«Осенний фестиваль знаний 2024»

Правила в стихах. ч. 1 "Фонетика, графика, орфоэпия"

Правила в стихах помогут ученикам средних классов изучать правила русского языка. Задания к текстам разработаны с учётом опоры на ранее изученный школьный материал. Упражнения требуют от учеников посильного внимания и логического мышления. С помощью данных упражнений осуществляется обучение пятиклассников всем видам речевой деятельности.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Дидактический материал по русскому языку

для 5 класса школ с украинским языком обучения

(В помощь учителю. 1 часть)


Задания к текстам разработаны с учётом опоры на знания, полученные на уроках украинского языка или ранее изученного школьниками материала. Упражнения требуют от учеников посильного внимания и логического мышления. С помощью данных упражнений осуществляется обучение пятиклассников всем видам речевой деятельности.


Упр. 1 –26 «Фонетика. Графика. Орфоэпия.»

Упр. 27 – 31 « Лексика. Лексикология»

Упр. 32 – 33 «Морфемика»


Упражнение №1

І. - Прочитайте стихотворение. О каких звуках говорится в нём?

- Как называется наука, изучающая звуки речи?

- Какие ещё звуки, существующие в природе, вы знаете?

- Какие звуки речи вы знаете?

Фонетика

(укр.Фонетика)


Ты запомни, милый друг,

Много звуков есть вокруг:

Пенье птиц и скрежет шин,

И гудки автомашин,

Ветра шум и листьев шёпот,

Шелест трав и конский топот

А Фонетика – наука,

Изучающая звуки.

Но не все! Не все подряд!

Звуки речи!!! Состоят

Все слова из них, запомни!

И об этом всем напомни!


ІІ. - Объясните значение выделенных слов.

- Найдите в тексте обращение.

ІІІ. - Запишите подчёркнутое предложение.







Упражнение №2

І. - Прочитайте стихотворение.

- Как называется раздел науки о языке, который изучает звуки и буквы?

- Чем отличаются звуки от букв?

В Фонетику сегодня

Урок всех нас зовёт.

В стране той много звуков

И разных букв живёт.

Мы с вами звуки слышим

И произносим их,

А буквы видим, пишем

В тетрадочках своих.

ІІ. - Назовите звуки и буквы в подчёркнутых словах.

ІІІ. - Перепишите стихотворение, выучите его наизусть.


Упражнение № 3

І. - Прочитайте стихотворения, перескажите, о чём в них говорится.

- Кто же этот таинственный гость?

- Чем различаются выделенные слова? Что они обозначают?

1. К нам во двор явился гость.

Предложил ему я кость.

Это был чудесный дог.

Он прекрасно лаять мог.

“Гав!” он громко мне сказал

И к соседям убежал.

2. Жил – был в речке старый сом.

Он имел отличный дом.

Вырастали в доме том

Сомик – сын и дочка - сом.

Сом - отец был очень мил:

Сам детей в детсад водил.

ІІ. - Объясните написание слова жил.

- В словах стол, кот, дата, дом измените одну из букв так, чтобы

получилось новое слово.

ІІІ. - Запишите выделенные слова.

Упражнение № 4

І. - Прочитайте стихотворение.

- Назовите гласные звуки русского языка. Какими буквами они обозначаются?

- Сколько гласных звуков спряталось в выделенных словах?

Гласные звуки

(укр. голосні звуки)
Напишу я на доске Сколько гласных в языке.

Их я знаю ровно шесть

И могу все перечесть:

А, О, Э, И, Ы, У -

Их запомнить я смогу.


ІІ. - Вспомните слова, которые начинаются на гласный звук.

- Что вы можете сказать о гласном звуке Ы?

ІІІ. - Перепишите стихотворение и запомните гласные звуки русского языка.


Упражнение № 5


І. - Прочитайте стихотворение.

- Как в русском языке образуются гласные и согласные звуки?


Мы голосом свободно образуем

Все гласные. Им так легко идти!

А звук, что мы согласным именуем,

Преграды повстречает на пути.

Преграды эти шумом называют.

Они согласный образуют звук.

Но часто к шуму голос прибавляют,

Чтобы согласный слышался вокруг.


ІІ. - Назовите гласные и согласные звуки в выделенных словах.

ІІІ. - Перепишите стихотворение.








Упражнение № 6


І.- Прочитайте стихотворение. Назовите по - порядку все буквы русского

алфавита.

- Назовите буквы, которых нет в украинском языке.

- Какие буквы есть в украинском языке, но отсутствуют в русском?

- Какие буквы не имеют звукового значения?

Алфавит

(укр. алфавіт)


- А, бэ, вэ, гэ, дэ, е, ё…-

Учит буквы вороньё. -

Жэ, зэ, и, й, ка, эль, эм…

Но выходит не совсем.

Эн, о, пэ, эр, эс, тэ, у…

Я учить им помогу.

Эф, ха, цэ, че – учим – ша…

Повторяем неспеша.

Ща добавим, ъ (твёрдый знак)…

В русском пишем ы вот так.

Ь (мягкий знак) еще, друзья!

И закончим: э, ю, я.


ІІ. - Прочитайте алфавит по звукам.

ІІІ. - Запишите русский алфавит и запомните его.


Упражнение № 7


І. - Прочитайте и закончите стихотворение.

- Подумайте, почему алфавит ещё называют азбукой?

Алфавит

(укр. алфавіт)


Буквы в ряд один стоят,

Словно вышли на парад,

Не галдят и не шумят,

Друг за дружкою стоят.

Мир, спокойствие вокруг.

Это азбука, мой друг.

Имя русское хранит

Нам знакомый … (алфавит)


ІІ. - Объясните значение слова галдят.

ІІІ. - Запишите звуковой состав слова русское.

Упражнение № 8

І. - Прочитайте стихотворение.

- Как называется установленный порядок букв в языке?

- Сколько букв в русском алфавите?

Алфавит

(укр. алфавіт)

Собрались буквы вместе

В весёлый алфавит,

Где буквочка на месте

Всегда своём стоит.

Есть в русском алфавите

Их 33 (тридцать три) всего.

Запомнить поспешите

Вы полностью его.

ІІ. - Прочитайте наизусть алфавит.

- Назовите буквы в выделенном слове. Расположите их в алфавитном

порядке.

Упражнение № 9


І. - Прочитайте стихотворение.

- Как в украинском языке определяется количество слогов в слове?

- Как в русском языке определяется количество слогов в слове?


Слог

(укр. склад)

Слоги – легкая наука:

Это звук иль больше звуков.

Мы одним дыханьем – раз! –

Произносим слово «класс».

В этом слове слог один.

Сам себе он господин.

В слове «шко-ла» слога два

И три – в слове «го-ло-ва».

Чтобы слоги посчитать,

Нужно гласные все знать:

Столько слогов называем,

Сколько гласных насчитаем.


ІІ. - Назовите слова, состоящие из одного слога (двух, трёх, четырёх

слогов).

ІІІ. - Выпишите по одному слову, которые состояли бы из одного, двух,

трёх или четырёх слогов.


Упражнение № 10


І. - Прочитайте стихотворение.

- Какие слоги называются ударными, а какие безударными?

Ударные и безударные слоги

(укр. наголошені і ненаголошені склади)

В слове есть ударный слог:

Всех перекричать он смог.

Гласный в нём мы чётко слышим,

И с уверенностью пишем.

Но, поверь ты мне, коварный

Слог обычный, безударный.

Не спеши писать, как слышишь:

Вдруг ошибку в нем напишешь.

Мы на слух ему не верим,

Все по правилам проверим.

ІІ. - Поставьте ударения в словах стихотворения.

- Запишите выделенные слова, разделяя их на слоги.


Упражнение № 11


І. - Прочитайте стихотворение.

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударный гласный в слове?

- Для чего нужен орфографический словарь?

Непонятно, вот б…да,

Как писать г…ра, в…да?..

А м…ря, з…мля, с…ло?..

Всё забылось, как назло.

Безударный гласный в них

Слабо слышится, притих.

Чтобы нам не ошибиться

В написаньи слов таких,

Нужно очень потрудиться,

Чтоб не ждать беды от них.

Все давно ребята знают,

Что бывает много гор,

В сёлах земли засевают,

Водам в море есть простор.

Ударение поможет

Нам ошибок избежать.

Зная это, каждый сможет

Чисто, грамотно писать.

Ну, а если ударенье

Не проверит этих слов,

Не впадайте в огорченье –

Вам словарь помочь готов.


ІІ. Выпишите пары слов с безударным гласным в слабой позиции и под

ударением.


Упражнение № 12

І. - Прочитайте стихотворение.

- Объясните влияние мягкого знака на значение слова.

1. Кролик наш отлично ел.

И траву, и хлеб, и ель.


2. Сахар в пачке мокрый весь,

Потому в ней больший вес.


3. Поезд наш манила даль:

И сигнал водитель дал.

4.Тучка клумбу нам польёт

И отправится в полёт.


ІІ. - Составьте предложения с выделенными словами.

- Расскажите, что вы знаете о ели?

Упражнение № 13

І. - Прочитайте стихотворение.

- Назовите буквы русского алфавита, которые могут обозначать два звука.

- В каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?

- Назовите количество букв и звуков в выделенных словах.


Мы в тетрадь себе запишем

Буквочки Е, Ё, Ю, Я,

Потому что часто слышим

Мы два звука в них, друзья.

Если Ь (мягкий знак) и Ъ (твёрдый)

Перед ними вдруг стоит,

Или гласный, очень гордый,

Наши буквы потеснит.

А ещё в начале слова

Слышим чётко звука два.

Мы всегда писать готовы

Очень грамотно слова.

ІІ. - Перепишите текст.

ІІІ. - Выучите наизусть стихотворение.

Упражнение № 14


І. - Прочитайте двустишия, чётко выговаривая выделенные слова. Объясните их

значение.

- Какую роль в словах играют Ъ (твёрдый) и Ь (мягкий) разделительные знаки?

1. Утром я за столик села,

И сама свой завтрак съела.


2. Постарался очень Коля:

Для забора сделал колья.


3. Мы порадовали Сёмку:

Привели его на съёмку.


4. Я сказала: “Булку съем!”

А сама их съела семь.


ІІ. - Выпишите выделенные слова, определите количество букв и звуков в них.

- Сколько звуков обозначают в каждом слове буквы Е, Ё, Ю,Я?


Упражнение № 15


І. - Прочитайте стихотворение, правильно выговаривая выделенные слова.

- Как называется разел науки о языке, изучающий правила произношения

звуков?


Чтоб хотелось каждому с вами говорить,

Нужно обязательно грамотными быть.


Чтоб понятно, правильно речь свою держать,

Нужно орфоэпию вам на помощь звать.


Чтоб не рассмешили вы близких и друзей,

С нами орфоэпию учите поскорей.


Чтобы не печалиться, как читать слова,

Вам орфоэпический надобен словарь.

ІІ. - Запишите слово орфоэпия, назовите количество звуков, букв и слогов в нём.

ІІІ. - Выпишите выделенные слова, запишите их звуковой состав.



Упражнение № 16


Запомните! В русском языке есть один звук Г (в украинском есть Г и Г).

І. - Прочитайте стихотворение, правильно выговаривая слова.

- Какие птицы прилетели к гусю в гости?

- Куда девались гости?


В гости к гусю прилетели

Голубь, грач, две свиристели,

Три сороки, галка, ворон.

Двор весь был гостями полон.

Гости пили, гости ели,

Громко спорили, галдели…

Гул стоял, неразбериха…

К ним щенок подкрался тихо

И как гавкнет: «Гав! Привет!

К вам пришёл я на обед.

Можно с вами подружусь?»

Но пред ним стоял лишь гусь…

Где же гости? Что случилось?

Может гости все приснились?..

ІІ. - Назовите несколько слов русского языка с буквой Г, правильно

выговаривая все звуки.

ІІІ.- Подумайте, может ли быть другое окончание у рассказа.


Упражнение № 17


І. - Прочитайте стихотворение.

- Ответьте на вопросы: * О какой галке идёт речь? * Почему галка горевала?

- Назовите слова, в которых есть буква Г.


Горевала наша галка:

Стало галке очень жалко,

Что Егорка съел всю кашу

Тем обидел галку нашу:

Галка каши захотела

И на завтрак прилетела.

Было хоть одно местечко,

Где могла покушать гречку.

– Горе!галка говорила. -

Я ведь гречку так любила!

ІІ. - Назовите, какие ещё вы знаете каши, с чем их едят?

- Что обозначает слово завтрак? Переведите на украинский язык слова: обед,

полдник, ужин.

ІІІ.- Сделайте звуко-буквенный анализ выделенных слов.

20


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее