«Зимний фестиваль знаний 2025»

План местности. Топографические знаки. Практическая работа: чтение плана местности

Данная разработка по окружающему миру в 4 классе по программе "Гармония"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Дата:

Тема

План местности. Топографические знаки. Практическая работа: Чтение плана местности

Цели

Образовательные: формировать знания учащихся о способах изображения местности;

– познакомить с условными знаками плана местности;

– учить читать план местности и составлять его;

– развивать умение пользоваться условными знаками;

– воспитывать экологическую культуру.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: Осознавать и принимать учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Принимать и удерживать учебную задачу.

- Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.

- Познавательные УУД: Работать со схемами, описывать из каких веществ состоит тело;

Планируемый результат

Предметные:

Знать: что такое «масштаб», «план местности», топографические знаки.

Уметь: читать план местности и его читать, пользоваться условными знаками

Личностные: Определение правил поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).



Основные понятия

«масштаб», «план местности», топографические знаки

Ресурсы:

- основные


- дополнительные


Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 4 класс. Учебник, ч.1

Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир 4 класс. Рабочая тетрадь №1


Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.


Организует учащихся.


На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу.
Руку тихо поднимаю,
Если спросят – отвечаю.

1. Проверка д/з

1. Фронтальный опрос.

– Чем чертеж предмета отличается от рисунка?

– Что необходимо сделать, чтобы начертить план предмета?

– Когда пользуются масштабом?

– Назовите виды масштаба.

– Что означает масштаб 1:100? Как его можно записать иначе?

– Какими старинными мерами длины пользовались в России?

– Отгадайте ребусы и прочитайте старинные меры длины.



Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели: Формулирование темы урока учащимися;


С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Организует формулирование темы урока учащимися


Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися

Создание проблемы

– Рассмотрите рисунок. Какую информацию он передает?

– Это картинный план местности, на нем нет точных размеров и расстояний.

Картинный план дает образное представление о местности, которая изображена на нем.

– Опишите эту местность.

- Какое расстояние между предметами? Почему?

– Соблюдается ли здесь масштаб? (Нет.)

- Что такое план предмета? А местности?

- Как вы думаете, чтобы составить план местности, существуют ли какие – нибудь правила?

- Какое ваше мнение?

- Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи поставим?

- Что вам хотелось бы узнать?

Строить предложения при ответе на вопросы.

Высказывают свои предположения о рисунках.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).


Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).


III. «Открытие» учащимися новых знаний

(15 минут)

Цель: знакомство с новыми понятиями « план местности», «топографические знаки».


Отвечают на вопросы, работают с текстом и рисунками учебника.







Организует деятельность учащихся, задает вопросы.









1.Решение проблемы

- Как составляют план местности?

– Чем удобен и чем неудобен картинный план для изображения местности? (По нему нельзя определить расстояние между изображенными предметами.)

– Рассмотрите рисунок с изображением местности и попробуйте по нему определить расстояние между предметами (домами, берегами озера и т. д.).

- Почему не смогли определить расстояние между предметами?

Для того чтобы изобразить расположение предметов на местности и определить расстояние между ними, пользуются планом местности. Обычно на плане изображают небольшой участок местности.

- Давайте порассуждаем, как вы будете действовать, при составлении плана школьного двора? (рассуждения детей)

- А теперь рассмотрите иллюстрации на с. 43.

- Что вы видите на 1 иллюстрации? А на 2 - ?

- На какой из них – рисунок с изображением местности, а на какой – ее план?

- Сможем по плану определить стороны горизонта?

- Что обозначают кружочки? И т.д.

- Если бы не было рис, смогли прочитать, что изображено на плане? Почему?

- Значит, что важно знать, чтобы изобразить план местности? А еще?

Чтение по учебнику стр. 43-45

- Что надо знать, чтобы изобразить план местности?

- Почему мы можем прочитать план местности

Физминутка

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Наблюдают, анализируют, обобщают и делают выводы






























Ориентироваться в тексте; анализировать его. Работать со схемами, (Познавательные УУД).

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.

(Коммуникативные УУД)

IV. Первичное закрепление. Практическая работа (22 минуты)

Цель: прочитать текст и ответить на вопросы,

упражнения в ТПО.


Участвуют в обобщении, задают вопросы, если есть такая необходимость.



Работают со статьей учебника, отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении

Обобщает и дополняет сведения учебной статьи.





Задает вопросы по прочитанному материалу.



1.Работа в рабочей тетради Практическая работа в РТ стр. 17 №20

Ответы: 2. Озеро. 3. Луг. 4. Просека. 5. Сад. 6. Деревья.

Ключевое слово: Молодец.

2. Самостоятельная работа стр. 46-47.

- Как изображали местность в старину?


Иметь представление о плане местности.










Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. (Регулятивные УУД).


V. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (3 мин)

Цели: Оценивание качества своей работы на уроке.

Оценивают свою работу на уроке

Организует рефлексию, выставляет отметки за урок.



Дает инструкцию по домашнему заданию.

1. Беседа по вопросам учебника (с. 42-45).

– Кому и для чего нужен план местности?

– Что надо знать, чтобы прочитать план местности?

– Что обязательно указывают на плане?

Учитель предлагает решить кроссворд «План местности».

– Что означают следующие условные знаки?

ДОМА: рабочая тетрадь, с. 16, № 19, с. 19, № 23; учебник (с. 43–47).

Подводить итоги своей деятельности на уроке

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее