«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Предмет и задачи фонетики. Связь фонетики с другими разделами науки о языке.

В соответствии со структурой звуковой стороны языка предметом фонетики являются звуки, слоги, различные типы ударения, т. е. акцентуация и интонация.

В зависимости от целей и задач исследования различают фонетику: частную и общую; описательную и историческую; сопоставительную и экспериментальную; социофонетику.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Хлопцева Татьяна Игоревна

Тема: Предмет и задачи фонетики. Связь фонетики с другими разделами науки о языке.

Фонетика – раздел лингвистики о звуковой стороне человеческой речи. Это один из основных разделов языкознания.

Объектом фонетики является звуковая сторона речи – необходимая форма существования слов, материальное выражение, без которого невозможно существование языка. Звуковой строй языка – особый ярус в структуре языка, а поэтому фонетика – самостоятельный раздел языкознания, который имеет свой особый предмет и задачи. В соответствии со структурой звуковой стороны языка предметом фонетики являются звуки, слоги, различные типы ударения, т. е. акцентуация и интонация.

В зависимости от целей и задач исследования различают фонетику: частную и общую; описательную и историческую; сопоставительную и экспериментальную; социофонетику.

Частная фонетика занимается изучением звуковой системы конкретного языка.

Общая фонетика изучает закономерности, действующие в разных языках мира, и является основой для фонетического анализа системы любого конкретного языка. На основе такого изучения вырабатывает понятия об общих законах звучащей человеческой речи, о природе гласных и согласных, о возможном строении слогов, о типах ударения и о функционировании звуков в языке как средстве общения.

Описательная фонетика изучает фонетическую систему языка вопределённый период её развития, используя метод наблюдения над живой звучащей речью, а также инструментальные методы исследования.

Историческая фонетика изучает изменения, происходившие в звуковой системе языка на протяжении всей её истории. Источниками исторической фонетики являются памятники письменности данного языка и диалектическая речь.

Сопоставительная фонетика изучает фонетический строй несколькихязыков. Она основывается на описательных фонетиках и устанавливает сходства и различия сопоставляемых языков.

Экспериментальная фонетика. В её задачу входит постановка специальных экспериментов, где устанавливаются характерные качества звуков, их значение в процессе общения. Она строится на широком использовании специальной звукозаписывающей аппаратуры. Но здесь правильнее было бы говорить не о фонетике, а лишь об экспериментальном методе в фонетике (методы магнитофонной записи, рентгеноскопии, спектроскопии, осциллографии и т.п.).

Социофонетика изучает особенности произношения отдельных групп населения.

Будучи одним из разделов науки о языке, фонетика очень тес­но связана с другими ее разделами.

Связь фонетики с грамматикой и лексикологией заключается в соотношении лексического значения слова с подвижностью ударения (замок – замок, атлас – атлас). В результате чего слово меняет свое значение.

Связь фонетики с морфологией проявляется в том, что, устанав­ливая правила образования грамматических категорий, морфология очень часто обращается к фонетическим правилам. Таким образом наличие разных звуков в слове способно изменить часть речи и лексическое значение слова (Мила – мыла – мыло, стан –стань).

С фонетикой взаимосвязана орфография и орфоэпия. Поскольку орфоэпия будет интересоваться произношением, фонетика изучением количественного состава звуков и слогов, а орфография правильным написанием слов (спелого, смелого).

С фонетикой тесно связана графика – система буквенных знаков. Так, слова лук и луг на письме различаются, а звучат одинаково (лук) и(лук). Следовательно, буква и звук не всегда совпадают. Одна и та же буква может обозначать несколько звуков.Так, в словах выть, вить, кров и кровь буква в обозначает звуки соответственно [в], [в,], [ф], [ф,]; в словах лед и льет буква Е в первом случае обозначает звук [о], а во втором – сочетание звуков [о] и [й].

Некоторые буквы вообще не имеют звукового значения. К ним относятся Ь и Ъ, это вспомогательные знаки.

Фонетика связана также и с другим разделом грамматики – синтаксисом. Существуют определенные тенденции в интонационном оформлении таких синтаксических структур, как вопросительные предложения разных типов, прямые обращения, слова автора, пе­речисления, приветствия, прощания, вводные слова. При помощи интонационных средств определяется коммуника­тивный тип высказываний. Например, предложение Ты выучил правило, произнесенное с нисходящим тоном, является по­вествовательным, а с восходящим тоном – вопросительным предложением. От интонационного оформления предложения может зависеть его смысл.

Связь со стилистикой. В поэтической речи широко известен та­кой стилистический прием, как звуковой параллелизм. Этот тер­мин объединяет несколько приемов, в основе которых лежит по­вторение звуков. Это рифма – повтор конечных звуков слога: приветом – светом; аллитерация – повторение отдельных согласных зву­ков или их сочетаний: корабельный – радостный; ассонанс - повторение глас­ных звуков: голодный – холодный. Однако наиболее тесная связь фонетики со стилистикой про­является на уровне интонации. При помощи интонационных средств говорящий передает свои эмоции, свое отношение к ситу­ации или предмету разговора. Чтобы убедиться в этом, достаточно произнести самые короткие фразы Да или Нет различными тона­ми.

Кроме того, фонетика соприкасается и с рядом нелингвистических дисцип­лин, изучающих процесс производства и восприятия речи. Это связь с анатомией и физиологией человека, с акустикой, психологией и логопедией.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее