«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Плетение фенечки

План-конспект по технологии плетения фенечки

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема занятия: «Плетение фенечки».

Цель: развивать у детей интерес к занятиям по декоративно-прикладному искусству через практическую деятельность.

Задачи:

Образовательная: познакомить с техникой плетения фенечки; познакомить детей с понятием «фенечка», с историей её возникновения, с материалом для её изготовления.

Воспитательная: Воспитывать у учащихся трудолюбие, аккуратность, умение преодолевать трудности, взаимопомощь, эстетическое восприятие учащихся.

Развивающая: Развивать у детей умение соблюдать алгоритм плетения; развивать память, мышление, воображение; развивать мелкую моторику рук.

Методы и приемы:

Словесные: беседа, инструкция, рассказ, рассуждение, вопрос.

Наглядные: показ образца, процесса плетения, схем – картинок;

Оборудование: шнурочки, ножницы, схемы- картинки, фенечка (образец).

Санитарно-гигиенические требования:

  1. Необходимо, чтобы положение тела было правильным при выполнении работы: сидеть необходимо удобно, опираясь на спинку стула, ноги должны упираться в пол.

  2. Стараться работать с небольшими перерывами.

  3. Не работать при плохом освещении – свет должен падать слева и сверху.

Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами:

  1. Иглы и булавки хранить только в игольнице;

  2. Нельзя брать иглы и булавки в рот, вкалывать их в свою одежду;

  3. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего;

  4. Передавать ножницы, кольцами вперед, держась за сомкнутые лезвия.

1.Организационный момент: Приветствие.

2.Мотивация учебной деятельности:

 Очень приятно получать подарки. А ещё приятнее их дарить. Но праздников много, людей, которым хочется сделать подарок ещё больше. И каждый из нас хоть один раз сталкивался с проблемой – «Что подарить?». Иногда люди получают одинаковые подарки, и это не очень хорошо. А ведь каждому из нас хочется получить в подарок что-то необычное, а ещё лучше, сделанное руками близкого человека. Ведь такой сувенир всегда будет радовать глаз и пробуждать тёплые воспоминания, потому что сделан он с душой, любовью и мыслями о вас.

В последнее время мы всё чаще слышим словосочетание «hand-made». Что же это такое? А это как раз и есть подарки и сувениры, сделанные своими руками. Вещи, несущее в себе тепло человеческих рук. Подарки, сделанные с любовью специально для конкретного человека. И что самое главное – абсолютно уникальные. Да, самодельные подарки отнимают немало времени.  Но задумайтесь, сколько приятных минут вы проведёте, изготавливая сувенир для своего близкого человека. И сколько радости вы увидите в его глазах, когда в торжественной обстановке он достанет из коробочки не двадцатую по счёту ручку или блокнот, а что-то особенное.

3.Сообщение нового материала:

Сегодня мы с вами начнём изготовление фенечки, которую вы можете подарить своему другу или подруге. И ваша фенечка не будет похожа ни на одну другую, изготовленную вашими одноклассниками. Но вначале узнаем, что же такое фенечка.

 Фенечки – это плетённые вручную браслеты из разнообразных ниток, кожи, бисера, лент и другой, порой даже самой неожиданной фактуры. Название изделия предположительно взято из английского словаря - [thing], что означает «вещь»  или «штучка». В наше время  фенечки используются в качестве одной из составляющих стиля или просто как украшение .На самом деле первоначально у неё был свой символический смысл, старинная история и значение.

 История плетения узелками зародилась у североамериканских индейцев, и использовалась как символ дружбы.  После обмена фенечками индейцы считались назваными братьями. Широкое распространение получили фенечки в среде хиппи. У супругов-хиппи одинаковые фенечки выполняли роль обручальных колец. У славян фенечки использовались в качестве оберёгов от злых духов. В каждом регионе фенечки отличались по цвету и узорам, которые несли какую-то символику.

В наши дни фенечки используются просто как украшение, их обычно плетут в качестве подарка для определенного человека, с учётом его характера, пристрастий, своего собственного отношения к нему. 
Часто их дарят на день рождения. Ранее считалось, что их нельзя продавать, но вот уже много лет фенечки можно увидеть в продаже и в России, и за рубежом. 
         Ввиду своей универсальности «браслет дружбы» может носить как представитель женского пола, так и мужского. Считается, что  фенечка, созданная сплетением трех ниток – способна исполнить заветное желание, также она может послужить в качестве подарка на память другу, но при одном условии – она должна быть сплетена вручную, ведь она – символ любви и привязанности. Более того, для того, чтобы узнать, как плести фенечки, необязательно усердно тренироваться или обладать талантом – это довольно простое умение. У вас это займет всего лишь пару уроков, и вы получите эксклюзивный браслет, который преподнесете близкому вам человеку.

Способов и узоров плетения фенечек существует множество, всё зависит от используемого материала, узора и ширины будущего изделия.

  Фенечки плетут вручную, обычно из различных материалов: грубых нитей, кожи, бисера, мулине, тесьмы, лент.

4.Практическая часть:

Сегодня мы начнём плести фенечку в технике макраме. Макраме – это узелковое плетение. Существует множество разных узоров и стилей плетения фенечек. Проверим рабочее место. Нам понадобятся: 

- шнурочки разных цветов и длиной по 1м;

- булавка;

- подушка для макраме;

- схемы плетения плоских узлов

- ножницы.

Повторим правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

Перед вами схема плетения одинарного и двойного плоского узла(схема на парте). Рассмотрим схему внимательно, вспомним алгоритм её плетения. Напомню, что узел может иметь различный узор, в зависимости от направления плетения: по часовой стрелке – круглый шнур, чередование плетения по часовой и против часовой – шнур с квадратным сечением.

А теперь внимательно смотрите как я буду ее плести, я вам покажу как нужно начать плетение, чтобы все было красиво, как плести и как ее закончить. Смотрите и запоминайте.

  1. Самостоятельная работа учащихся.

В процессе работы учитель проходит по рядам и оказывает помощь.

 Работа по плетению фенечки рассчитана на два урока. На первом уроке дети знакомятся с изготовлением фенечки, начинают плетение, работа должна быть выполнена наполовину. На втором уроке планирую закончить работу и оформить крепление.

Во время работы учитель делает целевые обходы, следя на первом этапе за положением рук, положением нитей во время работы, контролирует выполнение узлов рабочей нитью, правильное натяжение узелковой нити.

Первый обход – проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.

Второй обход – проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности.

Третий обход - проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности.

Одинарный плоский узел (винтообразный).

В зависимости от того, с какой нити начать узел, он бывает правым и левым. Вам понадобятся 2 нити, сложенные вдвое.  Один конец каждой нити должен быть в 4 раза длиннее второго конца. Разместите кроткие нити в середине, длинные – по краям. Закрепите их на подушке для плетения. Средние нити являются узелковыми, крайние – рабочими. Левую рабочую нить согните под прямым углом и положите на узелковые нити. Правую рабочую нить заведите на левую, затем – под узелковые. После чего ее надо вытянуть из петли, образованной первой нитью. Обе рабочие нити потяните в разные стороны. При этом узелковые нити надо также натянуть. Правый одинарный узел выполняется точно так же, единственное отличие заключается в том, что он начинается с правой рабочей нити.

Одинарный плоский узел



Двойной плоский узел (квадратный).

Двойной плоский узел — один из главных в макраме. Возьмите 2 нити и сложите вдвое так, чтобы  один конец каждой нити был  в 4–6 раз короче другого. Заколите все нити на подушке для плетения. Короткие стороны обеих нитей должны находиться в середине – это узелковые нити, длинные стороны (это рабочие нити) – по краям. Сначала выполните левый одинарный плоский узел, сразу под ним сплетите правый одинарный узел – двойной плоский узел готов. Хорошо затяните все нити. У готового узла видна вертикальная перекладина с левой стороны. Этот узел можно начать и с правого одинарного узла. В таком случае вертикальная перекладина будет находиться с правой стороны. Это поможет определить, с какой рабочей нити следует плести следующий узел. Начинайте плести новый узел всегда с той нити, которая выходит из-под вертикальной перекладины предыдущего узла. Узлы необходимо считать по вертикальным перекладинам с одной из сторон

Физкультминутка.

А теперь, девчонки, встали! Встать.
Быстро руки вверх подняли, Руки вверх, в стороны, вперед, назад.
Все у нас пойдет на лад.
Повернулись вправо, влево. Повороты вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело. Сесть.

6. Продолжение практической работы.

Педагог оказывает индивидуальную помощь детям.

Учащиеся работают индивидуально, при необходимости объединяются в пары (статистические и динамические), оказывая помощь тем, у кого возникают проблемы в выполнении задания, показывая приемы плетения. В процессе работы учащиеся осуществляют самоконтроль и контроль качества выполняемых работ (друг у друга).

Вопросы для закрепления:

  1. Когда возникло макраме?

  2. Какие изделия можно изготовить в технике макраме?

  3. Какие инструменты и принадлежности необходимы для работ в этой технике?

  4. Из каких нитей плетут изделия?

  5. По каким признакам производят подбор нитей?

  6. Какие виды узлов вы уже научились плести?



  1. Заключительная часть.



Ребята, посмотрите, какие замечательные фенечки у вас получились, какие красивые, яркие. А теперь предлагаю пофантазировать, что, по вашему мнению, можно украсить этой фенечкой?

Молодцы! Вы очень активны сегодня были, помогали друг другу, хорошо себя вели. Вы можете свои работы забрать себе на память или подарить своему другу.

Анализ занятия.

Демонстрация работ.

Выставление оценок, их аргументация.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее