Тема: Правописание приставок Пре- и При-
Учитель: Баженова Наталья Владимировна
УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Н.В.Ладыженская, Л.Т. Григорян, И.И.Кулибаба Русский язык 6 класс: учебник для общеобразоват.школ. 4-е изд. – М. Просвещение, 2021
Тип урока: урок изучения нового материала
Технология построения урока: проблемно-диалоговая
Цели как деятельность учеников.
Образовательные:
формирование орфографического навыка правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-;
развить умение формулировать определение понятий;
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические и грамматические умения.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
формирование логических умений;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения работы в группах, парах.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к русскому языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в группах, парах: развитие уважения друг к другу.
Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные: пользоваться словарями разных типов; упражнениями в электронном приложении;
Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим);
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему);
Регулятивные: искать пути решения проблемы, анализировать и систематизировать накопленный материал; планировать, ставить учебную задачу; оценивать речевое высказывание.
Коммуникативные: взаимодействовать в группе, обосновывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Ход урока
Основные этапы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I.Организацион- ный момент, мотивация к учебной деятельности | Приветствие Проверка готовности к уроку. - В качестве д/з я предложила вам прочитать рассказ Е. Носова «Трудный хлеб». Понравился ли вам рассказ? - Почему он носит такое название? _ Любой цели надо добиваться трудом, поэтому сегодня будьте внимательны, чтобы результаты урока вас порадовал. | Приветствие О/в учителя |
II.Актуализация знаний
| Слайд 1. - Посмотрите на слайд и определите, какая морфемы есть во всех словах (кроме корня) - О какой морфеме пойдет речь на уроке? - Что такое приставка? - Проверка д/з *выписать из фрагмента текста «Трудный хлеб» слова с приставками. (Слайд2,3).
| Устная работа, о/в. Проверка д/з. 1 ученик выписывает слова с приставками из д/з заранее на доске. Отметка за выполнение д/з получает ученик, остальные оценивают себя сам-но. |
III.Постановка учебной цели | Постановка учебной проблемы. -Написание каких приставок мы можем объяснить? (Слайд 4) - Сможем ли мы правильно написать сейчас безударную гласную в третьей группе приставок? (Нет) Почему? (Не знаем правила) Возникла проблема. Какая (Когда писать пре-, а когда при-?) Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. (слайд №5) Запишем её в тетрадях. | Работают над определением темы урока. Записывают тему урока. Формулируют цель урока
Работа в тетрадях |
IV.Усвоение новых знаний
| -Что нужно для того, чтобы правильно написать приставки Пре- и При-? -Предлагаю вам побывать в роли исследователей Анализ слов с приставками пре – и при- Задание: проанализировать слова 1. Подумать над значением каждого слова 2. Определить, какое общее значение объединяет слова с вашей приставкой. 3. Сделать вывод-версию о правописании гласной в приставке в вашем случае.
Материал для анализа 1-ая группа слов: приехать, приплыть, прибежать 2-ая группа: пришить, приклеить, приколоть. 3-я группа: пришкольный, пригородный, приморский 4-ая группа: приоткрыть, присесть. приостановить -Одинаковые значения у приставок пре и при или разные? -Сделайте вывод: от какого условия зависит выбор приставки пре- и при-(от значения этих приставок) Вывод: (слайд №6,7) - Проверим ваши предположения, прочитав правило в учебнике. Стр.111-112. Все ли условия, перечисленные в правиле, были названы вами?
- Составьте кластер/алгоритм/таблицу
| Работают в парах или микрогруппах, определяют значение приставок пре и при, делают вывод, когда пишем пре, когда при. См. прил.
Выступают с предположениями.
Читают правило в учебнике, сравнивают его с выводами, сделанными в процессе групповой работы, делают выводы Составляют кластер или таблицу/алгоритм. |
V. Первичное закрепление | Распределить слова по колонкам
Пре при
Презабавный прибрежный Прескучный прийти Преградить приклеить Преинтересный пригореть | По 1 у доски с комментарием. |
VI. Физминутка | Разминка для глаз, кисти рук |
|
VII.Закрепление изученного материала | «Одним словом» слайд 8 Упражнение «Десять дробей» Приехать, приклеить, превеселый, преграда, привокзальный, привстать, пристрелить, приоткрыть, прижечь, премудрый Оцените себя 10 – «5» 8-9- «4» 6-7- «3» 5 и менее –«2» 3. записать синонимы с ПРЕ и ПРИ (слайд 9) В классе находится двадцать пять человек. Школа купила несколько компьютеров. Надо начинать работу в саду. Настроение у нас было великолепное. На крыльце школы сидел очаровательный пушистый котенок. Шум в зале внезапно оборвал речь оратора. Я осторожно дотронулся до пушистой шерстки котенка. Наш лидер очень сильно увеличивает свои заслуги. Проверка с самооценкой
5. Разноуровневые задания (слайд 10) -) составить словосочетания по картинкам, используя слова с пре и при.; -)составить 4 П по картинкам, используя слова с пре и при. Доп.задание: синт. разбор 1 П.
-Заслушаем ответы (2-3 работы, по желанию, на проверку). Комментирование поставленных отметок
| 1. Выполнение упр. устно с комментированием 2. В числителе цифры от 1 до 10, в знаменателе буквы Е или И ( пре/при)
Самооценка
3. Выполняют сам-но. Возможна помощь соседа
Проверяют правильность выполнения, ставят себе оценку (смайлик) Выполняют упр. , проверка.
|
Рефлексия деятельности
| Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги (слайд №11) Выполнили мы поставленные цели? Молодцы! Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями.
| Я усвоил материал урока Испытываю затруднения в написании гласной в приставках ПРЕ и ПРИ
|
Домашнее задание | Упражнение №214 письменно, упражнения по электронному приложению. | Запись учащимися в дневники, выставление отметок |