Практическое занятие по учебной дисциплине «Русский язык»
На тему «ОРФОГРАФИЯ»
Цели:
1. Выделить основные принципы русской орфографии и проследить их функционирование в русском языке.
2. Провести словарную и орфографическую работы, направленные на повышение грамотности учащихся.
3. Закрепить навык работы с тестовыми заданиями к ЕГЭ.
4.Работать над воспитанием патриотизма, уважения к родному языку.
Теоретический материал
Для проверки безударной гласной в корне необходимо подобрать однокоренное, родственное по значению, слово, в котором гласный стоит в сильной позиции (ударной), например:
Посветить фонарем – свет;
Посвятить жизнь науке – свято
ВНИМАНИЕ!
В некоторых корнях происходит чередование гласных, которые проверять «ударением» нельзя.
Глаголы совершенного вида нельзя проверять глаголом несовершенного вида: «опоздать» нельзя проверить словом «опаздывать», а надо «поздно», «поздний».
В словах старославянского происхождения с безударными неполногласными сочетаниями ра, ла (в русских корнях им соответствуют полногласные сочетания оро, оло) в корне пишется а: бразды (бороздка), облако (оболочка).
Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясняя паписание слов:
Задр…жать-др…жь ум…лять-м…лит
Зар…жать-зар…за ум…лять-делать м…лым
Раздр…жать-др…знит оз…мь-з…мний
Зап…вать-зап…ть оз..мь- о з…млю
Зап…вать-запить сп…ши-сп…шка
…ведение к концу-прив…дший сп…ши-сп…шут
Пр…ведение в замке-в…деть скр…пя зубами-скр…п
Разв…вается флаг-в…ять скр…пя сердце-кр…пкий
Разв…вается ребенок-разв…тие р…скошный-р…скошь
Пок…яние-к…яться.
Корни с чередующимися гласными.
Морфологическая группа корней (правописание гласной зависит от суффикса –а-)
Корни | Примеры | Исключения |
-бер- / -бир- (а) -пер- / -пир- (а) -дер- / -дир- (а) -тер- / -тир- (а) -мер- / -мир- (а) -жег- / -жиг- (а) -чет- / -чит- (а) -стел- / -стил- (а) -блест- /-блист(а) -лож- / -лаг- (а) -скоч- / -скак- (а)
| Соберу – собирать Запереть – запирать Выдернуть – выдирать Вытереть – вытирать Замереть – замирать Выжег – выжигать Вычет – вычитать Расстелить – расстилать Блестеть – блистать Изложение – излагать Выскочить - скакать |
Сочетать, сочетание
Скачок, скачу |
Фонетическая группа корней (правописание гласной зависит от ударения).
Корни | Правила | Примеры |
1) -твар- / -твор- -клан- / -клон- -гар- / -гор-
2) -зар- / -зор- (а)
| Без ударения –о-
Исключение
Без ударения пишется –а- Под ударением, как слышится
Исключение: | Творение Наклониться Горение Пригарь, утварь
Зарницы
Зори, зарево
Зоревать, зорянка
|
Лексическая группа корней (правописание корней зависит от значения слова)
Корни | Их значение | Примеры | Исключения |
1) -мак-
-мок-
2) -равн-
-ровн-
3) –плов-
-плыв-
-плав- | «погружать в жидкость»
«впитывать жидкость»
«одинаковый, равный»
«гладкий, ровный»
Только в словах
Только в слове
Во всех остальных словах | Обмакнуть кисть
Ботинки промокают
Уравнение
Выровнять дорогу
Пловец, пловчиха
Плывун
Поплавок, плавник
|
Уровень
Равнина, равняйсь, равняйтесь, равнение (в строю) Запомнить: поровну, ровесник
|
В корне -раст-, -ращ-, -рос- правописание гласной зависит от
сочетания согласных в самом корне:
-раст-: вырастить,
-ращ-:выращенный,
-рос-:выросли,
Исключение: росток, ростовщик, Ростислав, Ростов, отрасль
Непроверяемые безударные гласные
Существует немало слов, гласные в корнях которых нельзя проверить ударением. Написание их определяется по словарю. Правописание наиболее употребительных слов следует запомнить: панорама, периферия, наваждение, возражать, дирижер, катастрофа, корзина, эксперимент, палисадник и др.
Необходимо различать:
Кампания (мероприятие, война) - компания (группа людей);
Дефицит-дефицитный, дефект-дефективный;
Магнитофон, магнетизм, обаяние-обоняние;
Бокал-бакалея
Задания выполняйте в тетрадях для дистанционных работ
В каких рядах во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
Пом…гать, д…кумент, безотл…гательный;
Изл…жение, д…рижировать, д…лекая;
В…новатый, пов…р, вбл…зи;
Акв…рельный, з…ря, ук…ротить;
Нагр…вать, стр…мление, соч…тающий;
Под…рить, хв…стун, просл…вляя;
Переб…решь, коварный, ст…рона;
Обаяние, прик…снуться, л…скающий;
Соб…рутся, заг…релый, к…ммерсант;
Пер…од, к…пошиться, предв…рительный;
С…туация, ср…жаться, б…седующий;
См…гчение, увл…кательный, упр…стить;
Ст…рательно, оз…ренный, кв…танция;
Эп…демия, пласт…линовый, пре…бразовать;
Пре…бладать, п…чать, тор…пясь;
Осл…жненный, м…лькает, м…тодика;
Выцв…сти, л…тучий, ож…гание;
В…ршина, подд…ржать, сож…лея;
Нар…стание, загр…мождать, обн…женный;
Дел…гат, перег…реть, об…зательный.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
Прим-рять соперников, зап-х, прим-рять платье, прор-дить всходы, ударился оз-мь, скр-пить подписью, созревает оз-мь, выт-снить из вагона, осн-щение, зав-зать бант, р-птать на судьбу, пос-деть на скамейке, в-пиющий произвол, ст-рожка лесника, препод-ватель, ост-новка, разд-вать, осв-тить храм, хорошее осв-щение, объед-нение, снежная л-вина, поставить подп-сь, об-татель, исп-сать страницу, земля об-тованная, м-ловые глыбы, м-ловидный юноша, т-снение на коже, ст-рожил деревни, ос-нила внезапная догадка.