Использование ЦОРов в начальной школе
В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Приходя в 1 класс, ученики с гордостью говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, при дальнейшей беседе выясняется, что вся работа заключается в лучшем случае в освоении отдельных развивающих игр.
Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Чтобы лучше понять основную идею, положенную в основу разработки наборов цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), нужно вспомнить, что за последнее десятилетие на федеральном уровне не раз предпринимались попытки разработки и распространения по школам страны электронных изданий образовательного назначенения.
Многие учителя отмечают широкие потенциальные возможности электронных учебных материалов, благодаря которым успешно решаются следующие дидактические задачи:
— предъявление учебной информации;
— информационно-справочное обеспечение всех видов занятий;
— моделирование и демонстрация изучаемых объектов, явлений и процессов;
— поддержка различных активных форм занятий;
— тренаж навыков и умений различного характера, решение задач;
— контроль и оценка знаний учащихся.
ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, соответствуют поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями. В состав каждого набора ЦОР обязательно входят рубрикаторы «Оглавление учебника», «Поурочное планирование» и «Методические рекомендации».
Первый рубрикатор — «Оглавление учебника» — полностью соответствует оглавлению школьного учебника, так как цифровые ресурсы сгруппированы по параграфам этого учебника.
Списки классов, учеников, преподавателей не надо вводить заново, а можно получить из программы «1С:ХроноГраф Школа 2.5», входящей в состав пакета «1С:Управление школой». Электронный журнал интегрирован и с локальной коллекцией: поурочное планирование можно не только сформировать полностью самостоятельно, но воспользоваться готовым поурочным планированием, загруженным в локальную коллекцию из Единой коллекции образовательных ресурсов.
В этом случае к каждому уроку, окажутся автоматически прикреплены цифровые ресурсы, рекомендованные авторами поурочного планирования.
Журнал обеспечивает как возможность эффективного контроля учебной деятельности со стороны учителя, так и самоконтроль ученика через его личный «электронный дневник». Учитель назначает задания и всему классу целиком, и подгруппе учащихся, и даже отдельному ученику, формируя групповые и индивидуальные образовательные траектории и календарь индивидуальных заданий. Причем ученикам могут предлагаться как тесты, автоматически оценивающие результаты учащихся, так и задания творческого характера.
На своем опыте, учитывая, что основным видом деятельности детей семи – десяти лет является игра, я убедилась, что использование ЦОР на уроках в начальной школе способствует не только обогащению словаря, но и качеству усвоения материала.
Хочу остановиться на видах демонстрационных материалов.
· Плакаты (слайды) – могут содержать правила, формулировки, их можно распечатать.
· Могут быть интерактивные ( ребенок имеет возможность отвечать и управлять)
· Могут быть музыкальные, с голосовым сопровождением.
· Презентация – несколько последовательных слайдов с чертежами и подписями. Управление с помощью системы кнопок.
· Видеоролики – с помощью щелчка можно остановить показ или вернуться назад, запустить заново. К тому же эмоциональный фон создает звуковое сопровождение.
· Материалы, обеспечивающие практическую работу (слайды с условиями задач и задания, предполагающие индивидуальную работу ребенка со средствами ИКТ)
Текстовые (ввод ответа и автоматическая проверка; тесты для контроля).
Технологическое направление, как наиболее компьютеризованное, полностью зависит от технического оснащения учебного процесса, что требует от школы создания информационной среды начального обучения. Это направление развивается на основе концепции о «компьютерном всеобуче» при наличии необходимой технической базы. Суть ее в том, что «компьютер для учащегося – рабочий инструмент, используемый в различных сферах деятельности».
Подводя итог анализа разработок в области информатизации в начальной школе, можно сказать, что информационная деятельность детей должна и способна решать задачи:
вывести знания, умения и навыки детей в области информатики на определенный уровень для их успешного обучения в средней школе, несмотря на неоднородность методической и технической поддержки обучения информатике в начальной школе;
создать в начальной школе методические условия для овладения элементарной информационной культурой;
сформировать информационную среду начальной школы с межпредметными связями для формирования у детей целостного восприятия обучения, а не набора отдельных знаний по отдельным предметам;
воспитать у детей культуру творческого общения, стимулировать экспериментально-исследовательскую деятельность, вносить в обучение высокий уровень мотивации к познанию.
Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии. Одной из наиболее действенных технологий я считаю ИКТ.
Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
И хотя практически в каждой школе уже есть компьютеры, однако они еще не вполне превратились в хорошо освоенный инструмент учителя. Поэтому педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это необходимость.
Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы ИКТ.
ИКТ постепенно, но неуклонно переходит из вспомогательных средств обучения в разряд ведущих.
Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.
Проведение интегрированных уроков; результативность проектной, исследовательской деятельности повышается при использовании ЦОРов.
Но не стоит безмерно увлекаться цифровыми ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 классов – 10 минут; 2 – 4 классов – 15 минут.
При подготовке к уроку необходимо продумать, насколько оправданным является применение ПК. Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где ЦОР применить необходимо.