«Зимний фестиваль знаний 2025»

Презентация "Интегрированный урок как средство формирования позитивной мотивации в обучении школьников"

Современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет изучается отдельно в отрыве от реальной жизни, поэтому в последнее время в школе большое внимание уделяется созданию межпредметных проектов, проведению интегрированных уроков, на которых осуществляется синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

« Интегрированный урок - как средство формирования позитивной мотивации  в обучении школьников» Кафедра гуманитарного образования Кафедра гуманитарного образования Кафедра гуманитарного образования Автор:   Винокурова Наталия Михайловна, учитель русского языка  и литературы МОУ «СОШ № 32»      г.о.Саранск

« Интегрированный урок - как средство формирования позитивной мотивации

в обучении школьников»

Кафедра гуманитарного образования

Кафедра гуманитарного образования

Кафедра гуманитарного образования

Автор:

Винокурова Наталия Михайловна, учитель русского языка

и литературы МОУ «СОШ № 32» г.о.Саранск

Содержание 1.Введение. Актуальность темы. 2. Главная цель интегрированных уроков. 3. Потребность возникновения интегрированных уроков. 4. Преимущества интегрированных уроков. 5. Проблемы интеграции в процессе обучения. 6. Взаимодействие учителей. 6. Подготовка к интегрированному уроку. 7.Виды интегрированных уроков. 8. Формы интегрированного урока. 9. Возможности , позволяющих качественно решать задачи обучения и воспитания учащихся. 11. Что дает интегрированный урок ученику и учителю. 12.Заключение. 13.Список литературы. 14.Приложенеиие   4444. обращения к интегрированному обучению бращения Company Name www.themegallery.com

Содержание

1.Введение. Актуальность темы.

2. Главная цель интегрированных уроков.

3. Потребность возникновения интегрированных уроков.

4. Преимущества интегрированных уроков.

5. Проблемы интеграции в процессе обучения.

6. Взаимодействие учителей.

6. Подготовка к интегрированному уроку.

7.Виды интегрированных уроков.

8. Формы интегрированного урока.

9. Возможности , позволяющих качественно решать задачи обучения и воспитания учащихся.

11. Что дает интегрированный урок ученику и учителю.

12.Заключение.

13.Список литературы.

14.Приложенеиие

4444. обращения к интегрированному обучению бращения

Company Name

www.themegallery.com

Актуальность межпредметных связей

Актуальность обусловлена объективными процессами в современном мир. Изменение социальной, политической ситуации в стране, открытость общества процессу интеграции в европейское и мировое сообщество поставили перед школой новые задачи в обучении и воспитании. Мало вооружить школьника суммой знаний и даже мало развить у него интерес к той или иной дисциплине, необходимо формировать личность, способную активно «вписываться» в современное общество, способную к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет изучается отдельно в отрыве от реальной жизни, поэтому в последнее время в школе большое внимание уделяется созданию межпредметных проектов, проведению интегрированных уроков, на которых осуществляется синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний.

Company Name

www.themegallery.com

Интеграция от (лат.)- объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития. (толковый словарь Ушакова) Главная цель интеграции - создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения. Company Name www.themegallery.com

Интеграция

от (лат.)- объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития. (толковый словарь Ушакова)

Главная цель интеграции - создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения.

Company Name

www.themegallery.com

Потребность в возникновении интегрированных уроков   Во-первых , мир познается детьми в своем многообразии и единстве… Во-вторых , интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся… В-третьих , форма проведения интегрированных уроков не стандартна, интересна. В-четвертых , интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. В-пятых , за счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы. В-шестых , интеграция дает возможность для самореализации… Company Name www.themegallery.com

Потребность в возникновении интегрированных уроков

  • Во-первых , мир познается детьми в своем многообразии и единстве…
  • Во-вторых , интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся…
  • В-третьих , форма проведения интегрированных уроков не стандартна, интересна.
  • В-четвертых , интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.
  • В-пятых , за счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы.
  • В-шестых , интеграция дает возможность для
  • самореализации…

Company Name

www.themegallery.com

Преимущества интегрированных уроков способствуют повышению мотивации учения; в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи;  углубляют представление о предмете, расширяют кругозор обучающихся; интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах Company Name www.themegallery.com

Преимущества интегрированных уроков

  • способствуют повышению мотивации учения;
  • в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи;
  • углубляют представление о предмете, расширяют кругозор обучающихся;
  • интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах

Company Name

www.themegallery.com

Проблемы интеграции в процессе обучения   Предметная разобщё нность Трудность изложения интегрированного урока Учебный план Company Name www.themegallery.com

Проблемы интеграции в процессе обучения

  • Предметная разобщё нность
  • Трудность изложения интегрированного урока
  • Учебный план

Company Name

www.themegallery.com

Взаимодействие учителей . паритетное, с равным долевым участием каждого из них; один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя. Company Name www.themegallery.com

Взаимодействие учителей .

  • паритетное, с равным долевым участием каждого из них;
  • один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом;
  • весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

Company Name

www.themegallery.com

Союзники Соперники Интегрированный урок Company Name www.themegallery.com

Союзники

Соперники

Интегрированный урок

Company Name

www.themegallery.com

Подготовка  к интегрированному уроку При планировании интегрированных уроков важно: - определить цель урока и ведущий предмет ; - выбрать средства , которые помогут реализовать цель; - найти оптимальную форму урока; - разработать систему заданий для учащихся, список используемой литературы, информационных ресурсов, продумать домашнее задание . Company Name www.themegallery.com

Подготовка к интегрированному уроку

При планировании интегрированных уроков важно:

- определить цель урока и ведущий предмет ;

- выбрать средства , которые помогут реализовать цель;

- найти оптимальную форму урока;

- разработать систему заданий для учащихся, список используемой литературы, информационных ресурсов,

продумать домашнее задание .

Company Name

www.themegallery.com

Виды интегрированных уроков Company Name www.themegallery.com

Виды интегрированных уроков

Company Name

www.themegallery.com

Урок обучения умениям и навыкам. Урок формирования новых знаний Урок повторения  урок-практикум; урок-сочинение; урок –деловая или ролевая комбинированный урок; урок-путешествие.  Формы : -урок-путешествие; урок-исследование; урок-экскурсия; мультимедиа-урок; проблемный урок.

Урок обучения умениям и навыкам.

Урок формирования новых знаний

Урок повторения

  • урок-практикум;
  • урок-сочинение;
  • урок –деловая или ролевая
  • комбинированный урок;
  • урок-путешествие.

Формы :

  • -урок-путешествие;
  • урок-исследование;
  • урок-экскурсия;
  • мультимедиа-урок;
  • проблемный урок.

  • Формы:
  • повторительно-обобщающий урок;
  • игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);
  • театрализованный урок (урок-суд);
  • заключительная экскурсия;
  • урок-анализ контрольных работ;
  • урок-беседа.
Когда возможна интеграция предметов?   объекты исследования должны совпадать или быть достаточно близкими Интегрированный урок  используются одинаковые,  близкие методы исследования учебные предметы строятся на  общих закономерностях и теоретических концепциях Company Name www.themegallery.com

Когда возможна интеграция предметов?

объекты исследования должны

совпадать или быть

достаточно близкими

Интегрированный урок

используются одинаковые,

близкие методы исследования

учебные предметы строятся на

общих закономерностях

и теоретических концепциях

Company Name

www.themegallery.com

Возможности качественного решения задачи  обучения и воспитания учащихся:   1 . Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира. При этом следует помнить, что такой переход возможен только при наличии определенной базы знания внутрипредметных связей, иначе перенос может быть поверхностным и механическим. 2. Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов  активизирует мыслительную  деятельность школьника, заставляет искать новые способы познания учебного материала, формирует исследовательский тип личности. Company Name www.themegallery.com

Возможности качественного решения задачи обучения и воспитания учащихся:

1 . Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира. При этом следует помнить, что такой переход возможен только при наличии определенной базы знания внутрипредметных связей, иначе перенос может быть поверхностным и механическим.

2. Увеличение доли проблемных ситуаций

в структуре интеграции предметов

активизирует мыслительную

деятельность школьника,

заставляет искать новые способы

познания учебного материала,

формирует исследовательский

тип личности.

Company Name

www.themegallery.com

Возможности качественного решения задачи обучения и воспитания учащихся:   3. Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы. 4. Интеграция увеличивает информативную емкость урока. 5.Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов.     6. Интеграция является средством     мотивации учения школьников, помогает    активизировать учебно-познавательную    деятельность учащихся, способствует    снятию перенапряжения и утомляемости. 6. Интеграция является средством мотивации учения    школьников, помогает активизировать учебно-    познавательную деятельность учащихся,    способствует снятию перенапряжения и утомляемости. Company Name www.themegallery.com

Возможности качественного решения задачи обучения и воспитания учащихся:

3. Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы.

4. Интеграция увеличивает информативную емкость урока.

5.Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов.

6. Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.

6. Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно- познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.

Company Name

www.themegallery.com

Возможности качественного решения задачи  обучения и воспитания учащихся: 7. Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни. 8. В полной мере реализовать все вышеназванное помогают интегрированные уроки информатики с другими учебными предметами, которые отличаются от обычных уроков большой информативностью и поэтому требуют четкой организации познавательной деятельности. Такие уроки должны быть предельно четкими, компактными, продуманными на всех этапах. Такие уроки снижают утомляемость головного мозга, создают комфортные условия для ребенка как личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает в разряд не любимых. Company Name www.themegallery.com

Возможности качественного решения задачи обучения и воспитания учащихся:

7. Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.

8. В полной мере реализовать все вышеназванное помогают интегрированные уроки информатики с другими учебными предметами, которые отличаются от обычных уроков большой информативностью и поэтому требуют четкой организации познавательной деятельности. Такие уроки должны быть предельно четкими, компактными, продуманными на всех этапах. Такие уроки снижают утомляемость головного мозга, создают комфортные условия для ребенка как личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает в разряд не любимых.

Company Name

www.themegallery.com

Что дает интегрированный урок учителю? Рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации. Освобождает учебное время для изучения другого явления. Исключает дублирование учебного материала. Усиление межпредметных связей. Company Name www.themegallery.com

Что дает интегрированный урок учителю?

  • Рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации.
  • Освобождает учебное время для изучения другого явления.
  • Исключает дублирование учебного материала.
  • Усиление межпредметных связей.

Company Name

www.themegallery.com

Что дает интегрированный урок ученику?

  • Активизация мыслительной деятельности.
  • Интенсификация учебного материала.
  • Расширение сферы получаемой информации.
  • Подкрепление мотивации в обучении.
  • Умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов.
  • Снижение перегрузок. Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.
  • Снижение перегрузок. Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.
  • Снижение перегрузок. Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.
  • Снижение перегрузок. Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.
  • Снижение перегрузок. Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.
  • Снижение перегрузок.
  • Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.

Company Name

www.themegallery.com

Заключение  Итак, процесс интеграции возник не на пустом месте. Это длительный этап становления, представляющий собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения, способствующей созданию нового целого «монолита» знаний.  Интеграция учебных предметов – далеко не механическая деятельность, а интегрированный учебный предмет не простая сумма отдельных учебных курсов. Этот процесс требует существенных изменений в содержании, структуре учебных предметов, усилений в них общих идей и теоретических концепций. Company Name www.themegallery.com

Заключение

Итак, процесс интеграции возник не на пустом месте. Это длительный этап становления, представляющий собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения, способствующей созданию нового целого «монолита» знаний.

Интеграция учебных предметов – далеко не механическая деятельность, а интегрированный учебный предмет не простая сумма отдельных учебных курсов. Этот процесс требует существенных изменений в содержании, структуре учебных предметов, усилений в них общих идей и теоретических концепций.

Company Name

www.themegallery.com

Список литературы 1.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Издательство «Учитель», 2006г. 2.Е.А.Шмидт. Лекция «Интегрированный урок». ВГАПК РО, Волгоград, 2008г. 3.Д.Иванов. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М. «Чистые пруды», 2007г. 4.Т.Г.Браже. Интеграция предметов в современной школе М. «Просвещение», 1998г. 5.М.И.Балагурова. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира. «Открытый урок», 2003-2004 уч.год.  6.Коложвари И., Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок? //Народное образование 1996, № 1. 7.Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. //Литература в школе. № 5, 1996. 8.Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система. // Педагогика, №4, 1997. 9.Данилюк А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании. //Педагогика. №2, 1998. 10.Монахова Г.А. Образование как рабочее поле интеграции //Педагогика, №5, 1997 Company Name www.themegallery.com

Список литературы

1.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Издательство «Учитель», 2006г.

2.Е.А.Шмидт. Лекция «Интегрированный урок». ВГАПК РО, Волгоград, 2008г.

3.Д.Иванов. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М. «Чистые пруды», 2007г.

4.Т.Г.Браже. Интеграция предметов в современной школе М. «Просвещение», 1998г.

5.М.И.Балагурова. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира. «Открытый урок», 2003-2004 уч.год.

6.Коложвари И., Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок? //Народное образование 1996, № 1.

7.Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. //Литература в школе. № 5, 1996.

8.Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система. // Педагогика, №4, 1997.

9.Данилюк А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании. //Педагогика. №2, 1998.

10.Монахова Г.А. Образование как рабочее поле интеграции //Педагогика, №5, 1997

Company Name

www.themegallery.com

Приложение Интегрированный урок биологии и русского языка «Эти летающие цветы – бабочки» ( 7 класс) Интегрированный урок русского языка и биологии  Интервью – жанр публицистики.« Таинственный мир кошек» ( 7 класс). Интегрированный урок русского языка и биологии  Научный стиль речи.

Приложение

  • Интегрированный урок биологии и русского языка

«Эти летающие цветы – бабочки» ( 7 класс)

  • Интегрированный урок русского языка и биологии

Интервью – жанр публицистики.« Таинственный мир кошек» ( 7 класс).

  • Интегрированный урок русского языка и биологии

Научный стиль речи."Мера человеческого в человеке» (11 класс)

  • Интегрированный урок русского языка и природоведения по теме: «Предложение». "Уникальность планеты Земля" ( 5 класс)
  • Интегрированный урок русского языка и биологии

«Наклонение глагола» .« Химический состав растений» ( 6 класс)

  • Интегрированный урок биологии и русского языка «Однородные члены предложения». «Я дышу, а значит- я живу…» ( 8 класс)
  • Интегрированный урок литературы и природоведения по теме:

«Подготовка к сочинению- миниатюре». «Учимся постигать красоту родной природы»

( 5 класс)

  • Интегрированный урок литературы и биологии "Цветы — восьмое чудо света« ( 6 класс)

Company Name

www.themegallery.com

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее