«Зимний фестиваль знаний 2025»

Подготовка выпускников ДМШ и ДШИ к поступлению в средние специальные музыкальные учебные заведения. Сольфеджио

Современные федеральные государственные требования направлены на

подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,

реализующие основные профессиональные образовательные программы в

области музыкального искусства. По новым программам в ДШИ

предполагается 9-летнее (6 –летнее) предпрофессиональное обучение для

учащихся, проявивших творческие способности. Таким образом, может

решиться проблема преемственности начального и среднего музыкального

образования.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

















Подготовка выпускников ДМШ и ДШИ к поступлению

в средние специальные музыкальные учебные заведения.

Сольфеджио





Жданова Людмила Борисовна

Преподаватель МБУДО «ПДМШ» г. Кирова)













ВВЕДЕНИЕ

Современные федеральные государственные требования направлены на

подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,

реализующие основные профессиональные образовательные программы в

области музыкального искусства. По новым программам в ДШИ

предполагается 9-летнее (6 –летнее) предпрофессиональное обучение для

учащихся, проявивших творческие способности. Таким образом, может

решиться проблема преемственности начального и среднего музыкального

образования.

Детские музыкальные школы и школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека. Давая общее

музыкальное образование всем учащимся, музыкальные школы вместе с тем готовят кадры для средних специальных учебных заведений. Решение этих двух взаимосвязанных проблем должно находиться в центре внимания администрации и педагогических коллективов школ.

Альтернативность существующих в настоящее время систем преподавания музыкально-теоретических дисциплин открывает перед преподавателем перспективу выбора того или иного плана занятий, которое соответствует возможностям ученика и его собственным профессиональным устремлениям и опыту.

Ответить на вопрос -стоит готовить ученика к профессиональной музыкальной деятельности или нет, часто нелегко. Положительный ответ может быть дан лишь в тех случаях, когда налицо явно выраженные музыкальные способности. Но не менее важно и

наличие у ребенка интереса к музыке. Дети, серьезно увлекшиеся ею, часто значительно успешнее развиваются, чем те, кто относится к ней индифферентно, хотя обладают большими способностями.


  1. Подготовка выпускников музыкальных школ к поступлению в средние учебные заведения.

    1. Формы и методы .

Уровень требований для подготовки поступающих в ССУЗ должен

соответствовать программе по сольфеджио для детских школ искусств с

7(8)-летним сроком обучения. Формы работы на уроках традиционны: интонационные упражнения, сольфеджирование и чтение с листа, ритмические упражнения, слуховой анализ, музыкальный диктант, творческие задания.

Все формы отрабатываются в комплексе и систематически.

Интонационные упражнения в тональности и вне лада. Пение в ладу

отдельных аккордов с разрешением и в последовательности. Интервальные

цепочки и от звука вверх и вниз. Мажорные и минорные гаммы от разных

ступеней. Смешанные цепочки (Сб. А.Биркенгоф). Тритоны и характерные

интервалы вне лада с разрешением во все возможные тональности.

Важна настройка в тональности. Пение: мажорных и минорных гамм до 7 ключевых знаков (три вида), отдельных ступеней. Мажорной и минорной пентатоники. Старинные семиступенные лады. Отрезки хроматической гаммы. Внутритональные и модулирующие хроматизмы. Упражнения на проходящие и вспомогательные хроматизмы, погашение вводного тона, взятого скачком, опевание прилегающими вводными тонами. Альтерированные ступени. Устойчивые ступени в любом порядке. Отклонения и модуляция в родственные тональности. Диатонические интервалы в тональности и от звука (цепочкой Побочные трезвучия. Увеличенные и уменьшенные трезвучия с обращениями и разрешением в тональности и от звука. 7 септаккордов от звука. Доминантовый септаккорд с обращениями с разрешением в тональности и от звука. Вводные септаккорды с обращениями в тональности. IIступени септаккорд с обращениями с

разрешением в тональности. Секвенции тональные и модулирующие.

Основные гармонические обороты (автентические, плагальные, полные

функциональные). Гармонические последовательности с включением

отклонений в родственные тональности. Пение двухголосных интервальных

последовательностей, трех и четырехголосных аккордовых последовательностей. Транспозиция.

Одноголосные и двухголосные номера отрабатываются в домашнем задании и читаются с листа. Учатся наизусть и транспонируются на секунду вверх и вниз. Обращается внимание на структуру мелодии, анализируется тональный план, выявляются ритмические и мелодические особенности.

Пение: номеров из сборников сольфеджио в пройденных тональностях

с хроматизмами, отклонением, простейшей модуляцией и ходом на любые интервалы, с мелодическим движением по звукам пройденных аккордов. Мелодий в семиступенных диатонических ладах, в мажорной и минорной пентатонике. Различных двухголосных примеров, в том числе полифонических. Закрепление навыков беглого чтения с листа. Пение несложных романсов с аккомпанементом. Транспонирование с листа. Транспонирование выученных одноголосных и двухголосных мелодий.

Для чтения с листа можно использовать сборники разных авторов. Например:

Рубец, Драгомирова, Никитина, Русяева и др.

Ритмические упражнения Более сложные ритмические упражнения использованием пройденных ритмических фигур и размеров, в том числе смешанных и переменных. Двухголосные ритмические каноны. Ритмическое сопровождение к мелодиям в разных жанрах. Ритмические диктанты.

Упражнения на группировку длительностей в простых и сложных размерах.

Сольмизирование нотных примеров (А.Рубец, Н. Ладухин)

Слуховой анализ Определение на слух элементов музыкального языка: диатонические и характерные интервалы вне лада и в тональности, отдельно и в цепочках. Тритоны от звука с разрешением в 4 тональности. Четыре вида трезвучия и их обращения. Семь септаккордов вне лада, четыре основных септаккорда и их обращения, основные гармонические оборот (автентический, плагальный, полный, прерванный, кадансовый). Мажорные и минорные гаммы трех видов от разных ступеней, пентатонику, все старинные лады, отрезки хроматической гаммы. Определение отдельных ступеней, в том числе хроматических ступеней различных видов и в разных регистрах.В ладу: интервальные и аккордовые цепочки из 8-10 элементов. Отдельно, по одному элементу, в быстром темпе, и по памяти после 2-3-х

проигрываний. Определениена слух отклонений и простейших модуляций. Анализ структуры мелодии Целостный анализ отрывка музыкального произведения:определить форму (период, простая двухчастная репризная форма), границы частей, виды каденций, тональный план, характер, вид фактуры, функциональное значение аккордов, гармонические обороты, жанр.

Музыкальный диктант Устные диктанты. Запись знакомой мелодии по памяти. Письменный диктант, в форме периода, включает в себя пройденные ритмические фигуры, интервалы, и аккорды. Включает также различные виды хроматизмов, отрезки хроматической гаммы, секвенцию, отклонения в родственные тональности и переменный лад.

Написание несложного двухголосного диктанта подготавливает в дальнейшем освоение гармонических трехголосных и четырехголосных примеров.

Творческие задания Развитие творческой инициативы в процессе обучения играет огромную роль. Оно способствует более эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению учащихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из них, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешного его освоения, помогает в исполнительской практике.

Вместе с тем все упражнения необходимо тесно связывать с основными

разделами курса. Цель этих упражнений —не только развивать у учащихся

творческие навыки, но и помогать им в приобретении основных навыков

—пении с листа, записи диктанта, определении на слух. Творческие упражнения закрепляют теоретические знания учащихся. Можно рекомендовать разнообразные упражнения: импровизация ритмического аккомпанемента к песне, мелодии; сочинение мелодии определенного жанра, характера с использованием для этого различных выразительных средств (лад, размер, темп, регистр, ритмический рисунок и т. д.); импровизация на заданную тему; свободная импровизация; сочинение вариации на данную или собственную тему и т. д.

Импровизация и сочинение: мелодий в пройденных тональностях

и размерах, различного характера, формы и жанра. Мелодий с отклонениями

и модуляцией в тональности I степени родства. Мелодий на заданный ритм.

Подбор аккомпанемента к сочиненной мелодии. Импровизация на фоне

гармонического сопровождения. Сочинение подголоска. Сочинение

секвенций. Интервальных и аккордовых последовательностей.

Теоретические сведения

Квинтовый круг. Тональности до 7 знаков при ключе. Энгармонизм

тональностей. Переменный лад. Родственные тональности. Виды мажора и

минора. Семиступенные лады. Пентатоника. Дважды гармонический вид

мажора и минора. Целотонный звукоряд. Хроматизм. Виды хроматизма.

Альтерация. Модуляция. Способы отклонения и модуляции.

Простые и составные интервалы. Интервалы в ладу. Диатонические

и хроматические интервалы. Тритоны и характерные интервалы. Тритоны от

звука с разрешением в разные тональности. Хроматические интервалы

в тональности. Хроматические интервалы от звука с разрешением.

Энгармонизм интервала. Хроматические интервалы.

Типы аккордов. Увеличенное трезвучие и его обращения и их

энгармоническое равенство. 7 септаккордов. Основные септаккорды в

тональности. Доминантсептаккорд и его обращения. Вводный септаккорд и

его обращения. Энгармоническое равенство. Септаккорд II

ступени и его обращения. Субдоминанта в гармоническом мажоре. Основные

гармонические обороты. Прерванный оборот. Органный пункт.

Инструментальная группировка длительностей. Группировка

длительностей в простых и сложных размерах. Переменные размеры.

Строение музыкального произведения. Цезура. Мотив, фраза,

предложение Период. Классификация периода из 2х предложений. Каденция.

Двухчастная репризная форма. Трехчастная репризная форма.

Для подготовки учащихся эффективно использовать следующие

учебные пособия, сборники диктантов и чтения с листа:

1.«Сольфеджио» для 7 класса, авторы Ж. Металлиди и А. Перцовская.

2.«Сольфеджио» для 7-8 классов, автор Е. Золина.

3.Одноголосное сольфеджио, автор Н. Ладухин

4.Учебник сольфеджио, автор П. Драгомиров.

6.Одноголосные примеры для чтения с листа на уроках сольфеджио,

автор И.Русяева.

7. Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта

1.2. Требования к уровню подготовки

В результате подготовки к поступлению в ССУЗ учащийся должен:

-иметь прочную теоретическую базу, достаточную для поступления

в колледж;

-уметь практически применять теоретические знания в построении

элементов музыкального языка, знать закономерности музыкального

синтаксиса, профессионально ориентироваться в музыкальном тексте;

-грамотно интонировать интервалы, аккорды с разрешением в возможные

тональности;

-сольфеджировать и читать с листа одноголосные и двухголосные

музыкальные примеры повышенной сложности;

-петь гармонические обороты с отклонением в родственные тональности;

-транспонировать одноголосные и двухголосные примеры, мелодию

с аккомпанементом;

-писать одноголосные и двухголосные примеры повышенной сложности,

свободно транспонировать и проигрывать по памяти, после написания.

-определять на слух и анализировать основные элементы музыкального

языка: звукоряды, отдельные ступени, в том числе альтерированные;

интервалы и аккорды вне лада и в тональности, интервальные цепочки,

аккордовые последовательности, анализировать по слуху музыкальный текст,

отклонения и модуляции;

-подбирать по слуху мелодии и аккомпанемент;

-владеть навыками всех видов работ по сольфеджио.

Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского предъявляет следующие

программные требования по сольфеджио и музыкальной грамоте для поступающих на фортепианное и струнное отделения.

Сольфеджио (письменно)

Уровень требований должен соответствовать программе по сольфеджио для музыкальных отделений школ искусств с 7-ми -8-ми летним сроком обучения.

Письменная форма экзамена предполагает запись одноголосного диктанта в форме периода, протяженностью 8-9 тактов, в мажорных и минорных тональностях до 4-х ключевых знаков включительно. Размеры: 4/4, ¾.

Интонационные и ритмические трудности: различные виды мажора и минора; внутритональный и модуляционный хроматизм, отклонения в тональности 1 степени родства, секвенции тональные и модулирующие;

Пунктирный ритм, триоли, синкопы, длительности с точками.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 10-

12 раз в течение 25-30 минут.

Сольфеджио (устно)

Сольфеджирование. Чтение с листа одноголосного музыкального примера с

дирижированием в размере 2/4, ¾, 4/4, примером мелодических и ритмических трудностей служат NoNo95, 111 «Одноголосное сольфеджио» (А.Рубец)

Слуховой анализ. Ступени лада. Определение ступеней натурального,

гармонического, мелодического мажора и минора, отдельных тетрахордов.

Определение альтерированных ступеней лада. Тональная перестройка на основе ступеней лада. Интервалы вне лада. Определение простых интервалов вне лада.

Тональная перестройка на основе интервалов. Интервалы в ладу

диатонические и характерные.

Интервальные последовательности, включающие 8-10 интервалов.

Последовательность проигрывается 2 раза. Необходимо определить интервал и ступень, на которой он находится.

Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия с обращениями), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный с обращениями). Тональная настройка на основе трезвучий и их обращений, а также уменьшенного септаккорда.

Аккорды в ладу:главные трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия,

увеличенные трезвучия с обращениями. Доминант септаккорд с обращениями.

Септаккорды II и VII ступеней с обращениями. Аккордовые последовательности, включающие 8-10 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. Интонационные требования в не лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Устная форма экзамена по сольфеджио предполагает устные задания по музыкальной грамоте по следующим темам: «Кварто-квинтовый круг тональностей»; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм»; «Тональности первой степени родства»; «Наиболее употребительные музыкальные термины»; «Буквенные названия звуков и тональностей»; «Группировка длительностей».

Пример устного опроса абитуриентов

1.Определить на слух интервалы, взятые в разных регистрах;

2.Определить на слух цепочку интервалов (8-10); спеть эти интервалы;

3.Определить отдельно взятые аккорды;

4.Определить данный аккорд. Спеть аккорд и разрешить его во

все возможные тональности. Назвать этот же аккорд в новой тональности и разрешить;

5.Спеть натуральную гамму As-dur c дирижированием в трехдольном размере и в указанном ритме.

6.В тональности As-dur спеть все уменьшенные интервалы;

7.Определить гамму от as (C-dur)

8.Прочитать хроматическую гамму вверх и вниз.

9.Спеть с дирижированием с листа мелодию из сборника сольфеджио

(Вахромеев No287), определить какие характерные интервалы встречаются в этой мелодии.


II.

2.1.Советы для поступающих в музыкальные училища.

Примерно 5% всех выпускников музыкальных школ выбирают музыку как свой основной вид деятельности. По статистике только 68% всех поступивших заканчивают средние учебные музыкальные учреждения. И только 30% из них остаются в профессии.

Одни понимают, что музыка – не то, с чем хочется связывать жизнь, других пугает отсутствие перспектив, а третьи, в свою очередь, понимают, что музыка – это их призвание и решают продолжить работать в этой сфере. Чтобы было проще понять стоит ли поступать в среднее музыкальное учебное заведение, преподаватель московской консерватории предлагает ответить на 6 вопросов.

  1. Сможете ли вы подобрать мелодию и аккомпанемент к классическому произведению после нескольких прослушиваний?

  2. Знакомы ли вы с теорией, а именно: знаете ли длительности и интервалы звука, тональности, виды мажора и минора. Что вы знаете о хроматических гаммах?

  3. Прослушав новое произведение, сможете ли назвать ноты, которые прозвучали в нём.

  4. Знакомы ли вы со всеми аккордами и созвучиями, которые проходили в музыкальных школах? Сможете ли вы построить их на инструменте и в нотной грамоте, зная лишь названия?

  5. Биографии каких классических музыкантов вы сможете рассказать? Курт Кобейн за классика не считается.

  6. Знаете ли все о классических и общепризнанных современных музыкальных формах, жанрах и направлениях?

Если учащийся успешно справился данным мини-тестом, дайте ему несколько советов.

1. Определитесь со своей специализацией . Если вам всегда нравились ударные, но в музыкальной школе вы учились гитаре, то вам лучше поступить на ударные. Помните, учиться лучше на то, что нравится, чтобы учёба приносила удовольствие. А вступительный академконцерт можно будет исполнить на гитаре.

2. Знание сольфеджио и музыкальной литературы -залог успеха. Многие думают, что самое важное – мастерски владеть своим инструментом и этого будет достаточно, но если вы хотите настоящим профессионалом, то должны владеть и теорией. Отнеситесь к этому серьёзно. Комментарий преподавателя Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского:
«При поступлении в музыкальное училище очень важно знание теоретической базы: истории музыки, биографии классиков и, конечно же, сольфеджио. Поэтому, если у вас железный настрой получить полноценное музыкальное образование, помните, что сольфеджио – основная вещь для любого музыканта. Если у вас с ним проблемы, не бойтесь нанять репетитора, который поможет поставить ваш слух и голос, а также поможет восполнить пробелы в теоретической базе. А если нет возможности нанять репетитора, по тем или иным причинам, обратитесь к преподавателям музыкальной школы, они с радостью помогут ученику подтянуть навыки».

3. Главное - труд. Учёба в музыкальном колледже или училище – очень сложный процесс. Недостаточно просто поступить туда вам придется учить не только теорию, но и практиковаться не менее 5. Поэтому ещё перед поступлением в учебное заведение настраивайте себя на такой ритм работы и помните, что даже самый талантливый музыкант постоянно практиковался и творил!

4. Экзамены по общеобразовательным предметам никто не отменял.

Успешная сдача ОГЭ или ЕГЭ по школьным предметам- плюс для успешного поступления. Не забывайте, без документа об образовании вас просто не допустят к вступительным экзаменам.

5. Прислушивайтесь к мнению родителей. Если родители против вашего поступления в музыкальное учебное заведение, постарайтесь убедить их в том, что ваш выбор осознан. Не получается –ищите компромиссы.

Разговаривайте, опираясь на факты, а не на эмоции.

2.2. Роль родителей при подготовке к поступлению в среднее учебное музыкальное учреждение.

Как правило, родители приводят своих детей обучаться в музыкальную школу с желанием и пониманием всей ответственности перед ребёнком и готовы помогать ему в этом нелёгком деле. Но как только речь заходит о продолжении образования зачастую возникает непонимание и даже неприятие такого выбора.

Во многом успешная подготовка детей зависит от позиции их родителей. С первых шагов  контакт с родителями может обеспечить успех ученика в достижении высоких результатов в обучении.

Работая с перспективным ребёнком, учитель выяснят с ним дальнейшие планы, проводит беседы по профориентации. Однако невозможно проигнорировать при этом мнение его родителей, ведь оно как правило является решающим, поддержат они своего ребёнка или нет в выборе профессии музыканта. То есть связь с родителями является очевидным условием для  роста и развития ученика.

Тут могут помочь личные беседы с родителями, демонстрация достижений ученика, достижений выпускников.

Несколько аргументов в пользу музыкального образования:

  1. Уникальность профессии - гарантированное трудоустройство.

Ежегодно на рынке труда появляются  десятки молодых выпускников с дипломами «бухгалтер», «делопроизводитель», «юрист» и т.д., для которых трудоустройство по специальности становится большой проблемой. Музыкантов же выпускают не так много.

  1. Творческие идеи - дорога к успеху

Обучаясь в  образовательных учреждениях культуры и искусства,  вы развиваете творческие способности и креативное мышление.  Способность нестандартно решать поставленные задачи высоко оценит любой работодатель.

  1.  Диплом музыкального училища – отличный жизненный старт

Выпускники музыкального училища делают прекрасную карьеру. Многие из них занимают высокие руководящие должности: руководитель творческих коллективов, директор учебных заведений искусства и культуры, руководитель рекламных служб, музыкальный редактор и др.

  1. Генри Форд писал:«Самая хорошая работа – это высокооплачиваемое хобби. Окончив училище, Вы сможете превратить свое творческое увлечение в любимую профессию!

  2. Окончив музыкальное училище или колледж, молодой человек получает аттестат о среднем образовании. Следовательно, он может продолжить образование в любой сфере.

Искренней заинтересованностью, созданием условий для домашних занятий и общего развития своих детей, они способны тем самым оказать им неоценимую помощь.  Работа в этом направлении может помочь улучшить ситуацию с решением выпускников продолжать своё профессиональное обучение.

Одна из главных забот родителей и педагогов – здоровье детей и здоровый образ жизни. С тем чтобы подготовить детей и их родителей к достойному выходу из стрессовой ситуации, каковой является экзамен, целесообразно провести встречу с родителями будущих абитуриентов. На что следует обратить внимание родителей?

Некоторые особенности запоминания

1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.

2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.

3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.

4. Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее.

5. Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.

6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

Условия поддержки работоспособности

1. Чередование умственного и физического труда.

2. Выполнение гимнастических упражнений (кувырок, свеча, стойка на голове), так как они усиливают приток крови к клеткам мозга.

3. Бережное отношение к зрению. (Делать перерыв каждые 20-30 минут: взгляд вдаль, оторвать глаза от книги).

4. Минимум телевизионных передач!

Приемы психологической защиты

1. Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для Вас актуальном, полезном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет.

2. Сравнение. Сравните свое состояние с состоянием и положением других людей, и Вы найдете, что у многих оно тяжелее, чем у Вас. Это ослабит Ваше переживание.

3. Накопление радости. Вспоминайте события, вызывающие у Вас даже маленькую радость.

4. Мобилизация юмора. Смех – противодействие стрессу.

5. Интеллектуальная переработка.« Нет худа без добра».

6. Разрядка ( физическая работа, игра, любимые занятия).

7. Быстрое общее мышечное расслабление (релаксация).













Заключение

Успешная подготовка к поступлению в колледж или музыкальное училище- это итог совместного труда ученика, педагога и родителей.

В подготовке необходима четкая система и согласованность действий.

Помимо специальной подготовки обязательно нужна психологическая поддержка. Педагог в данном случае выступает как организатор этого сложного процесса.

Каждый поступающий должен понимать, что поступление-это только начало долгого и трудного пути формирования музыканта.































Список

рекомендуемой литературы

1. Вахромеева Т. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. М.:

Музыка, 1997.

2.Глухов Л.В. Теория музыки и сольфеджио. Учебное пособие для учащихся

старших классовДШИ.- Ростов на Дону: Феникс, 2004.

3.Драгомиров П. Учебник сольфеджио. М.: Музыка, 1996.

4. Золина Е., Сольфеджио для детских музыкальных школ, 6-8 классы.-М:

«Музыка», 2013.

5. Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио.- М.: Музыка, 1980.

6. Металлиди Ж., Двухголосные диктанты для 3-8 классов ДМШ. –СПБ, 1997.

7. Лежнева О.Ю. Практическая работа по сольфеджио.- М.: Владос, 2003.

8. Никитина И.П. Сольфеджио старшие классы ДМШ.- М.: Престо, 2012.

9.Никитина И.П. 200 примеров для чтения с листа на уроках сольфеджио. -М.:Престо, 2002.

10.Панова Н.В. Элементарная теория музыки. Учебное пособие для

музыкальных школ.- М.: 2000.

13. Образцы музыкальных диктантов для поступающих в музыкальные

училища и колледжи. Составители Лопатина И., Абатурова Н.- М.: Музыка,

2012.

14. Русяева Е. Одноголосные диктанты, вып.2.- М: 1980.

15. Рубец А. Одноголосное сольфеджио.- М.: «Музыка», 1996.

16.Приемные требования по музыкально-теоретическим дисциплинам для

поступающих на исполнительские отделения. Академический музыкальный

колледж при Московской государственной консерватории им. П.И.

Чайковского М., 2005












Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее