Профессиональная компетентность учителей-предметников поддерживается своевременным повышением квалификации. Качество образования напрямую зависит от условий, созданных образовательной системой.
Современный мир динамичен, изменчив. Меняется все: научные знания, технологии и технические системы, применяемые не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому перед школой встала необходимость учить личность постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеурочную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения призвано обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.
В документах по модернизации образования записано: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе (знаниевый подход), а система ключевых компетентностей в общественно-политической, коммуникационной, информационной сферах».
Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе.
Какой же он, современный успешный учитель? Согласно последним, проведенным социологическим исследованиям, образы успешного учителя глазами учителей, детей очень отличаются.
Ученики считают успешным учителя со следующими качествами:
доброжелательность и понимание
умение терпеть, сдерживаться, не раздражаться
оптимизм
организованность, активность, энергичность
неформальные, дружеские отношения с учениками, теплое, человеческое общение
умение заинтересовать своим предметом
При этом для учеников личностные качества учителя важны больше, чем профессиональные. То есть, если учитель высоко оценен учениками как личность, они будут любить его и его предмет. И это позволит учителю быть успешным. Хотя коллеги этого учителя могут считать иначе.
Педагоги считают главными, в первую очередь, профессиональные качества:
знание предмета
умение доходчиво объяснить материал
владение различными педагогическими приемами
разумное сочетание требовательности и уважения к учащимся
четкое управление учебным процессом и внеурочной деятельностью детей
способность заинтересовать своим предметом
успехи учеников
стремление к новациям в обучении
Учитель хочет быть отражением современности и проводником нового.
Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях поставленных перед ним задач должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности.
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Профессиональная компетентность учителя определяется умением:
Строить учебный процесс, направленный на достижение целей образования – выбирать и предлагать способы педагогической поддержки, создавать условия для проявления инициативы школьников.
Видеть ученика в образовательном процессе – предлагать разные способы включения ученика в разные виды деятельности в соответствии с возрастными особенностями.
Создавать образовательную среду и использовать ее возможности – информационные ресурсы, ИКТ.
Планировать и осуществлять профессиональное самообразование – анализ собственной деятельности, выбор технологий самообразования.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
Работа в методических объединениях, творческих группах;
Исследовательская деятельность;
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
Сетевое взаимодействие педагогов;
Ведение учителем собственного сайта;
Различные формы педагогической поддержки;
Курсы повышения квалификации;
Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
Трансляция собственного педагогического опыта;
Использование ИКТ и др.
Из собственного опыта могу сказать, да, у меня есть свой собственный учительский сайт, где транслируются мои работы, участие в 26 вебинарах, участие в Интернет-олимпиадах от Инфоурока, участие в педагогических конкурсах, создание собственного проекта от Интел.Учёба будущего, но учитель никогда не должен останавливаться на достигнутом. Завтра ты будешь знать больше, чем сегодня. Не знать – не стыдно, стыдно не хотеть знать.
Современная модель профессионального роста учителя в условиях быстрой смены различных технологий предполагает:
-осознание, понимание, оценивание собственного педагогического опыта;
-способность увидеть свой профессиональный труд в целом;
-быстро и коструктивно приводить свою деятельность в соответствие с новыми ценностными ориентациями – овладевать новыми технологиями.
«Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего