«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок русского языка в 6 классе "Правописание приставок пре и при"

Тема: Правописание приставок Пре- и При-

Учитель: Баженова Наталья Владимировна

УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Н.В.Ладыженская, Л.Т. Григорян, И.И.Кулибаба Русский язык 6 класс: учебник для общеобразоват.школ. 4-е изд. – М. Просвещение, 2021

Тип урока: урок изучения нового материала

Технология построения урока: проблемно-диалоговая

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: Правописание приставок Пре- и При-

Учитель: Баженова Наталья Владимировна

УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Н.В.Ладыженская, Л.Т. Григорян, И.И.Кулибаба Русский язык 6 класс: учебник для общеобразоват.школ. 4-е изд. – М. Просвещение, 2021

Тип урока: урок изучения нового материала

Технология построения урока: проблемно-диалоговая

Цели как деятельность учеников.

Образовательные:

  • формирование орфографического навыка правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-;

  • развить умение формулировать определение понятий;

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические и грамматические умения.

Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения работы в группах, парах.

Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к русскому языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в группах, парах: развитие уважения друг к другу.


Формируемые универсальные учебные действия:

  • Познавательные: пользоваться словарями разных типов; упражнениями в электронном приложении;

Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим);

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему);

  • Регулятивные: искать пути решения проблемы, анализировать и систематизировать накопленный материал; планировать, ставить учебную задачу; оценивать речевое высказывание.

  • Коммуникативные: взаимодействовать в группе, обосновывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.





















Ход урока


Основные этапы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организацион-

ный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветствие

Проверка готовности к уроку.

- В качестве д/з я предложила вам прочитать рассказ Е. Носова «Трудный хлеб». Понравился ли вам рассказ?

- Почему он носит такое название?

_ Любой цели надо добиваться трудом, поэтому сегодня будьте внимательны, чтобы результаты урока вас порадовал.

Приветствие О/в учителя

II.Актуализация знаний



Слайд 1.

- Посмотрите на слайд и определите, какая морфемы есть во всех словах (кроме корня)

- О какой морфеме пойдет речь на уроке?

- Что такое приставка?

- Проверка д/з *выписать из фрагмента текста «Трудный хлеб» слова с приставками. (Слайд2,3).




Устная работа, о/в.

Проверка д/з.

1 ученик выписывает слова с приставками из д/з заранее на доске. Отметка за выполнение д/з получает ученик, остальные оценивают себя сам-но.

III.Постановка

учебной цели

Постановка учебной проблемы.

-Написание каких приставок мы можем объяснить? (Слайд 4)

- Сможем ли мы правильно написать сейчас безударную гласную в третьей группе приставок? (Нет) Почему? (Не знаем правила)

Возникла проблема. Какая (Когда писать пре-, а когда при-?)

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. (слайд №5)

Запишем её в тетрадях.

Работают над определением темы урока. Записывают тему урока. Формулируют цель урока




Работа в тетрадях

IV.Усвоение новых знаний


-Что нужно для того, чтобы правильно написать приставки Пре- и При-?

-Предлагаю вам побывать в роли исследователей

Анализ слов с приставками пре – и при- Задание: проанализировать слова

1. Подумать над значением каждого слова

2. Определить, какое общее значение объединяет слова с вашей приставкой.

3. Сделать вывод-версию о правописании гласной в приставке в вашем случае.



Материал для анализа

1-ая группа слов: приехать, приплыть, прибежать

2-ая группа: пришить, приклеить, приколоть.

3-я группа: пришкольный, пригородный, приморский

4-ая группа: приоткрыть, присесть. приостановить

-Одинаковые значения у приставок пре и при или разные?

-Сделайте вывод: от какого условия зависит выбор приставки пре- и при-(от значения этих приставок)

Вывод: (слайд №6,7)

- Проверим ваши предположения, прочитав правило в учебнике. Стр.111-112. Все ли условия, перечисленные в правиле, были названы вами?


- Составьте кластер/алгоритм/таблицу


Работают в парах или микрогруппах, определяют значение приставок пре и при, делают вывод, когда пишем пре, когда при.

См. прил.




















Выступают с предположениями.



Читают правило в учебнике, сравнивают его с выводами, сделанными в процессе групповой работы, делают выводы Составляют кластер или таблицу/алгоритм.

V. Первичное закрепление

Распределить слова по колонкам


Пре при


Презабавный прибрежный

Прескучный прийти

Преградить приклеить

Преинтересный пригореть

По 1 у доски с комментарием.

VI. Физминутка

Разминка для глаз, кисти рук


VII.Закрепление изученного материала

  1. «Одним словом» слайд 8

  2. Упражнение «Десять дробей»

Приехать, приклеить, превеселый, преграда, привокзальный, привстать, пристрелить, приоткрыть, прижечь, премудрый

Оцените себя

10 – «5»

8-9- «4»

6-7- «3»

5 и менее –«2»

3. записать синонимы с ПРЕ и ПРИ (слайд 9)

  1. В классе находится двадцать пять человек.

  2. Школа купила несколько компьютеров.

  3. Надо начинать работу в саду.

  4. Настроение у нас было великолепное.

  5. На крыльце школы сидел очаровательный пушистый котенок.

  6. Шум в зале внезапно оборвал  речь оратора.

  7. Я осторожно дотронулся до пушистой шерстки котенка.

  8. Наш лидер очень сильно увеличивает свои заслуги.

Проверка с самооценкой

5. Разноуровневые задания (слайд 10)

-) составить словосочетания по картинкам, используя слова с пре и при.;

-)составить 4 П по картинкам, используя слова с пре и при. Доп.задание: синт. разбор 1 П.


-Заслушаем ответы (2-3 работы, по желанию, на проверку). Комментирование поставленных отметок



1. Выполнение упр. устно с комментированием

2. В числителе цифры от 1 до 10, в знаменателе буквы Е или И ( пре/при)




Самооценка





3. Выполняют сам-но. Возможна помощь соседа


















Проверяют правильность выполнения, ставят себе оценку (смайлик)

Выполняют упр. , проверка.












Рефлексия деятельности




Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги (слайд №11)

Выполнили мы поставленные цели? Молодцы!

Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями.


Я усвоил материал урока

Испытываю затруднения в написании гласной в приставках ПРЕ и ПРИ




Домашнее задание

Упражнение №214 письменно, упражнения по электронному приложению.

Запись учащимися в дневники, выставление отметок




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее