«Зимний фестиваль знаний 2025»

Правописание гласных в корне слова. Подготовка к ЕГЭ.

Урок: Правописание гласных в корне слов. Подготовка к ЕГЭ.

Цели урока: 1) повторить правила написания проверяемой безударной гласной в корне слова;

2) формировать навык правильной постановки букв А или О, Е или И в корнях с чередованием 3) формировать навыки самостоятельной работы, самопроверки и самооценки учебного труда.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок русского языка в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ.

Тема: Правописание гласных в корне

Орфография слова есть биография слова.

В.П.Шереметевский


Цели урока:
1) повторить правила написания проверяемой безударной гласной в корне слова;

2) формировать навык правильной постановки букв А или О, Е или И в корнях с чередованием
3) формировать навыки самостоятельной работы, самопроверки и самооценки учебного труда.

Задачи:
1) уметь устно объяснять орфограммы в корнях слов;
2) развивать умение видеть и находить в художественном тексте слова с изученной орфограммой;
3) формировать умение пользоваться изученным материалом на ЕГЭ


Во многих языках ударение является фикси­рованным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

  • Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на пред­последний слог, в чешском языке – на первый.

  • В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог. Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.

Слайд Орфоэпическая минутка.

Аэропорты, баловать, балованный, включим, вручит, донельзя, жалюзи, завидно, звонит, избалованный, исчерпать, каталог, красивее, налита, намерение, насорит, обеспечение, облегчить, принудить, согнутый, средствами, столяр, черпать, шарфы, торты, банты.

(Учащиеся обмениваются карточками и делают взаимопроверку, затем называют ошибки, допущенные своим соседом по парте)

Слайд Проверь себя!

АэропОрты, баловАть, балОванный, включИм, вручИт, донЕльзя, жалюзИ, завИдно, звонИт, избалОванный, исчЕрпать, каталОг, красИвее, налитА, намЕрение, насорИт, обеспЕчение, облегчИть, принУдить, сОгнутый, срЕдствами, столЯр, чЕрпать, шАрфы, тОрты, бАнты.


Слайд. А.С.Пушкин – солнце русской п..эзии.

Стоит лишь чуть-чуть прик…снуться к п..эзии Пушкина, как ты чувствуешь т..пло и любовь п..эта ко всему, что есть в жизни. Ты пол…гаешь, что это пушкинский мир, а он и твой тоже. Как м..лоденький з..лёный р…сток, ты тянешься к солнцу, “солнцу русской п..эзии”. Ты дышишь полной грудью, устр..мляешься всё выше и выше. И уже ничто не заст…лает тебе пути к свету. И душа живёт.

Вставить пропущенные буквы, расставить ударение

Слайд Орфограмма Гласные

Проверяемые Непроверяемые Чередующиеся

ударением ударением

Слайд Проверяемые ударением

Безударные гласные корня проверяются ударением, т.е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова.


Слайд Корни с безударной гласной, проверяемой ударением

  • Зап.вать песню – зап.вать водой;

  • Пос.деть на скамейке – пос.деть от горя;

  • Нак.лите дров – нак.лите железо;

  • Пол.скать в реке – пол.скать котёнка;

  • Сп.сать упражнение – сп.шить на поезд;

  • Прим.рять костюм – прим.рять товарищей;

  • Посв.тил фонарём – посв.тил стихотворение

Слайд В русском языке существует много слов, корневые гласные у которых нельзя проверить ударением. Написание таких слов определяется по орфографическому словарю.
 Сюда включаются как исконно русские, так и заимствованные слова. Вот некоторые из них: абориген, антагонизм, бадминтон, бифштекс, бриолин, вестибюль, винегрет, волынка, диапазон, деликатес, дирижабль, демагог, иждивение, инициатива, кабала, канонада, конфорка, криминология, кобура, кощей, макулатура, наваждение, обаяние, оказия, оптимизм, панорама, привилегия, палисадник, пластилин, смятение, туннель

Слайд Чередующиеся гласные в корне

Корни, в которых написание гласной зависит от суффикса, следующего за корнем

Корни, в которых написание гласной зависит от ударения

Корни, в которых написание гласной зависит от буквы, стоящей за гласной

Корни, в которых написание гласной зависит от смысла

-бер-/-бир-

-дер-/-дир-

-мер-/-мир-

-пер-/-пир-

-тер-/-тир-

-блест-/-блист-

-жег-/-жиг-

-стел-/-стил-

-чет-/-чит-

Пишется И, если за корнем следует суффикс -а-

замирать – замереть,

блистать - блестеть

Исключения:сочетать сочетание

 -лаг-/-лож-

-кас-/-кос-

Пишется А, если за корнем следует суффикс-а

касаться – коснуться,

предлагать – предложить

Исключение: полог

-гар-/-гор-

-клан-/-клон-

-твар-/-твор-

Под ударением – А,

без ударения – О.

загар – загорать

поклон – кланяться

творить – тварь  

Исключения:пригарь выгарки, утварь

 -зар-/-зор-

Под ударением – в соответствии с произношением,

без ударения – А.

зори – зарево – заря

Исключение:зоре-вать

 -плав-/-плов-

Без ударения О пишется только в словах:

пловец, пловчиха

-раст- (-ращ-)/-рос-

Пишется А перед ст,щ, в остальных случаях-О

расти, сращение – росла

Исключения:росток рост, ростовщик, подростковый, Ростов, Ростислав, отрасль

 -скак-/-скоч-

Пишется А перед К,

пишется О перед Ч

скакать – вскочить

Исключения:скачок скачу

-мак-/-мок-

мак = «погружать в жидкость», «макать»

мок = «пропускать жидкость», «мокнуть»

макать (хлеб в молоко) вымокнуть (под дождем)

 -равн-/-ровн-

равн = «равный, одинаковый, наравне»

ровн = «ровный, гладкий, прямой»

выровнять(поверх-ность) –сравнивать

Слайд. Чередующиеся гласные

Заб.раю, подб.ру, прик.сновение, предл.гать, к.сание, к.снуться, предл.жение, отр.сль, р.стение, выр.сла, пор.сль, ср.щение, Р.стов, пол.гать, з.рница, скл.нение, попл.вок, выск.чить, пром.кашка, р.внина, ср.внять, ск.чок, заг.р.

Работа с учебниками.

Упр. 102, 104, 106, 107.


Слайд Цифровой диктант

Весёлый(1) выгорело(3) сердечный(1) вестибюль(2) изложить(3) гора(1)

касаться(3) кабала(2) косичка(1)

блестеть(3) заря(3) кобура(2) деревья(1) макулатура(2) панорама(2) росистый(1) сочетать(3) выскочка(3) пластилин(2) сосна(1) туннель(2) росточек(3)

1,3,1,2,3,1,3,2,1,3,3,2,1,2,2,1,3,3,2,1,2,3.

Подготовка к ЕГЭ

Слайды

1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

разг..реться оштр..фовать

прил..гать прик..снуться к..ламбур

Ответ:_________________________

2.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

т..оретик забл..ставший

изб..рательный пер..одический предпол..гать

Ответ____________________________

3.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

рез..денция анн..тация

забл..стал р..стение скр..пучий

Ответ:_____________________

4.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пок..ряющий заг..релый д..летант з..ря к..саться

Ответ_______________________________

5. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

б..гаж оф..рмлять

оз..рило водор..сли зап..раются

Ответ: ___________________________

6. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обж..гаться просл..влять

ок..лдовать кр..стьянин приг..ревшая

Ответ: ______________________________

7. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

зат..мнённый комп..тентность

выт..раться р..шение бл..стеть

Ответ:_________________________

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

землетр..сение при..ритет

оз..ряться расст..лается выск..чка

Ответ:______________________

9. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

несг..раемый пор..сль

ст..рожить к..нфорка обж..гающий

Ответ:_____________________________

10. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

разр..слась сув..ренитет

пол..мист заг..релась распол..гаться

Ответ:_____________________________


Подведение итогов.



Рефлексия (поставьте +/-;ответ)

Утверждения

+/-; ответ

Я уверен, что знаю данную  тему и смогу выполнить задания по ней.


Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.


Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.


Что вызвало наибольшую трудность?



Над чем ещё нужно поработать?




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее