«Осенний фестиваль знаний 2024»

Поурочное планирование

Поурочное планирование по внеурочной деятельности "Жизнетворчество" для 2-го класса

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Занятие 1. Творчество. Виды творчества.

Цель: Развитие гибкости мышления. Воспитание сопе­реживания.

1. Чтение учителем стихотворения Д. Хармса «Стран­ное дело».

Странное дело, а может быть нет, Странное дело, а может быть нет,

Жил-был на свете когда-то сапожник, Жил-был на свете когда-то художник,

Был он сапожником сорок пять лет, Был он художником семьдесят лет,

А про него говорили - художник, А про него говорили - сапожник,

Странное дело, а может быть нет? Странное дело, а может быть нет?

2. Обсуждение стихотворения по вопросам:

- Чем отличается ремесленничество от изобретательства?

- Что можно изобрести?»

3. Совместное определение с детьми видов творчества:

- человек изобрёл колесо;

- нарисовал картину;

- построил здание;

- создал подвижную игру

4. Расскажите, что Вы знаете о каждом из видов творче­ства.

- Каково отличие исполнительского творчества от сози­дательного творчества?

5. Обсуждение с детьми понятия творчества. Творчество в учёбе, быту, играх.

Творческая разминка. 1. «Живые картины» - изобразить лес, ветер, избушку на курьих ножках и т.д.

^— Какие это виды творчества?

2. Придумать новые способы применения разнообраз­ных вещей (шкатулка, авторучка, зонтик т.п.).

Домашнее задание. Придумать новое окончание старой сказки (например, «Колобок» или «Курочка ряба»). Нарисо­вать иллюстрацию к своей сказке.

Ключевые понятия. Творчество, исполнитель, созида­тель.

Интегративные связи. Литература. Изобразительное ис­кусство. Сказочная тема в живописи, искусстве.

Занятие 2-3. История творчества. Художественное творчество.

Цель: Формирование ценностной ориентации - выра­жать свои чувства средствами литературного творчества. Вос­питание сопереживания.

I. Введение понятия фольклора как устного народного творчества.

1. Обсуждение с детьми видов фольклора - игровой и потешный фольклор: словесные игры, молчанки, сечки, пере­вертыши, небылицы, загадки, скороговорки по вопросам:

- Какие колыбельные песни вам пела мама?

- Какие вы знаете считалочки, поговорки, скороговорки?

- Для чего придумывали пословицы и поговорки?

2. Выяснение прямого и переносного смысла пословицы или поговорки, например: «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь».

- О ком говорится в пословице? (прямой смысл).

- Можно ли применить эту пословицу по отношению к людям и в каких ситуациях?

- А вы бывали в такой ситуации?

- Как Вы понимаете выражение «Пословица как притча-поучение».

П. Конструирование загадки (по Дж. Родари).

1. Этапы конструирования загадки: отстранение, ассо­циация и сравнение; завершающая метафора, привлекательное оформление.

!6

2. Обсуждение с детьми самого значительного этапа -«отстранение» - на примере: «Он на белом - белом поле ос­тавляет чёрный след» (перо или шариковая авторучка).

Творческая разминка: 1. По кругу дети называют небы­лицы, загадки, пословицы, поговорки. 2. Придумать новую за­гадку.

Домашнее задание. Нарисовать пословицу в её прямом и переносном смысле, например: «На чужой каравай рот не ра­зевай».

Ключевые понятия. Фольклор, колыбельная песня, счи­талка, скороговорка, загадка, пословица, поговорка.

Интегративные связи: Литература (устное народное творчество). Русский язык (развитие фонематического слуха). Изобразительное искусство (единство формы и конструкции рисунка).



Занятие 4. Жизнь замечательных детей - будущих сказочников.

Цель: Воспитание духовных ценностей. Развитие куль­туры чувствования. Воспитание трудолюбия.

I. Обсуждение биографии Г.Х. Андерсена.

1. Воображаемый театр маленького Г.Х. Андерсена. Чтение небольших отрывков из различных сказок Г.Х. Ан­дерсена («Дюймовочка», «Гадкий утёнок», «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик» и т.д.).

2. Определение детьми нравственных ценностей прочи­танных сказок.

- Как вы думаете, чем похожи эти сказки? (доброта, со­чувствие, сопереживание).

- Что помогало автору создавать такие сказки? (народ­ные сказки как «строительный материал» сказок Г.Х. Андер­сена).

3. Выяснение авторской и собственной позиции понима­ния смысла жизни по сказке «Улитка и розовый куст».

- В чём видит смысл жизни улитка?

- А что делает счастливым розовый куст?

- Позицию какого персонажа этой сказки разделяете Вы?

- В чём ты видишь смысл своей жизни?

Творческая разминка: необычные способы применения одной вещи в сказке по кругу «салат» из сказок Г.Х. Андер­сена.

Домашнее задание: Нарисовать любимого героя из сказ­ки Г.Х. Андерсена.

Ключевые понятия: сказка, талант, воображение, трудо­любие доброжелательность, сочувствие, сопереживание.

Интегративные связи: Литература (сказки Г.Х. Андер­сена, создание целостного художественного образа).

Занятие 5. Можно ли научиться творить? Мастер­ская творчества.

Цель: Развитие творческих способностей, логического

мышления, наблюдательности.

1. Обсуждение с детьми назначения часов.

- Для чего людям часы?

- Почему людям трудно обходиться без часов?

- Как устроены часы?

- Какие бывают часы?

2. Обсуждение с детьми истории о маленьком мальчике. История о маленьком мальчике, который считал, что часы ти­кают оттого, что в них живёт маленький человечек. Этот че­ловечек стучит маленьким молоточком, и часы отмеряют вре­мя. Однажды, увидев, как мастер ремонтирует часы, мальчик испугался, что человечек умер. Каково же было его удивле­ние, когда он узнал, что внутри часов. (Показ разобранного

будильника).

3. Рассказ учителя об истории изобретения часов: сол­нечных, водяных, песочных, огненных, электронных, кварце­вых.

4. Обсуждение с детьми назначения часов как результата

творчества человека.

18

- К какому виду творчества относятся эти изобретения?

- Что изменилось в жизни людей после изобретения ча­сов?

- Можете ли Вы изобрести свои часы?

- Какие часы изобрели бы Вы? Что бы это дало людям? Творческая разминка: Дети по кругу называют слова на

одну букву.

Домашнее задание: Приготовить замысел своего изобре­тения, описать способ его применения и нарисовать.

Ключевые понятия: способ, изобретение, наблюдатель­ность, открытие.

Интегративные связи: История. Изобразительное ис­кусство.

Я ТВОРЮ СЕБЯ



































Занятие 6.

Появление человека мыслящего.

Цель: Воспитание духовных ценностей, духовности внутреннего мира человека. Воспитание экологической куль­туры. Развитие воображения.


1. Обсуждение проблемы происхождения человека. Вы­яснение различных точек зрения: религиозной, инопланетной, теории Ч. Дарвина.

- Откуда появились первые люди на Земле?

- Могут ли современные обезьяны превратиться в чело­века? Почему?


2. Рассказ учителя об обезьяне Уоше.

Детёныш шимпанзе и человеческий ребёнок были по­мещены в одинаковые условия. Первое время Уоша делал ус­пехи, развивался быстрее, чем человеческий ребёнок. Но это было примерно до двух лет. Потом человеческий ребёнок стал обгонять шимпанзе: появилось прямохождение, речь; у ребён­ка быстро стало развиваться мышление.


3. Обсуждение отличительных особенностей человека от животных. Особенности человека: способность трудиться, речь, мышление, внутренний мир человека.

- Чем человек отличается от животных?

- В чём заключается внутренний мир человека?

- Есть ли у животных внутренний мир?


Творческая разминка: Игра «Мы не скажем, а покажем». Воспроизведение с помощью пантомимы различных видов че­ловеческой деятельности.

Домашнее задание: Каким будет человек будущего? (выполнить по выбору рисунок, аппликацию, лепку).

Ключевые понятия. Теория, человек, внутренний мир, происхождение. Интегративные связи. Естествознание (тео­рии происхождения человека). Физическая культура. Изобра­зительное искусство (образ человека будущего).















Занятие 7. Зачем надо изучать себя?

Цель: Воспитание потребности в самоизменении, само­развитии, самосовершенствовании. Воспитание адекватной самооценки. Воспитание нравственных качеств.

1. Рассказ учителя истории о древнегреческом ораторе Демосфене.

Сын ножовщика, уважаемого и почитаемого граждани­на, родился невзрачным и хилым. Телесная гармония очень много значила для древнего грека. К тому же вскоре выясни­лось, что Демосфен не сможет сгладить свою внешнюю не­привлекательность блеском образования. В 377 году до нашей эры, в семь лет отроду, он осиротел, и опекуны обошлись с ним настолько бесчестно, чю через год - другой остатков за­вещанного наследства не хватило на плату учителям. Демос­фен решил отомстить своим опекунам и выбрал своим оружи­ем ораторское искусство. Он забросил все мальчишеские заба­вы и самозабвенно отдался упражнениям в красноречии. Уже в старости Демосфен рассказывал, как ему удалось победить свои природные недостатки - косноязычие, слабый голос, ко­роткое дыхание, привычку подёргивать плечом. Шепелявый, путаный и неразборчивый выговор он исправлял долгими, упорными занятиями: вкладывал в рот камешки и читал по­этические отрывки, стараясь, чтобы стихи звучали осмыслен­но и понятно. Для укрепления голоса он придумал систему

20

упражнений, сочетавших постановку дыхания и развитие вы­носливости. Он выбирал дорогу труднее и пускался бегом, выкрикивая на крутых подъёмах длинные ритмические перио­ды; произносил речи на берегу моря, и рёв волн заменял ему шум толпы. В мимике и жестикуляции Демосфен совершенст­вовался перед зеркалом, а спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он по привычке поднимал плечо. После первых неудачных выступлений Демосфен понял, какое все­властное обаяние придаёт речи актёрская игра, и пришёл к выводу: его упражнения должны быть направлены не только на то, чтобы вразумить, но и покорить публику. И он успешно начал заниматься актёрским мастерством.

В 364 году до нашей эры двадцатилетний Демосфен был готов, наконец, начать процесс против опекунов, выиграл его, и хотя и не вернул целиком завещанного состояния, но приоб­рёл новое - известность первого оратора в Афинах.

2. Обсуждение с детьми необходимости саморазвития личности.

- Может ли человек изменить себя?

- Какие знания о себе для этого необходимы?

- Какие черты характера нужны для изменения себя?

- Что нужно делать, чтобы изменить себя?

- Знаете ли вы свои достоинства и недостатки?

3. Самооценка детьми своих положительных и отрица­тельных качеств с помощью игры.

Игра: дети на воображаемых «весах из рук» представля­ют свои положительные и отрицательные духовные качества.

4. Обсуждение с детьми необходимости самопознания, внимания и доброжелательности к окружающим.

- Что означает девиз «Познай самого себя»?

- Для чего нужно быть внимательным, щедрым, отзыв­чивым и доброжелательным к окружающим?

- Кого ты считаешь внимательным и доброжелательным к окружающим? Почему?

- Кого ты считаешь щедрым, отзывчивым? Почему?

Творческая разминка: Игра «Ассоциация». Дети рас­сматривают особенности характера, поведения товарища и на­ходят на кого или на что похож этот человек. Например, «мяг­кий» характер дети ассоциируют с котенком, диваном, подуш­кой, пухом. Если товарищ активный, подвижный, то дети представляют его волчком, юлой, мячиком. Анализ нравст­венных качеств поведения сверстников.

Домашнее задание: Упражнения на внимание и ловкость (разучиваются в классе). Символический автопортрет: из чего ты состоишь? Что любишь?

Ключевые понятия: самосознание, совесть, лень, внима­ние, дружба, воля, достоинство.

Интегративные связи: История (легенды и мифы Древ­ней Греции). Физическая культура (развитие двигательных качеств). Изобразительное искусство (образный рисунок).

Занятие 8. Образ человеческого тела. Цель: Воспитание адекватной самооценки.

1. Обсуждение с детьми необходимости самопознания.

- Каковы отличия внутреннего мира у различных людей? Внешние отличия - темноволосые, светловолосые и т.д.

- Что объединяет всех людей? (Строение тела, части

тела).

- Что отличает тебя от твоих сверстников?

2. Обсуждение картин великих художников с изображе­нием обнажённого человеческого тела.

- Почему названы так скульптуры на странице 11 рабо­чей тетради?

- Зачем скульпторы и художники изображали обнажен­ные тела? (Показать красоту и здоровье человеческого тела).

- Для чего нужны здоровье и красота человеку?

3. Рассказ учителя об античных представлениях о красо­те человеческого тела. В античном мире человек - телесное подобие Бога. Отсюда - поклонение человеческому телу, культ его красоты.

22

В Спарте ребёнка с физическими недостатками считали недостойным жить и его убивали. Каждый древний грек счи­тал обязательной для себя заботу о теле. Обязательное выпол­нение физических упражнений, делающих его ловким, краси­вым, гармоничным. Обобщение: человеческое тело как выс­шее воплощение красоты.

Творческая разминка: Игра «Послание из прошлого». Учитель сообщает детям о закупоренной бутылке, найденной в море, в которой оказалось послание древних людей. Учитель показывает картинку с изображением первобытного человека. Дети составляют словесное описание физического облика че­ловека. Изменился ли физический облик человека на протяже­нии многих веков?

Домашнее задание: Разучить три упражнения на разные группы мышц. Нарисовать машину под названием «Желудок».

Ключевые понятия: красота.

Интегративные связи: Естествознание (строение тела, мышц). Изобразительное искусство (образный рисунок; порт­ретная тема в живописи).

Занятие 9-10. Азбука здоровья.

Цель: Воспитание валеологической культуры. Воспита­ние представлений о своём физическом развитии.

1. Анализ внутреннего устройства человеческого тела (плакаты, изображающие внутреннее устройство человека).

2. Обсуждение вопросов по книге Г. Юдина «Главное чудо света».

- Из чего мы сделаны?

- Зачем ест человек?

- Почему еда попадает в желудок, а не в лёгкие?

- Из чего сделана «живая вода»? (для чего нужна кровь)

- Зачем мы дышим?

- Кто всему голова?

- Что может человек?

2. Игра «Говорящая спина». Ребёнок становится спиной к классу. Дети по очереди подходят и прикосновением выра­жают свои чувства к тому, кто стоит спиной. Водящий отга­дывает чувства, и кому они принадлежат.

3. Обсуждение с детьми особенностей чувств человека.

- Какие чувства Вы знаете?

- Как проявляются чувства человека?

- Назовите ситуации и соответствующие чувства.

- Влияют ли результаты творчества на чувства людей?

- Бывает ли творчество злым?

Творческая разминка. Игра «Космическая посылка».

Вариант 1. Дети распределяются на группы по желанию, и каждая группа готовит набор чувств и результатов творчест­ва, характерных для духовности землян, для посылки на дру­гую планету. Каждая группа объясняет свой выбор.

Вариант 2. На столе несколько предметов: книги, ручка, икона, кукла, репродукции картин, кассеты, крестик, кубик Рубика и др. Учащимся предлагается собрать посылки для пе­редачи информации о человеке духовном инопланетянам. За 3 минуты дети должны отобрать по 3-4 предмета и одно музы­кальное произведение, которые бы рассказали инопланетянам о человеке духовном. Детям предлагается объяснить свой вы­бор.

4. Учитель помогает учащимся сделать выводы: творе­ния человека - это отражение духовности. Духовность чело­века определяется культурой его чувств, которая реализуется в его поступках и творчестве; вещи же могут быть «одухотво­рены» только человеческой душой.

Домашнее задание. Приготовить свою «космическую посылку», представляющую вашу семью.

Ключевые понятия. Духовность, человечность, доброта, милосердие, мужество, порядочность, храбрость, ценность.

Интегративные связи. Литература (устная речь).

26

































Занятие 13.

Учись учиться

Цель: Развитие познавательного творчества. Развитие памяти и внимания. Развитие оценочной деятельности, реф­лексии нравственного поведения.

1. Обсуждение необходимости успешной учёбы.

- Как помочь себе хорошо учиться?

- Каковы условия успешной учёбы?

- Что даёт человеку учеба? (Помогает освоить знания, опыт, накопленный человечеством веками).

Творческая разминка. Упражнения на внимание: «Лета­ют - не летают». Учитель называет слова, если слово называет летающий предмет, дети поднимают руки вверх. Побеждает самый внимательный. Упражнения на развитие памяти: слова по кругу; кто больше запомнит слов. Упражнения на развитие воображения «Ассоциация».


КОРЕНЬ УЧЕНИЯ ГОРЕК, ДА ПЛОД ЕГО СЛАДОК.


ЗА ОДНОГО УЧЕНОГО - ДВУХ НЕУЧЕНЫХ

ДАЮТ, ДА И ТЕХ НЕ БЕРУТ

Ведущий: Ребята, мы с вами уже ученики второго класса. В этом учебном году вам предстоит узнать много нового, интересного. Но для этого потребуется от вас усидчивость, терпение и желание хорошо учиться.

Известный писатель Жюль Верн в своей книге «Пятнадцатилетний капитан» написал: «Кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается в поте лица... тот предназначен для больших дел, ибо в нужный день и час у него найдется воля и сила для свершения их».

Ленивые люди всегда ищут и находят для себя оправдание. Час­то они отговариваются тем, что у них не хватает времени. Но на его недостаточность чаще всего жалуются те, кто впустую растрачивает время.

А еще ленивые люди утверждают: «Не стоит заниматься работой,; когда не расположен к ней». Те, кто прибегает к этому аргументу, ждут, когда к ним придет вдохновение. Глубокое заблуждение! Чтобы втя­нуться в работу, нужно в начале приложить определенные волевые усилия, а потом придет и настроение. Но этих волевых усилий и боится малодушный ленивец. А ведь успех приходит лишь к трудолюбивым людям. Не зря в народе говорят: «Терпение и труд все перетрут».

А какие пословицы об учении вы знаете?

(Умный водит, неученый следом ходит.

Красна птица опереньем, а человек уменьем.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Чему учил­ся, тому и пригодился.

Ученье в счастье украшает, а в несчастье уте­шает.

Повторенье - мать ученья.

Ученье везде найдет примененъе..

Ведущий: Сейчас группа ребят покажет инсценировку стихотво­рения С. Маршака «Кот и лодыри».

Ученик: Собирались лодыри на урок,

А попали лодыри на каток.

Толстый ранец с книжками на спине,

А коньки под мышками на ремнеt

Видят, видят, лодыри: из ворот

Хмурый и ободранный кот идет.

Спрашивают лодыри у него:

- Ты чего нахмурился? Отчего?

Замяукал жалобно серый кот:

- Мне коту усатому скоро год.

И красив я, лодыри, и умен.

Школа не построена для котят.

Научить нас грамоте не хотят.

А теперь без грамоты пропадешь.

Далеко без грамоты не уйдешь.

Не попить без грамоты, не поесть,

На воротах номера не прочесть! Отвечают лодыри:

- Милый кот, нам пойдет Двенадцатый скоро год.

Учат нас и грамоте и письму,

А не могут выучить ничему.

Нам учиться, лодырям, что-то лень.

На коньках катаемся целый день.

Мы не пишем грифелем на доске,

А коньками пилим мы на катке!

- Отвечает лодырям серый кот:

- Мне коту усатому скоро год.

Много знал я лодырей вроде вас,

А с такими встретился в первый раз!

- Что вы можете сказать про этих ребят?


-Послушайте стихотворение А. Барто «Лешенька».

Лешенька, Лешенька,

Сделай одолжение:

Выучи, Алешенька,

Таблицу умножения!

- Миленький, хорошенький!

-Мама просит сына,

Ходит за Алешенькой

Чуть не вся дружина.

Охает вожатая:

- Единица в табеле!

Значит, мы внимание

К мальчику ослабили.

- Лешенька, Лешенька,

Сделай одолжение:

Выучи, Алешенька,

Хоть первое спряжение.

Отвечает Лешенька:

- Вы просите пуще.

Я же несознательный,

Я же отстающий.

Лешенька, Лешенька,

Сделай одолжение...

Так и не меняется

Это положение.

-Как нужно выполнять домашнее задание?

Смогут ли хорошо справиться с заданием несобранные, неусидчивые дети?

Ребята часто откладывают выполнение домашнего задания на более позднее время, а выполняя задания, постоянно отвлекаются. Все это мешает им хорошо учиться. Об этом рассказал писатель Б. Заходер в стихотворении «Вредный кот».

(Во время чтения этого стихотворения один мальчик исполняет роль кота.)

-Петь, здорово!

-Здравствуй, Вова!

- Как уроки?

-Не готовы...

-Понимаешь, вредный кот

Заниматься не дает!

Только, было, сел за стол,

Слышу: «Мяу».

- Ты зачем пришел?

-Уходи! - кричу коту.

-Мне и так... невмоготу!

Видишь, занят я наукой,

Так что брось и не мяукай!»

Он тогда залез на стул,

Притворился, что уснул.

Ну и ловко сделал вид

-Ведь совсем как будто спит!

Но меня же не обманешь.

« А, ты спишь?

Сейчас ты встанешь!

Ты умен, и я умен!»

Раз его за хвост.

-Кто кому мешал: кот мальчику или мальчик коту? Как можно назвать такое обращение с животными?

Упражнение 1.


В ниже приведенных рядах букв можно предложить ребенку найти «спрятавшиеся» там слова:

АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ (газета, дом).

ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД (очки, пакет).

АВМЛБЕРЕЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ (береза, книга).

ВОНГАРСИЫПЧЬЛШДАТКОШКААВЕСНАУЕКЫМЧСЯ (кошка, весна).

ЗВНКПЕНАЛВАСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ (пенал, лес).

Упражнение 2.

Ребенку предлагается разделить «склеенные» между собой слова.

ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНА КНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО

Упражнение 3.

Ребенку предлагается разделить «склеенные» между собой предложения:

БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЕКИГЮЕОДАХ01' ОШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУЮТСЯТЕПЛЫМЛУЧАМ

Упражнение 4.

Ребенку предлагается вычеркнуть повторяющиеся слова:

МОРЕСОЛНЦЕЛЕСВОДАМОРЕЗЕМЛЯСОЛНЦЕПУЧНЕГЮВОДАРЬН. АЛЕСУТКАМОРЕСОЛНЦЕПАРОХОДВОДАЗЕМЛЯПОХОДМОРЕЛИСКГЫ

БАНЕБОДЕТИМОРЕ


Упражнение 5.

Мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло, спички. Сын ку­пи ii но просьбе мамы масло, сало, спички, мясо. Что же он забыл купить? 4. Памятка для родителей по развитию внимания учащихся.

Домашнее задание. Придумать сказку по опорным сло­вам: «Спасибо» и «Привет» (Дж. Родари). Придумать сказку о вороне, которая боялась летать, или про собаку, которая жилав холодильнике.

Ключевые понятия. Ученик, память, внимание, режим,

трудолюбие.



















Я ТВОРЮ ОТНОШЕНИЯ

Занятие 14. Школа чувств

Цель: Развитие культуры чувствования.


1. Обсуждение отношения человека к предметам, собы­тиям, к другим людям, к себе. Определение чувств как выра­жение отношения человека к реальным или воображаемым объектам. Анализ предметности чувств. Переживания как ре­акция на ситуацию, не только совершившуюся, но и вероят­ную или вспоминаемую.

- Что такое чувства?

- Могут ли чувствовать животные?

- Отличаются ли человеческие чувства и чем?

- Назовите чувства, которые Вы знаете (проводится в виде игры в кругу).

- На кого или на что направлены чувства?

- Вспомните самый радостный для вас день. Что Вы при этом чувствуете?

- Что Вы чувствовали, когда первый раз пришли в шко­лу?


Творческая разминка.

  1. Игра в скульптора (изображение различных чувств).

  2. Мимические упражнения (изображение с помощью мимики чувства удивления, радости, страха и т.п.).

  3. Декламирование стихотворений с различной интонацией.


Творческая работа:

1 группа:

Нарисовать чувства в геометриче­ской форме и в цвете: доброта, страх, жадность, чувство юмо­ра.

2 группа: лень, одиночество, щедрость, за­висть.

3 группа: выразительное чте­ние стихотворений.

–Какие чувства старались передать при чтении?


Общение

Эмоции радости общения

-Холодно стало в лесу. Давайте разожжем кос­тер. Собирайте хворост, сухие листья. Но этого мало! Чтобы огонь вспыхнул, нужно передать друг другу доброту и тепло наших сердец, горячие улыбки. Встаньте в круг. Я передаю тепло моего сердца, на моем лице загорается улыбка, и этой улыбкой я зажигаю следующую улыбку и дарю хорошее на­строение. Я крепко пожимаю руку своему соседу. Когда теп­ло снова коснется моего сердца, моей руки, костер вспыхнет ярким пламенем. Поднимем руки вверх и подойдем ближе друг к другу в тесный круг. Чувствуете, какое горячее пламя? Вы согрелись?

Эмоции грусти, радости

-Понравилось вам в лесу? Мне тоже. Грустно возвращаться назад. Покажите, как вам грустно. Но мы еще обязательно вернемся сюда. Скорее улыбнитесь.

Поведение Жадность, щедрость

Педагог. Присядем у костра. Слышите? Кто-то плачет. Совсем рядом. Это зайчик плачет, потому что его обидел жад­ный пес, с которым он вместе живет. Послушайте про него стихотворение:



Жадный пес

Дров принес,

Воды наносил,

Тесто замесил,

Пирогов напек,

Спрятал в уголок

И съел сам.

Гам-гам-гам!

(В. Квитко)

- Давайте, дети, покажем этого жадного пса. (Педагог чита­ет стихотворение, а ребята имитируют действия.)

Дети, хорошо быть таким жадным? Почему? Давайте испечем пирожки и угостим зайчика (имитация замешивания теста и выпекания пирогов; зайчика изобража­ет воспитатель или ребенок).

-Как вы угостите зайчика? Что скажете? (Проигрывание со сменой ролей.)

-Какие вежливые, добрые, щедрые мои дети! Молодцы!

-Теперь зайчик не плачет.


У. Завершение

Нам пора уходить из леса. Надо задуть костер, чтобы не случился пожар. Встаньте в круг, возьмитесь за руки, подуйте сильно-сильно на пламя. Посмотрите, пламя только сильнее разгорается! Ведь это огонь наших сердец и улыбок, а он никогда не погаснет. Возьмем его с собой. Протяните руки к огню и положите частичку тепла в сердце. Будем хранить его и водить дружно хоровод (любая детская песня о друж­бе).

Оставайтесь такими дружными всегда.


Ключевые понятия. Разум, переживание, чувство, ощу­щения, щедрость, зависть, чувство юмора.


Интегративные связи. Литература (выразительное чте­ние стихотворений). Изобразительное искусство («Изображе­ние и фантазия»).





















Занятие 15. Добро и зло

Цель: -воспитание ценностных ориентации.

-показать, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть; учить задумываться над сказанным словом.

- развивать творческие способности, память и внимание.

-развивать реф­лексию нравственного поведения.


1. Обсуждение отличий поступков доброго и злого чело­века. «Счастье» доброго и злого человека.

- Вспомните сказки, которые вам нравятся.

- Какие герои вам нравятся?

- Назови добрые поступки твоих любимых сказочных героев.

- Почему положительным героям сказок всегда помогают птицы, звери, природа?

- Вспомните, что за сказка. (Дети по иллюстрации узнают сказ­ку «Гуси-лебеди».)

- Что там происходит? (Дети начинают вспоминать, а учитель по ходу их рассказа сам выразительно читает маленькие от­рывки.)

Учитель. Почему Печка, Яблонька, Речка не ответили Маше на ее вопрос, когда она обратилась к ним в первый раз? А почему потом они помогли ей?

Ученики. Она была ласкова и приветлива, оценила их труд. Им стало приятно, что девочка так себя повела, и они тоже ответили на ее просьбу.

Учитель. Есть очень хорошая пословица: «Доброе слово - что ясный день». Как вы ее понимаете?

Ученики. Доброе слово дарит радость, тепло, как солнышко в ясный день. Вот и получается, что словом можно согреть человека.


- А совершают ли злые поступки сказочные герои, ка­кие?


2. Обсуждение сказки В. Катаева «Цветик - семи цве­тик».

- Как использовала девочка подаренный ей цветок?

- Какие чувства испытывала девочка, когда исполнились её первые желания? (Страх, разочарование и т.д.).

- Почему девочка почувствовала себя счастливой, когда лепесток исцелил Витю?

- Как бы Вы распорядились лепестками, если бы Вам встретилась добрая волшебница?


3. Обсуждение представлений детей о понятиях добра и зла и сравнение их с текстом словарика.


Игра

Учитель. Давайте теперь сами побываем в роли волшебни­ков и подарим друг другу добрые слова. Поиграем в игру «Ручеек». Встаньте парами друг за другом, соединив руки вверху дугой. Это «ручеек». Один водящий проходит через «ручеек» и выбирает себе нового партнера, при этом говоря ему приятные слова - компли­менты.

(Идет игра, где учитель может первым пройти через «ручеек» и, взяв в пару самого невыбираемого детьми ученика, сказать ему теплые, до­брожелательные слова.)


Учитель. Сохраните этот климат доброжелательности в клас­се. Говорите друг другу больше хороших, добрых слов. От этого вы и сами будете становиться добрее.

Учитель. А теперь заглянем в наш ларец добродетелей. Как вы думаете, что там? (Выслушиваются предположения детей.)

Кто желает произнести заветные слова: «Если я хочу стать добрее, мне нужно научиться...?»

(По мере произнесения этих слов детьми из ларца вынимаются и прикрепляются к доске или стенду слова:

помогать там, где нужна моя помощь;

понимать другого;

заботиться о близких;

выручать друзей в беде;

не ссориться;

улыбаться тем, с кем общаешься;

сочувствовать.)

Учитель. Как вы думаете, это трудно? Какой вывод мы можем

сделать?

Добро и зло творить во власти всех людей. Но зло творится без труда, Добро творить трудней!

- Почему? (Высказывания детей.)

- Обидеть или погладить легче?


Работа с пословицами

(Пословицы записаны на доске.)

Учитель. Пословица гласит: «Обидеть - что ударить, прила­скать - нужно слова искать». А еще в народе говорят: «Осень крас­на - плодами, а человек - делами». Как вы думаете, какое отношение эти пословицы имеют к нашему диалогу?


Практическая работа

Учитель. Перед вами на партах дары осени - плоды.

(Плоды нарисованы на бумаге и лежат у каждого на парте.)

Подумайте, что вы за сегодняшний день сделали доброе. Напи­шите об этом на плодах и положите их в корзины.

(Дети работают и прикрепляют плоды в корзину, изображенную на рисунке на доске.)

Богатый урожай получился.

- Какое чувство возникает у вас, когда вам делают что-то доброе?

Вывод

На доске открывается пословица: «Спешите делать добро, а не ждите, когда его сделают за вас другие».

- А вот и вывод, который тоже выражен в пословице. Согласны с ним?


Игра

Учитель. Давайте поиграем в игру «Да-нет». Если вы согласны будете со мной, то хором отвечайте - «да!» Если не согласны, отве­чайте - «нет!»

Вы смелые? -Да!

Умелые? -Да!

Ленивые? - Нет!

Красивые? -Да!

Крикливые? - Нет!

Веселые?-До.'

Милые? -Да!

Послушные? -Да'

Драчливые? - Нет! Счастливые? -Да!


Подведение итогов

- Какую пословицу запомнили?

- Какой вывод сделали?


Игра «Комплимент»

Волшебный стул. Каждый, кто садится на этот стул, теряет все свои плохие качества. На этот стул по очереди садятся два одноклассни­ка - мальчик и девочка. Все сидящие за партами делают комплименты сначала одному участнику игры, а потом другому.


Творческая разминка. Нарисовать свой цветик - семицветик и загадать желание.

Ключевые понятия. Добро, зло, поступок, безразличие.


• помогать там, где нужна моя помощь;

• понимать другого;

• заботиться о близких;

• выручать друзей в беде;

• не ссориться;

• улыбаться тем, с кем общаешься;

• сочувствовать.)












Занятие 16. Сочувствие.

Цель:

- способствовать развитию у детей сопереживания , милосердия, чуткости внимательности , заботливости.

- способствовать развитию рефлексии собственного поведения.

- продолжить развитие коммуникативных умений и навыков,


1. Прослушивание и анализ сказки Г.Х. Андерсена «Де­вочка со спичками

2. Обсуждение сказки по вопросам.

- Понравилась ли вам эта сказка? Если нет, то почему? (очень грустная сказка)

- Какие чувства испытывала девочка и почему? (одино­чество, страх, холод, зависть)

- Какие чувства возникли у вас после чтения этой сказ­ки?


3. Анализ значимых для детей ситуаций с целью прогно­зирования ребёнком своего поведения. Название чувств и рас­крытие их содержания.

Ответ на вопрос: какие чувства вы при этом испытываете?

- В походе ваш товарищ ушибся.

- В семье кто-то болен.

- На улице увидели бездомного щенка.

- Герой вашего любимого фильма погибает.


4. Обобщение вариантов ответов детей.

- Необходимы ли эти чувства в жизни?

- Все ли способны на эти чувства?

- Как мы назовём эти чувства?


Творческая разминка. 1. Игра «Человек рядом» (Щуркова Н.Е. Собрание пёстрых дел. Москва, Новая школа, 1994). Цель данного упражнения - научиться всматриваться, вслу­шиваться в другого человека, понимать его, откликаться на его проблемы, придавать обыденным, повседневным вещам гуманистическую окраску.


2. Анализ предложенных детям ситуаций.

На карточках написаны фразы, один из учащихся берёт карточку, вслух читает, а все присутствующие дают ответы. Например, «Я плохо себя чувствую. Голова болит». Участни­ки игры дают ответы: Я провожу Вас домой. Тебе нужно ле­карство? Давай я вызову врача и т.п.

Беседа на тему «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом»

-Кто изображен на картинке?

-Почему у мальчика грустные глаза?

-О чем он мечтает? .

-Давайте прочитаем мальчику это стихотворение:

День наступает, природа оживает.

Солнышко встает, нам тепло дает.

Друг на друга поглядим, про себя поговорим:

Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?

Дети дарят мальчику слова-комплименты.

Упражнение «Кто хочет помочь мальчику?»

Взрослый называет варианты игр с мячом, а дети выбирают подходящий D и.....льного мальчика:

• Дети с ведром (сеточкой) находятся на близком расстоянии, а мальчик учится попадать в цель;

• Дети рисуют круг на расстоянии 1—2 метра от коляски, мальчик- старается попасть в круг;

• игра «Штандер». Дети по очереди бросают мяч вверх и ловят его.

Беседа о чуткости

1. Может ли больной мальчик или девочка стать тебе хорошим другом? Почему ты так думаешь?

2. Есть ли в вашем доме больные дети? Собираетесь ли вы с ними познакомиться, подружиться?

3. В каждом городе есть детские дома, в которых живут дети.

Это — особые дети — сироты. Их так называют потому, что у них нет мам и пап. Подумайте и ответьте: Что они чувствуют? Как им живется? Можем ли мы с вами порадовать сирот? Чем? Я предлагаю:

• нарисовать рисунки и отправить детям по почте;

• заказать автобус и поехать в гости в детский дом, подарить детям игрушки, книги;

• вместе с мамой отправить по почте «сладкую» бандероль и т. д.


Упражнение «Пишем письмо детям в детский дом»

Дети диктуют, взрослый записывает и в заключение читает получившееся письмо.


Дискуссия «Кому нужнее встречи с сиротами?»

И сиротам — они порадуются, и детям — они станут добрее по отношению к людям.



Домашнее задание. Нарисовать рисунок и написать письмо одинокому человеку.

Ключевые понятия. Милосердие, сопереживание.

Интегративные связи. Литература (зарубежная литера­тура. Г.Х. Андерсен). Изобразительное искусство (рисуем для наших друзей).

















Потолкуем о маме

Цель: -Воспитание любви к маме, заботливости, предан­ности, понимания. .

- развивать творческие способности, память и внимание.

-развивать реф­лексию нравственного поведения.

-воспитание патриотизма

Вступительное слово учителя

От чистого сердца

Простыми словами

Давайте, друзья,

Потолкуем о маме!

-А что значит «толковать»?

Ученики. Толковать - это значит понятно говорить, обсуж­дать.

(Все высказывания детей учитель записывает на доску.)

Учитель. В словосочетании «потолкуем о маме» замените слово «потолкуем».

Ученики. Поговорим о маме, что-то поймем о маме, побесе­дуем о маме.

Учитель. Подберите родственные слова к слову «потолкуем».

Ученики. Толковый, толк, толкаться, толкотня, толкушка.

Творческая работа

Учитель. А какой цвет символизирует маму?

(Каждый ребенок произносит вслух свое мнение по этому вопросу.)

Учитель. А теперь нарисуйте свою маму. («Афиширование» работ. Рисунки вывешиваются на стену. Дети рас­сматривают работы друг друга. Мамы получились разные.)

Учитель. Мама. Что обозначает это слово? Растолкуйте его смысл.

Ученики. Мама - это любимый, добрый, родной, ласковый че­ловек.

Учитель. Проверим по толковому словарю: мама - женщина по отношению к ее детям.

Учитель. Прочитайте стихи о маме.

Чтение стихов о маме

Вы, ребята, к нам не лезьте,

Я стираю с мамой вместе,

Чтобы брюки чище были

И платок белее был.

Тру я, не жалея мыла,

Тру я, не жалея сил.

Стала чистенькой панама,

«Ну-ка, мама, посмотри!»

Улыбается мне мама:

«Сильно ты, сынок, не три,

Я боюсь, что после стирки

Мне придется штопать дырки».

(Это стихотворение можно проинсценировать.)


Танюша под вечер с прогулки пришла

И куклу спросила: - Как, дочка, дела?

Опять ты залезла под стол, непоседа?

Опять просидела весь день без обеда?

С этими дочками просто беда!

Скоро ты будешь, как спичка, худа,

Иди-ка обедать, вертушка.

Сегодня к обеду ватрушка.

Танюшина мама с работы пришла

И Таню спросила: - Как, дочка, дела?

Опять, заигралась, наверно, в саду?

Опять ухитрилась забыть про еду?

- Обедать, - кричала бабуля не раз,

-А ты отвечала «сейчас» да «сейчас».

С этими дочками просто беда,

Скоро ты будешь, как спичка, худа,

Иди-ка обедать, вертушка!

Сегодня к обеду ватрушка.

Тут бабушка - мамина мама - пришла

И маму спросила: - Как, дочка, дела?

Наверно, в больнице за целые сутки

Опять для еды не нашлось ни минутки,

А вечером съела сухой бутерброд...

Нельзя же весь день сидеть без обеда.

Уж доктором стала, а все непоседа,

С этими дочками просто беда,

Скоро ты будешь, как спичка, худа,

Иди-ка обедать, вертушка!

Сегодня к обеду ватрушка!

Три мамы в столовой сидят.

Три мамы на дочек глядят.

Что с дочками сделать упрямыми?

Ох, как не просто быть мамами!


Практическая работа

Учитель. У каждого из вас, ребята, на парте лежит лист бумаги с изображением ладони маминой руки. Запишите на ладони самую горькую обиду для мамы. Положите свою ладонь на ладонь мамы и обведите свою руку. Вспомните, вы не обижали свою маму?

(«Афиширование» работ. Рисунки вывешиваются на стену.

Дети знакомятся с «обидами» других учеников, невольно сопостав­ляя их с обидами своей мамы.)

Учитель. Снимите свои работы. На пальчиках маминой руки запишите ассоциативные слова к слову «мама».

Произнесите вслух, что записали.

(Остальные школьники вслушиваются в эти слова и понравившиеся записывают на свой лист.)

Возьмите ножницы, лист чистой бумаги и заклейте обиду для мамы.

Напишите на наклеенном листе слова, благодаря которым мама простит вас.

Учитель. Что ты чувствовал сегодня на занятии? О чем ты задумался?

(Каждый ребенок рассказывает о своих чувствах, которые у него возникли. Можно предложить детям написать сочинения о маме и по­дарить его вместе с «ладошкой».)

1. «Заботливая мама!»

Солнце взойдет,

Мама встанет.

Разбудит меня.

Завтрак приготовит,

Погуляет со мной,

Поиграет.

Нет лучше мамы!

2. «Ласковая мама!»

Ласковая мама

Со мною живет.

Я люблю маму,

И она меня.

У меня много друзей.

Но мама - лучше любого друга!

3. «Любимая мама!» «Мама - самый любимый человек на свете. Она очень хрупкая,

и поэтому ее надо оберегать. Мама всегда мне поможет в трудную минуту. Она ухаживает за мной. Моя мама ко мне добра, потому что я же ее сын. Она одевает меня, готовит обед, отводит в школу, играет со мной. Для моей мамы я самый дорогой. Маме иногда приходится трудно, и поэтому я ей помогаю. Как я люблю свою маму!» (Ильенко Андрей, 1-й класс)

Подведение итогов

Учитель. Мама - самый дорогой человек на свете, поэтому ее надо любить, оберегать, помогать ей, заботиться о ней. Обойди весь мир вокруг, Только знай заранее: Не найдешь теплее рук И нежнее маминых. Не найдешь на свете глаз Ласковей и строже. Мама каждому из нас Всех людей дороже. Сто путей, сто дорог Обойди по свету, Мама - самый лучший друг, Лучше мамы нету.

Дополнительный материал

Изобретатель

Изобрести для мамы полезную вещь.

Конкурсы

1. Генеральная уборка

За генеральную уборку Получит каждый по пятерке, Когда сумеет он назвать, Что нужно мыть и протирать. Перечислите, что делает ваша мама во время генеральной убор­ки квартиры. Побеждает тот, кто назовет последнее слово.

2. Почисти одежду

Пока наводили порядок, младший братишка весь извозился. Надо почистить его одежду. На одежде - 20 прищепок. С завязанными гла­зами надо снять их.

3. Свари кашу

Читается стихотворение, в котором перечисляются продукты. Если названный продукт нужен для приготовления каши, дети гово­рят «да», если не нужен - «нет».

Сорока-белобока

Задумала кашу варить,

Чтобы деток накормить.

На рынок пошла

И вот что взяла...

Парное молоко - да!

Куриное яйцо - нет!

Крупа манная -да!

Капуста кочанная - нет!

Соленый огурец - нет!

Мясной холодец - нет!

Сахар да соль - да!

Белая фасоль - нет!

Масло топленое - да!

Рыбка соленая - нет!

Лавровый лист - нет!

Китайский рис-да!

Чернослив да изюм - да!

Шоколадный лукум - нет!

Перец болгарский - нет!

Соус татарский - нет

Клубничное варенье - да!

Бисквитное печенье - нет!

Можно предложить детям к данному уроку побольше узнать о своей маме, попросив ее ответить на вопросы анкеты.

1. Любимое занятие.

2. Любимая песня.

3. Любимый фильм.

4. Любимая пора года.

5. Любимая еда.

6. Любимый праздник.

7. Любимые цветы.

об истории своей семьи.

Ключевые понятия. Любовь, заботливость, преданность,

понимание, патриотизм.









Занятие 18-19. Какого ты рода - племени?

Цель:.

-сообщить детям началь­ные сведения об именах, структуре имени, составе русского именника;

- показать функцию имен в обществе;

- познакомить учащихся с этикетом знакомства;

-совер­шенствовать культуру общения со взрослыми и сверстниками.

Ход беседы

— Дорогие ребята! Сегодня мы побесе­дуем об именах. У каждого из вас есть имя, правда? А зачем оно вам? Зачем люди дают друг другу имена?

— Люди дают имена, чтобы отличать од­ного от другого, различать людей.

— Правильно. Как бы мы обращались друг к другу, если бы не имя. Я вот слышала, как иногда вы кричите друг другу: «Эй, ты, иди-ка сюда!» Культурно ли так обращать­ся к сверстникам? Ребята, а вы отзывае­тесь, когда вас так зовут? Правильно, это некультурно, и не надо отзываться, если кто-то зовет вас таким образом. Это обидно, оскорбительно и очень невежливо. Но могут быть такие случаи, когда вы захотите к кому-то обратиться, а имени не знаете. Как вы поступите в этом случае?

— Надо спросить имя, познакомиться.

— Верно, хорошо. А вы умеете знакомить­ся? Давайте немножко поиграем. Представь­те себе, что вы не знаете друг друга и очень хотите узнать имя. Как вы это сделаете?

Учитель вызывает двух учеников (же­лательно более активных) и предлагает им узнать друг у друга имя.

— Как тебя зовут?

— Меня зовут Саша. А тебя как зовут?

— А меня зовут Вова.

— Все хорошо, ребята, имя вы узнали. Но, к сожалению, показали себя не очень вежли­выми. Во-первых, если вы хотите показать свое желание познакомиться, то надо, навер­ное, улыбнуться партнеру, сделать жест голо­вой или рукой, подчеркивающий это желание. Во-вторых, имя называют не совсем так. Кто подскажет, как правильно назвать себя? (Александр, Владимир.) И в-третьих, русские люди после знакомства обязательно скажут: «Очень приятно было с вами (с тобой) позна­комиться». Или просто: «Очень приятно». Да­вайте-ка попробуем еще раз, но уже без оши­бок.

Как показывает практика, в процессе этой игры дети могут смеяться, смущаться, это не беда. Этикет знакомства, такой для них не­привычный, должен быть усвоен как можно раньше.

На доске можно заранее написать фразы этикета знакомства.

Я очень хочу с тобой (с вами) позна­комиться. Мне хочется с тобой познакомить­ся. Давай познакомимся! И др.

Ответные реплики могут быть такие:

Рад нашему знакомству. Сердечно рад с тобой (с вами) познакомиться. И др.

— И еще, ребята, важно запомнить, что надо подать друг другу руку и пожать ее. Если знакомятся девочка и мальчик, то первой руку подает девочка.

Можно еще раз проиграть сцену знаком­ства с введением новых формул знакомст­ва и жестов.

— Итак, ребята, имя мы узнали. Но тут есть одна загадка. Вот послушайте стихотво-

рение. Оно называется «Сколько имен у под­ружки, у Оли?» Может быть, кто-то из вас догадается, сколько имен?»

Сколько имён у подружки, у Оли?

Как бы, друзья, не запутаться тут.

О ль г а зовут эту девочку в школе,

Олечкой папа и мама зовут.

Олюшкой тётя её называет.

«О ль к а!» кричит озорник во дворе.

Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,

Сколько имён у подруги моей?

— Правильно, ребята, имя у Оли одно, а другие формы — это варианты имени. Офи­циальный вариант, полное имя — какое?

Ольга.

— Верно, так ее называют в школе или в другой официальной обстановке. А почему папа, мама и тетя, родственники, называют ее: Олечка, Олюшка?

— Потому, что они ее любят.

— Да, это ласкательные формы. Вспом­ните, как ласково называют вас ваши роди­тели, бабушки и дедушки. А почему озорник кричит: «Олька!»? Это культурная форма име­ни? Нет, конечно, это обидно, грубо, невеж­ливо. А вы называете друг друга «Петька», «Танька», «Сашка»? Я, думаю, нет. Ведь если вы так обратитесь к другому человеку, то все сразу поймут, что вы человек невоспи­танный.

Итак, ребята, вы узнали, что бывают име­на полные и неполные. А хорошо ли вы знае­те полные и неполные формы одного и того же имени? Давайте поиграем. Я напишу сна­чала полную форму имени, а вы подберете к нему неполные формы. Их ведь несколь­ко, да? А потом наоборот: я напишу непол­ную форму имени, а вы подберете к нему полную форму.

1. Екатерина Катя, Катюша, Катенька, Катюшка.

Людмила Люда, Людочка, Мила, Милочка, Людмилка. Елена Лена, Леночка, Алёнка, Алё­нушка.

Сергей Серёжа, Серёженька, Серё­жечка.

Владимир Вова, Вовочка, Володя, Володечка.

2. Яша, Яшенька Яков. Тема, Тёмочка Артём.

Коля, Николенька, Колечка Нико­лай.

Настенька, Настюша Анастасия. Лёша, Лёшенька Алексей. Лёня, Лёнечка Леонид.


— А кто скажет, какое имя у русских было самое любимое? Вспомните, как называ­ли главных героев сказок. (Иван, Марья.) Много мы узнали об имени. А как быть, если у людей одинаковые имена? Их еще называют «тезками». Как в этом случае различать лю­дей?

— По фамилии.

— Верно. В русское имя входит не толь­ко имя, но и фамилия. А чем фамилия от­личается от имени?

— Фамилия одинаковая у родственников: у папы, мамы, бабушки и т. д.

— Правильно, фамилия — это семейное имя, оно объединяет родственников. Да­вайте еще раз вернемся к этикету знаком­ства. Не всегда бывает достаточно назвать только имя. Если вы хотите, чтобы вас отли­чали от других Саш, Вань и Татьян, то назо­вите не только имя, но и фамилию. А теперь, ребята, я хочу познакомить вас еще с одной формой русского этикета: знакомство с по­средником. Посредником называют человека, который знает двух незнакомых между собой людей и представляет их друг другу. (Вы­зываю трех учеников, один будет посредни­ком и познакомит двух других.) Не забывай­те, что выражение лица у всех должно быть доброжелательным, знакомьтесь с улыбкой и, пожав друг другу руки, не забудьте сказать, что вам очень приятно было познакомиться.

Фразы этикета знакомства с помощью по­средника.

Посредник: я хочу познакомить тебя со своим одноклассником (другом, братом, сестрой) Петровым Александром (Сашей). А это мой сосед, Смирнов Сергей.

Разреши познакомить тебя...

Позволь познакомить тебя...

Посредник может сказать только первую фразу (Разрешите познакомить вас...), а уча­стники знакомства представляются друг дру­гу сами, жмут руки и говорят: Очень прият­но.

— Ну, ребята, вижу, что вы уже усвоили этикет знакомства и теперь у вас не будет трудностей, когда вы захотите узнать чье-то имя (и фамилию). А теперь подумайте: у русского имени только две части — имя и фа­милия — или есть еще часть?

— Есть. Отчество.

— Конечно, у русских есть еще отчество. Кто знает, почему отчество так называет­ся? От какого слова оно образовано? От слова отец, это имя отца, включенное в ваше пол­ное имя. А теперь пусть каждый назовет свое имя полностью.

Можно спрашивать не всех, а выборочно. При этом звучит полное имя. Для младше­го школьника, это, конечно, непривычно.

— Ребята, а почему вы улыбаетесь, когда называете свое полное имя? Называют ли маленьких детей по имени и отчеству? А ко­го называют только по имени и отчеству? Почему?

— По имени и отчеству называют пожи­лых, уважаемых людей, чтобы выразить им свое уважение, почтение.

— Верно, это вы знаете. А вот знаете ли вы, что, здороваясь со взрослым, надо тоже называть его по имени и отчеству? Например, идете вы в школу, а навстречу учительница из соседнего класса. И представьте себе, не­которые ученики говорят просто здравствуй­те, хотя прекрасно знают и имя, и отчество учительницы. А как бы вы поздоровались?

— Здороваясь, надо называть учителя по имени и отчеству.

— Вот это хорошо, сразу видно, что здоровается воспитанный и вежливый чело­век. Если вы сегодня хорошо слушали, то я уверена, что вы стали более образованными и вежливыми.

В конце беседы учитель может прочи­тать отрывок из рассказа Л. Пантелеева «На ялике» и спросить детей, почему ма­ленького мальчика звали по имени и отчест­ву, как взрослого человека. Ребята отвеча­ют, что его уважали, он был храбрый, де­лал важное дело: перевозил людей через ре­ку, даже под обстрелом.

— Да, ребята, как видите, не только от возраста зависит, как вас будут называть: только по имени или по имени и отчеству. Вы, наверное, встречали взрослых людей, ко­торых окружающие называют по имени: Са­ша, Ваня, а иногда даже Сашка, Ванька. Люди стали взрослыми, а не добились ува­жения к себе окружающих.


Тема 2.

МОЯ РОДОСЛОВНАЯ

Моя история

Пусть вас не удивляют эти слова. У каждого из вас есть собственная история. Сначала вы были очень маленькими, потом научились ходить, попели в детский сад, в школу, у вас появились дру­зья, вы ездили с родителями отдыхать. Все эти собы­тия и составляют вашу историю.

Историю каждого человека также можно предста­вить в виде ленты времени, 19.. Сейчас я учусь в 2 -м классе.


200.. Год, когда я пошёл в школу.


200.. Год, когда я родился.



Вы не всё помните из своей истории, особенно из того периода, когда были маленькими. Если бы вы захотели записать её, то помощь вам окажут:

рассказы родителей, семейные фотографии

Одежда, игрушки дневник, который вели родители


Подумайте, что еще поможет вам в этом исследовании.


2. Рассказы детей об истории своей семьи.

3. Учитель подводит детей к пониманию генеалогии, ге­неалогического древа.

Игра «Име­на называем по кругу».

Домашнее задание. 1. Узнать происхождение и значение своего имени. 2. Составить генеалогическое древо своей се­мьи.

1Ключевые понятия. История, имя, фамилия, отчество, генеалогия, родословная, генеалогическое древо.

Интегративные связи. История (имена в Древней Руси). Литература (Устное народное творчество. Былины и богатыр­ские сказки).































Занятие 20-21. Языки, на которых мы говорим.

Цель: Развитие умения проявлять вербальные и невер­бальные средства общения. Развитие творчества невербаль­ными средствами.

Воспитание ценностных ориентации: дружбы, любви, преданности.

I. Представления в театре мягких игрушек. Любимые мягкие игрушки приветствует детей на разных языках: рус­ском, английском, французском.

1. Звуковой язык (игра в индейцев).

2. Язык жестов (из истории приветствия, язык глухоне­мых).

4. Язык танца.

5. Язык мимики, пантомима (мимические упражнения).

П. Обращение учителя к другим возможным «языкам».

1. Язык образов (рисунок).

2. Кодированный язык (верёвочное письмо, азбука Морзе). Творческая разминка. 1. Изобразить различные походки,

предметы: утюг, чайник, телевизор. 2. «Ноев ковчег» (2 вари­анта). Изображение животных с помощью звуков или панто­мимы.

Домашнее задание. Придумать свой шифрованный язык и написать записку. Придумать и показать пантомимой сказку.

Ключевые понятия. Язык, жест, мимика, пантомима.

Интегративные связи. Развитие речи (диалогической). История религии («Ноев ковчег»). Русский язык (фонематиче­ский слух, звуко-буквенный анализ).

32

Занятие 22. С чего начинается дружба? Цель: Воспитание ценностных ориентации: любви, дружбы, преданности. Развитие навыков общения.

1. Обсуждение с детьми русских народных сказок о

дружбе.

- Назовите сказки, герои которых - настоящие друзья.

- Как поступают друзья в сказках?

- С каким сказочным героем Вы хотели бы подружиться?

2. Игра «Магазин» - работа над осознанием ценности дружбы, любви, преданности.

Дети получают карточки, на одной стороне которых на­звание какого-либо товара (телевизор, ролики, яхта, тонна шо­колада и т.д.), а на другой стороне - цена. Ценой может быть потеря, лишение значимого качества или чувства для кого-то из близких людей. Например, «ты останешься без друзей», «с тобой перестанут общаться» и т.д. После обдумывания дети должны сделать выбор: брать им товар за такую цену или нет. Выбор желательно обосновать. На некоторых карточках встречаются «образные товары»: дружба, любовь, сочувствие, забота, доброта и т.д. Дети должны сами назвать цену таких «товаров». В ходе игры дети приходят к пониманию того, что добрые качества и чувства бесценны (то есть не имеют мате­риальной цены). Но они очень высоко ценятся людьми.

3. Обобщение результатов с помощью ответов на вопросы.

- Почему добрые качества и чувства бесценны?

- Почему они очень высоко ценятся людьми?

- Какие из этих качеств ценны для тебя?

Творческая разминка. 1. «Гомеостат» (групповая со­вместимость): дети рассаживаются в круг. Каждый сжимает пальцы в кулак и по команде ведущего «выбрасывает» паль­цы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники выбросили одно и тоже количество пальцев. Игра продолжа­ется до тех пор, пока группа не достигает своей цели.

Домашнее задание. 1. Найти в толковом словаре значе­ние слова «дружба». 2. Нарисовать символический портрет своего лучшего друга.

Ключевые понятия. Верность, комплимент, дружба.

Интегративные связи. Литература (русские народные сказки). Изобразительное искусство (фантазия и изобра­жение).

Занятия 23-24. Азбука вежливости. Цели:

- Воспитание культуры поведения.

- Создание условий для интериоризации детьми понятий воспитанности, порядочности.

I. Рассказ учителя о генезисе слова «этикет», об истори­ческой обусловленности этикета.

1. Французский король Людовик XIV, приглашая гостей на бал, раздавал карточки (по-французски - этикетки), на ко­торых было указано, что можно делать на балу, а чего нельзя. Таким образом, этикет - это разрешённые правила поведения (допустимые обществом правила поведения).

2. Некоторые правила поведения менялись со временем, некоторые нет. Например, обычай целовать даме руку ушёл в прошлое, а обычай снимать шляпу, при приветствии, иногда встречается и сейчас.

II. Обсуждение высказываний из книги Петра I «Юности честное зерцало» о правилах поведения за столом.

- Какие правила устарели?

- Какие правила обязательны и сегодня?

- Можно ли запомнить все правила этикета?

- Какое правило можно назвать главным?

- Как ты понимаешь золотое правило этики: «Не делай другим того, чего не желал бы себе»?

III. Анализ особенностей речевого этикета, истории при­ветствий. Волшебные слова (спасибо, пожалуйста, здравст­вуйте, извините, до свидания). Спасибо - от русского «спаси Бог»; «здравствуйте» - как пожелание здоровья.

34

IV. После чтения стихотворения Г. Остера «Вредные советы» дети самостоятельно определяют нормы поведения на дне рождения друг друга.

V. Чтение учителем стихотворения А. Шибаева «Доро­гие слова» с целью проверки знаний детьми значений «вежли­вых» слов.

Дядя Саша огорчён,

Рассказал он вот о чём.

Видел Настю, октябрёнка,

Я на улице сейчас.

Настя - славная девчонка,

Настя ходит в третий класс.

Но давно уже от Насти

Я не слышал слова.....

(дети хором - ЗДРАСЬТЕ!)

А слово - то какое - очень дорогое!

Встретил Витю я, соседа,

Встреча грустная была.

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но - представьте - зря от Вити

Ждал я слова ...

(дети хором - ИЗВИНИТЕ!)

А слово - то какое - очень дорогое!

Он про внучку говорил:

«Экая досада!

Я коньки ей подарил,

Вижу - очень рада!

Но нельзя ж молчать как рыба!

Ну, сказала бы ...»

(дети хором - СПАСИБО!)

А слово - то какое - очень дорогое!

VI. Учащиеся по кругу называют «вежливые» слова.

VII.Имитационные игры: опоздание в театр; продавец и покупатель в газетном киоске, в продовольственном магазине и т.д. Сцена в автобусе.

Творческая разминка. Ролевая игра «День рождения». Распределив роли, дети имитируют ситуацию дня рождения. Учитель фиксирует внимание детей на видах этикета: застоль­ном и речевом.

Домашнее задание. Приготовить оригинальное устное поздравление имениннику.

Ключевые понятия. Этикет, воспитанность, порядоч­ность.

Интегративные связи. История (Пётр I. Жизнь и быт в России в ХУП-ХУШ веках). Русский язык (Лексика).

Я ТВОРЮ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Занятия 25-26. Игрушки как путь освоения мира

Цель: Освоение окружающего мира с помощью игруш­ки. Развитие представлений об игрушке как отражении красо­ты природы и воплощение социально-культурных ценностей.

I. Рассказ учителя о назначении игрушки. Игрушка -друг раннего детства. Искусство мастеров игрушки Древней Руси. Глина, дерево, солома - первые материалы для игрушки. УП-УШ века - расцвет игрушечного дела. Конец XIX в. - воз­рождение интереса к русской игрушке. Любовь и красота че­ловеческой души, воплощённые в игрушке.

И. Систематизация назначения игрушек как воплощение социально-культурных ценностей. Игрушки для забавы:

1. Игрушки для слуха: погремушка, колокольчик, сви­сток, гармошка, трещотка, ксилофон, металлофон, лающая со­бака, плачущая кукла.

2. Игрушки для зрения: цветные, блестящие; калейдо­скоп, фейерверк, бенгальские огни и т.п.

3. Игрушки для осязания: куб, шар, цилиндр. Деревян­ные, резиновые, стеклянные куклы, звери, мячики.

4. Игрушки, движимые видимым двигателем: рукой, ветром, песком, резиной, пружиной, водой, паром. Плясуны, волчки, скачущие лягушки, заводные зайчики, пароходы и т.п.

5. Игрушки, движущиеся под влиянием сил тяготения, давления, магнетизма, электричества. Неваляшки, кувыркуны,

36

клоуны на канатах, насосы, воздушные шары, стробоскоп, праксиноскоп.

III. Анализ полученных знаний об игрушках как вопло­щении социально-культурных ценностей.

- Для чего делали игрушки в Древней Руси?

- Чем отличается игрушка сельская от городской?

- Почему в конце XIX в. возродился интерес к русской игрушке?

- Изменились ли игрушки для забавы за 100 лет?

IV. Рассказ учителя о назначении игрушки как отраже­нии красоты природы и окружающего мира. Красота окру­жающих вещей Древней Руси, запечатленная в игрушках. Предметы домашнего обихода как игрушки. Животные, рас­тения, вода, песок, земля как материал для игры и познания.

Игрушки - животные: зайчик - бегун; мишка - Топты­гин и др.

Игрушки сказочного жанра как олицетворение сказки и песни о старине. Сатирико-бытовые игрушки. Аристократиче­ские и крестьянские игрушки.

Творческая разминка. 1. Игра «Море волнуется раз». В ходе игры дети изображают пантомимой различные игрушки. 2. С завязанными глазами отгадать на ощупь предложенные игрушки. 3. Составление истории от лица какой-либо игрушки.

Домашнее задание. Подготовить рассказ о своей люби­мой игрушке и нарисовать её.

Ключевые понятия. Духовность, игрушка, игра.

Интегративные связи. История России (искусство Древней Руси). Развитие речи (составление рассказов на исто­рическом и современном материале).

Занятия 27-28. Возникновение искусства Цель: Развитие творческого отношения к видам искус­ства. Развитие творческого восприятия природы, произведе­ний искусства.

1. Рассказ учителя: о возникновении искусства (наскаль­ная живопись, скульптура); о видах искусства; о природе как источнике творчества человека (капли дождя на ветках, обле­денелые ветви деревьев, паутинки, капельки росы, морозные узоры на стекле и т.п.).

2. Обобщение полученных знаний с помощью вопросов.

- Почему первобытный человек стал заниматься живо­писью?

- Какие виды искусства вы знаете?

- Какую роль искусство играет в жизни человека?

- Как возникают произведения искусства?

- Как рождаются украшения? (природа как источник

нашей фантазии)

- Какие природные материалы использует человек в сво­ём творчестве?

3. Обсуждение смысла произведений искусства как во­площение мыслей и чувств художника. Фантазия в творчестве художника. Демонстрация репродукций картин с изображени­ем добрых и злых женских образов (В. Васнецов, М. Врубель,

И. Билибин).

- Каждую ли картину можно назвать произведением ис­кусства? Почему?

- Какими средствами художник выражает внутренний

мир человека?

4. Обсуждение с детьми фотографии и портрета как вида искусства; отличительных особенностей фотографии и порт­рета.

- Какие ещё виды искусства вы знаете?

- Что более точно передаёт внешность человека фото­графия или портрет?

- О чём нам могут рассказывать фотография и портрет?

- Почему с появлением фотографий не исчез жанр порт­рета?

- В чём особенность портретного изображения? (отража­ет внутренний мир человека, его чувства).

38

Творческая разминка. 1. Изображение сказочных, несу­ществующих животных или фантастического сюжета. 2. Опи­сание внешности своего товарища. Доказать, к жанру портрета или фотографии относится описание.

Домашнее задание. 1. Изображение сказочных, несуще­ствующих героев или фантастического сюжета. 2. Украшение узором с использованием природных мотивов заданной фор­мы.

Ключевые понятия. Искусство, забава. Интегратавные связи. Изобразительное искусство (изо­бражение и фантазия; украшение и реальность; образ человека и его характер). Трудовое обучение (изготовление украше­ний).

Занятие 29-30. Почему мы смеёмся?

Цель: Воспитание сопереживания. Развитие чувства

юмора. Развитие речи.

1. Чтение детьми рассказа «Первое апреля».

Было первое апреля. Юра, размахивая портфелем, бодро шёл в школу. Солнце сияло. Юра сиял тоже. Во-первых, уроки сделаны и можно не бояться Людмилы Аркадьевны; во-вторых, день особенный: веселись и обманывай всех сколько

хочешь - день смеха!

Впереди Юра увидел девочку в синем пальто и синем

берете. Юра громко крикнул:

- Эй ты, синяя, рукав порвала! Девочка оглянулась, по­том внимательно осмотрела рукава. Они были целы.

- Первый апрель, никому не верь! - захохотал Юра. Де­вочка повертела пальцем у виска.

- Нет чувства юмора, - снисходительно подумал Юра и стал догонять старушку, которая несла авоську с двумя бу­тылками кефира.

- Извините, бабушка это не Вы уронили кошелёк? Ста­рушка от неожиданности ойкнула и чуть не выронила бутылки на асфальт.

- Где, миленький? - Она стала близоруко осматривать тротуар.

- Первый апрель, бабушка, никому не верь! - радостно засмеялся Юра.

- А вот как вызову сейчас милицию! - рассердилась ста­рушка.

- Да, с чувством юмора у населения туго, - опять поду­мал Юра и заспешил в школу.

В класс он пришёл вовремя. Успел только сообщить Пе-тухову, что у того спина белая, как начался урок.

- Что-то ты, Серёжкин, сегодня очень весёлый. Неужели уроки сделал? - спросила учительница.

- Нет, не сделал, времени не было, - ответил Юра.

- Ах, вот как! Спасибо за откровенность. Итак, Серёж-кин, два! - и учительница вывела в журнале большую двойку.

- Ой, что Вы делаете? - испуганно закричал Юра. - Я пошутил! Первый апрель!

- Понятно. Это, значит остроумная первоапрельская шутка? Но что же я могу теперь сделать? Что написано пером, не вырубишь топором!

- А Вы двойку зачеркните, а рядом напишите: «Исправ­ленному верить».

- Как же я напишу? Ты же сам сказал: «Первый апрель, никому не верь!»

2. Анализ рассказа по вопросам:

- Почему было смешно от шуток только одному Юре?

- Над кем и как можно шутить, а над кем нет?

- Какими должны быть шутки?

- Что такое чувство юмора?

- У всех ли есть чувство юмора?

- Почему человек смеётся?

- Можно ли развить в себе чувство юмора и как?

3. Совместно с учителем дети приходят к выводу: чувст­во юмора - залог здорового образа жизни и средство выраже­ния себя.

40

Творческая разминка. 1. Игра «Цирк». Клоун должен развеселить детей пантомимой или словесно. 2. Мимические упражнения. 3. Продолжить стихотворение в рабочей тетради.

3. Конкурс смешных историй

Домашнее задание. 1. Вспомнить и нарисовать смешную историю из жизни вашей семьи. 2. Рассмотреть в рабочей тет­ради комиксы и озвучить их.

Ключевые понятия. Смех, сатира, ирония.

Интегративные связи. Литература (сочинение стихо­творений).

Занятие 31. Учись задавать вопросы

Цель: Развитие умения находить противоречия в явле­ниях, предметах. Развитие творческого мышления: способно­сти переносить знания и умения в новую ситуацию.

1. Объяснение учителем назначения и роли детских во­просов как формы познания мира и вида связи с взрослыми. Коммуникативный и познавательный характер вопросов. Пра­вильно поставленный вопрос - начало решения любой про­блемы. Познающий человек - человек вопрошающий.

2. Обсуждение понимания детьми необходимости зада­вать вопросы.

- Любите ли вы задавать вопросы?

- Кому вы их задаёте?

- Получаете ли вы на них ответы?

- Зачем люди задают вопросы?

3. Обучение умению задавать открытые и закрытые во­просы. Придумывание вопросов к сказке «Золушка». Дети придумывают свои варианты вопросов.

- Сколько сестёр было у Золушки? Можно ответить точ­но - закрытый вопрос.

- Добрый ли отец был у Золушки? После обсуждения учитель помогает детям осознать, что на этот вопрос ответить однозначно нельзя - открытый вопрос.

- Когда Золушка должна была возвратиться с бала?

- Какой это вопрос: открытый или закрытый и почему?

4. Придумайте свои вопросы и обоснуйте их вид. Творческая разминка. Игра «Вопрошай» - кто задаст больше вопросов к какой-либо картине.

Домашнее задание. Нарисовать сказку и придумать к ней 2-3 вопроса.

Ключевые понятия. Познание, вопрос, проблема. Интегративные связи: Литература. (Сказки зарубежных писателей Ш. Перро «Золушка»).

Я ТВОРЮ свою жизнь

Занятие 32. Основы экологических знаний

Цель: Развитие экологической культуры. Воспитание

творческого отношения к проблемам экологии.

1. Проверка понимания детьми положений - человек

часть природы; необходимость охраны природы для жизни и

здоровья самого человека по вопросам.

- Любите ли Вы природу?

- Может ли человек жить без природы?

- Какие блага даёт человеку природа?

- Как защищать природу и от кого?

- Для чего существует Красная книга?

2. Рисование детьми любимого уголка природы как ис­точника вдохновения и творчества.

Творческая разминка. Разбор ситуаций, связанных с эко­логической проблематикой: костёр в лесу, отношение к де­ревьям, к животным, водным пространствам и т.д.

Домашнее задание. Разработать несколько пунктов сво­его экологического проекта «Мой город». В экологическом проекте «Мой город» выразить собственное мнение, что мо­жет улучшить экологическую обстановку в нашем городе?

Ключевые понятия. Экология, охрана природы, природа.

Интегративные связи. Изобразительное искусство (пей­заж как жанр изобразительного искусства). Окружающий мир (охрана природы).

42

Занятие 33. Культура предупреждения опасностей Цель: Развитие деятельности контроля и оценки в экс­тремальных ситуациях.

1. Анализ опасностей в сказках на примере сказки «Три медведя».

- Какие опасности подстерегали Машу в лесу?

- Какие ошибки допустила Маша, оказавшись в лесу одна?

- Как надо себя вести, если оказался один в незнакомом месте?

- Как общаться с незнакомыми людьми?

2. Анализ опасностей в жизни.

- Возникают ли опасности для человека при общении с природой? Какие? (в лесу, на водоёмах и т.п.).

- Знаете ли Вы основные правила безопасного поведе­ния? Назовите их.

- Что такое чрезвычайная ситуация?

- Назовите правила поведения в подобных ситуациях.

- Какую первую медицинскую помощь надо оказывать пострадавшим в чрезвычайных ситуациях?

3. Имитация оказания первой доврачебной помощи (при ушибах, укусах насекомых и т.п.).

Творческая разминка. Прогнозирование своего поведе­ния в различных ситуациях: заблудились в лесу, в горах, по­пали в грозу и т.д.

Домашнее задание. Нарисовать те предметы, которые ты возьмёшь с собой в поход. Нарисовать рисунок «Отправляем­ся в поход».

Киочевые понятия. Опасность, чрезвычайная ситуация, помощь.

Интегративные связи. Обеспечение безопасности жиз­недеятельности (правила поведения в экстремальных ситуаци­ях, защита человека в чрезвычайных ситуациях). Изобрази­тельное искусство (рисунок «Отправляемся в поход»).

Занятие 34. Я творю волшебный мир героев, красок, звуков (театр — экспромт). Цели:

- Развитие целеполагания в творческих видах деятельности.

- Развитие креативности.

1. Рассказ учителя о необходимости фантазии в жизни человека.

2. Обсуждение необходимости фантазии по вопросам.

- Любите ли Вы придумывать сказки?

- Можно ли сделать «новой» старую сказку?

- Как можно это сделать?

3. Ролевая игра «Театр - экспромт».

Дети разбиваются на группы по принципу «кто с кем хочет». Каждая группа по жребию получает задание: поста­вить сказку в разных жанрах: балет, комедия, опера, боевик и т.д. Например, «Репка».

4. Обсуждение результатов игры по вопросам.

- Что помогло Вам изменить сказку? (творчество, фанта­зия).

- Можно ли с помощью творчества изменить свои отно­шения со сверстниками и окружающей нас природой?

- Назовите знакомые Вам формы творческой деятельно­сти человека.

Творческая разминка. 1. Сказка по кругу. 2. Придумать новые способы применения старым предметам. 3. Придумать рифму.

Домашнее задание. «Моё творение» - рисунки, сочине­ния, поделки, сценки.

Ключевые понятия. Театр, экспромт.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее