Краткосрочный план урока № 1
Раздел 1. Культура: язык и общение. Урок 1. | Школа: КГУ СШГ № 11 г. Кокшетау | |||||||||||||||||||||||||
Дата: | ФИО учителя: Дмитриченко Н.А. | |||||||||||||||||||||||||
Класс: 5 | Количество присутствующих: отсутствующих: | |||||||||||||||||||||||||
Тема урока: | Слово, язык, коммуникация. | |||||||||||||||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): | ||||||||||||||||||||||||||
5.СГ1: понимать основное содержание текста, определяя главную информацию; 5.СГ3: пересказывать содержание текстов (повествование, описание), используя эмоционально-окрашенные слова; 5.СРН3: использовать именные части речи (прилагательные), согласуя слова в роде, числе и падеже | ||||||||||||||||||||||||||
Цели урока: | уважительно относиться к языку как к явлению культуры, основному средству общения, получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, осознавать эстетическую ценность родного языка | |||||||||||||||||||||||||
Критерии успеха: | Понимают основное содержание высказываний, определяют их основную мысль. Поясняют смысл высказываний и используют эмоционально-окрашенные слова и именные части речи (прилагательные), согласуя в роде, числе и падеже.
| |||||||||||||||||||||||||
Языковые цели: | Все учащиеся смогут: узнать, что такое язык и коммуникация; понять основное содержание текстов и пересказать их содержание. Большинство учащихся смогут: понять содержание текстов, определить главную информацию, пересказать, используя эмоционально-окрашенные слова; согласовывать именные части речи в роде, числе, падеже. Некоторые учащиеся смогут: определить связь между языком, словом и коммуникацией; определить свое отношение к родному языку, приведя примеры; разыграть диалог по ролям с использованием литературной лексики. Ключевые слова и фразы: коммуникация, язык, слово, диалог, жесты. Письменные подсказки: согласование имен прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. | |||||||||||||||||||||||||
Привитие ценностей: | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. | |||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи: | Взаимосвязь с предметами: самопознание, познание мира, естествознание, география | |||||||||||||||||||||||||
Навыки использования ИКТ: | На данном уроке учащиеся используют флеш-презентацию, которую можно загрузить на планшет или мобильный телефон через QR-код | |||||||||||||||||||||||||
Предварительные знания: | Этот раздел основывается на знаниях и навыках, полученных в 4 классе. На уроке будет продолжена работа по развитию навыков слушания и говорения. | |||||||||||||||||||||||||
Ход урока | ||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | ||||||||||||||||||||||||
Запланированная деятельность учителя | Запланированная деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||||||
Побуждение 5 минут
| Деление по группам на начало урока по буквам слова «ЯЗЫК» (4 группы) | Карточки с буквами | ||||||||||||||||||||||||
1. Создание положительного эмоционального настроя Здравствуй, год учебный, школьный! В добрый путь, ученики! Перезвоном колокольным Пусть звенят, звенят звонки! Окружает вас, ребята, Мир невиданных чудес, Изучить все в школе надо! Поторопимся скорей! - Посмотрите в окно: какой замечательный солнечный день сегодня!
Говорим. Упражнение №1. Учитель может организовать выполнение данного задания в группах или парах, чтобы оно носило соревновательный характер – кто найдет больше слов в квадрате за 1 минуту или кто быстрее найдет все слова. При выполнении грамматического задания – составить словосочетания (существительное + прилагательное) учитель предлагает использовать таблицу учебника, которую может сам пояснить или назначить в каждой группе экспертов, которые смогут разъяснить другим ученикам ее основные положения.
| Приветствуют учителя.
Групповая работа. Учащиеся среди букв в квадрате находят слова, которые относятся к теме «Язык» (слова могут бытьрасположены по горизонтали, вертикали и диагонали), записывают их на стикерах и приклеивают на «древо». Слова в квадрате: коммуникация, язык, речь, слово, беседа, диалог, разговор, общение, жесты, сообщение. ФО: «Сигналы рукой» Выполняют задания по грамматике – составить словосочетания (существительное + прилагательное), предварительно изучив таблицу учебника (при затруднениях учащиеся-эксперты смогут разъяснить другим ученикам ее основные положения) ФО: словесное поощрение |
Учебник «Русский язык», 5 класс. Часть 1 «Древо познания», стикеры | ||||||||||||||||||||||||
Реализация 30 минут
| Говорим.
Упражнение №2. Организует выполнение упражнения в группах. Данное задание направлено на прогнозирование и понимание учащимися значения слов и словосочетаний, а также на закрепление грамматических навыков по согласованию существительных в роде, числе и падеже Учитель организует обсуждение и взаимооценивание выполнения данного задания, при этом ученики сравнят результаты своей групповой работы с работой одноклассников. Предлагает учащимся с более развитыми навыками ответить на вопрос: «Как слово, язык и коммуникация связаны между собой?»
| Групповая работа. Учащиеся соотносят картинку со словосочетанием. Рисунок 1 – средства коммуникации, рисунок 2 – развитие коммуникаций, рисунок 3 – наладить коммуникацию, рисунок 4 – дорожная коммуникация. Дают определение слова коммуникация. (Коммуникация – это сообщение или общение). Сверяют с толковыми словарями, чтобы проверить правильность своих прогнозов о значении слова коммуникация. ФО групп: взаимопроверка. Прием «Карусель».
Учащиеся передают выполненную работу в другую группу, которая осуществляет проверку и ставит свои пометки: ! – согласны с группой ? – вызывает сомнение. Дифференциация. А – отвечают на вопрос «Как слово, язык и коммуникация связаны между собой?». | | |||||||||||||||||||||||
Слушаем. 1. Работа с текстом стихотворения. Беседа по вопросам. Данное задание направлено на формирования навыков понимания прослушанного и выделения главной информации текста. Учитель читает стихотворение Д. Коротаева «Дорожите родным, милым словом». Дорожите родным, милым словом: Многоликим – большим языком! Нашей жизни он - первооснова Всем народам Планеты – знаком! Берегите его от цветистых Иностранных и чуждых нам слов, Чтоб поток – от наречий ручьистых Не затмил родника –родников! В нём черпайте живящую силу: Русских говоров, песен, стихов… Всё, что дорого Сердцу, Чтоб слилось В языке, – как основе основ! Предтекстовый этап: перед прослушиванием текста учитель знакомит учащихся с перечнем вопросов в учебнике, на которые им предстоит ответить. Послетекстовый этап: вопросы к тексту расположены в учебнике по уровню сложности: от простого к сложному, поэтому учитель может предложить учащимся разделить вопросы между участниками группы (дифференциация), т.е. ученики с более развитыми навыками могут ответить на последние вопросы из списка. После второго прослушивания текста предлагает учащимся записать предложения в тетрадь в том порядке, в котором они расположены в стихотворении, при этом они смогут выполнить задание по грамматике на согласование прилагательных с существительными. Организует обсуждение и оценивание выполнения данного задания.
| Знакомятся с перечнем вопросов к стихотворению в учебнике. Прослушивают стихотворение. Дифференциация. Отвечают на вопросы дифференцированно: С – вопросы № 1,2; В – вопросы № 3,4; А – вопрос № 5 Оценивание «Свободный микрофон»: учащиеся высказывают и мотивируют свою позицию. Прослушивают стихотворение повторно и записывают предложения в тетрадь в определенном порядке (4, 1, 3,2), выполняя грамматическое задание. Работа в парах. Взаимопроверка и взаимооценивание «Пятерочка» (каждый критерии при его наличии оценивается 1 баллом - в сумме должно получиться 5 баллов).
| Учебник «Русский язык», 5 класс. Часть 1 Рабочая карточкаВО | ||||||||||||||||||||||||
Читаем и говорим.
Данное задание направлено на закрепление полученных знаний о языке и коммуникации, активизации словарного запаса, прогнозирование содержания текста, а также пересказ прочитанного. Учитель предлагает учащимся
Организует оценивание по критериям, просит учащихся написать на стикерах комментарии или пожелания для каждой выступившей команды. | Работа в парах. Учащиеся читают текст по ролям, вставив в реплики пропущенные слова: друг, обсудить; определяют основную мысль диалога и его связь со стихотворением Д. Коротаева, заканчивают текст. Прием «Авторский стул» Учащиеся разыгрывают встречу двух друзей в парах, отредактировав речь героев диалога. Взаимооценивание. Учащиеся класса оценивают просмотренные диалоги при помощи предложенных критериев (можно использовать цветовую гамму для оценки: 4 балла – красный; 3 балла – оранжевый; 2 балла - желтый; 1 балл – зеленый) и комментируют увиденное в письменной и устной форме. Критерии оценивания диалога.
грамотность речи эмоциональность подачи. |
Учебник «Русский язык», 5 класс. Часть 1
Цветные стикеры для оценивания и комментариев | ||||||||||||||||||||||||
Рефлексия 5 минут |
Учитель предлагает ученикам на рабочих листах дописать продолжение следующих предложений:
| Учащиеся проводят рефлексию собственной деятельности, дописывая продолжение данных предложений | Карточки рефлексии | |||||||||||||||||||||||
Последующие задания и чтение | Объясняет особенности выполнения домашнего задания: работа с текстом «Дети-маугли» Всем – выполнить словарно-орфографическую работу С – подготовить пересказ текста; В – определить его тему и основную мысль; А – подготовить высказывание по вопросам: Каких детей называют «детьми-маугли»? Почему их так назвали? Почему дети-маугли не могут говорить? Почему ребенок, выросший среди животных, не может полноценно овладеть речью? Приведите примеры из истории. Дети – маугли. Человек овладевает речью в течение первых десяти лет (особенно в первые три года) своей жизни. Известны случаи, когла маленькие дети терялись, пропадали без вести, потом их находили уже взрослыми среди животных. Их называют «дети-маугли». Дети-маугли проводили свои ранние годы среди зверей, а не среди людей, поэтому они не могли научиться говорить и стать полноценными людьми. | Записывают домашнее задание согласно уровню подготовки, задают уточняющие вопросы | Карточка с текстом | |||||||||||||||||||||||
Дополнительная информация | ||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация – каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Межпредметные связи. Здоровье и безопасность. Связи с ИКТ. Связи с ценностями | ||||||||||||||||||||||||
Учащиеся с более развитыми навыками (А) смогут ответить на вопрос «Как слово, язык и коммуникация связаны между собой?» при выполнении упражнения № 2 на стр. 6.; разыграть встречу двух друзей в парах, отредактировав речь героев диалога; выступить в качестве экспертов при разъяснении грамматической таблицы «Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже» При работе со стихотворением учитель может дифференцировать вопросы, предоставив учащимся, которые испытывают затруднения (В,С), ответить на «тонкие» вопросы более простого уровня, а учащимся А – «толстые», требующие интерпретации. Домашнее задание дифференцированно: учащиеся уровня А – самостоятельный поиск информации, составление собственного высказывания по предложенным вопросам | ФО: «Сигналы рукой» ФО: словесное поощрение ФО групп: знаковая взаимопроверка (с использование символов ! -?). КО в парах: «Пятерочка» (взаимооценивание по критериям) Рефлексия «Незаконченное предложение» (самооценивание) КО творческого задания (взаимооценивание по критериям) | Литература. Ценность родного языка и его сохранность | ||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | ||||||||||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||||||||
Были ли цели обучения достижимыми? | | |||||||||||||||||||||||||
Чему сегодня научились учащиеся? | | |||||||||||||||||||||||||
Какой была атмосфера обучения? | | |||||||||||||||||||||||||
Успешными ли были задания по установлению различий между учащимися? | | |||||||||||||||||||||||||
Придерживался ли я временного графика? Какие отступления от плана я сделал и почему? | |