Тема урока «Моя Греция»
Эпиграф
Как часто я тоскующей душою
Безумно рвусь в твой чудный древний мир,
Святая Греция.
М. Михалков
Тип урок: повторение и обобщение
Форма урока: «Виртуальная экскурсия»
Цели
Обучающие:
- обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися при изучении темы «Древняя Греция»
- применять приобретенные знания, умения и навыки в практических условиях, для решения нестандартных задач, требующих творческого подхода
Развивающие:
- развивать навык самостоятельной и групповой работы во взаимодействии с другими людьми в условиях реализации учебных, творческих задач
- информационную культуру, умение работать с различными источниками информации - текстовыми, изобразительными, вещественными, ПК
- умение рассуждать, обобщать, делать выводы, формулирование эмоционально-оценочных суждений
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах
- творческую личность, стремящуюся к самореализации своих сил и способностей
Коррекционные:
- повышение уверенности в себе
- развитие коммуникативных навыков
- коррекция различных анализаторов: осязания, обоняния, слуха, зрения
- коррекция эмоционально-волевой сферы
Задачи урока:
- оценить значение культуры Древней Греции и её влияние на мировую культуру
- осознать значимость данной темы для развития личностного потенциала
Оборудование: компьютер, презентация, музыкальный фрагмент «Сиртаки», карточки с изображением богов, рельефные фигуры животных, маски к театрализации, конверты с лавровыми листами и с пурпурными лентами, иллюстрации по теме «Культура Древней Греции», карточки для релаксации ХИМС
Предварительная работа
- дополнительное чтение «Мифов Древней Греции»;
- просмотр сборника мультипликационных диафильмов по «Мифам Древнй Греции»;
- объявление учащимся заранее о предстоящем открытом уроке по данной теме;
- разучивание стихов;
- знакомство с современными олимпийскими играми с использованием электронных материалов;
- разучивание движений танца «Сиртаки»;
- подготовка инсценировки «Разговор Париса и Афродиты»
Ход урока
Организационное начало урока.
Сообщение темы и целей урока. Вводное слово
- Хайрете, пайдес! Здравствуйте, дети!
На протяжении многих уроков мы с вами изучали древнюю страну с очень интересной культурой. Эта страна называется Грецией или Элладой, как называли её сами греки. Эта страна повлияла на культуру народов мира, ее люди оставили свой след в истории. Тема нашего сегодняшнего урока – «Моя Греция». Это название темы не случайно, т.к. для каждого человека есть своя Греция.
Как вы думаете, какие цели мы с вами сегодня для себя поставим? (Мнения ребят. Предполагаемый ответ – «повторять и вспоминать всё, что мы узнали о Греции»)
3. Мотивационный блок
- Мы отдалены от Древней Греции тысячами лет, но история сохранила для нас много интересного. Обобщая всё вами сказанное, хочу сказать, что цели нашего урока заключаются в обобщении и приведение в систему всех тех знаний, которые вы получали при изучении этой древней цивилизации. Мы повторим с вами её культурно – историческое наследие. Будем развивать ваше умение мыслить, делать выводы, а так же выясним, кто из вас лучше всех знает термины, мифы, афоризмы. В течение урока вы будете выполнять задания как самостоятельно, так и в группе, поэтому работайте активно. А чтобы выполнить всё задуманное, мы сегодня отправляемся в виртуальное путешествие. Т.е., путешествие наше будет воображаемое, а помощниками станут ваши знания, активность, умение представлять и, конечно, любовь к Греции.
- И да сопутствует богиня счастья, случая и удачи Фортуна всем участникам нашего путешествия
Станция «Блиц»
На этой станции вас ждёт проверка. Ведь для путешествия нужны билеты. В качестве билета послужат ваши ответы на станции «Блиц». Кто будет активно отвечать на вопросы, поедет в путешествие, а кто не будет отвечать – придётся остаться.
1. Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов? (Кентавры)
2. Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом? (Цербер)
3. Какая богиня носит прозвище Пенорождённая? (Афродита)
4. Где находилось жилище богов? (Олимп)
5. Кто являлся верховным богом Греции? (Зевс)
6. Как звали отца Зевса? (Кронос)
7. Какая из богинь была рождена самим Зевсом? (Афина)
8. Назовите имена братьев Зевса. (Посейдон, Аид)
9. Кто подарил людям огонь? (Прометей)
10. Кто из богов Олимпа прихрамывал и почему? (Гефест, был сброшен с Олимпа Герой)
11. Чудовище с туловищем человека и головой быка? (Минотавр)
12. Назовите имена богов-близнецов, детей Зевса (Аполлон и Артемида)
14. Назовите имя греческого героя, убившего Медузу горгону? (Персей)
15. Назовите имя греческого героя, убившего Минотавра? (Тесей)
Что-то вы слишком хорошо справляетесь с испытанием. Задам – ка я вопрос на засыпку. Посмотрим, как вы с ним справитесь.
16. Вы любите искусных поваров, умеющих хорошо готовить? Представьте, что где-то в Греции поваров вкусно готовящих сбрасывали со скалы в пропасть. Что за чудо? Как вы думаете, где это было? И почему так несправедливо поступали с этими бедолагами? (Спарта)
(Поощрение слабых и «зажатых» учеников репликами: «Молодец, Никита, проездной билет себе уже обеспечил)
С этим заданием вы справились успешно: получайте проездные билеты в Грецию. (Раздаются карточки 2-х видов: с буквами «О» и «И»)
- С билетами «О» рассаживаются в триеру, названную по поэме Гомера («Одиссея»), а с билетами «И» в триеру … ? («Иллиада») Названия озвучивают ученики.
Переходят к компьютеру
Станция « Мифы и легенды Древней Греции».
«Кому принадлежат предметы?»
- Сейчас на слайдах вашему вниманию будут представлены предметы. Ваша задача по ним вспомнить миф, назвать героев и передать его содержание.
Клубок нитей, крылатые сандалии, яблоко, виноград, маски комедии и трагедии, зеркальце, конь, замысловато завязанный узел, (Гордиев узел),
2 группы: зрячие перед монитором, незрячие – предметы (по одному)
Миф 1. Меч и клубок ниток (миф о Тесее и Минотавре
Миф 2. Корабль и чёрные паруса (Эгей и его сын Тесей)
Миф 3. Перья, воск, нитки. (Дедал и Икар)
Миф 4. Огонь, утёс, цепи, орёл, печень (миф о Прометее)
Миф 5 Город, трезубец, источник с морской водой, копьё, оливковое дерево (миф о споре Афины и Посейдона)
Миф 6 Головная боль, топор, щит, крылатая богиня Ника (миф о рождении богини Афины)
Миф 8 Троянский конь (миф о победе греков)
Станция «Священный Олимп»
Путешествия по Греции, нельзя не посетить священную гору Олимп. Что ждёт нас на этой станции? (Предполагаемые ответы учащихся – встреча с богами)
Работа с презентацией.
- Какова цель этого задания? (ответы детей)
По предметам определить, кому из греческих богов принадлежит данная вещь и покровителем чего он являлся.
1) Колесница, орёл, молния (Зевс – бог грома и молнии)
2) Меч, шлем, копьё (Арес – бог войны)
3) Трезубец, дельфин (Посейдон – бог моря)
4) Зеркальце, золотое яблоко (Афродита – богиня любви и красоты)
5) Олень, стрела, колчан со стрелами (Артемида – богиня охоты)
6) Кифара, лавровый венок (Аполлон – бог покровитель искусства)
7) Виноградная гроздь (Дионис – бог виноделия)
8) Колосок пшеницы (Деметра – богиня плодородия)
9) Волшебные сандалии (Гермес – вестник богов)
Переход за столы
Станция «Поэтическая»
Цель вашей следующей работы: определить по поэтическим отрывкам, о чём или о ком идёт речь. (Дети поочерёдно рассказывают стихи, а остальные отвечают)
1. Судьба его закинула надолго, далеко,
От сына и жены прекрасной.
Домой он торопился все быстрей,
Царь Аттики, прекрасный… (Одиссей)
2. Одиссей Посейдона разгневал,
Его сына вином напоил,
В своей пещере усыпил.
Кол на огне он раскалил
И глаз с друзьями ему выбил.
Скажи же ты, как сына звали,
Как великана величали? (Полидем)
3. Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал,
перед людьми отчет держал? (Демократия)
Вот мы пришли в далёкий край земли,
В безлюдную пустыню диких скифов.
Твоя теперь обязанность, Гефест,
Приказ отца исполнить – к горным кручам
Вот этого злодея приковать
Нерасторжимых уз железной цепью (Прометей)
У спартанцев речь такую
Краткую и меткую
Называли все, конечно… (лаконичною)
Спешат все афиняне спозаранку
Занять места получше,
Чтоб ничего не пропустить,
Что будут все актеры делать
В честь бога Диониса,
И толпу развеселить.
Поспеши быстрее ты назвать
Зрелище, которое есть и сейчас. (Театр)
- Вы угадали. Нас ждёт -
Станция «Театральная»
Ребята (Дужанов и Сагайдак) показывают сценки, которые готовили дома. В сценке показывается эпизод из «Иллиады» о «яблоке раздора»
Дужанов – Парис, Сагайдак – Афродита
Задача учеников :
назвать, о ком идет речь; пересказать сюжет
назвать жанр пьесы
дать характеристику увиденному (объяснить значение масок, их цвета, обувь на платформе; почему роль женщины играет мальчик)
Парис:
«О, боги! Как принять мне трудное решение?
Какую из богинь великих трёх мне выбрать?
Как выбор трудный этот сделать?
Ведь каждая из них прекрасна!
Зачем мне участь эта выпала?
В сомненьях я. Как быть?
Ведь каждая достойна.
А выбрать должен я одну»
Афродита:
« Отдай мне яблоко, и в жёны я найду тебе красивейшую женщину,
Что в целом мире прекрасней не найти её.
За исключением меня.
Ведь с красотой моею ни средь богинь,
Ни среди смертных сравниться не осмелится никто.
И выбором своим ты это подтвердишь»
Вопросы:
- Разве в классе нет девочек? Почему Валера взял роль женскую? (Предполагаемый ответ: «Актёрами могли быть только мужчины»)
- Что вы ещё знаете о театре?
Станция «Исследовательская»
«Знаешь ли ты исторические термины?» Работа в группах с карточками (работа будет проходить в 2-х группах по 4 человека).
Вас ждёт работа с карточками.
Укажите слова (записаны в карточках), наиболее отражающие сущность понятия, стоящего за скобками.
Карточка № 1 Раб (хозяин, вещь, отсутствие прав, иностранец, грек). Полис (город, государство, войско, казна, укрепление)
Карточка № 2. Колония (корабль, Родина, занятие, поселение, счастье, вдали). Демократия (народ, равенство, власть, закон, гражданин)
Станция «Танцевальная» (Физминутка)
Древние греки были одним из самых жизнерадостных и жизнелюбивых народов в истории. Это был народ – труженик, народ – борец. Но греки очень любили и праздники, умели их создавать, умели веселиться. Очень любили музыку и танцы. Богиня танца – как её звали? – (Терпсихора) приглашает вас на танец. Звучит музыка и юноши - греки с девушками - гречанками спешат на замечательный танец (хором: «Сиртаки») (Дети под музыку танцуют «Сиртаки»)
- Но самым большим и любимым праздником у греков были олимпийские игры
Отправляемся с вами на станцию ….(Предполагаемый ответ – «Олимпийскую»)
Переход к мониторам
Станция «Олимпийская»
Почему называется так наша станция?
Что вы знаете о них? (об олимпийских играх) Что вы, ребята, ещё можете рассказать об играх?
Ответы детей:
1. 10 месяцев готовились спортсмены, в соревнованиях могли участвовать все свободные греки: богатые, бедные, знатные и незнатные. НО ТОЛЬКО МУЖЧИНЫ
2. За месяц атлеты должны прибыть в Олимпию
3. 5 ДНЕЙ продолжались олимпийские игры
4. В 1 день торжественное открытие, приносили жертвы богам и давали клятвы атлеты и судьи
5. Соревнования длились 3 дня
6. Итак, 4 дня. Что же происходило на пятый день Олимпийских игр? Давайте посмотрим, что лежит у вас в конвертах, может это нам подскажет, какие события происходили в последний день?
(В конвертах листочки сушеного лавра. Эти конверты раздаются незрячим. Другие конверты с алыми ленточками раздаются слабовидящим) (Коррекция обонятельного восприятия, цветоразличения, осязания, определения формы, тактильного восприятия)
7. Действительно, на пятый день происходила торжественное награждение победителя. И гасили священный огонь!
Работа с презентацией
Атлет-победитель награждался венком из оливковых ветвей, получал право носить почетную пурпурную тогу, а в родном городе атлета ему устанавливали статую. Так заканчивались Олимпийские игры в Древней Греции!
Современные Олимпийские игры. Рассказ об олимпийских играх (Аня)
Наверное, нет человека на земле, который был бы равнодушен к Олимпийским играм. Задолго до очередного Олимпийского года готовятся к нему страны мира. Специальные комитеты обсуждают и решают, в какой стране проводить игры. Лихорадочно тренируются будущие участники, заранее волнуются судьи, томятся ожиданием зрители…
И наконец, раз в четыре года, знаменательный день настаёт…
Девушки, одетые в древнегреческие хитоны, зажигают от лучей солнца Эллады Олимпийский факел. Опустившись на колени, принимает этот факел юноша. Священный огонь факела, зажжённый у алтаря Древней Олимпиады, символизирует собой мир и дружбу всех народов.
Долгий путь предстоит огню. Много раз перейдёт он из одних рук в другие, много стран пересечёт он, не угасая, на кораблях, поездах и самолётах, прежде чем достигнет стадиона, предназначенного для Олимпийских игр. И, когда вспыхнет огонь над праздничным стадионом, когда взовьётся Олимпийский флаг и делегации разных стран вступят на стадион в торжественном марше, впереди всех пойдут спортсмены Греции.
Беседа.
- Почему впереди всех идут спортсмены Греции?
(Предполагаемый ответ: «Потому что, именно, в этой стране родились Олимпийские игры»)
- Чем отличаются современные игры от древнегреческих?
Вы сможете ответить на эти вопросы, просмотрев презентацию.
Работа с презентацией (продолжение: последние два слайда о современных играх)
Слайд № 25. Символика современного олимпийского движения – эмблема.
1-е отличие современных игр от древних – 5 колец означают, что в играх участвуют спортсмены всех континентов, а в древности только греки
2-е отличие – существование зимних игр
3-е отличие – участие женщин
4- е отличие – проведение параолимпийских игр, в которых участвуют инвалиды.
- А кто из вас знает, что является символами Олимпийских игр? (Олимпийский факел и флаг с олимпийскими кольцами)
Прикрепляется олимпийский флаг на доску
- Что означает эмблема олимпийских игр?
- Почему эти пять колец разного цвета?
Они символизируют пять континентов: чёрный - Африка, зелёный – Австралия, жёлтый – Азия, красный – Америка, синий – Европа.
- Как часто игры проходят?
IV. Итог урока
1) Саморефлексия ХИМС
2) Оценивание детей. Раздаются «оливки» (из кинднерсюрпризов), в которых находятся оценки. (Плоскопечатные и «брайлевские» карточки с оценками)
VII Домашнее задание. Подготовить к следующему уроку информацию о каком-либо победителе Олимпийских игр – нашем соотечественнике.
Самоанализ
Тип урок: повторение и обобщение обобщает и систематизирует знания, полученные учащимися при изучении блока «Древняя Греция», подтемы «Культура Древняя Греция»
Форма урока: «Виртуальная экскурсия» - оправданна т.к. позволяет в интересной игровой форме применять приобретенные знания, умения и навыки в практических условиях, для решения нестандартных задач, требующих творческого подхода, с учётом возраста учащихся -5-й класс – эта форма одна из самых оптимальных; групповая работа позволяет продуктивно решать задачи, т.к. обеспечивает взаимодействие обучающего и обучающихся как сотрудничество субъектов образовательного процесса, эффективен приём создания соответствующего эмоционального фона через просмотр электронных презентаций, сюрпризных моментов.
Методы обучения:
1) по источникам получения знаний:
а) словесные (слово учителя, беседа, эвристические и проблемные вопросы, выразительное чтение наизусть);
б) наглядные (просмотр электронных презентаций, иллюстрации, эпиграф, эмблема олимпийских игр, инсценировка);
в) практические (работа по карточкам, определение видов наград победителей древних олимпийских игр с использованием различных приёмов восприятия – обоняния, осязания, цветоразличения, физминутка в форме танца «Сиртаки»)
по характеру дидактических задач:
а) методы закрепления знаний (развитие навыков групповой работы, совершенствование мыслительных операций; анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, систематизации);
б) методы формирования умений и навыков (умение получать информацию из различных источников, в т.ч. мультимедийных, и применять их в решении учебных задач, умение наблюдать, слушать, анализ заданий и способов их выполнения, самостоятельная работа по алгоритму)
в) методы развивающего и деятельностного обучения (диалог, проблемные и развивающие ситуации, подбор заданий обобщающего и оценочного характера, позволяющих творчески осмыслить изучаемый материал, научиться формулировать и аргументировать собственное мнение)
г) по характеру преобладающей деятельности учителя и учащихся: (методы практической деятельности под руководством учителя)
- методы деятельности учителя – инструктивно – практический - побуждение к поиску решений, инструкций, дополнений к заданию, предоставление наглядности, презентаций, музыкальных материалов;
- методы самостоятельной работы учащихся – работа в парах, изучение и анализ текстов, работа с карточками, взаимообучение, взаимоконтроль, рефлексивная деятельность.
Функции методов обучения:
1) развивающая – развитие ключевых компетенций, коммуникативности, мышления, логики, речи; формирование собственной точки зрения, аргументированности, познавательного интереса, умения координировать деятельность между участниками в группах;
2) воспитательная – воспитание навыков самоконтроля, организованности, ответственности за собственные успехи и успехи согруппников;
3) общеобразовательная – всестороннее развитие личности ребенка с ограниченными возможностями, способности применять знания на практике, способности к самореализации, самостоятельности, социализации.
Осуществление дидактических принципов:
1) научность – материалы, подобранные к уроку, строго научны, понятийный аппарат, терминология, содержание урока соответствуют требованиям Государственного стандарта по предмету;
2) систематичность и последовательность – тема урока входит в тематический блок «Древняя Греция. Эллинизм», а также содержательную линию «Античный мир», что соответствует внутренней логике построения данного предмета, прослеживается преемственность, последовательность, перспективность; работа учащихся организованна с опорой на систему знаний и умений, усвоенных ранее, с обязательным усложнением заданий;
3) связь теории с практикой – рациональное сочетание теоретических знаний с практическими умениями (работа с карточками, выполнение познавательных и заданий, ответы на вопросы, выполнение творческих заданий и т. д.);
4) осознанность – подобранные задания обобщающего и оценочного характера позволяют творчески осмыслить изучаемый материал, научиться формулировать и аргументировать собственное мнение, способствуют активной мыслительной деятельности, мотивации учебного труда;
5) наглядность – обучение и сенсорное развитие с использованием средств наглядности (иллюстрации, электронные презентации «Олимпийские игры», «Виртуальное путешествие по Древней Греции», аудиокассета, оформленная доска, раздаточный материал – карточки, изготовленные крупным планом и дублированные в шрифте Брайля, алые ленточки, объёмные предметы);
6) доступность – содержание урока доступно учащимся, учтены психофизические возможности, возрастные, индивидуальные особенности, уровень подготовки;
7) прочность – организация познавательной деятельности, основанная на практической работе, использование компьютерных технологий способствует активным, с высокой осознанностью действиям учащихся, а, следовательно, обеспечивает прочность ЗУНов;
8) индивидуально – дифференцированный подход – учтены физические, типологические, психофизические, личностные особенности, запас знаний и уровень подготовки каждого учащегося, учёт состояния внимания, утомляемости, темпов работы, состояния зрения;
9) коррекционно – развивающая направленность - раскрываются и развиваются ключевые компетенции, познавательные, мыслительные, коммуникативные способности, пространственная ориентировка, двигательная память.
Содержание коррекционной работы на уроке:
Содержание урока определялось исходя из состояния зрения, общефизических возможностей (т. е. учитывались вторичные отклонения в развитии, соматические заболевания), особенностей развития психических процессов.
Учебный процесс на уроке организован в соответствии с коррекционными задачами, направленными на сохранение, развитие, компенсацию утраченных или ограниченных возможностей учащихся – инвалидов.
На уроке осуществлялась:
1) коррекция психических процессов – различных видов мышления и мыслительных операций, внимания, воображения, памяти; этому способствовал тип урока в форме игры «Виртуальное путешествие»; использование метода постановки проблемной ситуации; решалась проблема памяти учащихся с недостатками зрения (забывание установок, алгоритмов и т. п.) методом восстановления в памяти соответствующих алгоритмов перед выполнением заданий, т.о. корректировалась долговременная, логическая память; развивались мыслительные операции – логическая интерпретация фактов, анализ и синтез, сравнение, причинно – следственные связи, обобщение
2) коррекция сохранных анализаторов:
- различных видов зрения – остаточного, свето- и цветоразличения за счет использования адаптированных наглядных пособий, исполненных в соответствии с обязательным условием – яркость, четкость, контрастность, соблюдения регламентированной зрительной нагрузки путём смены видов деятельности и включения различных анализаторов;
- фонематического слуха, слухового внимания (прослушивание аудиоматериалов), интонационного слуха;
3) коррекция речи – полилога, диалога, аргументированности, точности, логичности;
4) коррекция эмоционально - волевой сферы – самостоятельности, ответственности, осознания своей роли в групповой работе и её результативности;
5) коррекция личностных качеств – самооценки, уверенности в себе, коммуникабельности, механизма межличностного общения, ценностно – духовного восприятия мира.
Выводы: Считаю, что урок достиг поставленных целей. Учащиеся показали умение применять на практике ранее приобретённые знания и навыки работы с различными источниками информации.
Работа в малых группах учит договариваться, согласовывать разные мнения, помогает почувствовать себя в роли ответственного представителя группы при выполнении учебных задач. Этим самым решалась задача компетентностного развития. Предварительные задания, данные ученикам (стихи наизусть, инсценировка) способствовали поднятию их статуса, прочувствования всей ответственности от данного поручения, осознанию своей личной роль.
Форма урока способствовала преодолению пассивной созерцательности учеников, развитию активности и адекватности действий, что является необходимым условием компенсаторных процессов, а, значит, подготавливает учащихся с ограниченными возможностями к успешной социализации и адаптации в самостоятельной жизни, что является основной задачей школы.
Литература.
Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира. М.: Просвещение, 1988.
Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. М.: Просвещение, 1996.
Кишенкова О.В. Короткова М.В. История для любознательных. М.: Дрофа, 1996.
Смирнов С.Г. Задачник по истории древнего мира. М.: МИРОС, 1994.
Мировая художественная культура. Поурочные планы. / авт.-сост. Ю.Е.Галушкина.-Волгоград: Учитель, 2007.
Материалы Интернета:
1september.ru/urok/
Historic.Ru
Power Pt. ru