«Осенний фестиваль знаний 2024»

Презентация "Эффективность использования стратегий критического мышления на уроках физики"

Презентация об эффективности использования стратегий критического мышления на уроках физики, показывает что необходимо на уроках использовать стратегии критического мышления, которые способствуют повышению качества знаний учащихся, развивают логику, мышление, самостоятельное добывание знаний, знания которые будут использованы и пригодятся в жизненный ситуациях.

Олимпиады: Физика 7 - 11 классы

Содержимое разработки

КГУ «Когалинская средняя школа»    ТемА: «ЭФФЕКТИВНОСТЬ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  стратегий   КРИТИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ   НА  УРОКАХ  ФИЗИКИ»   «Скажи мне,   и я забуду. Покажи мне, -    я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда» Учитель физики- Попова М.Н  2017г

КГУ «Когалинская средняя школа» ТемА: «ЭФФЕКТИВНОСТЬ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  стратегий  КРИТИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ   НА  УРОКАХ  ФИЗИКИ»

«Скажи мне,   и я забуду.

Покажи мне, -    я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому,

И это станет моим навсегда»

Учитель физики- Попова М.Н

2017г

« Важнейшая задача цивилизации –  научить человека мыслить»   Эдисон  Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения.  Как вовлечь ребёнка в процесс учения, воспитать в нём инициативность и самостоятельность, как активизировать мыслительные процессы?   Технология развития  критического мышления.

« Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить» Эдисон

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения.

Как вовлечь ребёнка в процесс учения, воспитать в нём инициативность и самостоятельность, как активизировать мыслительные процессы?

Технология развития

критического мышления.

Критическое мышление  Критическое мышление – это такой тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в которой думающий улучшает качество мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.  Критическое мышление – совокупность трёх компонентов:

Критическое мышление

Критическое мышление – это такой тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в которой думающий улучшает качество мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.

Критическое мышление – совокупность трёх компонентов:

  • Готовность к критическому мышлению
  • Интеллектуальные (мыслительные) умения и навыки
  • Уже имеющиеся знания
5 характеристик критического  мышления (Д. Клустер) Обобщённое Самостоятельное Критическое мышление Проблемное и оценочное Социальное Аргументированное

5 характеристик критического мышления (Д. Клустер)

Обобщённое

Самостоятельное

Критическое мышление

Проблемное и оценочное

Социальное

Аргументированное

Какие мыслительные умения  развиваются?

Какие мыслительные умения развиваются?

  • Умение выделять необходимую информацию и способность к её обработке.
  • Анализ и оценка предположений, высказываний, выводов, гипотез, убеждений.
  • Рассматривание проблемы с различных углов зрения и сравнение различных позиций и подходов.
  • Ясность изложения собственных позиций, точность в выборе языковых средств.
  • Принятие решений и умение обосновать свой выбор.
Инновационность технологии Технология развития критического мышления представляет собой первый опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Цель технологии: развитие интеллектуальных умений учащихся. Ученик сам конструирует процесс обучения; сам отслеживает направления своего развития; сам определяет конечный результат Учитель

Инновационность технологии

Технология развития критического мышления представляет собой первый опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Цель технологии: развитие интеллектуальных умений учащихся.

Ученик

  • сам конструирует процесс обучения;
  • сам отслеживает направления своего развития;
  • сам определяет конечный результат

Учитель

  • стимулирует учащихся к активной мыслительной деятельности ;
  • помогает сформировать навыки продуктивного мышления
Структура технологии развития  критического мышления актуализация имеющихся получение новой информации; размышление знаний; корректировка учеником постав- рождение нового постановка учеником ленных целей обучения знания; собственных целей обучения; постановка учени- пробуждение интереса ком новых целей к получению новой информации; обучения  Содержание технологии: Рефлексия Осмысление содержания Вызов Приёмы Стратегии

Структура технологии развития критического мышления

актуализация имеющихся получение новой информации; размышление

знаний; корректировка учеником постав- рождение нового

постановка учеником ленных целей обучения знания;

собственных целей обучения; постановка учени-

пробуждение интереса ком новых целей

к получению новой информации; обучения

Содержание технологии:

Рефлексия

Осмысление содержания

Вызов

Приёмы

Стратегии

СТАДИЯ ВЫЗОВА Составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т. д.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Составление списка «известной информации»:

  • рассказ-предположение по ключевым словам;
  • систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
  • верные и неверные утверждения;
  • перепутанные логические цепочки и т. д.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ Методы активного чтения:

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

Методы активного чтения:

  • маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);
  • ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
  • поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.
Стадия рефлексии  (размышление)

Стадия рефлексии (размышление)

  • Заполнение кластеров, таблиц;
  • установление причинно-следственных связей между блоками информации;
  • возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
  • ответы на поставленные вопросы;
  • организация различных видов дискуссий;
  • написание творческих работ и т. д.
Стратегии критического мышления   Творческие работы Верные и неверные утверждения Тонкие и толстые вопросы  Концептуальная или сравнительная таблица Мозговой штурм Кластеры (гроздья). Кла́стер (англ. cluster скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Стратегии критического мышления

  • Творческие работы
  • Верные и неверные утверждения
  • Тонкие и толстые вопросы
  • Концептуальная или сравнительная таблица
  • Мозговой штурм
  • Кластеры (гроздья). Кла́стер (англ. cluster скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Инсерт v (уже знал)   +(новое) Поставьте на полях « v» , если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете - (думал иначе) Поставьте на полях «+», если то, что вы читаете, является для вас новым  Поставьте «-» на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете

Инсерт

v (уже знал)

+(новое)

Поставьте на полях « , если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете

- (думал иначе)

Поставьте на полях «+», если то, что вы читаете, является для вас новым

Поставьте «-» на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете

КОРЗИНА ИДЕЙ  Вода– это:       облака туман пар иней роса дождь снег

КОРЗИНА ИДЕЙ

Вода– это:

облака

туман

пар

иней

роса

дождь

снег

Таблица «З - Х - У»   знаю  хочу узнать  узнал

Таблица «З - Х - У»

знаю

хочу узнать

узнал

ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ        Учащиеся работают с текстом, который заранее разделен на части; к каждой из них сформулированы вопросы: простые, оценочные, практические, уточняющие, объясняющие (почему?), творческие и т.д.)

ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ

Учащиеся работают с текстом, который заранее разделен на части;

к каждой из них сформулированы вопросы:

простые, оценочные,

практические, уточняющие,

объясняющие (почему?),

творческие и т.д.)

Синквейн 1-я строка - тема или предмет (одно существительное); 2-я строка -  описывается предмет (два прилагательных); 3-я строка -  характеризуются действия предмета (три глагола); 4-я строка -  фраза, выражающая отношение автора к предмету (обычно 4 слова), 5-я строка - синоним к слову, записанному в первой строке (одно слово). Вода Таинственная, всепоглощающая Растворяющая, диссоциации способствующая Без неё не возможна жизнь Восхищение

Синквейн

1-я строка - тема или предмет (одно существительное);

2-я строка - описывается предмет (два прилагательных);

3-я строка - характеризуются действия предмета (три глагола);

4-я строка - фраза, выражающая отношение автора к предмету (обычно 4 слова),

5-я строка - синоним к слову, записанному в первой строке (одно слово).

Вода

Таинственная, всепоглощающая

Растворяющая, диссоциации способствующая

Без неё не возможна жизнь

Восхищение

Фишбоун (Рыбий скелет)

Фишбоун (Рыбий скелет)

Выводы:  Использование технологии развития критического мышления позволяет:

Выводы:

Использование технологии развития критического мышления позволяет:

  • сформировать умения и навыки работы с информацией:
  • находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
  • анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц.
  • выявлять проблемы, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений.

Сравнительный мониторинг качества знаний

по физике

 

Всего уч-ся

2014-2015

2015-2016

9

Кач-во

Успеваемость

2016-2017

Знаний(%)

11

40

100

13

(%)

41

100

42

100

Результаты экспериментальной работы показывают, что использование технологии критического мышления эффективно при обучении физике: оно развивает умение мыслить логично, сравнивать, сопоставлять и делать выводы. Приобретение знаний превращается в стартовую, но не в конечную стадию мыслительного процесса. Используя разнообразие стратегий критического мышления при изучении физики, учитель превращает класс в лабораторию демократического диалога, что важно для каждого ученика. Важно отметить, что стратегия и приемы критического мышления предлагают эффективный способ интеграции знаний и методов различных предметных областей

Критическое мышление не только можно, но и нужно развивать на каждой ступени обучения. Повышается успеваемость, уровень усвоения и качество знаний, а самое главное - повышается мотивация школьников к учению. На мой взгляд, это важная проблема современного образования, которая с успехом может быть разрешена.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее