«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Правописание слов с пол- (полу-)

Цель урока: познакомить учащихся с написанием сложных слов с пол-, полу; учить предупреждать и исправлять орфографические и ре­чевые ошибки; развивать воображение, навыки самостоятельной работы. На уроке используется технология критического мышления, работа с тренажёром.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Класс: 6-А

Дата: 27.12.2022

Тема: Правописание слов с пол- (полу-).

Цели и задачи урока: - познакомить учащихся с написанием сложных слов с пол-, полу; учить предупреждать и исправлять орфографические и ре­чевые ошибки; развивать воображение, навыки самостоятельной работы.

- совершенствовать и развивать учебно-языковые умения и навыки учащихся;

- совершенствовать словарный запас учащихся;

- содействовать формированию культуроведческой, языковой и коммуникативной компетентностей школьников;

- развивать логическое мышление;

- воспитывать и развивать чувство внимательности в работе, ответственности за получение новых знаний.

Планируемые результаты: научатся правильно употреблять слова с пол-, полу-; предупреждать и ис­правлять орфографические и речевые ошибки, объяснять языковые явления.

Личностные: имеют мотивацию к учению,   осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы; извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, высказываний одноклассников.

Коммуникативные:  задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; строят небольшие монологические высказывания.

Тип урока: комбинированный



Ход урока

I. Организационный момент.

II. Орфографическая разминка

Грузчик, замочек, пылесос, неприятель, фонарщик

 - Определите способ образования существительных

III. Актуализация знаний

1. Образуйте сложные слова, запишите их (слайд 4)

Любит книги, варит на пару,  льёт сталь, метает пули, тушит огонь, юный натуралист.

- Молодцы, ребята. Сегодня мы познакомимся ещё с одним способом образования сложных слов, научимся находить их в предложениях и тексте, правильно писать такие слова.

IV. Изучение нового материала.

2. Определение темы и цели урока

Прочитаем стихотворение на слайде 5


Посмотрите на подчёркнутые в тексте слова и скажите, в чём особенность этих слов . Назовите тему нашего урока.

- А теперь подумайте, какова  проблема нашего урока? (Решить, когда ПОЛ- пишется со словами через дефис, а когда слитно).

- Посмотрим только на те слова, которые с ПОЛ- пишутся слитно. Проанализируйте примеры и сделайте вывод. Перед какими буквами в этих словах стоит ПОЛ? (перед согласными).


Сформулируем правило. Сделаем вывод о том, когда ПОЛ- пишется со словами слитно.

-  А какие согласные не подчиняются правилу (заглавные и л).

- В каком ещё случае пол пишется через дефис? (перед гласной)

- Чем отличается от всех подчеркнутых слов слово “полуживой. Приведите свои примеры слов с начальным ПОЛУ(После ответов следует слайд со словами, начинающимися с ПОЛУ-). Сделайте вывод о правописании таких слов.

Посмотрите на слайд №6 и прочитайте конец стихотворения

- Совпадают ли наши выводы с финальной частью стихотворения?

 Давайте проверим,  правильно ли мы сформулировали правило, прочитаем о правописании таких слов в учебнике. Приведите собственные примеры.

V. Первичное закрепление изученного материала.

1. Объяснительный диктант (объяснить слитное и дефисное написание).

Полсада, полгорода, пол-Саратова, пол-луковицы, пол-ананаса, полметра, полумрак.

2. Зрительный диктант. Глядя на половинки рисунков на слайде, Вы должны будете записать то, что видите (слайд 14)

- А теперь сверьтесь со слайдом №15

Полгруши, полмашины, пол-ложки, пол-огурца, полрепки, пол-арбуза, полвишни, полпомидора, пол-ананаса, полрыбы.

- У кого одна ошибка? Поставьте себе “4”. А у кого ни одной ошибки, поставьте себе “5”.

 3.  Выборочный диктант.

А сейчас, ребята, в роли учителя выступят артисты, которые споют весёлый диктант, а Вы должны будете записать называемые слова с ПОЛ-/ПОЛУ-Звучит аудиозапись (открывать с помощью WindowsMediaPlayer) песни из уроков “Радионяни” Ребята на слух воспринимают текст, выбирают слова с новой орфограммой.

Ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=SXW7hJUXhxs

https://kykyryzo.ru/ (слайд 16)

У ребят должна появиться следующая запись: полдня, пол-леща, пол-облачка, пол-лица, к полудню, полуживой. (Записываем в тетрадь).

4. Лексический диктант. Отгадайте слово по его значению (устно) (слайд 17)

  • 1. Середина дня, время высшего стояния солнца над горизонтом, соответствующее 12 часам.

  • 2. Расстояние, равное половине шага.

  • 3. Небольшая железнодорожная станция.

  • 4. Половина литра.

  • 5. Короткая, до колен, зимняя верхняя одежда из меха.

  • 6. Слабое освещение, близкое к темноте.

  • 7. Часть суши, с трех сторон омываемая морем, а с четвертой примыкающая к материку.


5. Распределительный диктант (самопроверка со слайда) (слайд 18, 19)

(Полу)ф…нал, (пол)Челябинска, (пол)тайма, (пол)часа, (пол)автобуса, (пол)игры, (полу)защитники, (полу)метровое ра…стояние, (пол)света, об…ехал (пол)области, (пол)ст…диона, и…п…сал (пол)тетрад…


6 . Ученики самостоятельно работают с тренажёром и получают оценку (присылают скрины выполненного задания)

https://onlinetestpad.com/ru/test/102884-pristavki-pol-i-polu


VI. Итоги урока. Рефлексия.

Приём из технологии критического мышления (слайд 20):

«Верно-неверно»

  1. Пол (шины) пишется через дефис? НЕТ

  2. Полу(остров) пишется через дефис? НЕТ

3.Слово пол(буханки) пишется слитно? Да

4.Слово пол (лампы) пишется раздельно? Нет

5.Пол(урока) пишется раздельно. НЕТ

6.Полу(бокс) пишется слитно? ДА

7.Пол(ужина) пишется с дефисом? ДА

8. Пол (Казахстана) пишется раздельно? Нет


Друзья мои, я очень рада,

Что состоялся наш урок.

Ну а сейчас приходит время

Уроку подвести итог.


- Смогли лы решить проблему, поставленную в начале урока?

- Когда слова с ПОЛ-/ПОЛУ- пишутся с существительными через дефис, а когда слитно?

- Каков способ образования таких слов? Какой морфемой является ПОЛ-/ПОЛУ-?

-Понравилась ли вам тема, упражнения урока? Стали ли вы немножечко мудрее? (слайд 21)

- Покажите на линеечке степень усвоения материала.

-Сегодня, ребята Вы неплохо поработали. Оценки за урок получают…

VII. Домашнее задание (слайд 22)

Выучить правило правописания слов с пол- полу-.

(На выбор)

  1. На оценку 4. Впишите корень ПОЛ- (ПОЛУ-) по образцу: Полдома, пол-избы, …тетради, …листа, …десятого, …одиннадцатого, …мандарина, …апельсина, …лимона, …груши, …яблока, …города, …Африки, …страны, …России, …шубок, …станок, …оборот.

  2. На оценку 5. Составьте текст о приготовлении любимого блюда,

употребляя существительные с ПОЛ-/ПОЛУ-.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее