемость;
- постоянные переходы на родной язык.
Трудности при изучении английского языка:
- произношение межзубных звуков;
- чтение сложных английских слов;
- правописание;
- понимание речи на слух;
- распознавание слова в измененной форме;
- использование притяжательных и возвратных местоимений;
- образование степеней сравнения имен прилагательных и наречий;
- построение спонтанного диалога в предложенной ситуации с опорой на известные речевые клише;
- использование знакомых слов для построения пересказа;
- употребление отрицательных и вопросительных предложений;
- распознавание различных времен английских глаголов и корректное их употребление.
- «плохая память»,
- «слабое внимание»,
- «неумение думать»…
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока
Акценты в обучении
Контроль подготовленности учащихся
- Специально контролирую усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение.
- Анализирую и систематизирую ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявляю типичные для класса и концентрирую внимание на их устранении.
- Контролирую усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.
- В конце темы или раздела обобщаем итоги усвоения основных понятий, правил, умений и навыков, выявляем причины отставания.
Изложение нового материала
- Проверяю в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала.
- Стимулирую вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала.
- Применяю разнообразные методы обучения, позволяющие учащимся активно усваивать материал.
Этапы урока
Акценты в обучении
Самостоятельная работа учащихся на уроке
- Подбираю для самостоятельной работы задания по наиболее существенным разделам учебного материала.
- Включаю в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах.
- Инструктирую о порядке выполнения работы.
- Стимулирую постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе.
- Оказываю помощь ученикам в работе, стараюсь развивать их самостоятельность.
- Обучаю умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль.
Организация самостоятельной работы вне класса
- Обеспечиваю в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения.
- Систематически даю домашние задания по работе над типичными ошибками.
- Четко инструктирую учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверяю понимание этих инструкций обучающимися.
Индивидуальная работа с неуспевающими на уроках английского языка.
Этапы урока
Виды помощи в учении
Контроль подготовленности учащихся
- Создаю атмосферу доброжелательности при опросе.
- Снижаю темп опроса, разрешаю дольше готовиться.
- Предлагаю учащимся примерный план ответа.
- Разрешаю пользоваться наглядными пособиями.
- Стимулирую оценкой, подбадриванием, похвалой.
Этапы урока
Виды помощи в учении
Изложение нового материала
- Поддерживаю интерес слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.
- Привлекаю к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
Этапы урока
Виды помощи в учении
Самостоятельная работа учащихся на уроке
- Разбиваю задания на дозы, этапы, выделяю в сложных заданиях простые, ссылаюсь на аналогичное задание, выполненное ранее.
- Напоминаю прием и способ выполнения задания.
- Указываю на необходимость актуализировать то или иное правило.
- Инструктирую о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
- Стимулирую самостоятельные действия слабоуспевающих.
- Более тщательно контролирую их деятельность, указываю на ошибки, проверяю, исправляю.
- Разрешаю пользоваться словарём.
Этапы урока
Виды помощи в учении
Организация самостоятельной работы вне класса
- Более подробно объясняю последовательность выполнения задания.
- Предупреждаю о возможных затруднениях, разрешаю пользоваться решебником.