«Преемственность урочной и внеурочной деятельности –
единая система достижения планируемых результатов»
Современная общеобразовательная школа качественно обновляется, используя взаимосвязи традиционных и инновационных подходов к организации целостного учебно - воспитательного процесса как совместной творческой жизнедеятельности педагога и обучающихся. Учителя стремятся реально освоить теорию и технологию интеграции школьного и внешкольного образования, урочных и внеурочных занятий обучающихся.
Успешная реализация основной образовательной программы ОУ невозможна без интеграции, взаимодополнения урочной и внеурочной деятельности обучающихся.
Поэтому сегодня современная школа интенсивно обновляется, находятся в поиске эффективных способов организации целостного учебно-воспитательного процесса, педагоги ОУ стремятся освоить технологию интеграции урочных и внеурочных занятий, стараются заинтересовать обучающихся, сделать процесс обучения результативным и социально значимым.
Урочными занятиями считаются занятия, осуществляемые педагогами и учащимися в рамках отведенного времени и определенного контингента школьников. Эти занятия включены в школьное, классное расписание. Структурная единица этих занятий - урок по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе.
Урочные и факультативные занятия по-прежнему считаются основной формой учебно - воспитательной работы в школе, включены в школьное расписание, проводятся по нормативным учебным программам. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно - воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно - познавательной деятельности обучающихся. Вместе с тем, данные занятия имеют ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности обучающегося, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности педагогов и обучающихся.
Я считаю, что внеурочная деятельность ориентирует педагогов и обучающихся на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение.
Включение элементов занимательности является обязательным для внеурочных занятий и не должно снижать их обучающей, развивающей и воспитывающей роли. Внеурочная деятельность создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе педагогов, обучающихся и их родителей. Внеурочные занятия проводятся как в ОУ, так и вне его.
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы обучающихся, возникшие во время урока. В этом случае на помощь приходят модули внеурочной деятельности составленные в соответствии с требованиями ФГОС ООО и СОО.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы ООО и СОО и направление на достижение личностных и метапредметных результатов.
Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт условия для развития личности обучающегося, который должен не только понимать задачу, но и научиться действовать, чувствовать и принимать решения этой задачи.
В ходе внеурочной деятельности у обучающихся формируется активная гражданская позиция, готовность к принятию самостоятельного нравственного выбора, развивается становление системы ценностей, потребность в самосовершенствовании и самореализации.
В итоге, можно сделать вывод, что урочная и внеурочная деятельности в педагогическом процессе взаимосвязаны и взаимозависимы.
Урочная и внеурочная деятельность – две обязательных формы реализации единой основной образовательной программы, выстраиваемые на основе идей развивающего образования, системно - деятельностного и культурно-исторического подходов;
Урочный и внеурочный компоненты выполняют задачи реализации программ, входящих во ФГОС, предусматривают формирование УУД, воспитание и социализацию обучающихся, реализуют психолого-педагогическое сопровождение.