«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Планирование урока русского языка в условиях обновления содержания образования

Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания. Развитие казахстанских учащихся будет проходить путем внедрения активных форм обучения, в ходе которых предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем. Одна из важных задач обновленной программы – «Научить - учиться», учиться на протяжении всей жизни, что будет способствовать развитию новой конкурентоспособной, всестороннее гармонично развитой, функционально грамотной личности.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Планирование урока русского языка в условиях обновления содержания образования


Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания. Развитие казахстанских учащихся будет проходить путем внедрения активных форм обучения, в ходе которых предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем. Одна из важных задач обновленной программы – «Научить - учиться», учиться на протяжении всей жизни, что будет способствовать развитию новой конкурентоспособной, всестороннее гармонично развитой, функционально грамотной личности.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы реформы не осуществлялись, урок остается главной формой обучения. На нем держалась традиционная система образования, стоит и обновленное содержание среднего образования Республики Казахстан. Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обновленной программой. В соответствии с основными идеями Программы урок строится, исходя не из темы урока, а на основе целей обучения и ожидаемых результатов. Урок, ориентированный на обучение, должен планироваться на основе ясных и оправданных целей. Чаще всего большая часть урока тратится на устные сообщения учителя и на задания, при выполнении которых большую часть времени урока, ведущую роль играет именно учитель, а не ученики. У многих пропадает интерес к обучению, они либо бездействуют, либо начинают нарушать дисциплину. Для того чтобы таких ситуаций не возникало, каждому учителю прежде всего необходимо осознанно и обдуманно подходить к планированию урока. Планирование – вещь полезная, серьезное отношение к планированию позволяет проанализировать каждый предстоящий шаг, но в то же время надо помнить и о том, что, если заставлять учеников выполнять задания, которые им не интересны только потому, что эти задания заранее запланированы, то настоящее обучение прекращается. Учителю, работающему по обновленному содержанию среднего образования, необходимо быть мобильным. Если запланированные задания не дают результат, не вовлекают учащихся в учебный процесс, необходимо вносить коррективы и по окончанию урока обязательно проанализировать его. Действия учителя должны быть направлены на эффективный урок. Поэтому при планировании полезно рассмотреть следующие вопросы: какова цель моего урока? Поддерживает ли каждая часть урока достижения учащимися этой цели? Что на самом деле будут делать учащиеся? Понятно ли учащимся, что они должны делать и какие результаты должны получить? Как я узнаю, что прошло обучение? Что значит быть учеником во время урока? Может ли учащийся получить помощь и/ или уверенность? Могут ли они получить дополнительные материалы? Насколько план является гибким? Может ли он справиться с неожиданными событиями, такими как интересный вопрос учащегося, который требует много объяснений, проблемы с аудиовизуальными средствами, короткая обратная связь от кого-то еще? Какую обратную связь от учащихся Вы планируете услышать? Как я буду устраивать, записывать и обсуждать этот вопрос?

При планировании урока, необходимо решить, какова(ы) цель(и) этого урока. Цель должна быть связана с целями обучения учебной программы предмета, она копируется из среднесрочного или календарно-тематического плана. Указать критерии оценивания (ожидаемые результаты) к целям обучения, которые достигаются на данном уроке. Учитель может самостоятельно составить критерии оценивания и/или подобрать критерии оценивания из методических пособий: «Сборник заданий по формативному оцениванию», «Методические рекомендации по суммативному оцениванию». Формулируя критерии оценивания, необходимо помнить, что они должны описать ожидаемые результаты обучения в плане того, что учащиеся могут сделать в конце урока. Оформление критериев  оценивания включает описание достижений результатов обучающихся к концу урока по категориям: «Все смогут...», «Большинство…», «Некоторые…». Это поможет акцентировать деятельность учащегося, а не учителя, проще планировать урок, точнее оценивать обучение учащихся, проще давать оценку учению и преподаванию. Определить языковые цели, включая примеры лексики и фраз. Прописать предметно-специфический словарь и терминологию, специфичную для предмета. Внести полезные выражения для диалогов и письма.

Проанализировать и зафиксировать предварительные знания обучающихся: что обучающиеся уже знают?

В планировании краткосрочного плана следует уделять особое внимание учёту индивидуальных особенностей и потребностей учеников, поскольку успех учителя в удовлетворении таковых может позитивно повлиять на успеваемость учащихся. В рамках урока необходимо планировать множество различных видов заданий. На одном уроке можно использовать четыре, пять или больше разных заданий, организуя учебную деятельность с делением на короткие интервалы, например, по 10 минут. Каждое запланированное задание будет последовательно переходить из предыдущего, и направлено на достижение цели/целей урока. Учителю следует варьировать в постановке вопросов и заданий ученикам. Например, они могут выполнить задание устно, а затем попросить, чтобы класс выполнил это же самое задание в письменной форме. Это поможет ученикам понять задачу, позволит делать логические переходы от одной темы к другой и закреплять их предыдущие знания и навыки. Учителю следует уделить внимание активизации учебной деятельности на основе диалогового обучения, ведь обновленная образовательная программа реализуется на основе конструктивистского подхода к преподаванию и учению, сущность которого заключается в поощрении учащихся вести диалог, как с учителем, так и друг с другом. Необходимо планировать и чередовать как индивидуальные, коллективные, так и групповые/парные виды работ, задания направленные на развитие критического мышления. После каждого задания планировать реализацию формативного оценивания через техники и методы, промежуточные письменные работы. При этом необходимо учитывать, что данный вид оценивания:

- является частью преподавания и обучения («оценивание для обучения»);

- является безотметочным оцениванием;

- охватывает все цели обучения (цели обучения конкретизированы в учебной программе и учебном плане по каждому предмету и классу);

- осуществляется в соответствии с критериями оценивания;

- предоставляется обратная связь о прогрессе каждого учащегося;

- используются результаты для улучшения качества преподавания и обучения, улучшения учебной программы.

В конце урока необходимо планировать вопросы, задания, позволяющие обучающимся поразмышлять о том, чем они научились; определить цели следующего урока, оценить работу как самому обучающему, так и работу других

В предлагаемом шаблоне урока предусматривается дополнительная информация по следующим пунктам:  «Дифференциация», «Оценивание», «Межпредметная связь», «Здоровье и безопасность», «Связи с ценностями» планировать в содержании самого конспекта урока. После проведения урока необходимо уделить внимание рефлексии по его проведению. Это позволит определить плюсы и минусы проведенного урока и запланировать более эффективный следующий урок. Урок в условиях обновленного содержания среднего образования – это интересный урок. Лишь в таких условиях можно поддерживать высокую мотивацию и эмоциональную окраску урока. Это и продуманная структура урока, и логика изучения нового материала, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока. Работать по-новому интересно, увлекательно, это верный путь в будущее школьного образования.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее