Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дубовская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор
Приказ № от « » 2016г.
Рабочая программа по краеведению в 7 классе
(34 часа)
«По родному краю с любовью»
Пояснительная записка
В настоящее время одной из главных задач школы является воспитание личности. Известно, что учитель всегда считал своим долгом не только нести людям "свет знаний", но и активно исследовать традиции своего народа. Но зачастую учитель недостаточно уделяет внимание на изучение родного края, потому что нет единого учебного материала, по которому можно вести работу, нет нужной литературы. Другая трудность заключается в том, что имеющийся материал доступен для учащихся старших классов, а для младших классов труден и непонятен. Как достичь условий способствующих решению двуединой задачи обучения и воспитания детей в процессе их участия в изучении и бережном использовании культурного наследия? Как добиться того, чтобы активизировать эмоционально-чувственную сферу детей, пробудить интерес к изучению прошлого своей семьи, школы, района, города, страны. Ведь именно это создает условия для формирования чувства сопричастности тому, что происходит в обществе. Считаю, что введение краеведения в школах поможет добиться этих результатов, а собранный мною материал позволит сделать процесс обучения интересным и познавательным.
Программа по краеведению “По родному краю с любовью”.
Введение.
В российском просвещении необходимость школьного краеведения не ставится под сомнение. В той или иной форме краеведение всегда являлось органичным элементом учебно-воспитательной работы школ и внешкольных учреждений. Но в дополнительном образовании, во внеклассной работе необходимость краеведческого подхода, проявляется более чётко. Это связано с тем, что информация, которую получает человек в ходе своего формирования предполагает технологическую и краеведческую стороны, где технологическая информация дает возможность ориентироваться в достижениях научно-технического прогресса (образование), тогда как краеведческая информация (воспитание) дает то, что способствует реальной адаптации человека, то есть прямо способствует его выживанию на личном и популяционном уровне, его социализации.
Краеведение, как региональный компонент многих областей знания, связывающий ряд отраслей современной науки и экономики, несёт в себе не только познавательный потенциал. Краеведение несёт в себе и адаптационный потенциал, как в рамках социализации личности, так и в более широких пределах, охватывающих в ходе этногенеза, время (историю), пространство (ландшафт) и традиционный этнический стереотип поведения (мироощущение) своего народа.
Именно краеведческий подход направлен на включение механизмов, способствующих устойчивости личности к воздействию внешней среды, то есть полной его адаптации не только к социальным, но и к экологическим факторам. То есть, краеведческий подход призван осуществлять формирование личности в двух аспектах. Во-первых, в условиях адаптации, связанных с жесткими требованиями системно закрытых технологических достижений в тех или иных областях. Во-вторых, в условиях адаптации к системно открытым традиционным этническим и культурным стереотипам поведения, основанным на сложившемся во времени и пространстве взаимодействии этноса с вмещающим ландшафтом. Данная программа предполагает изучение природы, истории родного края для учеников младших клас
Цель начального образования – всестороннее, многоаспектное развитие личности младшего школьника. Задача педагога состоит в том, чтобы открыть детям многообразие способов усвоения культурных ценностей, сформировать компоненты исследовательской культуры школьника во внеучебной, научно-образовательной, поисково-творческой деятельности, а также познакомить с особенностями природы своего края, с его историей, с его достопримечатеьностями. При изучении данного курса ученикам должны быть созданы условия для формирования эмоционального восприятия мира. Эмоции: удивление, сомнение, восторг - возникают в процессе познавательной деятельности, связанной с изучением “живых” предметов старины, вещественных источников исторических знаний.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Волгоградской области.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Волгоградской области, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития малой Родины; обогащать словарный запас детей, побуждать к рассуждению, к рассказыванию; устанавливать простейшие взаимосвязи; классифицировать объекты по одному главному признаку.
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу, фантазию; развивать у детей познавательный интерес к природе родного края;
воспитательные: воспитывать основы экологической культуры, любовь и бережное отношение как к природе в целом, так и по отношению к отдельным природным объектам.
Данная программа носит процессуальный характер, помогает преодолеть дискретность детских знаний, формирует целостную картину окружающего мира. Широкая содержательная область, наличие разнообразных тем, сочетание теоретических знаний и практических заданий дает возможность каждому ребенку найти в рамках занятий краеведением сферу своих интересов.
К методам изучения краеведения относим:
1. Литературный (работа с литературными источниками об изучаемой территории).
2. Метод наблюдений (экскурсии, посещение выставок, музеев).
3. Зарисовки, фотографирование объектов.
Отличительной особенностью программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Содержание программы рассчитано на детей 7-х классов.
Срок реализации программы – 1года.
Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано как на добровольные одновозрастные группы детей, так и на отдельно взятый класс.
Программа разработана с учетом каникулярного времени и предполагает реализацию программы в течение учебного времени или во время осенних, зимних и весенних каникул.
Продолжительность занятий – 1 час в неделю.
Данная программа реализуется учителем начальной школы. В подготовке и реализации программы задействованы все участники образовательного процесса, прослеживается тесное сотрудничество с внешкольными образовательными и культурными учреждениями города и района.
№ | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | кол.ч |
| прим |
1. | I.ВВЕДЕНИЕ (2 Ч)
Понятия «Родина»,»патриот». | 1 |
|
|
2. | Большая и малая Родина. ( стенд на 2 этаже школы) | 1 |
|
|
3. |
Старинный казачий быт- утварь, одежда, традиционное убранство хаты. В школьном музее. | 1 |
|
|
4. | Казачий курень. Его убранство. | 1 |
|
|
5. | Б.С.Лащилин о нашем крае. Станица Михайловская – родина писателя. | 2 |
|
|
6. | Христианские праздники-Спас,Успение,Покров,Золотая осень. | 2 |
|
|
7. | Семейные праздники.Семейные обряды.Именины. | 1 |
|
|
8. | Традиционная казачья кухня. | 1 |
|
|
9. | По страницам книги Б.Лащилина «На родных просторах» | 2 |
|
|
10. | Русские народные игры. Забавы и игры детей. | 2 |
|
|
11. | Народный казачий фольклор. (посещение местного хора и слушание казачьих песен) | 2 |
|
|
12. | Художественное ремесло(декоративно-прикладное искусство). Плетение из краснотала и белотала. Мастер-класс | 2 |
|
|
13. | В. Копылов « Адский круг» (читаем интересные страницы местного краеведа) | 2 |
|
|
14. | Экскурсия в Левыкинский городок | 1 | фото |
|
15. | С.Завозин – краевед и корреспондент «Урюпинской правды» ( по страницам местной газеты) | 1 | фото |
|
16. | Составляем генеологическое семейное древо | 1 | коллаж |
|
17. | Экскурсия на природу к реке Хопёр. | 1 | Фото, видео |
|
18. | Пишем исследовательские работы по выбранным темам (определяем темы, собираем материал) | 2 |
|
|
19. | Распространённые казачьи фамилии. Происхождение моей фамилии. | 1 |
|
|
20. | Экскурсия в станицу Правоторовскую. Посещение часовни.. | 1 |
|
|
21. | Возможен ли экотуризм в нашей местности? ( сбор материала, рисунки « Будущее нашей казачьей деревни») | 1 | рисунки. коллажи |
|
22. | Из истории Правоторовской Никольской церкви. | 2 | фото |
|
23. | Посещение Краеведческого музея в г. Урюпинске. | 1 | фото |
|
24. | Подведение итогов работы. Выставка собранного краеведческого материала, презентация своей работы по краеведению. | 2 | Презентации, отчёты. |
|