«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Поурочный план "Количество теплоты"

Поурочный план с целями, задачами, приложениями.

Олимпиады: Физика 7 - 11 классы

Содержимое разработки

  • Автор: Мякишева Елена Юрьевна

  • Название учреждения образования: ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»

  • Должность: учитель физики

  • Предметное направление: физика

  • Квалификационная категория: высшая

  • Тема: Количество теплоты

  • Класс: 11

  • Форма проведения: комбинированный урок

  • Год проведения: 2017

























Тема урока: Количество теплоты

Тип урока: Урок повторения

Вид урока: Смешанный

Цель урока:

Образовательная: Планируется, что к окончанию урока учащиеся:

  • Будут называть, распознавать и преобразовывать основные формулы по теме: «Количество теплоты»

  • Будут уметь объяснять график переходных процессов

  • Будут решать расчётные задачи в 2-3 действия на формулы количества теплоты


Воспитательная:

  • Способствовать у обучающихся выработке самостоятельности, целеустремленности и настойчивости при преодолении ситуаций затруднения, формированию коммуникативной компетентности.

  • Создать ситуацию рефлексии по поводу самооценивания своей работы и урока в целом


Развивающая:

  • Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное при решении задач и работе с теоретическим материалом.

  • Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли при защите своих решений.

  • Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнения, делать необходимые выводы при работе с графиками


Технические средства обучения: интерактивная доска, доска, физическое оборудование



Урок состоит из 5 этапов:

    • Организационный этап

    • Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний.

    • Этап повторения

    • Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    • Рефлексия



Организационный этап

Задача этого этапа: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и

психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

На данном этапе использовала словесные методы: беседа с учащимися (приветствие, организация внимания)


Эпиграф: Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи.

Бернард Шоу.



Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Задача этого этапа: Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к дальнейшей осознанной работе.

Содержание этапа:


  • Работа в группах

Дома вы должны были повторить тему: «Количество теплоты», причём вы готовились сразу по определённым, выработанным ранее критериям. Сейчас мы сможем оценить как вам это удалось.

Задание:

1 группа: Работа с теорией.

2 группа: Работа с формулами и физическими постоянными, .

3 группа: Работа с графиком фазовых переходов.

На подготовку 1 мин


На данном этапе использовались Словесные репродуктивные (рассказ, беседа), словесные частично – поисковые (эвристическая беседа), информационно – поисковые (работа с учебником и дополнительным материалом)- дома.


Затем каждая группа работает, а остальные группы слушают и по критериям оценивают работу группы.


В индивидуальный лист оценивания занесите количество полученных вами баллов


Продолжительность этапа 2+2+2+1+1=7-8 минут


Этап повторения

Задача этого этапа: Актуализировать знания и умения учащихся, которые необходимы им для дальнейшей работы. Добиться в ходе повторения повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие навыки и умения.

На данном этапе использовались: Словесные репродуктивные (рассказ, беседа), словесные частично – поисковые (эвристическая беседа), наглядно – образные (демонстрация опытов учащимися).


  • Работа в группах

Хочу вам предложить немного размять наш мозг устными задачами:

    1. Перед вами два тела, изготовленных из одинакового материала. Какому из тел необходимо большее количество теплоты для нагревания на одинаковую температуру и почему? (большему, т.к. между массой и Q прямая зависимость)

    2. Перед вами два тела, изготовленных из разных материалов, но одинаковой массы. Какое из них можно нагреть до более высокой температуры, передав им равное количество теплоты? (с меньшей удельной теплоёмкостью)

    3. Перед вами два тела, изготовленных из разных материалов, но одинаковой массы. Какому из тел потребуется большее количество теплоты для нагревания на одинаковую температуру? (с большей удельной теплоёмкостью)

    4. По графику определить удельная теплоёмкость какого вещества самая большая? Удельная теплота плавления какого вещества самая большая?


Продолжительность этапа 4 минуты

В индивидуальный лист оценивания занесите количество полученных вами баллов


  • Работа в парах

Вам предложены графики. Определите по ним какими процессами можно описать каждый из графиков?

Продолжительность этапа 3+1= 4 минуты


В индивидуальный лист оценивания занесите количество полученных вами баллов



  • Индивидуальная работа у доски (по жребию)


Учитель читает задачи, а вы подбираете формулы для решения задачи, давайте ознакомимся с критериями работы


  1. Магний находится при температуре 600 0С. Сколько требуется тепла, чтобы перевести весь магний в газообразное состояние?

  2. Вольфрам находится при температуре 34200С в твёрдом состоянии. Сколько требуется тепла для превращения вольфрама в газообразное состояние?

  3. За счёт сгорания угля нагревают воду. Определить массу воды, которую можно нагреть, если известно, что на нагревание воды идёт вся энергия угля.

  4. Определить кпд нагревателя известной мощности N, если за время t, он нагревает лёд от -50С до 450С.

  5. Определить кпд нагревателя известной мощности N, если за время t, он нагревает медь от 10000С до 26000С.

  6. За счёт сгорания угля нагревают воду. Определить массу воды, которую можно нагреть, если известно, что на нагревание воды идёт 20% энергия угля.



  • Индивидуальная работа

– решение представляется на листочках и отдаётся учителю, на решение 1 минута, не больше, не меньше.



Кто объяснит решение задачи? Решайте прямо на листах карандашом.



Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Задача этого этапа: Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность акта. Подвести итоги урока.

Степанова № 685, 690, 688


Рефлексия работы и всего урока в целом

Задача этого этапа: Осмыслить и проанализировать для себя что удалось и что не получилось на данном уроке, что необходимо доучить дома при подготовке домашнего задания.


Подведёт итоги урока и вашей работы на уроке



Настроение на уроке





Работа на уроке






Усвоение материала







Если останется время: Учёные – физики отгадать




Приложение

1 этап

Внутренняя энергия– энергия хаотического (теплового) движения микрочастиц системы и энергия взаимодействия этих частиц.

Внутренняя энергия – однозначная функция термодинамического состояния системы, т.е. в каждом состоянии система обладает вполне определенной внутренней энергией (она не зависит от того как энергия пришла в данное состояние). Это означает, что при переходе системы из одного состояния в другое измерение внутренней энергии определяется только разностью значений внутренней энергии этих состояний и не зависит от пути перехода.


Внутренняя энергия тела может изменяться не только в результате совершаемой работы, но и вследствие теплообмена. При тепловом контакте тел внутренняя энергия одного из них может увеличиваться, а другого – уменьшаться. В этом случае говорят о тепловом потоке от одного тела к другому. Количеством теплоты Q, полученным телом, называют изменение внутренней энергии тела в результате теплообмена.


Нагревание вещества

Q-количество теплоты, Дж

m-масса, кг

Охлаждение вещества

с- удельная теплоёмкость вещества,

Плавление вещества

t1-начальная температура, 0С

Отвердевание вещества

t2 - конечная температура, 0С

Парообразование вещества

Конденсация вещества

Сгорание топлива



По графику можно определить:

  • участок АВ – нагревание льда от -40 0С до температуры плавления 0 0С

  • участок ВС – плавление льда при температуре плавления

  • участок СD – нагревание воды от 0 0С до температуры 50 0С

  • участок DE – охлаждение воды от 50 0С до температуры кристаллизации (отвердевания) 0 0С

  • участок EF – кристаллизация (отвердевание) воды при температуре плавления (кристаллизации)

  • участок FK – охлаждение льда от 0 0С до температуры -40 0С

t 0С

2500 II



2000 I

2 4 Q, кДж

На ри­сун­ке при­ве­де­на за­ви­си­мость тем­пе­ра­ту­ры двух твер­дых тел от по­лу­чен­но­го ими ко­ли­че­ства теп­ло­ты. Масса каждого тела 2 кг. Удель­ная теп­ло­ем­кость ве­ще­ства какого тела больше?

t 0С

3000 II



2000 I

2 4 Q, кДж

На ри­сун­ке при­ве­де­на за­ви­си­мость тем­пе­ра­ту­ры двух твер­дых тел от по­лу­чен­но­го ими ко­ли­че­ства теп­ло­ты. Масса каждого тела 2 кг. Удель­ная теплота плавления ве­ще­ства какого тела больше?



t 0С

3000

2500 II



2000 I

2 4 6 8 Q, кДж

На ри­сун­ке при­ве­де­на за­ви­си­мость тем­пе­ра­ту­ры двух твер­дых тел от по­лу­чен­но­го ими ко­ли­че­ства теп­ло­ты. Масса каждого тела 2 кг. Удель­ная теплота парообразования ве­ще­ства какого тела больше?



t 1










Q


t 2











Q


t 3






Q











t 4












Q

t 5









Q


t 6











Q




t 7












Q





А) Нагревание и плавление вещества

В) Нагревание и парообразование вещества

С) Нагревание и охлаждение вещества

Д) Плавление, парообразование, отвердевание, конденсация вещества

Е) Плавление и нагревание вещества

G) Конденсация и охлаждение вещества

H) Отвердевание и охлаждение вещества

К) Плавление и нагревание и парообразование вещества

L) Охлаждение и отвердевание и охлаждение вещества


Закончить наш урок мне хочется словами Агнии Барто:

Мне не хватает теплоты, - 
Она сказала дочке. 
Дочь удивилась: - Мёрзнешь ты 
И в летние денёчки? 
- Ты не поймёшь, ещё мала, - 
Вздохнула мать устало, - 
А дочь кричит: - Я поняла! -
И тащит одеяло.

Тепло нужно не только уметь рассчитывать чему мы учились весь сегодняшний урок, но и отдавать близким людям. Люблю вас. Спасибо за урок.


Индивидуальный лист оценивания

Этапы урока



Количество максимально

возможных

баллов

Количество

полученных

баллов

1 этап

Работа группы. По домашнему заданию

7


2 этап

Работа группы. Решение устных задач

3


3 этап

Работа в парах. Графики

7


4 этап

Индивидуальная работа. Решение задач у доски

4


5 этап

Индивидуальная работа. Решение графических задач

6


При работе на уроке

27



Индивидуальный лист оценивания

Этапы урока



Количество максимально

возможных

баллов

Количество

полученных

баллов

1 этап

Работа группы. По домашнему заданию

7


2 этап

Работа группы. Решение устных задач

3


3 этап

Работа в парах. Графики

7


4 этап

Индивидуальная работа. Решение задач у доски

4


5 этап

Индивидуальная работа. Решение графических задач

6


При работе на уроке

27




Индивидуальный лист оценивания

Этапы урока



Количество максимально

возможных

баллов

Количество

полученных

баллов

1 этап

Работа группы. По домашнему заданию

7


2 этап

Работа группы. Решение устных задач

3


3 этап

Работа в парах. Графики

7


4 этап

Индивидуальная работа. Решение задач у доски

4


5 этап

Индивидуальная работа. Решение графических задач

6


При работе на уроке

27
















Майкл Фарадей

Майкл Фарадей (1791 — 1867) — английский физик и химик, основоположник учения об электромагнитном поле. Сделал за свою жизнь столько научных открытий, что их хватило бы десятку ученых, чтобы обессмертить свое имя.

Просмотров: 31387

Мария Кюри-Склодовская

Мария Кюри-Склодовская (1867 — 1934) — физик и химик польского происхождения. Совместно с мужем открыла элементы радий и полоний. Занималась проблемами радиоактивности.

Просмотров: 22040



Просмотров: 14879

Александр Григорьевич Столетов

Александр Столетов - русский физик, нашел, что величина фототока насыщения пропорциональна световому потоку, падающему на катод. Вплотную подошел к установлению законов электрических разрядов в газах.

Просмотров: 23783


Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн - немецкий физик, создатель общей теории относительности. Предположил, что все тела не притягивают друг друга, как считалось со времен Ньютона, а искривляют окружающее пространство и время.

Просмотров: 65451

Макс Планк

Макс Планк (1858—1947), — немецкий физик, создатель квантовой теории, совершившей подлинную революцию в физике. Классическая физика в противоположность современной физике ныне означает «физика до Планка».

Просмотров: 16862




Эрнест Резерфорд

Эрнест Резерфорд - английский физик, разгадал природу индуцированной радиоактивности, открыл эманацию тория, радиоактивный распад и его закон. Резерфорда нередко справедливо называют одним из титанов физики ХХ века.

Изобретения и высказывания великих физиков часто становятся своего рода метафорами, но легенда про яблоко и закон тяготения известнее всех. Каждому знаком Исаак Ньютон, герой этой истории, согласно которой он и открыл закон тяготения. Кроме того, ученый разработал интегральное и дифференциальное исчисление, стал изобретателем зеркального телескопа и написал немало фундаментальных трудов по оптике. - Читайте подробнее на FB.


ВИЛЬГЕЛЬМ РЕНТГЕН (1845—1923)

В январе 1896 года над Европой и Америкой прокатился тайфун газетных сообщений о сенсационном открытии профессора Вюрцбургского университета Вильгельма Конрада Рентгена. Казалось не было газеты, которая бы не напечатала снимок кисти руки, принадлежащей, как выяснилось позже, Берте Рентген, жене профессора. А профессор Рентген, запершись у себя в лаборатории, продолжал усиленно изучать свойства открытых им лучей. Открытие рентгеновских лучей дало толчок новым исследованиям. Их изучение привело к новым открытиям, одним из которых явилось открытие радиоактивности.



А. С. Попов  (4 (16) марта 1859 г. - 31 декабря 1905 (13 января 1906))
Александр Степанович Попов – русский физик, изобретатель  радио.  Родился в п. Турьинские рудники (ныне г. Краснотурьинск Свердловской области).  В 1877 г. поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, где принимал активное участие в работе Физической лаборатории университета, стал прекрасным экспериментатором, увлекся электротехникой. После окончания университета работал в обществе «Электротехника», а затем был приглашен преподавать физику и электротехнику в военных учебных заведениях. С 1901 г. Попов стал заведовать кафедрой физики Петербургского электротехнического института. После опубликования в 1888 г. работ Г. Герца по получению электромагнитных волн начал изучать электромагнитные явления.  Убежденный  в  возможности  связи 





Критерии для работы с домашним заданием

Критерии оценивания для работы над теорией

Дескрипторы

Полученные баллы

Объясняет что такое внутренняя энергия


1

Объясняет каким образом можно изменить внутреннюю энергию тела

1

Перечисляет переходные процессы из одного агрегатного состояния в другое

1

Понимает при каких процессах тело получает, в каких отдаёт энергию

1

Излагает материал последовательно и доступно

1

Выражается физическим языком и использует физические термины

1

Демонстрирует понимание собственной работы

1

Критерии оценивания для работы по формулам

Дескрипторы


Полученные баллы




Записывает формулы количества теплоты

При нагревании и охлаждении вещества

1

При плавлении и отвердевании вещества

1

При парообразовании и конденсации

1

При сгорании топлива

1

Может объяснить зависимость физических величин в формулах друг от друга


1

Знает соответствие названия физической величине и её единицу измерения


1

Объясняет значение всех постоянных в формулах


1

Критерии оценивания для работы с графиками у доски

Дескрипторы

Полученные баллы

Может начертить график переходных процессов


1

Объясняет какие процессы проходит вещество при переходе из одного агрегатного состояния в другое

1

Соотносит процесс перехода с формулой

1

Объясняет что происходит с внутренней энергией тела в разных агрегатных состояниях

1

Излагает материал последовательно и доступно

1

Выражается физическим языком и использует физические термины

1

Демонстрирует понимание собственной работы

1



Критерии оценивания для групповой работы с устными вопросами



Дескрипторы

Полученные баллы

Выполнены 4 задачи

4

Выполнены 3 задачи

3

Выполнены 2 задачи

2

Выполнены 1 задача

1



Критерии оценивания для парной работы с графиками



Дескрипторы

Полученные баллы

Выполнены 7 задач

4

Выполнены 5- 6 задач

3

Выполнены 4 задачи

2

Выполнены 3 задачи

1



Если найдены не все ответы к задаче, то она считается не выполненной



Критерии оценивания для решения задач у доски



Дескрипторы

Полученные баллы

Определяет все формулы для задачи

1

Применяет теоретические знания для решения практических задач (чертит график)

1

Определяет последовательность переходных процессов

1

Размышляет вслух о правильности выбранного решения

1





Критерии оценивания для решения задач на местах



Дескрипторы

Полученные баллы

Выполнены 6 задач

6

Выполнены 5 задач

5

Выполнены 4 задачи

4

Выполнены 3 задачи

3

Выполнены 2 задачи

2

Выполнена 1 задача

1





Самоанализ урока

Структурные элементы урока

Соответствие целям и задачам урока

1. Постановка образовательных целей урока.

Планируется, что к окончанию урока учащиеся:

  • Будут называть, распознавать и преобразовывать основные формулы по теме: «Количество теплоты»

  • Будут уметь объяснять график переходных процессов

  • Будут решать расчётные задачи в 2-3 действия на формулы количества теплоты

  

Урок состоит из 5 этапов:

    • Организационный этап

    • Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний.

    • Этап повторения

    • Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    • Рефлексия


Организационный этап

Задача этого этапа: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

На данном этапе использовала словесные методы: беседа с учащимися (приветствие, организация внимания с помощью эпиграфа)

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Задача этого этапа: Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к дальнейшей осознанной работе.

Проверка домашнего задания

Ответы ребят были грамотные. При ответе домашнего задания повторили опорные понятия, формулы, график фазового перехода;

Этап повторения

Задача этого этапа: Актуализировать знания и умения учащихся, которые необходимы им для дальнейшей работы. Добиться в ходе повторения повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие навыки и умения.

На данном этапе использовались: Словесные репродуктивные (рассказ, беседа), словесные частично – поисковые (эвристическая беседа), наглядно – образные (демонстрация опытов учащимися).


Решение устных, графических, расчётных задач, за которыми следовали критерии оценивания

Считаю, что образовательные цели достигнуты, соответствуют теме, содержанию и типу урока: 

2. Постановка развивающих целей.

Развивающие цели урока: 

  •      Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное при решении задач и работе с теоретическим материалом.

  • Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли при защите своих решений.

  • Способствовать развитию умений применять свои знания на практике делать необходимые выводы при работе с графиками

Цели достигнуты, соответствуют теме, содержанию и типу урока. После проверки определенного объема домашнего задания, учителем были предложены задачи для решения у доски и на местах, тем самым работала над умением учащихся применять свои знания на практике, т.е. создаются  условия для активной умственной деятельности, для умений учащихся делать правильные выводы, рассуждать, выражать свои мысли..

Ребята активны, ответы их аргументированы. Они умеют делать выводы и обобщения. Развитие памяти, внимательности, наблюдательности учащихся происходило в течение всего урока. Например, чтобы справиться с решением задач, необходимо подготовиться, т.е. знать предыдущий материал по теме.

3. Постановка воспитательных целей урока.

Воспитательные цели урока: 

- способствовать у обучающихся выработке самостоятельности, целеустремленности и настойчивости при преодолении ситуаций затруднения.

- Создать ситуацию рефлексии по поводу самооценивания своей работы и урока в целом


Цели достигнуты, соответствуют теме, содержанию и типу урока. Работа у доски способствует преодолению ситуации затруднений, что предусматривает общение ни только с учителем, но и с ребятами в классе. Ситуацию рефлексии поддерживала весь урок, предлагая учащимся оценивать себя и друг друга с помощью критериев.

4. Форма организации учебной деятельности

Обеспечила сочетание групповой, парной и индивидуальной форм организации учебной деятельности:

5. Методы организации деятельности учащихся на уроке

На данном уроке учитель сочетал различные методы активизации познавательной

деятельности.

В ходе повторения материала, после каждого блока  проводится поэтапное оценивание знаний . Основные методы обучения на данном уроке: Словесные репродуктивные (рассказ, беседа), словесные частично – поисковые (эвристическая беседа), наглядно – образные (демонстрация слайдов учащимся,).  Ребята были не просто пассивные слушатели, а каждый из них вовлечен в активную работу  на всем  протяжении урока.

6.Средства обучения, применяемые на уроке

Применяла в качестве средств обучения  интерактивную доску. На уроке используется презентация, подготовленная непосредственно к данному уроку, что активизирует внимание и интерес учащихся к предлагаемой информации и повышает эффективность процесса обучения.

7. Применение технологии обучения

На данном уроке применяется традиционная технология – урок повторения.

8. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ

Материал урока соответствует программе курса «Физики 7-11 класс» для общеобразовательных учреждений. 

9. Рациональная организация труда учащихся

Выдержано время, отведенное на проведение всех этапов урока. Работа, запланированная учителем, выполнена за 40 минут.

10.Стиль отношения учителя с учащимися.

На уроке  - атмосфера взаимопонимания и сотрудничества. Учитель очень уважительно относится к учащимся, говорит тихо, спокойно, ответы учащихся внимательно выслушиваются, к ним дается комментарий в доброжелательной форме.

В ходе урока наблюдалась  высокая активность учащихся: они  задавали вопросы, давали лаконичные ответы на вопросы учителя.

11. Результаты познавательной деятельности на уроке.

На данном уроке оценивались устные ответы учащихся и работа учащихся у доски.

На уроке … получили оценки

Все цели урока были достигнуты, урок прошел на высоком познавательном уровне.    
















Методическая литература:

  1. Учебник «Физика» 11 для ЕМН Кронгарт Б., Кем В., Койшыбаев Н., Алматы «Мектеп», 2010

  2. Физика: Механика: Учебное пособие Балашов М.М., Гомонова А.И. , Москва «Просвещение», 2005г

  3. Дидактические материалы Физика Ромашкевич А.И. Москва, «Дрофа», 2006

  4. Сборник задач Кем В.И., Кронгарт Алматы «Мектеп», 2010

  5. Электронные учебники по физике: энциклопедия Кирилла и Мефодия, репетитор по физике, открытая физика

  6. Стихотворение Источник: https://millionstatusov.ru/stihi/teplota.html



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее