«Зимний фестиваль знаний 2025»

Подвиг человека в Великой Отечественной войне

В этой работе мы обратились к произведениям классиков советской литературы, освещающих военную тематику не по мемуарам, не по архивным записям, а по собственным впечатлениям, по пережитым годам на фронте в качестве военного корреспондента или непосредственного участника военных сражений.

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Подвиг человека в Великой Отечественной войне


ВВЕДЕНИЕ

Великая Отечественная война, подвиги генералов и рядовых, битва за победу и выживание в тылу и на оккупированных землях остаются востребованными и актуальными в нашей литературе.

Молодые литераторы, сценографы, театральные постановщики по-новому, по-своему, с позиции нашего времени возвращаются к теме Великой Отечественной войны.

В этой работе мы обратились к произведениям классиков советской литературы, освещающих военную тематику не по мемуарам, не по архивным записям, а по собственным впечатлениям, по пережитым годам на фронте в качестве военного корреспондента или непосредственного участника военных сражений.

Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия, лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Горечь первых поражений, ненависть к врагу, стой кость, верность Отчизне, вера в победу — вот что под пером разных художников отличалось в неповторимых стихотворениях, балладах, поэмах, песнях. Создавались большие эпические произведения, в которых дается осмысление сложных общественно-политических процессов периода войны, раскрываются нравственные основы личности. Независимо от жанра все произведения объединены одним — “памятью сердца”, страстным желанием поведать правду о пройденных дорогах войны. Многие писатели, поэты посвящали теме войны и подвига советского народа в Великой Отечественной войне свои произведения.

Подбор анализируемых произведений в данной работе связан с конкретной темой подвига отдельного человека, оказавшегося по воле судьбы на фронте, на передовой, в тылу, в плену и т.д.

Позиция человека, его внутренняя сила или слабость, подсознательная вера в свое высокое предназначение на земле, моральные установки, не афишируемые в обыденной жизни, но просыпающиеся в экстремальных ситуациях – это стало объектом анализа при разборе ряда художественных произведений.

Михаил Шолохов, Вячеслав Кондратьев, Василь Быков, Борис Васильев – произведения этих писателей станут предметом анализа поведения человека в период величайшего испытания, каковым стала Великая Отечественная война.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. В. Кондратьев «Сашка»

Глубинным импульсом, послужившим написанию Вячеславом Кондратьевым рассказов и повестей о тяжелых военных буднях, стала его вера в то, что он обязан рассказать о войне, о своих товарищах, которые сложили голову в стоивших нашей стране больших жертв боях подо Ржевом. Писатель считал своим долгом донести горькую военную правду до читателей.
Повесть В. Кондратьева “Сашка” была сразу же замечена и литературной критикой, и читателями. Она заняла достойное место в ряду лучших литературных произведений о военном времени.

Какой мы видим войну в повести Вячеслава Кондратьева? Это редеющий в атаках и от постоянных немецких обстрелов батальон; разные его роты, в каждой из которых осталось по полтора десятка из первоначальных ста пятидесяти бойцов... Это три захваченные фашистами деревни — Панове, Усово, Овсянниково. Это овраг, маленькие рощицы и поле, за которым вражеская оборона, простреливаемая пулеметным и минометным огнем...

В центре повествования Кондратьева именно это овсянниковское поле, в воронках от мин, снарядов и бомб, с неубранными трупами, с валяющимися простреленными касками, с подбитым в одном из первых боев танком. Казалось бы, овсянниковское поле ничем не примечательно — обычное поле боя. Но для героев повести Кондратьева все главное в их жизни совершается именно здесь. И многие из них останутся здесь навсегда...

В кровавом бою местного значения и в описании жизни тыла Вячеслав Кондратьев изобразил картину большой войны. Люди, показанные в повести, — самые обыкновенные. Но в их судьбах отражается судьба миллионов россиян во время тяжелейшей войны.

Кондратьев с большим мастерством передает напряженную жизнь военного времени. В любой момент приказ или пуля могли разлучить людей надолго, часто навсегда. Но за немногие дни и часы, а иногда в одном лишь поступке полностью проявлялся характер человека.

События в повести "Сашка" происходят в 1942 г. Автор сам является фронтовиком и воевал подо Ржевом, так же, как и его герой! Его повесть показывает людей на войне и в жизни.

В повести автор показывает правду жизни тех времен. Главный герой повести - Сашка, он очень молод, но уже 2 месяца служит на передовой, где "просто обсохнуть, согреться - уже не малая удача". В главном герое воплотились лучшие черты характера: мужество, отвага, стремление к подвигу, трудолюбие, выносливость и самое главное патриотизм!

Человек на войне у В.Кондратьева постоянно стоит перед выбором: сохранение своей жизни или собственного достоинства, преданность идее или самосохранение.

Глава 2. Б. Васильев «А зори здесь тихие»

Борис Васильев относится к тем писателям, кто сам добровольцем Великой Отечественной, прошел ее от начала до конца, кто защищал родную землю с оружием в руках. Кроме того, им написано много рассказов о том, что ему пришлось пережить в трудные фронтовые годы. И это переживание очевидца, а не домыслы творца.

Наибольшей известностью пользуется повесть Б. Васильева “А зори здесь тихие...”, в которой с особой проницательностью выражена мысль о несовместимости войны с природой человека, тем более женщины, призванной дарить жизнь...

Повесть “А зори здесь тихие...” рассказывает нам о далеких военных годах. Действие разворачивается в мае 1942 г. Главный герой, Федот Евграфович Басков, по “собственному желанию” получает в распоряжение женский зенитно-пулеметный батальон: “Шлите непьющих... Непьющих и это... Чтоб, знаете, насчет женского пола...”. О своем старшине девушки невысокого мнения, постоянно подтрунивают над ним, называя “пенек замшелый”. И действительно, в свои тридцать два года старшина Басков был “старше самого себя”, он немногословен, но многое знает и умеет.

«У войны не женское лицо» — этот тезис был верен на протяжении долгих столетий. Пережить огонь, ужас войны способны очень сильные люди, поэтому принято считать войну мужским делом. Но трагизм, жестокость, чудовищность войны заключается в том, что вместе с мужчинами плечом к плечу встают и женщины, которые идут убивать и погибать.

Героини этой повести очень разные. Каждая из них уникальна, обладает неподражаемым характером и неповторимой судьбой, сломанной войной.

Этих молодых девушек объединяет то, что они живут ради одной цели. Эта цель - защитить Родину, защитить свои семьи, защитить близких им людей. А для этого необходимо уничтожить врага. Для некоторых из них уничтожить врага означает выполнить свой долг, отомстить за смерть близких и родных им людей.

В повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» мы можем посмотреть на войну глазами женщины. Истинное восхищение вызывают подвиги женщин, которые становятся еще более значимыми, так как совершены хрупкими созданиями.

Сколько девушек, столько судеб: все разные. Но в одном они все же схожи: все судьбы сломала, изуродовала война. Получив приказ не пропустить немцев к железной дороге, девушки ценой собственных жизней выполнили его. Все пять девушек, отправившихся на задание, погибли, но погибли героически, за Родину.

Тема войны актуальна в любое время, потому что там погибают люди. И автор при помощи своего таланта и мастерства смог доказать еще раз ее актуальность. Все тяготы, несправедливости и жестокости автор описывает с неподражаемой простотой и краткостью. Но это не вредит восприятию повести. Сцены из жизни девушек емки и кратки, но дают полное представление о каждой героине. В своих героях автор показывает разные типы людей, их поведение, и это у Васильева, на мой взгляд, получается особенно хорошо. Васильев не просто писатель, а писатель-психолог. И этому он учился не по книжкам, а сама жизнь, точнее, война научила и помогла понимать психологию людей.


Глава 3. В. Быков «Сотников»

Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василя Быкова. Честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу — именно эти проблемы затрагиваются писателем. Но все-таки главной темой творчества Быкова остается, безусловно, тема героизма. Причем писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок.

В. Быков изображает войну и человека на войне - «без прикрас, без бахвальства, без лакировки, - какова она есть». В его произведениях нет напыщенности, излишней торжественности.

Все, что написал Быков за последнюю четверть века, это о войне. Он первым из советских писателей сумел показать ее по-своему, отойдя от общепринятых рамок.

Основная идея его произведений - поведение людей в экстремальных ситуациях, когда в одно мгновенье приходится решать такие сложные вопросы, как: Кто прав? Кто виноват? Умереть или предать? "Сотников" не исключение, в этой повести Быков смог показать, что происходит с внутренним миром человека, когда решается его судьба.

Автор пишет о войне как очевидец, как человек, испытавший и горечь поражений, и тяжесть потерь и утрат, и радость победы. Его, по собственному признанию, интересует не технология боя, а нравственный мир человека, поведение его на войне в кризисных, трагических, безвыходных ситуациях. Его произведения объединяет одна общая идея - идея выбора. Выбора между смертью, но смертью героя, и трусливым, жалким существованием.

Писателя интересует то жестоко - суровое испытание, которое должен пройти каждый из его Героев: сможет ли он не щадить себя, чтобы выполнить свой долг перед Родиной, свои обязанности гражданина и патриота? Война и была такой проверкой человека на прочность идейную и моральную.

Характерной особенностью военных повестей Быкова является то, что в центре изображения оказывается человек в экстремальной ситуации, и положение таково, что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя. И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в обычной обстановке не может полностью раскрыться характер человека. В этом отношении не составляет исключения и повесть “Сотников”.

На первых страницах повести перед нами предстают два бойца одного из партизанских отрядов — Сотников и Рыбак, которые морозной, ветреной ночью отправляются на задание. Им поручено во что бы то ни стало добыть продовольствие для усталых, измученных товарищей. Финал повести весьма трагичен: бывший партизан по приказу гитлеровцев казнит своего бывшего товарища по отряду. После этого жизнь Рыбака, ранее такая дорогая ему, вдруг теряет свой смысл, оказывается настолько невыносимой, что он задумывается о самоубийстве. Но и это ему не удается сделать, так как полицаи сняли с него ремень. Такова “коварная судьба заплутавшегося на войне человека”, — пишет автор.

А что же Сотников? У него иной путь. Он выбирает смерть, тем самым пытаясь спасти ни в чем не повинных людей. Героическая смерть ради спасения жизней других людей — вот единственный возможный для него путь. Ведь не зря перед казнью Сотников заметил среди согнанных к этому месту деревенских жителей маленького мальчика в старой отцовской буденовке. Боец улыбнулся ему одними глазами, подумав при этом, что ради таких, как этот малыш, идет на смерть.

Герои Василя Быкова преподают нам уроки чести, мужества, человечности. Человек всегда должен делать выбор - война делает этот выбор трагическим. Но суть остается той же, она не меняется, так как любимые герои Быкова следуют лишь зову своего сердца, поступают честно и благородно. И только тогда человека можно назвать «героем» в самом лучшем смысле этого слова.

Произведения В. Быкова о Великой Отечественной войне раскрывают нам весь ужас этого грозного и трагического события, заставляют понять, какой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости.

Пожалуй, одной из характерных особенностей военных повестей Быкова является то, что он не щадит своих героев, ставя их в нечеловечески трудные ситуации, лишая возможности пойти на компромисс. Положение таково, что человек должен немедленно сделать выбор между героической смертью или позорной жизнью предателя. И делает это автор не случайно, ибо в обычной обстановке характер человека не может раскрыться полностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Война 1941-1945 годов уже стала для нас историей. Мы узнаем о ней по книгам, фильмам, старым фотографиям, воспоминаниям тех, кому посчастливилось дожить до Победы. О ней писали участники и очевидцы тех трагических событий. И сейчас эта тема продолжает волновать писателей, которые открывают в ней новые аспекты и проблемы.

В заключение следует несколько выводов:

1. Рассмотренные произведения написаны людьми, знающими про войну не понаслышке. Авторы сами находились в гуще боевых сражений, военных событий.

2. Герои всех рассмотренных произведений: и генералы, и рядовые, и гражданское население никогда не задумывались о своих поступках как о подвиге. О героизме.

3. Авторы проанализированных произведений ненавязчиво, даже как-то обыденно, подчеркивают тот феномен, что называется порядочность, верность, высокая нравственность. Эти качества человеческой натуры, не выпячиваемые в обыденных ситуациях, вдруг проявляются в экстремальных случаях, когда от человека требуется решительность в поступках, в принятии решения, в отдаче приказа.

4. Перечисленные в работе авторы не приукрашивают и не идеализируют своих героев. Многим, а может быть, и всем, свойственно чувство страха, беспокойства за свою жизнь и безопасность близких. Однако, сила духа человека, ответственность за свои дела и распоряжения, уверенность в важности своего участия и в причастности к общему делу заставляет человека забыть о своих слабостях.

5. Следует признать, что на изучение данной литературы, как правило, в средней школе не остается программного времени. Ее «проходят», не оставляя в душах учеников отголоска. С трудом верится, что повзрослевший ученик найдет время для перечитывания этих произведений.

Гайнуллин Рамиль Рашитович


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Быков В. Повести М./Художественная литература/ 2003- 304с.

  2. Васильев Б. А зори здесь тихие… Журнал «Звезда» №4 1998

  3. Кондратьев В. Сашка. М./Художественная литература/ 1997 – 107с.

8



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее