Тема: Правописание мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа.
Цели: расширить представления о новой функции "Ь" в глаголах 2 лица единственного числа, научить:
1) личностные: мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей);
2) познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов;
3) коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
4) регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, способность к мобилизации сил.
Оборудование: учебники, карточки с заданиями, с пословицами, со словами, магнитофон, фонограмма со звуками леса, человечки «Состав слова», «Глагол».
Мотивирование к учебной деятельности.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.
- Кто пришел в гости? (Веселые человечки)
- Кто поведет нас по Стране Знаний? (Глагол)
- Почему вы так решили?
II. Работа по теме урока.
1. Актуализация знаний.
- Мы пойдем по волшебной тропинке.
- Что напоминает тропинка?
Ь Ь Ь Ь
- Что интересного знаем про эту букву?
- Для чего служит мягкий знак?
- Прочитайте слова
Шьёт, беречь, польёт, работаешь, дочь, мыть.
- Что общего в словах?
- Какое слово лишнее и почему?
- На какие группы можно разбить слова?
- Почему нет формы прошедшего времени?
- Выпишете слова:
- с разделительным мягким знаком;
- Ь- показатель неопределенной формы глагола;
- Какое слово осталось?
- Что вы можете о нем сказать?
- Для чего нужен в этом слове Ь?
2.Определение темы урока.
- Кто сформулирует тему урока?
3. "Открытие нового знания".
Работа в парах.
- Подберите синонимы к слову «работаешь» (трудишься, творишь, мастеришь).
- Для чего нужен «Ь» в этих словах?
- Проверим наши выводы по учебнику.
4. Первичное закрепление с комментированием.
- Что вы можете сказать о глаголах?
гладить по головке
зарубить на носу
бежать
светлеть
молчать
- Образуем форму 2-го лица, ед. числа.
-Что помогает нам понять, что это глаголы 2-го лица, ед. числа?
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Что написано на доске?
- Что такое пословица?
- Что необычного заметили?
Тише едеш... – потеряеш... час.
Упустиш... минуту - то и пожнеш...
Что посееш...- дальше будеш...
- Какое значение в пословицах имеют глаголы 2-го лица, ед. числа.
- Запишите пословицы, подобрав концовку.
- Объясните смысл пословиц?
- Что значит «пожнешь»?
(Дети записывают пословицы (каждый ряд свою), затем проверяют по эталону.)
6.Физминутка.
Фонограмма со звуками леса.
Какие звуки услышали?
Физминутка для глаз.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Работа над текстом.
- В русском языке много тайн и загадок.
- Их открыть и разгадать помогут наши знания
- Вы сами выберете задание.
ЗАДАНИЕ 1
- Рассмотрите вторую группу пословиц.
- Какое задание предлагается?
Слово (б.вр., 2л., ед. ч), как узлом (б. вр., 2л., ед. ч.).
(Б.вр., 2 л., ед.ч.) – людей (б.вр., 2л., ед.ч.).
Шила в мешке не (б. вр., 2 л., ед. ч.).
ЗАДАНИЕ 2
-От какого лица ведется речь?
- Какое задание можете предложить?
-Запишите текст, изменив 1 лицо глаголов на второе.
Хорошо летом в деревне! Встану утром пораньше, выпью чаю и выйду на прогулку в рощу. Брожу по тропинкам, дышу свежим воздухом. А устану, присяду на берегу пруда на зелёную травку.
(Выборочная проверка).
- Какую особенность имеют глаголы 2-го лица единственного числа?
III. Рефлексия.
- Какими знаниями вы хотели бы поделиться дома с родителями?
- Какие открытия для себя сделали?
- Как пригодятся нам эти знания?
- Закончите предложение:
Мне было интересно ...
Мне было трудно ...
Я хотел(а) бы ещё узнать ...
IY. Оценивание.
а) Самооценка – «волшебная линеечка».
б) Оценка учителя.
Y. Домашнее задание. Упр. 72 стр.93.