Класс/курс класс сольного пения – 1/4.
Тема урока: Постановка голоса с учеником 1 класса.
Цель: Формирование навыков правильного певческого дыхания.
Задачи:
- определение понятия «атака звука»
- отработка механизма активного вдоха и медленного выдоха, путем вокально-дыхательных и речевых упражнений
- работа над звуковедением в вокально-тренировочных упражнениях.
- исполнение выученных произведений напевного характера, с осмыслением художественного текста и образа.
Оборудование и материалы:
- фортепиано;
- компьютер;
- звукоусиливающая установка;
- микрофон;
- наглядные материалы.
Методическое обеспечение занятия:
- картинка-схема певческого дыхания «Многоэтажный дом»;
- разноцветные шары.
(Звучит мелодия из песни «Время верить в чудеса» В. Овсянников. Под музыку в класс входит Гусева Инна)
Ход урока:
- Здравствуй, Инна! Сегодня мы будем работать над развитием и укреплением певческого дыхания, с помощью вокальных и дыхательных упражнений. Как нужно дышать при пении и что такое опора звука? (ответ)
- Искусство пения это - есть искусство дыхания. Правильное дыхание или опора - это основа вокала. Опора-это своеобразное ощущение, которое возникает у певца во время пения. Давай, вспомним, как нужно правильно дышать (обращаю внимание на схему «Певческое дыхание »). Наше тело-это многоэтажный дом: подвал воображаемого дома находится под грудной клеткой; площадка между подвалом и первым этажом - в области грудной клетки; первый – в полости рта, а второй - между полостью рта и глазами; третий этаж - от бровей до линии волос и, наконец, чердак - в верхней части головы.
Представь себе свой голос по аналогии с движущимся лифтом, когда лифт работает - дом не двигается (на звук «м»):
«м» -закрытым ртом на одном звуке
После того, как мы прибыли на "чердак", позволь дыханию переместиться и вновь соверши движение вниз, убеждаясь в том, что ты не проскакиваешь ни один этаж и что "лифт" идет с той же скоростью по дороге вниз «у»-глиссандо.
- Инна, ты знаешь, что перед началом пения певец должен подготовить свой музыкальный инструмент, а точнее сказать - настроить его. Что же для этого нужно?
Предполагаемый ответ учащегося: Распеваться, то есть петь тренировочные упражнения, разогревая наши связки.
- Правильно (распевки, скороговорки: «Перебегали берега», Сорок мышей», «Барыня»).
- «Ма-Ме-Ми-Мо-Му» (легато);
вниз: «гда-где-гди-гдо-гду» (стаккато);
- «Барыня, барыня, сударыня-барыня» (на одном звуке);
- «И-и-и», « а-а-а» (опевания);
- «Ма-ха-ха» - по трезвучию вверх и вниз (стаккато);
- «Лё-ли-ле» (по звукоряду вниз)
4. Песня-попевка «До-ми-соль» (фо-но, фонограмма песни).
- Какой твой самый любимый празник? День Рождения (надуваем шары).
- А какой момент праздника является самым долгожданным? Праздничный торт! (задуваем свечи на воображаемом торте)
- Прекрасно наш голосовой аппарат настроился и готов к исполнению вокальных произведений: «Цветочек аленький» Е.Максимова и «Гамма маме» Л.Елина, которые мы разучили на предыдущих уроках. Инна, ты помнишь, что нужно до конца пропевать гласные звуки, правильно брать дыхание в конце каждой фразы (исполнение песен).
- Молодец Инна, ты справилась сегодня со всеми заданиями. Мы хорошо потрудились, и чтобы наш труд не прошел даром, я вложила в твою тетрадь домашнее задание, состоящее из определений «дыхание» и «опора звука», а также дыхательных упражнений. Спасибо. До свидания!