«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Повышения уровня педагогической компетенции учителя в условиях перехода на ФГОС

В данной разработке представлен доклад о Новой школе, задачи учителя. Прочитав, вы сможете узнать современные требования, по которым можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Повышения уровня педагогической компетенции учителя в условиях перехода на ФГОС

Профессиональная компетентность учителей-предметников поддерживается своевременным повышением квалификации. Качество образования напрямую зависит от условий, созданных образовательной системой.

Современный мир динамичен, изменчив. Меняется все: научные знания, технологии и технические системы, применяемые не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому перед школой встала необходимость учить личность постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеурочную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения призвано обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

В документах по модернизации образования записано: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе (знаниевый подход), а система ключевых компетентностей в общественно-политической, коммуникационной, информационной сферах».

Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе.

Какой же он, современный успешный учитель? Согласно  последним, проведенным  социологическим  исследованиям, образы  успешного учителя глазами учителей, детей очень отличаются.

Ученики считают  успешным  учителя со следующими  качествами:

  • доброжелательность и  понимание

  • умение  терпеть, сдерживаться, не раздражаться

  • оптимизм

  • организованность, активность, энергичность

  • неформальные, дружеские отношения с учениками, теплое, человеческое общение

  • умение заинтересовать своим предметом

При этом для учеников личностные качества учителя важны больше, чем профессиональные. То есть, если учитель  высоко оценен учениками  как личность, они  будут любить его  и его  предмет. И это позволит учителю  быть успешным. Хотя  коллеги  этого учителя   могут считать иначе.

Педагоги считают главными, в первую очередь,   профессиональные качества:

  • знание предмета

  • умение доходчиво объяснить материал

  • владение различными педагогическими приемами

  • разумное  сочетание  требовательности  и уважения  к учащимся

  • четкое управление  учебным процессом и внеурочной деятельностью детей

  • способность заинтересовать  своим предметом

  • успехи учеников

  • стремление к  новациям в обучении

Учитель хочет быть отражением современности и проводником нового.

Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях поставленных перед ним задач должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности.

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Профессиональная компетентность учителя определяется умением:

  • Строить учебный процесс, направленный на достижение целей образования – выбирать и предлагать способы педагогической поддержки, создавать условия для проявления инициативы школьников.

  • Видеть ученика в образовательном процессе – предлагать разные способы включения ученика в разные виды деятельности в соответствии с возрастными особенностями.

  • Создавать образовательную среду и использовать ее возможности – информационные ресурсы, ИКТ.

  • Планировать и осуществлять профессиональное самообразование – анализ собственной деятельности, выбор технологий самообразования.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • Работа в методических объединениях, творческих группах;

  • Исследовательская деятельность;

  • Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

  • Сетевое взаимодействие педагогов;

  • Ведение учителем собственного сайта;

  • Различные формы педагогической поддержки;

  • Курсы повышения квалификации;

  • Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

  • Трансляция собственного педагогического опыта;

  • Использование ИКТ и др.

Из собственного опыта могу сказать, да, у меня есть свой собственный учительский сайт, где транслируются мои работы, участие в 26 вебинарах, участие в Интернет-олимпиадах от Инфоурока, участие в педагогических конкурсах, создание собственного проекта от Интел.Учёба будущего, но учитель никогда не должен останавливаться на достигнутом. Завтра ты будешь знать больше, чем сегодня. Не знать – не стыдно, стыдно не хотеть знать.

Современная модель профессионального роста учителя в условиях быстрой смены различных технологий предполагает:

-осознание, понимание, оценивание собственного педагогического опыта;

-способность увидеть свой профессиональный труд в целом;

-быстро и коструктивно приводить свою деятельность в соответствие с новыми ценностными ориентациями – овладевать новыми технологиями.

«Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее