КГУ «Когалинская средняя школа» ТемА: «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ стратегий КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ»
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда»
Учитель физики- Попова М.Н
2017г
« Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить» Эдисон
Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения.
Как вовлечь ребёнка в процесс учения, воспитать в нём инициативность и самостоятельность, как активизировать мыслительные процессы?
Технология развития
критического мышления.
Критическое мышление
Критическое мышление – это такой тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в которой думающий улучшает качество мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.
Критическое мышление – совокупность трёх компонентов:
- Готовность к критическому мышлению
- Интеллектуальные (мыслительные) умения и навыки
- Уже имеющиеся знания
5 характеристик критического мышления (Д. Клустер)
Обобщённое
Самостоятельное
Критическое мышление
Проблемное и оценочное
Социальное
Аргументированное
Какие мыслительные умения развиваются?
- Умение выделять необходимую информацию и способность к её обработке.
- Анализ и оценка предположений, высказываний, выводов, гипотез, убеждений.
- Рассматривание проблемы с различных углов зрения и сравнение различных позиций и подходов.
- Ясность изложения собственных позиций, точность в выборе языковых средств.
- Принятие решений и умение обосновать свой выбор.
Инновационность технологии
Технология развития критического мышления представляет собой первый опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.
Цель технологии: развитие интеллектуальных умений учащихся.
Ученик
- сам конструирует процесс обучения;
- сам отслеживает направления своего развития;
- сам определяет конечный результат
Учитель
- стимулирует учащихся к активной мыслительной деятельности ;
- помогает сформировать навыки продуктивного мышления
Структура технологии развития критического мышления
актуализация имеющихся получение новой информации; размышление
знаний; корректировка учеником постав- рождение нового
постановка учеником ленных целей обучения знания;
собственных целей обучения; постановка учени-
пробуждение интереса ком новых целей
к получению новой информации; обучения
Содержание технологии:
Рефлексия
Осмысление содержания
Вызов
Приёмы
Стратегии
СТАДИЯ ВЫЗОВА
Составление списка «известной информации»:
- рассказ-предположение по ключевым словам;
- систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
- верные и неверные утверждения;
- перепутанные логические цепочки и т. д.
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
Методы активного чтения:
- маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);
- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.
Стадия рефлексии (размышление)
- Заполнение кластеров, таблиц;
- установление причинно-следственных связей между блоками информации;
- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
- ответы на поставленные вопросы;
- организация различных видов дискуссий;
- написание творческих работ и т. д.
Стратегии критического мышления
- Творческие работы
- Верные и неверные утверждения
- Тонкие и толстые вопросы
- Концептуальная или сравнительная таблица
- Мозговой штурм
- Кластеры (гроздья). Кла́стер (англ. cluster скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
Инсерт
v (уже знал)
+(новое)
Поставьте на полях « v» , если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете
- (думал иначе)
Поставьте на полях «+», если то, что вы читаете, является для вас новым
Поставьте «-» на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете
КОРЗИНА ИДЕЙ
Вода– это:
облака
туман
пар
иней
роса
дождь
снег
Таблица «З - Х - У»
знаю
хочу узнать
узнал
ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ
Учащиеся работают с текстом, который заранее разделен на части;
к каждой из них сформулированы вопросы:
простые, оценочные,
практические, уточняющие,
объясняющие (почему?),
творческие и т.д.)
Синквейн
1-я строка - тема или предмет (одно существительное);
2-я строка - описывается предмет (два прилагательных);
3-я строка - характеризуются действия предмета (три глагола);
4-я строка - фраза, выражающая отношение автора к предмету (обычно 4 слова),
5-я строка - синоним к слову, записанному в первой строке (одно слово).
Вода
Таинственная, всепоглощающая
Растворяющая, диссоциации способствующая
Без неё не возможна жизнь
Восхищение
Фишбоун (Рыбий скелет)
Выводы:
Использование технологии развития критического мышления позволяет:
- сформировать умения и навыки работы с информацией:
- находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
- анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц.
- выявлять проблемы, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений.
Сравнительный мониторинг качества знаний
по физике
Всего уч-ся
2014-2015
2015-2016
9
Кач-во
Успеваемость
2016-2017
Знаний(%)
11
40
100
13
(%)
41
100
42
100
Результаты экспериментальной работы показывают, что использование технологии критического мышления эффективно при обучении физике: оно развивает умение мыслить логично, сравнивать, сопоставлять и делать выводы. Приобретение знаний превращается в стартовую, но не в конечную стадию мыслительного процесса. Используя разнообразие стратегий критического мышления при изучении физики, учитель превращает класс в лабораторию демократического диалога, что важно для каждого ученика. Важно отметить, что стратегия и приемы критического мышления предлагают эффективный способ интеграции знаний и методов различных предметных областей
Критическое мышление не только можно, но и нужно развивать на каждой ступени обучения. Повышается успеваемость, уровень усвоения и качество знаний, а самое главное - повышается мотивация школьников к учению. На мой взгляд, это важная проблема современного образования, которая с успехом может быть разрешена.