Дата:
Тема | План местности. Топографические знаки. Практическая работа: Чтение плана местности | |||||
Цели | Образовательные: формировать знания учащихся о способах изображения местности; – познакомить с условными знаками плана местности; – учить читать план местности и составлять его; – развивать умение пользоваться условными знаками; – воспитывать экологическую культуру. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - Личностные УУД: Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: Осознавать и принимать учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Принимать и удерживать учебную задачу. - Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания. - Познавательные УУД: Работать со схемами, описывать из каких веществ состоит тело; | |||||
Планируемый результат | Предметные: Знать: что такое «масштаб», «план местности», топографические знаки. Уметь: читать план местности и его читать, пользоваться условными знаками Личностные: Определение правил поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Метапредметные Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
| |||||
Основные понятия | «масштаб», «план местности», топографические знаки | |||||
Ресурсы: - основные
- дополнительные |
Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 4 класс. Учебник, ч.1 Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир 4 класс. Рабочая тетрадь №1
| |||||
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре | |||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | |||||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.
| Организует учащихся.
| На уроке я сижу, 1. Проверка д/з 1. Фронтальный опрос. – Чем чертеж предмета отличается от рисунка? – Что необходимо сделать, чтобы начертить план предмета? – Когда пользуются масштабом? – Назовите виды масштаба. – Что означает масштаб 1:100? Как его можно записать иначе? – Какими старинными мерами длины пользовались в России? – Отгадайте ребусы и прочитайте старинные меры длины.
|
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). | |
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: Формулирование темы урока учащимися;
| С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. | Организует формулирование темы урока учащимися Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися | Создание проблемы – Рассмотрите рисунок. Какую информацию он передает? – Это картинный план местности, на нем нет точных размеров и расстояний.
Картинный план дает образное представление о местности, которая изображена на нем. – Опишите эту местность. - Какое расстояние между предметами? Почему? – Соблюдается ли здесь масштаб? (Нет.) - Что такое план предмета? А местности? - Как вы думаете, чтобы составить план местности, существуют ли какие – нибудь правила? - Какое ваше мнение? - Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи поставим? - Что вам хотелось бы узнать? | Строить предложения при ответе на вопросы. Высказывают свои предположения о рисунках. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
| |
III. «Открытие» учащимися новых знаний (15 минут) Цель: знакомство с новыми понятиями « план местности», «топографические знаки».
| Отвечают на вопросы, работают с текстом и рисунками учебника.
| Организует деятельность учащихся, задает вопросы.
| 1.Решение проблемы - Как составляют план местности? – Чем удобен и чем неудобен картинный план для изображения местности? (По нему нельзя определить расстояние между изображенными предметами.) – Рассмотрите рисунок с изображением местности и попробуйте по нему определить расстояние между предметами (домами, берегами озера и т. д.). - Почему не смогли определить расстояние между предметами? Для того чтобы изобразить расположение предметов на местности и определить расстояние между ними, пользуются планом местности. Обычно на плане изображают небольшой участок местности. - Давайте порассуждаем, как вы будете действовать, при составлении плана школьного двора? (рассуждения детей) - А теперь рассмотрите иллюстрации на с. 43. - Что вы видите на 1 иллюстрации? А на 2 - ? - На какой из них – рисунок с изображением местности, а на какой – ее план? - Сможем по плану определить стороны горизонта? - Что обозначают кружочки? И т.д. - Если бы не было рис, смогли прочитать, что изображено на плане? Почему? - Значит, что важно знать, чтобы изобразить план местности? А еще? Чтение по учебнику стр. 43-45 - Что надо знать, чтобы изобразить план местности? - Почему мы можем прочитать план местности Физминутка Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела. | Наблюдают, анализируют, обобщают и делают выводы
| Ориентироваться в тексте; анализировать его. Работать со схемами, (Познавательные УУД). Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания. (Коммуникативные УУД) | |
IV. Первичное закрепление. Практическая работа (22 минуты) Цель: прочитать текст и ответить на вопросы, упражнения в ТПО.
| Участвуют в обобщении, задают вопросы, если есть такая необходимость. Работают со статьей учебника, отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении | Обобщает и дополняет сведения учебной статьи. Задает вопросы по прочитанному материалу.
| 1.Работа в рабочей тетради Практическая работа в РТ стр. 17 №20 Ответы: 2. Озеро. 3. Луг. 4. Просека. 5. Сад. 6. Деревья. Ключевое слово: Молодец. 2. Самостоятельная работа стр. 46-47. - Как изображали местность в старину?
| Иметь представление о плане местности.
| Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. (Регулятивные УУД).
| |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (3 мин) Цели: Оценивание качества своей работы на уроке. | Оценивают свою работу на уроке | Организует рефлексию, выставляет отметки за урок. Дает инструкцию по домашнему заданию. | 1. Беседа по вопросам учебника (с. 42-45). – Кому и для чего нужен план местности? – Что надо знать, чтобы прочитать план местности? – Что обязательно указывают на плане? Учитель предлагает решить кроссворд «План местности». – Что означают следующие условные знаки? ДОМА: рабочая тетрадь, с. 16, № 19, с. 19, № 23; учебник (с. 43–47). | Подводить итоги своей деятельности на уроке | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
|