Конспект урока по окружающему миру
Класс: 3
Тема урока: Почва. (Природный слой земли. Почва, её состав и свойства. Обитатели почвы. Почва – кормилица.)
Тип урока: комбинированный урок ( открытия нового знания )
Цель урока: Сформировать у учащихся знания о составе почвы.
Задачи:
Образовательная: | Развивающая: | Воспитательная: |
- формирование представлений о составе почве, ее плодородии; - формирование исследовательских умений: проводить наблюдения и опыты, работать с литературой, выдвигать гипотезы, делать выводы, представлять результаты исследовательской работы.
| - Развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи; | - Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность
|
Планируемые результаты:
Личностные: | Регулятивные: | Коммуникативные: | Познавательные: |
определять и формулировать тему и цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; | адекватно воспринимать оценки учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе; умение осуществлять контроль и самопроверку с доски. | оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в группе; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; | ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
|
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах, публичное выступление.
Оборудование лаборатории | - 5 центров: -центр воды, -центр природных ресурсов, -центр микромир, -центр взвешивания, -центр здоровья человека. 2.Учебник О.Т.Поглазова. Окружающий мир. 3 класс. Часть1. 3.Рабочая тетрадь. О.Т.Поглазова. Окружающий мир. 3 класс. Часть1. 4.Карточки с заданиями. 5.Энциклопедии. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD, ресурсы Интернет) | Электронные образовательные ресурсы «Карта почв».
|
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||||||||||||||||
Орг. момент | А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? | Проверяют готовность к уроку |
| ||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний | - Начнем наш урок с игры «Верите ли вы, что…» У вас на парте таблица. Вам необходимо заполнить первую строку таблицы. Я буду читать вопросы, а вы, поставите знаки «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. -…ветер может разрушить горы? -…опавшие листья вредят почве? -…1 см почвы образуется за 300 лет? -…норы животных, живущих в почве, разрушают ее? -…растения участвуют в образовании почвы? -…почва и камень - родственники? -…почва – наша кормилица? | -на парте таблица) Работа в таблице: ставят в строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны.
| Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; Личностные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; | ||||||||||||||||||||||||||
Постановка проблемного вопроса / открытие новых знаний | Корзина идей Выяснение темы урока - проблемный вопрос: «Что такое почва?» Из каких слоев она состоит? Давайте узнаем это в наших центрах. Игра Предлагает разделиться на 5 групп, называя фрукты: апельсин, банан, яблоко, груша, слива ( Учитель раздает раздаточный материал ) | Набрасывают идеи о почве на листочках и крепят в «корзину идей» на доске ( без комментария высказываний, как верные- неверные)
Дети разделились на 5 групп для работы в центрах в лаборатории | Личностные: определять и формулировать тему и цель на уроке; Регулятивные: адекватно воспринимать оценки учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе | ||||||||||||||||||||||||||
Активная деятельность, направленная на применение нового знание. | Раздача карточек, краткий инструктаж по ТБ при работе в центрах
Учитель - наблюдатель и координатор за деятельностью учащихся в группах.
Центр «Природные ресурсы». Инструкция.
*свяжи с предметами центра **по карте почв
Центр «Человек и его здоровье». … А люди сказали: «Земля, чтобы жить» (А.Тетивкин)
(Помощь: обработка, посадка, урожай).
4. Для своего ответа используйте опору: «Уважаемые слушатели! Наша группа представляет: Если … человек будет только… почву, то у него со здоровьем могут возникнуть следующие проблемы…. Берегите…!» Центр «Микромир».
Центр взвешивания.
Центр взвешивания.
Распределите по 1 опыту на каждого. Сделайте выводы, обсудите их и постройте кластер «Свойства почвы» |
Построение схемы
Заполнение граф таблицы
Работа со структурно-логической Схемой
Закончи предложение
Построение схемы с опорой на модели (схематичное изображение предметов)
Работа с таблицей
Кластер | Личностные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в группе; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. | ||||||||||||||||||||||||||
Физминут-ка | Включают видео, которая в презентации. | Дети повторяют | | ||||||||||||||||||||||||||
| Учитель предлагает подготовиться к презентации готовых продуктов деятельности в группах | Учащиеся читают инструкцию, задают вопросы учителю по непонятной информации в заданиях. Выполняют задания и собирают весь наработанный материал, проводят самоконтроль по заданиям на карточке и определяют выступающего ученика. | Регулятивные: адекватно воспринимать оценки учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе; | ||||||||||||||||||||||||||
Учитель определяет очередность выступающих (предпочтительно начать с презентации результатов работы группы в центре «Природные ресурсы», т.к. здесь есть понятийная база терминов, необходимых для отчета и понимания результатов в других центрах) | Выступления ребят перед классом на трибуне «Публичное выступление». В процессе выступлений ребята предъявляют схемы, заполненные таблицы, кластеры. Задача слушателей - контроль за правильностью подачи готовой информации, грамотное задавание вопросов на уточнение услышанной и соотнесение с полученной информацией. | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; | |||||||||||||||||||||||||||
Итог урока | Учитель предлагает соотнести информацию в «корзине идей» с результатами, полученными в ходе работы в центрах. | Ученики соотносят свои мнения, которые были высказаны в начале урока и полученную информацию в ходе урока. Идет присвоение новой информации или отвержение неверных мнений. | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; | ||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | Продолжи предложение/высказывание Учитель помогает учащимся сформулировать ответы, предлагая начала предложений на экране. - Сегодня мне удалось… - Мне стало понятным… - У меня возникло желание… - Если бы… Дети ставят новые вопросы, вырабатывают разнообразные документы, принимают независимые решения в стандартных и нестандартных ситуациях |
Продолжают предложения:
| Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; вступать в диалог; Регулятивные: адекватно воспринимать оценки учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе; | ||||||||||||||||||||||||||
Домашняя работа | Домашнее задание (творческое): 1)прочитать тексты в учебнике, ТПО и выбрать только ту информацию, о которой не шло речи на уроке; 2)Опираясь на новую информацию, необходимо представить ее, используя приемы (по выбору): - синквейн, -таблицы «Толстых и тонких вопросов», -кластера и др. для своих товарищей к следующему занятию. Возможны вопросы учителю по непонятной информации по теме для будущего занятия в лаборатории. | Учащиеся задают вопросы учителю на уточнение домашнего задания. | |