«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Пресные воды суши.Река и ее значение.

Познакомить детей с особенностями рек, с причинами течения реки их полноводностью, значение рек для людей

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Окружающий мир Урок № Дата__________

Тема урока: Пресные воды суши. Реки и люди.

Цели урока: ознакомить с особенностями рек (исток, устье, берега и т.п.), с причинами течения рек, их полноводностью, научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать, ознакомить с особенностями озёр, научить находить важнейшие озёра на карте и их правильно показывать.

Планируемые результаты:

Личностные: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым способам решения задач, желание продолжать учебу;

Метапредметные: Учиться планировать учебную деятельность на уроке; высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике); работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Предметные: учащиеся научатся обсуждать вопросы, аргументировать, делать выводы.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» О.Т. Поглазова 2 часть, тетради для самостоятельной работы, презентация;



Этап.

Методы приемы

Время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Орг. момент.: беседа

1 мин

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Учебник, ручка и тетрадка?

Соберись и улыбкой поделись!

Слушают, приветствуют;

Взаимно приветствовать.

2.

Формулировка цели урока

2 мин

Отгадайте загадку:

Я бегу струёй из крана,

Бью ключом из-под земли,

Укачаю в океанах

Великаны корабли.   (Вода)

- О чём мы будем говорить на уроке?

Прочитайте пословицу и объяснение её смысла.

«Капля воды дороже золота».

- Почему так говорят? (Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды)

- Что вы знаете о воде. И что хотели бы узнать.

-И так какая наша тема урока? (Пресные воды суши. Реки и люди).

-Какие цели поставим на урок? Что можете нам на уроке? (Помогут нам в этом ваше внимание, смекалка, ваши знания и умения.)

Отвечают на вопросы;



П: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

П:Определение темы урока;

4.

Усвоение новых знаний.: беседа, просмотр




работа с глобусом.

















Работа с учебником.




















15 мин

Работа с глобусом

- Рассмотрите глобус нашей планеты. Какого цвета вода на глобусе? (Голубого цвета).

Действительно, воды на планете очень много. Гораздо больше, чем суши.

-Постарайтесь разделить глобус на части. Как вы думаете, какую часть занимает вода на земле? (Если планету разделить на 4 «равных» части, то 3 части – это вода.

-Ребята, что вы знаете о море? Какой вкус у морской воды? Можно ли ее пить? Почему?

-Знаете ли вы, какую воду называю пресной?

-Посмотрите внимательно на фотографии в учебнике, можно ли их объединить в одну группу?(стр.39)

-Давайте прочитаем текст учебника по цепочке и найдем на фотографиях водоемы(40-41),о которых в нем говорится.

Работа по учебнику.

– Чтобы говорить о реках, надо узнать все части реки. Найдите их на с.41

– Как называются разные части реки? Покажите левые и правые притоки. (Начало реки называется истоком, место впадения – устьем. Есть горные и равнинные реки. Маленькие речки и ручейки называются притоками реки. У реки есть правый и левый берег. Для того чтобы это определить, надо встать по течению реки: слева будут левые притоки, а справа – правые.)

– Откуда капли дождя стекают в большую реку? Откуда они стекают в другую реку? Откуда берёт воду приток?

-Ребята, как вы думаете почему течёт река?( Река течёт под воздействием притяжения Земли. С более высоких участков по наклону в низкие участки.)

– Какие высокие участки суши вы знаете? (Это горы и возвышенности.)

-Почему река течёт? (Исток реки, её начало, расположен на возвышенности, а устье – внизу, на уровне моря, потому что река всегда течёт вниз по склону: действует притяжение Земли.)

-Какие бываю реки по скорости течения воды? (горные и равнинные (с быстрым и медленным

течением)).Почему скорость этих рек разная? (разнообразие форм поверхности суши (холм, гора, равнина).

Какие еще бывают реки? (широкие и узкие, глубокие и мелкие, тихие и шумные, большие и

малые, чистые и грязные, мутные и прозрачные воды рек.)

-Давайте откроем рабочие тетради на стр.20. Выполним задание №34. (1. Горный ледник. 2. Водопад на горной реке. 3. Холмистая

равнина. 4. Море. 5. Река. 6. Озеро.)

-Выполните задание №35. Что в нем нужно сделать? Откуда реки берут начало? Укажите стрелками направления их течения.

Смотрят;


Отвечают на вопросы.





Отвечают на вопросы;


Называют особенности;










Слушают и воспринимают информацию.

Отвечают на вопросы;















Отвечают на вопросы







отвечают на вопросы с помощью используемых в тексте выражений





П: устанавливать причинно-следственные связи.

















П: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.





Осмысленно читают упражнение, стоят речевые высказывания, строят синтез.


Анализируют объекты с выделением существенных признаков.


5.

Физминутка

2 мин

На уроке отдохнём –

На рыбалку мы пойдём!

Накопаем мы червей,

Удочку возьмём скорей,

И вприпрыжку побежим –

Порыбачить мы хотим.

В воду удочку закинем,

Посидим тихонько.

Рыбка, кажется, клюёт?

Вытащим легонько.

Ах, какая красота –

Рыбка небольшая.

Пусть живёт себе в реке,

Выпущу тебя я!

Быстро в школу побежим –

Вот такой у нас режим.

Выполняют упражнение;

Р: Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий;


Усвоение новых знаний.: практическая работа; наблюдение за практической работой учащихся; объяснение;



15 мин

-Давайте познакомимся с новым параграфом «Реки и люди».

-Давайте прочитаем текст и объясним выделенные слова.

-Что такое искусственный водоем?(Водохранилище)

Плотина? Турбина? Откуда мы сможем узнать значение этих слов?( В словаре учебника).

-Для чего люди строят на реках гидроэлектростанции?

-Отсюда электрический ток потечёт по проводам в города и сёла. В домах он зажжёт электрические лампочки, заставит работать бытовую технику, в городах приведёт в движение трамваи и троллейбусы, поезда метро, на заводах и фабриках в действие станки. Электровозы повезут длинные составы с продукцией заводов и фабрик, тружеников села в разные уголки нашей необъятной Родины. Строительство плотины на реке приводит к тому, что образуется искусственный водоём – водохранилище.

-Выполнить задание в рабочей тетради на с. 22, № 39. Обратите внимание, что на рисунке-схеме изображены искусственные (водохранилища и канал) и естественные (реки и их притоки) пресные водоёмы.

-Где люди построили плотины, чтобы создать водохранилища, изображённые на схеме? (Ученики

должны ответить и перекрыть поток воды, нарисовать плотины перед водохранилищем (относительно направления течения реки).)

-Надо ли опасаться рек людям, живущим на их берегах?

-Чем опасны реки? Как защититься от наводнения? Обсуждаем правила безопасного поведения на воде,

на берегах рек.

-Продолжите сказку «Разноцветная речка».

.Жила-была речка. Она всех поила, кормила. И вот однажды возле речки построили завод. Речка радовалась сначала, что она стала такой красивой, разноцветной. Одна фабрика подарила ей красные краски, другая – зелёные, третья – синие.

-Ребята, а что случилось дальше? Продолжите сказку.




Отвечают на вопросы;







отвечают на вопросы с помощью используемых в тексте выражений












Отвечают на вопросы.







Продолжают сказку.

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.





Развиваем умение слушать и понимать других.


Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.












Развиваем умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


6.

Подведение итогов..Рефексия

5 мин

- Какова наша тема урока? Назовите цели сегодняшнего урока? Что нового узнали? У кого были затруднения на уроке? Что понравилось на уроке в своей работе?

Достигли этих целей? Что хотели повторить, а чему научиться? Молодцы.

Подводят итог;


Отвечают на вопросы;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее