«Осенний фестиваль знаний 2024»

Практическая работа. Изобразительные возможности омонимов, синонимов, антонимов, паронимов.

Данный тест составлен как контроль знаний.Он может быть использован на уроках обобщающего контроля и при организации обобщающего повторения.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Практическая работа №3-4

Тема: Изобразительные возможности омонимов, синонимов, антонимов, паронимов.

Цель:

  1. повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;

  2. развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;

  3. научиться пользоваться изобразительно-выразительными средствами языка.


Ход работы:

  1. Спишите текст из рассказа К. Г. Паустовского «Заметки на папиросной коробке», употребляя подходящие по смыслу синонимы.

      У многих из нас есть (дурная, скверная, плохая, негодная, порочная) привычка (фиксировать, отмечать, записывать) свои мысли, впечатления и номера телефонов на папиросных коробках. Потом, (как водится, как всегда, как правило, как обычно, по обыкновению), коробки эти (исчезают, пропадают, теряются), а с ними (пропадают, теряются, исчезают) из памяти целые дни нашей жизни.
      День жизни — это совсем не так мало, как может (представиться, показаться). Попробуйте вспомнить (каждый, любой, всякий) (ваш, свой) день минута за минутой: все (свидания, встречи), мысли, поступки, все (события, происшествия, случаи) и душевные состояния, свои и чужие, — и вы (убедитесь, уверитесь, удостоверитесь), что (восстановить, воспроизвести) весь этот поток времени можно, только написав новую книгу.

  1. Укажите в данных стихотворениях М. Ю. Лермонтова антонимы. Определите, с какой целью они используются автором.

      

1)   Ах, если ты меня поймешь, 
            Прости свободные намеки, — 
            Пусть истину скрывает ложь: 
            Что ж делать — все мы человеки.

      2)   Таит молодое чело 
            По воле — и радость и горе, 
            В глазах — как на небе светло, 
            В душе ее тёмно, как в море.

      3)   В толпе друг друга мы узнали, 
            Сошлись — и разойдемся вновь, 
            Была без радости любовь, 
            Разлука будет без печали.

      2)   Вечеру дали 
            Бочку чернил. 
            Синие дали 
            Вечер чернил. (Я. Козловский)

      3)   Не щеголяй, приятель, тем, 
            Что у тебя избыток тем, 
            Произведенья знаем те мы, 
            Где лучшие погибли темы. (С. Шевцов)

      4)   Любил студентов засыпать 
            Да, видно, оттого, 
            Что те любили засыпать 
            На лекциях его. (С. Я. Маршак)

      5)   Сев в такси, 
            Спросила такса:
            — За проезд какая такса? (Я. Козловский)


  1. Можно ли вне контекста правильно написать следующие слова? Составьте с этими парами слов словосочетания, запишите, вставляя пропущенные буквы.

Прим…рять – прим…рять, ст…рожил – ст…рожил, плач(?) – плач(?), пр…зрение – пр…зрение, с…деть – с…деть, брак -брак.





Тест «Паронимы»

Ответить на вопрос, записать номер ответа и слово, которое нужно употребить правильно

1. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

а) Шинели, руки, лица — всё покрылось синей, скользкой и вязкой БОЛОТИСТОЙ грязью...
б) И вот настал день, когда Сашу отправили в ВОЕННОЕ училище.
в) Дорога долго петляла меж невысоких ЛЕСИСТЫХ холмов, потом спустилась на равнину. 
г) Ольга встала и начала не торопясь НАДЕВАТЬ куртку, в которой пришла.

2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

а) Так уж получается на войне, что в самые ОПАСНЫЕ места посылаешь самых дорогих тебе, самых верных людей.
б) Одна за другой выехали из ворот две коляски — каждая, запряжённая парой СЫТЫХ лошадей. 
в) Подул порывистый ветер и нанёс тёмных ДОЖДЛИВЫХ туч. 
г) Мы слыхали от старых моряков, что наш начальник очень смелый и УДАЧЛИВЫЙ капитан.

3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

а) Я рассматривал фотоснимки, сделанные над ВРАЖЕСКОЙ территорией нашими самолетами. 
б) В мужском голосе мне слышалась СКРЫТНАЯ, сдержанная печаль. 
в) Слишком ДЛИТЕЛЬНОЕ пребывание на одном месте имеет свои отрицательные стороны: начинаешь смотреть на ситуацию глазами туземцев. 
г) От недалёкой речной поймы тянуло прохладным запахом БОЛОТНОЙ сырости.

4. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

а) ПЕСЧАНАЯ коса выдалась далеко в безбрежное море мутной воды. 
б) Сгоряча он [Беличенко] мог и умереть смело, и совершить любой смелый ПРОСТУПОК. 
в) Вдруг за спиной партизан раздался ДРУЖНЫЙ артиллерийский залп, затем ещё и ещё.
г) Радиомаяк! Не раздумывая долго, Краевский схватил ЖЕЛАННУЮ находку и кратчайшим путем через воду, грязь и камыши пошёл к месту ночлега.

5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

а) Но дождю все радовались как хорошему ЗНАМЕНИЮ: дождь перед дорогой к добру. 
б) Над своей кроватью Охватов увидел КРАСОЧНЫЙ плакат, с которого смотрела круглолицая улыбающаяся девушка с санитарной сумкой через плечо и красным крестом на белой косынке. 
в) Шестнадцать верблюдов спокойно шагали друг за другом, ОПАСЛИВО обходя нашу машину. 
г) ШТАТСКУЮ единицу Андрею Аполлинариевичу так и не дали, но отпустили средства на оплату сдельной работы.

6. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

а) Тут-то в присутствии всех адъютантов и выяснился ФАКТ головокружительной карьеры юнкера Тихонова. 
б) Все ЯВСТВЕННЫЕ и тайные агенты экспедиции переключились на поиск пропажи. 
в) Я прошёлся по ПАМЯТНЫМ местам, но улицы ничего не напоминали мне.
г) Алишер постепенно разговорился, суждения приобрели характерную для него основательность и ЛОГИЧЕСКУЮ чёткость.

7. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

а) ВОЕННЫЙ городок жил скучноватой субботней жизнью. 
б) Слева виднелся невысокий КАМЕНИСТЫЙ холм, поросший мелколесьем, справа — овраг, заваленный валунами.
в) Майор и лейтенант занялись книгами, а я пошел осматривать СОСЕДНИЕ помещения. 
г) Родись Афонькин не бедным крестьянином в глухой деревушке ЦАРСТВЕННОЙ России, может быть, из него вышел бы знаменитый путешественник.

8. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

а) На нём были мятая фуражка со сломанным ЛАКИРОВАННЫМ козырьком.
б) Враг добился серьезных успехов, овладел важными ЭКОНОМИЧЕСКИМИ районами.
в) Закомолдин взглянул на свои КОМАНДИРСКИЕ часы. 
г) Ласковые лучи солнца весело пробивались сквозь тёмные зелёные кроны ВЕЧНЫХ деревьев.


Тест «Морфологические ошибки в употреблении форм слов»

9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) пара летних туфель 
б) поезжай
в) около пятьсот учеников
г) гимнастёрка без погон

10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) промокнул под дождём
б) у обоих концов бревна
в) наиболее подходящий
г) уважаемые директора заводов

11. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) с двумястами бойцами 
б) пить из блюдцев
в) в трёхстах экземплярах
г) позднее барокко

12. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) без дебатов
б) доктора наук
в) наиболее вкусный
г) до полторы сотен

13. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) дешевле сахара
б) у обеих подруг
в) хорошо проповедовает
г) их фирма

14. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) в две тысячи двенадцатом году
б) этот спортсмен более сильнее меня
в) четырьмя способами
г) много облаков

15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) полки для кухонь 
б) гораздо лучше 
в) пара сапогов 
г) моя мозоль

16. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) молодые бухгалтеры
б) перед Первым мая
в) много апельсинов
г) более умнейший

17. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) у новых туфлей
б) не менее трехсот грамм
в) наиважнейший
г) скоро выздоровеет

18. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) поезжайте на море
б) голосистых певуний
в) в полутора километрах
г) положь на место

19. Укажите пример без ошибки в образовании формы слова.

а) красивше всех
б) несколько помидор
в) более лучший ответ
г) к двухсотлетию со дня рождения

20. Укажите пример без ошибки в образовании формы слова.

а) оденьтеся теплее
б) назначенные директора
в) обожгёте руку
г) длиньше метра

21. Укажите пример без ошибки в образовании формы слова.

а) ихние дети
б) испекёт пирог
в) более быстрее
г) несколько полотенец

22. Укажите пример без ошибки в образовании формы слова.

а) много вишней 
б) новые компьютера 
в) около полутораста человек 
г) двое сестёр

23. Укажите пример без ошибки в образовании формы слова.

а) о ста сорока видах птиц 
б) более храбрейший 
в) без туфлей 
г) к Восьмому марту



ответы

1

А


9

В


17

А

2

В

10

А

18

Г

3

Б

11

Б

19

Г

4

Б

12

Г

20

Б

5

Г

13

В

21

Г

6

Г

14

Б

22

В

7

Г

15

В

23

А

8

Г

16

Г




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее