«Формирование профессиональной компетентности педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО».
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО в процессе непрерывного образования
Корнилова Александра Петровна
Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации. Работа по повышению профессиональной компетентности должна превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, ее способности выносить суждения и предпринимать различные действия.
Ключевые слова: дошкольное образование, компетенция, профессиональная компетентность, непрерывное образование, педагогические кадры, квалификация педагога.
В течение ряда лет система дошкольного образования живет в условиях модернизации образования, которая, по сути, является процессом внедрения инноваций. Особый статус этот процесс приобретает в связи с внедрением ФГОС дошкольного образования. Необходимое условие его реализации – освоение педагогами новых ценностных ориентаций в проектировании образовательного процесса.
Профессиональная компетентность современного педагога ДОО определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольной образовательной организации, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей [4].
В этом плане, на наш взгляд четко дает представление о профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации уровень его знаний и профессионализма, позволяющий принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в ДОУ. Постоянная готовность педагога, то есть его способность мобилизовать имеющиеся знания, умения и опыт, которые приобретены в процессе образовательной деятельности и составляют его профессиональную компетентность, а, следовательно, являются основополагающим фактором повышения качества дошкольного образования.
Сегодня особую значимость для повышения компетентности педагогических кадров приобретает творчески организованная методическая работа, реализующая концепцию непрерывного образования. Методическая работа в ДОО призвана оказывать активизировать профессиональную компетентность конкретных педагогов, повышать его знания в области содержания дошкольного образования, развивать его эрудицию, а также необходимые для практического педагога личностные свойства и качества. При этом важнейшим показателем качества образовательного процесса является повышение уровня педагогического мастерства воспитателя и специалиста ДОО. На протяжении образовательного процесса изменяется и сам педагог, в том случае, когда он оказывает положительное воздействие на формирование и развитие личности каждого ребенка-дошкольника, обеспечивая единство образования, воспитания и развития.
В работе с педагогическими кадрами следует руководствоваться пониманием компетентности как, новообразования субъекта деятельности, формирующегося в процессе профессиональной подготовки, представляющего собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющего успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности [1].
Квалификация педагога (В.Д. Шадриков, 2011) может быть описана как совокупность шести основных компетентностей:
• в области личностных качеств;
• в постановке целей и задач педагогической деятельности;
• в мотивировании обучающихся;
• в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений;
• в обеспечении информационной основы педагогической деятельности;
• в организации педагогической деятельности.
Основываясь на работы А.В. Хуторского, Ю.Г. Татуры, И.А. Зимней, можно выделить ряд компонентов в структуре компетенции педагога в области целеполагания:
1. Мотивационный – готовность к проявлению компетенции, мобилизации субъектных сил.
2. Когнитивный – владение знанием содержания компетенции.
3. Поведенческий – опыт проявления компетенции в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях.
4. Ценностно‐смысловой – отношение к содержанию компетенции и объекту ее приложения; также мотивирующий к ее использованию.
5. Эмоционально‐волевой – регуляция процесса и результата проявления компетенции.
Работа по повышению профессиональной компетентности должна превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, ее способности выносить суждения и предпринимать различные действия. Она должна обеспечить педагогу понимание самого себя, содействовать выполнению социальной роли в процессе трудовой деятельности. Поэтому мы считаем работу по совершенствованию профессиональной компетентности главным средством управления качеством образования в дошкольной организации. Качество образования - социальная категория, определяющая результативность процесса образования в ДОУ, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии детей и профессиональной компетентности педагогов.
Ссылки на источники:
1. Шадриков В.Д. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. М.: Логос, 2011.
2. Панкова Г. В., Лузан М. М., Сергеева М. А. Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в контексте ФГОС ДО и ПС (Профстандарта). // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 231–235.
3. Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О.А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010. - №3.- С.4.
4. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»