«Зимний фестиваль знаний 2025»

Почему Александр II стал жертвой "Народной воли?"

Урок предназначен для учащихся 8 класса с русским языком обучения, целью которого являлось определение причины убийства Александра II

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Раздел долгосрочного плана:

Развитие общественно-политической мысли России в XIX веке.

Школа:

Дата:

ФИО учителя:

Класс: 8

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Почему царь Александр II стал жертвой «Народной воли»?

Исторический концепт

Причина и следствие

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

7.2.3.1 выявлять причины зарождения новых общественно-политических течений в России (народничество, либерализм);

7.3.1.3 использовать понятия «крепостное право», «декабристы», «народники», «индивидуальный террор», «диктатура пролетариата» для объяснения исторического события

Цели урока

Определить причины убийства «Народной волей» царя Александра II.

Критерии оценивания

Учащийся

-использует понятия «крепостное право», «декабристы», «народники», «индивидуальный террор», «диктатура пролетариата» для объяснения убийства царя Александра II.

Языковые цели


Слушание (аудирование): слушает объяснения учителя и ответы одноклассников.

Чтение: работа с информационными текстами и карточками.

Письмо: учащиеся отвечают на вопросы устно и письменно.

Говорение: в ходе коллективного обсуждения в парах и группе, а также в ходе обсуждения ответов на вопросы, при выявлении особенностей общественно-политических течений, работе с информационными текстами при заполнении таблицы, при формулировании вывода по теме урока.

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

Крепостные крестьяне, колониальная империя, буржуазия, пролетариат, декабристы , индивидуальный террор, народничество, социализм, конфедерация, социальное равенство.

Полезные выражения для диалогов и письма:

Основные идеи консерватизма это….

Основные идеи либерализма ….

Основные идеи народничества …

Причинами кризиса самодержавия является …

Мы считаем, что народники были не правы, потому что….

Мы считаем, что убийство царя …

Привитие ценностей


Привитие ценностей осуществляется посредством взаимодействия учащихся друг с другом и с учителем на протяжении всех этапов урока, понимания особенностей развития каждой страны.

Межпредметные связи

Возможна межпредметная связь с политологией (политические течения); с русским языком (стратегии работы с текстом, работа с терминологией)

Предварительные знания


Это раздел строится на предыдущем изучении концепций радикальных идей и систем правительства в Европе во времена Эпохи Просвещения. Раздел укрепляет предметную лексику о правительственных и социальных структурах разных стран.

Ход урока


Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока

0-10 мин.



Позитивный настрой:

Деление на группы:

(К) Организационный момент. Обсуждение домашнего задания. Акцентируйте внимание учащихся на социальную составляющую при выборе одного из движений и использование при ответах понятий «крепостное право», «декабристы», «народники», «индивидуальный террор», «диктатура пролетариата». Понимание учащимися того, что декабристское движение было основано дворянами, а народничество - разночинцами (из различных социальных слоев), приведет к выводу о расширении недовольства самодержавной властью.

(ПСМ) Предложите учащимся изображение Храма Спаса на крови и следующие факты: он был возведен спустя четверть века на месте гибели императора Александра II. Средства для строительства Храма были собраны по всей России. Напомните информацию о народовольцах с прошлого урока, предложите учащимся обсудить противоречие: народовольцы защищали интересы народа, совершили 7 покушений на царя и 1 марта достигли своей цели. Народ же собрал деньги на Храм, построенный на месте гибели Александра.

Объясните учащимся, что на уроке будет продолжено исследование причин убийства царя Александра II народовольцами.











Слайд с фактами.

Ознакомление с темой и целью урока

10-13 мин.





Так как учащимся известна тема урока, напомните цели обучения и критерии оценивания к данному уроку, исторический концепт темы - «причина и следствие».

Объясните учащимся, что на первом уроке, две цели были достигнуты, поэтому на данном уроке осталась одна цель:

- определить причины убийства «Народной волей» царя Александра II.

Слайды с описанием темы, целей обучения, критериев оценивания и цели урока


Середина урока.

13-18 мин.









18-20 мин.






20-27 мин.

























27 – 30 мин.






30-36 мин.

(Г) Предложите учащимся составить паспорт организации «Народная Воля» (Приложение 1), используя информацию с прошлого урока.

Дескриптор к заданию:

- учащиеся составили паспорт организации, используя все критерии.

(К) Обсудите результаты деятельности, акцентируйте внимание на применение учащимися понятий «народники», «индивидуальный террор», «диктатура пролетариата». Предоставьте возможность учащимся оценить понимание понятий «индивидуальный террор», «диктатура пролетариата», предложив задать уточняющие вопросы.

(Г) Предоставьте цитату из речи прокурора Н.В. Муравьева на судебном процессе по "Делу 1-го марта»: «…Что сделала социально-революционная партия для блага того народа, польза и счастье которого у нее не сходит с языка?… Она совратила и погубила множество поддавшихся ей людей … Они убили и изувечили несколько десятков верных слуг престола и отечества… Их явно заявленная цель - разрушить существующий мир и на место его возвести мир социалистический, - есть химера, недостижимая и безумная…».

Учащимся в группах необходимо доказать или опровергнуть слова Муравьева на примере убийства Александра II. Они будут исследовать деятельность Александра II(Приложение 2), для определения ее значимости, выявляя последствия реформ;

сделают вывод об обоснованности причин, по которым народовольцы убили царя.

Дескрипторы к заданию:

- учащиеся выявили не менее 5 -и значимых фактов из деятельности Александра II;

- учащиеся сделали вывод, используя не менее 2-х аргументов.

(К) Обсудите итоги деятельности, предоставив возможность выступить группам по очереди, в то время как другие могут дополнить или изменить факты.

Предложите учащимся подумать над вопросами:

- почему реформы Александра II называют «великими»?

- в какой степени реформы царя были либеральными?

- почему народовольцы были недовольны реформами?

(П) Предложите парам выбрать одно из заданий и написать:

1. заключение о причинах, по которым «Народная воля» приняла решение об убийстве Александра II;

2. ответ на вопрос - насколько оправданным было применение террористических методов организацией «Народная воля»?

Обсудите мнения учащихся.

Приложение 1.

Паспорт организации.




















Приложение 2.

Информационный текст.





Конец урока

36-38 мин.


Рефлексия

(И) Обратите внимание учащихся на цели обучения и критерии оценивания, цели урока. Предложите учащимся оценить свой уровень достижения целей обучения и цели урока и определить потребность в дополнительном занятии.


Домашнее задание

38-40 мин.


Домашнее задание.

Напишите обоснованное мнение по вопросу: были ли методы, которые применяла «Народная воля» эффективными?


Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Дифференциация выражена в подборе различных видов ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру); в подборе заданий – при работе с карточками, при составлении характеристики и формулировании вывода, работе с таблицей. На всех этапах урока менее способным учащимся предлагаются различные формы педагогической поддержки

Все задания в течение урока оцениваются с использованием дескрипторов. Используются разные формы оценивания: самооценивание, взаимооценивание работы пар, взаимооценивание работы групп, устная обратная связь учителя.

Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой и парной работы.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее