«Осенний фестиваль знаний 2024»

Практика применения восстановительной медиации в школе при решении конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних.

Практика внедрения медиативных восстановительных технологий в ОО.

Олимпиады: Немецкий язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Конфликты в школе и восстановительная медиация ШСП МОУ СОШ №15 г. Твери Практика применения восстановительной медиации в школе при решении конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних. Педагог-психолог: Кузнецова С.Н.

Конфликты в школе и восстановительная медиация

ШСП МОУ СОШ №15 г. Твери

Практика применения восстановительной медиации в школе при решении конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних.

Педагог-психолог: Кузнецова С.Н.

Школа – это универсальная арена, полигон для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся негативных импульсов. Алла Баркан (педиатр и детский психолог) Именно в школе закладываются основы поведения человека в будущем, способность выйти из конфликтной ситуации.

Школа – это универсальная арена, полигон для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся негативных импульсов.

Алла Баркан (педиатр и детский психолог)

Именно в школе закладываются основы поведения человека в будущем, способность выйти из конфликтной ситуации.

ВИДЫ КОНФЛИКТОВ В ОО Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства ,  в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе.

ВИДЫ КОНФЛИКТОВ В ОО

Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства ,

в которых отражается борьба двух-трех лидеров

и их группировок за первенство в классе.

Подростки сами настроены на конфликты, так как их природа более конфликтная, чем конструктивная.. Путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости и безжалостности.

Подростки сами настроены на конфликты, так как их природа более конфликтная, чем конструктивная..

Путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости и безжалостности.

В средних классах часто конфликтуют, группа мальчиков и группа девочек.

В средних классах часто конфликтуют, группа мальчиков и группа девочек.

Конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса.

Конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса.

Массовые конфликты: «стрелки», «БуЛЛинг»

Массовые конфликты: «стрелки», «БуЛЛинг»

ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ Медиация  – это процесс, в котором участники (конфликтующие стороны) с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают свой конфликт.

ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ

Медиация – это процесс, в котором участники (конфликтующие стороны) с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают свой конфликт.

А восстановительная медиация - это система, в которой медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем, возникших в результате конфликтной ситуации.

А восстановительная медиация - это система, в которой медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем, возникших в результате конфликтной ситуации.

Практика показывает, что Осознание случившегося и договоренности, достигнутой на подобных встречах, приводят к более существенным результатам, чем наказание.

Практика показывает, что Осознание случившегося и

договоренности, достигнутой на подобных встречах, приводят к более существенным результатам, чем наказание.

Организация работы ШСП  в моу сош №15 Школьная служба примирения в нашей школе работает с 2014 года. Но для организации работы пришлось немало потрудиться, чтобы соответствовать технологии школьных служб примирения как Российской модели школьной медиации.

Организация работы ШСП в моу сош №15

Школьная служба примирения в нашей школе работает с 2014 года.

Но для организации работы пришлось немало потрудиться, чтобы соответствовать технологии школьных служб примирения как Российской модели школьной медиации.

В своей работе ШСП опирается на опыт Коновалова А.Ю. На основе книги Коновалова А.Ю. «Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений» в нашей школе работает ШСП уже четвертый год.  Коновалов Антон Юрьевич Профессиональный медиатор и тренер по медиации, автор концепции школьных служб примирения, автор книги

В своей работе ШСП опирается на опыт Коновалова А.Ю. На основе книги Коновалова А.Ю. «Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений» в нашей школе работает ШСП уже четвертый год.

Коновалов Антон Юрьевич

Профессиональный медиатор и тренер по медиации,

автор концепции школьных служб примирения,

автор книги "Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений»

Научный сотрудник и Председатель Ассоциации кураторов служб примирения и медиаторов г. Москвы.

Член Ассоциации управляющих советов образовательных учреждений г. Москвы

Член Европейского форума по Восстановительному правосудию.

ШСП МОУ СОШ №15 сотрудничает с - Межрегиональным общественным  центром «Судебно-правовая реформа» (МОО), в частности с президентом ОЦ Максудовым Рустемом Рамзиевичем уже третий год.  Так же МОУ СОШ №15 сотрудничает с   - институтом Государства и Права РАН г. Москвы. В частности с Карнозовой Людмилой Михайловной , ведущим научным сотрудником cектра проблем правосудия Института государства и права РАН,, руководителем направления «Программы восстановительного правосудия по уголовным делам» и Коноваловым Антоном Юрьевичем

ШСП МОУ СОШ №15 сотрудничает с - Межрегиональным общественным

центром «Судебно-правовая реформа» (МОО),

в частности с президентом ОЦ

Максудовым Рустемом Рамзиевичем уже третий год.

Так же МОУ СОШ №15 сотрудничает с

- институтом Государства и Права РАН г. Москвы.

В частности с Карнозовой Людмилой Михайловной , ведущим научным сотрудником cектра проблем правосудия Института государства и права РАН,, руководителем направления «Программы восстановительного правосудия по уголовным делам»

и Коноваловым Антоном Юрьевичем

Межрегиональное взаимодействие Помимо этого сотрудничаем с Путинцевой Натальей Владимировной -медиатором и тренером по медиации Центра «Перекресток» г. Москвы, ГБОУ ЦППП «Юго-Запад». Центром Судебно-правовая реформа проводится обучение медиаторов; межрегиональные и Всероссийские конференции, научно-теоретические семинары, посвященные практикам разрешения конфликтов и примирению, профилактике правонарушений.

Межрегиональное взаимодействие

Помимо этого сотрудничаем с Путинцевой Натальей Владимировной -медиатором и тренером по медиации Центра «Перекресток» г. Москвы, ГБОУ ЦППП «Юго-Запад».

Центром Судебно-правовая реформа проводится обучение медиаторов; межрегиональные и Всероссийские конференции, научно-теоретические семинары, посвященные практикам разрешения конфликтов и примирению, профилактике правонарушений.

В марте, каждого года в Институте государства и права РАН г. Москвы проводится (вот уже на протяжении восьми лет) межрегиональный Всероссийский семинар по анализу программ восстановительного правосудия и иных восстановительных программ с участием несовершеннолетних, в котором принимают участие педагоги и нашей школы.  Семинары проводятся в рамках программы «Сообщества восстановительных практик: от ремесла к методической оснащенности» на основании Соглашения между Министерством развития РФ и Межрегиональной общественной организацией «Общественный центр «Судебно-правовая реформа».

В марте, каждого года в Институте государства и права РАН г. Москвы проводится (вот уже на протяжении восьми лет) межрегиональный Всероссийский семинар по анализу программ восстановительного правосудия и иных восстановительных программ с участием несовершеннолетних, в котором принимают участие педагоги и нашей школы.

Семинары проводятся в рамках программы «Сообщества восстановительных практик: от ремесла к методической оснащенности» на основании Соглашения между Министерством развития РФ и Межрегиональной общественной организацией «Общественный центр «Судебно-правовая реформа».

Ведущие семинаров: Коновалов А.Ю., Максудов Р.Р., Карнозова Л.М., Путинцева Н.В., а так же коллеги из разных регионов страны.

Ведущие семинаров: Коновалов А.Ю., Максудов Р.Р., Карнозова Л.М., Путинцева Н.В., а так же коллеги из разных регионов страны.

За тесное сотрудничество с ОЦ «Судебно-правовая реформа» директор МОУ СОШ №15 и руководитель ШСП имеют благодарности от руководителя и Председателя Ассоциации кураторов служб примирения и медиаторов г. Москвы – Коновалова А.Ю.

За тесное сотрудничество с ОЦ «Судебно-правовая реформа» директор МОУ СОШ №15 и руководитель ШСП имеют благодарности от руководителя и Председателя Ассоциации кураторов служб примирения и медиаторов г. Москвы – Коновалова А.Ю.

Так же СП МОУ СОШ №15 сотрудничает с ГБОУ ДПО ТОИУУ, совместно с педагогами института руководитель ШСП МОУ СОШ №15 проводит курсы повышения квалификации, поскольку имеет свидетельство медиатора и опыт работы в этой области, которое позволяет обучать как педагогов, так и учащихся, проведению восстановительных медиативных программ.  Помимо этого ШСП сотрудничает как с городскими, так и с региональными ОО, из таких городов как: Тверь, Бологое, Бежецк, Торжок, Конаково, Красный Холм. Руководитель ШСП МОУ СОШ №15 является медиатором Ассоциации кураторов служб примирения.

Так же СП МОУ СОШ №15 сотрудничает с ГБОУ ДПО ТОИУУ, совместно с педагогами института руководитель ШСП МОУ СОШ №15 проводит курсы повышения квалификации, поскольку имеет свидетельство медиатора и опыт работы в этой области, которое позволяет обучать как педагогов, так и учащихся, проведению восстановительных медиативных программ.

Помимо этого ШСП сотрудничает как с городскими, так и с региональными ОО, из таких городов как: Тверь, Бологое, Бежецк, Торжок, Конаково, Красный Холм.

Руководитель ШСП МОУ СОШ №15 является медиатором Ассоциации кураторов служб примирения.

Командой СП организуются такие акции как «Прости», «Пойми меня», снимаются видеоролики о работе ШСП, осуществляется знакомство родителей с работой ШСП, учащиеся-медиаторы осуществляют волонтерскую миссию. ШСП с 2014 года основывается на восстановительной модели медиации и опирается на ее стандарты.

Командой СП организуются такие акции как «Прости», «Пойми меня», снимаются видеоролики о работе ШСП, осуществляется знакомство родителей с работой ШСП, учащиеся-медиаторы осуществляют волонтерскую миссию.

ШСП с 2014 года основывается на восстановительной модели медиации и опирается на ее стандарты.

Педагогами школы разработано «Положение о школьной службе примирения», применяется план работы, ШСП имеет свой устав и функциональные обязанности членов ШСП. Правовая основа ШСП (школьной службы примирения) основывается на:

Конституция Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Конвенция о правах ребенка; Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;

Приказ МОУ СОШ №15 «Об утверждении локального акта и составе комиссии от

01.09.2014 №66;

Приказ МОУ СОШ №15 «Об изменениях в составе комиссии ШСП, утверждении положения о школьной службе примирения от 18.09.2015 №173 п.3».

Приказ МОУ СОШ №15 «Об изменениях в составе комиссии ШСП на 2016-2017 учебный год».

Приказ МОУ СОШ №15 «Об изменениях в составе ШСП на 2017-2018 уч.год».

Деятельность ШСП направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях. В основе деятельности ШСП лежит:

Деятельность ШСП направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.

В основе деятельности ШСП лежит:

  • разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в ОО;
  • проведение просветительской работы среди обучающихся, коллег и родителей;
  • предотвращение возникновения конфликтов;
  • обеспечение формирования и обучения «групп равных» («группы равных» - это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному восстановительному подходу – дети-волонтеры).
Основные направления деятельности школьной службы примирения : Разбор уже случившихся конфликтных ситуаций; Профилактика и предупрекждение конфликтных ситуаций через волонтерскую деятельность и команду ШСП. Это направление является самым основным, так как профилактическая работа – это глобальный пласт системы безконфликтного взаимодействия всех участников образовательного процесса.  

Основные направления деятельности школьной службы примирения :

  • Разбор уже случившихся конфликтных ситуаций;
  • Профилактика и предупрекждение конфликтных ситуаций через волонтерскую деятельность и команду ШСП.

Это направление является самым основным, так как профилактическая работа – это глобальный пласт системы безконфликтного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

 

Основной целью работы СП является создание условий успешной социализации несовершеннолетних; снижение количества конфликтов через внедрение модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики конфликтных ситуаций в школьной среде.

Основной целью работы СП является создание условий успешной социализации несовершеннолетних; снижение количества конфликтов через внедрение модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики конфликтных ситуаций в школьной среде.

ШСП опирается на следующие принципы: Принцип добровольности , предполагающий как добровольное участие обучающихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе . Принцип нейтральности , запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. Принцип конфиденциальности , предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет  информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности . 25

ШСП опирается на следующие принципы:

Принцип добровольности , предполагающий как добровольное участие обучающихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе .

Принцип нейтральности ,

запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

Принцип конфиденциальности ,

предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности .

25

Типы и виды конфликтов, разрешаемые в результате деятельности ШСП МОУ СОШ №15   № Типы конфликтов 1. 2014-2015 уч.год 2. Межличностные конфликты 2015-2016 уч.год. 4 3. Между родителями учащихся 1 Взаимные оскорбления между обучающимися (в том числе соц.сети) 2016-2017 уч.год 7 4. 2 2017-2018 уч.год 3 6 Причинение материального ущерба (порча имущества, кража) 5. 5 2 3 1 Длительные пропуски занятий в результате конфликта 6. 3 --- 3 Между учащимися и педагогами --- 7. ---   Между детьми и родителями 3 --- --- --- В период с 2014 по 2017 учебные года было проведено более 40 медиативных восстановительных программ примирения, из них только 2 программы не привели к примирительному договору. Итого --- --- --- --- --- 9 1 1 2 14 17 --- 7

Типы и виды конфликтов, разрешаемые в результате деятельности ШСП МОУ СОШ №15

Типы конфликтов

1.

2014-2015 уч.год

2.

Межличностные конфликты

2015-2016 уч.год.

4

3.

Между родителями учащихся

1

Взаимные оскорбления между обучающимися (в том числе соц.сети)

2016-2017 уч.год

7

4.

2

2017-2018 уч.год

3

6

Причинение материального ущерба (порча имущества, кража)

5.

5

2

3

1

Длительные пропуски занятий в результате конфликта

6.

3

---

3

Между учащимися и педагогами

---

7.

---

 

Между детьми и родителями

3

---

---

---

В период с 2014 по 2017 учебные года было проведено более 40 медиативных восстановительных программ примирения, из них только 2 программы не привели к примирительному договору.

Итого

---

---

---

---

---

9

1

1

2

14

17

---

7

Функционирование ШСП в образовательной организации позволяет:

Функционирование ШСП в образовательной организации позволяет:

  • сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети;
  • повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;
  • сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
  • обеспечить открытость деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;
  • оздоровить социально-психологическую обстановку в образовательной организации .  
На основе наработанного опыта опубликовано методическое пособие: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации служб примирения в образовательных организациях на примере работы МОУ СОШ №15 г. Тверь

На основе наработанного опыта опубликовано методическое пособие:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации служб примирения

в образовательных организациях

на примере работы МОУ СОШ №15 г. Тверь

Для обучающихся школы проводятся ситуативные занятия, а для младших классов игры по внедрению восстановительной медиации, применению методов конструктивного реагирования в конфликте.  Необходимо сменить административно-карательную направленность взрослых и опору на силу у школьников на восстановительный способ разрешения конфликтных ситуаций.

Для обучающихся школы проводятся ситуативные занятия, а для младших классов игры по внедрению восстановительной медиации, применению методов конструктивного реагирования в конфликте.

Необходимо сменить административно-карательную направленность взрослых и опору на силу у школьников на восстановительный способ разрешения конфликтных ситуаций.

О проекте ШСП – 2

О проекте ШСП – 2

Присоединяйтесь к нам! ШСП – путь к миру! Спасибо за внимание!

Присоединяйтесь к нам! ШСП – путь к миру!

Спасибо за внимание!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее