Окружающий мир Урок № Дата__________
Тема урока: Пресные воды суши. Реки и люди.
Цели урока: ознакомить с особенностями рек (исток, устье, берега и т.п.), с причинами течения рек, их полноводностью, научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать, ознакомить с особенностями озёр, научить находить важнейшие озёра на карте и их правильно показывать.
Планируемые результаты:
Личностные: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым способам решения задач, желание продолжать учебу;
Метапредметные: Учиться планировать учебную деятельность на уроке; высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике); работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Предметные: учащиеся научатся обсуждать вопросы, аргументировать, делать выводы.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» О.Т. Поглазова 2 часть, тетради для самостоятельной работы, презентация;
№ | Этап. Методы приемы | Время | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Орг. момент.: беседа | 1 мин | Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль на месте? Все ль в порядке? Учебник, ручка и тетрадка? Соберись и улыбкой поделись! | Слушают, приветствуют; | Взаимно приветствовать. |
2. | Формулировка цели урока | 2 мин | Отгадайте загадку: Я бегу струёй из крана, Бью ключом из-под земли, Укачаю в океанах Великаны корабли. (Вода) - О чём мы будем говорить на уроке? Прочитайте пословицу и объяснение её смысла. «Капля воды дороже золота». - Почему так говорят? (Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды) - Что вы знаете о воде. И что хотели бы узнать. -И так какая наша тема урока? (Пресные воды суши. Реки и люди). -Какие цели поставим на урок? Что можете нам на уроке? (Помогут нам в этом ваше внимание, смекалка, ваши знания и умения.) | Отвечают на вопросы;
| П: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. П:Определение темы урока; |
4. | Усвоение новых знаний.: беседа, просмотр
работа с глобусом.
Работа с учебником.
| 15 мин | Работа с глобусом - Рассмотрите глобус нашей планеты. Какого цвета вода на глобусе? (Голубого цвета). - Действительно, воды на планете очень много. Гораздо больше, чем суши. -Постарайтесь разделить глобус на части. Как вы думаете, какую часть занимает вода на земле? (Если планету разделить на 4 «равных» части, то 3 части – это вода. -Ребята, что вы знаете о море? Какой вкус у морской воды? Можно ли ее пить? Почему? -Знаете ли вы, какую воду называю пресной? -Посмотрите внимательно на фотографии в учебнике, можно ли их объединить в одну группу?(стр.39) -Давайте прочитаем текст учебника по цепочке и найдем на фотографиях водоемы(40-41),о которых в нем говорится. Работа по учебнику. – Чтобы говорить о реках, надо узнать все части реки. Найдите их на с.41 – Как называются разные части реки? Покажите левые и правые притоки. (Начало реки называется истоком, место впадения – устьем. Есть горные и равнинные реки. Маленькие речки и ручейки называются притоками реки. У реки есть правый и левый берег. Для того чтобы это определить, надо встать по течению реки: слева будут левые притоки, а справа – правые.) – Откуда капли дождя стекают в большую реку? Откуда они стекают в другую реку? Откуда берёт воду приток? -Ребята, как вы думаете почему течёт река?( Река течёт под воздействием притяжения Земли. С более высоких участков по наклону в низкие участки.) – Какие высокие участки суши вы знаете? (Это горы и возвышенности.) -Почему река течёт? (Исток реки, её начало, расположен на возвышенности, а устье – внизу, на уровне моря, потому что река всегда течёт вниз по склону: действует притяжение Земли.) -Какие бываю реки по скорости течения воды? (горные и равнинные (с быстрым и медленным течением)).Почему скорость этих рек разная? (разнообразие форм поверхности суши (холм, гора, равнина). Какие еще бывают реки? (широкие и узкие, глубокие и мелкие, тихие и шумные, большие и малые, чистые и грязные, мутные и прозрачные воды рек.) -Давайте откроем рабочие тетради на стр.20. Выполним задание №34. (1. Горный ледник. 2. Водопад на горной реке. 3. Холмистая равнина. 4. Море. 5. Река. 6. Озеро.) -Выполните задание №35. Что в нем нужно сделать? Откуда реки берут начало? Укажите стрелками направления их течения. | Смотрят;
Отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы;
Называют особенности;
Слушают и воспринимают информацию. Отвечают на вопросы;
Отвечают на вопросы
отвечают на вопросы с помощью используемых в тексте выражений
|
П: устанавливать причинно-следственные связи.
П: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Осмысленно читают упражнение, стоят речевые высказывания, строят синтез.
Анализируют объекты с выделением существенных признаков.
|
5. | Физминутка | 2 мин | На уроке отдохнём – На рыбалку мы пойдём! Накопаем мы червей, Удочку возьмём скорей, И вприпрыжку побежим – Порыбачить мы хотим. В воду удочку закинем, Посидим тихонько. Рыбка, кажется, клюёт? Вытащим легонько. Ах, какая красота – Рыбка небольшая. Пусть живёт себе в реке, Выпущу тебя я! Быстро в школу побежим – Вот такой у нас режим. | Выполняют упражнение; | Р: Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий; |
| Усвоение новых знаний.: практическая работа; наблюдение за практической работой учащихся; объяснение;
| 15 мин | -Давайте познакомимся с новым параграфом «Реки и люди». -Давайте прочитаем текст и объясним выделенные слова. -Что такое искусственный водоем?(Водохранилище) Плотина? Турбина? Откуда мы сможем узнать значение этих слов?( В словаре учебника). -Для чего люди строят на реках гидроэлектростанции? -Отсюда электрический ток потечёт по проводам в города и сёла. В домах он зажжёт электрические лампочки, заставит работать бытовую технику, в городах приведёт в движение трамваи и троллейбусы, поезда метро, на заводах и фабриках в действие станки. Электровозы повезут длинные составы с продукцией заводов и фабрик, тружеников села в разные уголки нашей необъятной Родины. Строительство плотины на реке приводит к тому, что образуется искусственный водоём – водохранилище. -Выполнить задание в рабочей тетради на с. 22, № 39. Обратите внимание, что на рисунке-схеме изображены искусственные (водохранилища и канал) и естественные (реки и их притоки) пресные водоёмы. -Где люди построили плотины, чтобы создать водохранилища, изображённые на схеме? (Ученики должны ответить и перекрыть поток воды, нарисовать плотины перед водохранилищем (относительно направления течения реки).) -Надо ли опасаться рек людям, живущим на их берегах? -Чем опасны реки? Как защититься от наводнения? Обсуждаем правила безопасного поведения на воде, на берегах рек. -Продолжите сказку «Разноцветная речка». .Жила-была речка. Она всех поила, кормила. И вот однажды возле речки построили завод. Речка радовалась сначала, что она стала такой красивой, разноцветной. Одна фабрика подарила ей красные краски, другая – зелёные, третья – синие. -Ребята, а что случилось дальше? Продолжите сказку. |
Отвечают на вопросы;
отвечают на вопросы с помощью используемых в тексте выражений
Отвечают на вопросы.
Продолжают сказку. | П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Развиваем умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
|
6. | Подведение итогов..Рефексия | 5 мин | - Какова наша тема урока? Назовите цели сегодняшнего урока? Что нового узнали? У кого были затруднения на уроке? Что понравилось на уроке в своей работе? Достигли этих целей? Что хотели повторить, а чему научиться? Молодцы. | Подводят итог;
Отвечают на вопросы; | Р: осуществлять итоговый контроль по результату. |