Плюсы и минусы проектной деятельности
На протяжении нескольких десятков лет в сфере образования происходила своеобразная эволюция обучения. Педагоги школ стремятся приспособиться обучающихся к жизни в новых условиях.
В настоящее время существует множество подходов к обучению учащихся и каждый из них имеет свои преимущества и свои недостатки. Одним из таких подходов является метод проектной деятельности.
Метод проектов не является новым, так как он появился еще в начале XX века, в связи с тем, что он был совершенно неактуален в те дни его не использовали. В 1931 году постановлением ЦК ВКП метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.
И вот, практически век спустя, метод проектной деятельности появляется вновь и начал набирать применяться в школах всех стран мира.
Для того чтобы сделать выбор и понять, актуален ли данный метод обучения в наши дни, необходимо знать все преимущества и недостатки данной системы образования.
Преимущества проектной деятельности
Развитие навыков самоконтроля и самообразования. Американские исследования выявили, что обучающиеся из классов, в которых использовался метод проектной деятельности, были более самостоятельными, ответственными и организованы. Такие обучающиеся самостоятельно распределяли свое время и составляли планы на день, а т. ж. самостоятельно определяли, какие источники информации они будет использовать для подготовиться к занятию. Отсюда вывод, что такие обучающиеся смогут самостоятельно принимать достаточно сложные решения, они могут управлять своим вниманием и правильно распределять время.
Развитие навыков групповой деятельности. Метод проектной деятельности подразумевает не только индивидуальную работу, но и работу в команде, группе. Таким образом, данный метод помогает обучающимся самостоятельно принять решения о необходимости выбора лидера команды и распределении обязанностей, что подготавливает учеников к работе в коллективах.
Метод проектной деятельности взращивает интерес к познавательной деятельности, ведь обучающиеся самостоятельно решают, что и каким образом они будут учить. Также, у обучающихся развивается критическое мышление в связи с тем, что обычно они используют несколько источников литературы, для выполнения поставленных задач.
Метод проектной деятельности моделирует реальные условия: постановка задачи - получение результата; что является невероятно важным, ведь в настоящее время, действия всех топ - менеджеров и руководителей фирм направлены на получение результатов. Человеку уже нет необходимости стоять за станком и конструировать 1000 деталей за час на автомате. Он должен придумать, каким образом ему следует оптимизировать свою деятельность для повышения личной эффективности.
Метод позволяет развить креативность, нестандартное решение. И действительно, к решению одной и той же задачи можно подходить различными путями. Таким образом, ученик сам принимает решение, какой именно путь кажется ему наиболее выгодным. Благодаря возможности самовыражаться часто открываются скрытые таланты: способности руководить, объединять коллектив, генерировать необычные идеи, просчитывать риски и возможную выгоду.
Недостатки проектной деятельности
Отсутствие критериев оценки в связи с тем, что такие задания не являются стандартизированными.
Повышенная нагрузка на преподавателя, ведь проведение урока-игры или урока-конференции требует определенной подготовки со стороны учителя, затрат его физических и моральных сил.
Перегрузка обучающихся, ведь исследовательская работа – это кропотливый труд. Требуется много времени и сил для того, чтобы найти необходимую литературу, выбрать подходящие источники, проанализировать написанное и сделать соответствующие выводы. К тому же зачастую обучающимся требуется представить свои работы в виде презентации или доклада, что для многих обучающихся является очень сложной задачей.
Стрессовые ситуации у школьников, во время обучения, также достаточно частое явление. В связи с возможными перегрузками в школе, а также из-за потери веры в себя или разочаровании в своих силах, ребенок, в особенности подросток, может уйти в депрессивное состояние. Важно отметить, что такое случается лишь с эмоционально лабильными детьми.
Психологические проблемы коммуникации.
Невозможность изучать «классические» предметы и отсутствие подготовки к экзаменам государственного образца.
И все же, что выбрать?
Таким образом, можно увидеть что, как и в любой системе образования, в проектной деятельности существуют свои преимущества, и недостатки. С одной стороны, перед учеником отрываются новые возможности: он может развить в себе качества лидера, самостоятельность, организованность, креативность и многие другие таланты. С другой стороны, организовать такое обучение невероятно трудно.
Далеко не у каждого учителя есть возможность посвятить разработке новой концепции урока достаточное количество времени, и далеко не каждый обучающийся способен выдержать такие нагрузки. К тому же подготавливаться к экзаменам государственного образца, таким как ЕГЭ и ГИА, ученику придется самостоятельно. Это несет определенные риски и является невероятно стрессовой ситуации для любого ребенка. Поэтому выбор метода обучения должен основываться на сильных сторонах ребенка и четком понимании, будет ли это наилучшим для него выбором.
1