«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Памятка педагогу.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Памятка педагогу.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Памятка педагогу.

Автор: Цыганова Мария Алексеевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Организация: ГБОУ РО НШИ с ПЛП

Населенный пункт: г. Таганрог

Важнейшим этапом в жизни каждого школьника, несомненно, являются выпускные экзамены. Аббревиатура ЕГЭ зачастую наводит страх не только на будущих выпускников 11 классов, но и на их родителей. Педагоги тоже испытывают волнение из года в год. Сложнее всего, естественно, приходится учителям профилирующих предметов, ведь и русский язык, и математику сдают все обучающиеся без исключения. И педагоги чувствуют свою ответственность за подготовку ребят к экзаменам.

Я являюсь преподавателем русского языка и литературы. Мой педагогический стаж составляет 10 лет. За это время мне удалось подготовить к сдаче итоговой аттестации 11-классников. Все – без неудовлетворительных результатов. Дальше – больше: с будущими выпускниками будем повышать качество сдачи экзаменов.

Хотелось бы отметить, что в данной статье я ограничусь лишь общими советами, касающимися подготовки к написанию тестовой части ЕГЭ, так как написание экзаменационного сочинения – тема отдельного разговора, требующая отдельного рассмотрения.

Не секрет, что работу по подготовке к экзаменам следует начинать с 5 класса. С самого начала учебного года обучающимся необходимо завести тетради, куда они будут записывать правила, таблицы, схемы, связанные с изученным материалом. Чтобы эта работа не вызвала отторжения, тетради могут быть оформлены в том стиле, в каком удобно каждому ученику. К тому же, время от времени можно оценивать ведение этих тетрадей, что будет дополнительным способом получить хорошую оценку или же стимулом работать лучше.

Вести такие «справочники» лучше вплоть выпуску, ежегодно дополняя информацию, таким образом, всегда можно будет вспомнить уже изученный материал и использовать накопленные знания при подготовке к экзаменам.

Кроме того, также в начале 5 класса необходимо завести словарики для записи слов с непроверяемым написанием (так называемых словарных слов). Им тоже лучше пользоваться как можно дольше (не только в 5-6 классах). Кстати, в словарик могут записываться не только слова, так или иначе связанные с изучаемой темой, но и те, в написании которых испытывает затруднение конкретный обучающийся. Так копятся определенные знания у определенного ребенка, что в будущем поможет сфокусировать подготовку к экзамену по русскому языку в нужном направлении (именно в плане правописания).

Начиная с 5 класса, при изучении конкретной темы на уроках необходимо использовать задания из сборников ЕГЭ. Это может происходить в любой удобной для педагога и обучающихся форме: фронтальная или самостоятельная работа на уроке, домашнее задание, зачет по изученному материалу, контрольная работа и т.д. Важно, чтобы обучающиеся были знакомы с техникой выполнения таких упражнений. Естественно, по мере перехода из класса в класс задания усложняются.

Если работа с заданиями ЕГЭ происходит в классе (особенно поле изучения конкретной темы), по возможности их лучше выводить с помощью проектора на экран (либо раздавать печатные материалы). Подбирать задания следует таким образом, что правильный ответ соответствовал изученной теме. Например, в заданиях типа «Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера этих ответов» (задание 10 ЕГЭ) верный ответ может опираться на правила написания чередующихся гласных букв И-Ы после приставок, на правописание Ь в словах. В более старших классах (при изучении и закреплении тем синтаксиса и пунктуации) такой прием можно использовать в заданиях типа «Найдите предложения, в которых тире/двоеточие/запятая(-ые) ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений» (задание 21 ЕГЭ).

Кроме того, с самого начала работы с заданиями ЕГЭ следует обращать внимание на формулировку вопроса. В особенности на то, сколько ответов необходимо записать в бланк. При прочтении вопроса обучающиеся не придают значения этому моменту и, хотя в большинстве вопросов необходимо указать несколько ответов, пишут всего один. Однако есть такие задания (номер 25 ЕГЭ), где необходимо применить все знания и самому определиться с количеством ответов. Но из-за невнимательности многие выпускники ошибаются и теряют заветные баллы.

Заблаговременно необходимо вести работу по правильному оформлению бланков. А учителю необходимо держать руку на пульсе, вовремя отслеживая все изменения.

Несомненно, в выпускной год подготовку к ЕГЭ необходимо усилить. Конечно, нагрузка на обучающихся в это время увеличивается, ребята сдают не только русский язык, но и еще минимум два предмета. Поэтому уже перед началом учебного года педагогу следует подумать, каким образом выстроить работу, чтобы получить максимум пользы и отдачи. Что же этому может поспособствовать?

Необходимо разделить класс на несколько групп по уровню знаний и способностям. Это поможет не только облегчить работу предметнику, но и правильно скоординировать работу по подготовке к экзаменам внутри каждой из групп. Объясняется все просто: каждая группа будет идти своим темпом – слабые не будут тянуть сильных назад, а сильные не будут торопить слабых.

Разумеется, для каждой группы обучающихся необходимы консультации, причем строго в свое время. Педагогу не стоит ради оптимизации своего расписания или для того, чтобы «нагнать» пропущенные по тем или иным причинам консультации соединять несколько групп или все группы в целый класс. По этой причине может потеряться та красная нить, что была основой занятий у той или иной группы ребят.

Не стоит забывать и об индивидуальных консультациях (если они необходимы отдельным обучающимся). Заинтересованный в сдаче экзамена (особенно на высокие баллы) педагог должен направлять работу не только каждой из групп, но и по возможности уделять внимание каждому обучающемуся, в особенности слабым и тем, кому требуются индивидуальные консультации. Ведь то, что «западает» у одного, может не вызывать проблем у другого.

Неотъемлемая часть подготовки к ЕГЭ – пособия, сборники заданий с тренировочными вариантами экзамена и, конечно же, Интернет-ресурсы. Работа выстраивается в любой удобной педагогу и обучающимся форме: очной или дистанционной (через различные сайты для подготовки). Несомненно, каждая школа и каждый педагог сами выбирают форму работы. Кроме того, форма работы может зависеть и от способностей обучающихся: более слабым по возможности следует давать для решения задания, где есть не только ответы, но и пояснения к ним, более сильным – более сложные варианты.

Конечно, все вышеперечисленное – не все способы организации подготовки к сдаче ЕГЭ. Существует множество различных методов и приемов, способствующих успешной итоговой аттестации (по русскому языку в том числе). Каждый педагог выбирает то, что ему ближе и то, что поможет обучающимся наиболее успешно сдать один из важных экзаменов.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее