План-конспект занятия для студентов 1 курса СПО. Тема: "Особенности повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет"

План-конспект урока предназначен для проведения занятия по литературе у студентов 1 курса.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

1 курс СПО.
Преподаватель: Корепанова С. С.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (2 УЧЕБНЫХ ЧАСА)

Тема урока: Особенности повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Методическая форма: проблемный урок

Тип урока: урок формирования новых знаний

Цель:

  1. Познавательный аспект: познакомить обучающихся с художественными особенностями прозы А. И. Куприна, историей создания повести «Гранатовый браслет».

  2. Развивающий аспект: совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного текста, развивать умение сопоставлять и анализировать полученные знания.

  3. Воспитательный аспект: воспитывать в обучающихся нравственные основы личности.

Задачи для учителя:

  1. Раскрыть типичные черты прозы автора.

  2. Продолжить развивать умение анализировать художественный текст.

  3. Способствовать развитию навыков сравнительного анализа.

  4. Способствовать развитию навыков монологической речи обучающихся.

  5. Способствовать развитию мышления студентов.

  6. Способствовать развитию интереса к творчеству А. Куприна.

Оборудование: тексты произведений А. И. Куприна, доска, портрет А. Куприна, иллюстрации к повести.

Ход урока

  1. Предкоммуникативный этап

- Сегодня на занятии мы с вами начнём изучение творчества замечательного прозаика Александра Ивановича Куприна. Вашим домашним заданием было прочесть его повесть «Гранатовый браслет». Но прежде чем приступить к анализу данного текста я бы хотела задать вам вопрос. Какое чувство, на ваш взгляд, является главным у человека? Какое чувство хочет испытать абсолютно каждый человек? (любовь)

-«Гранатовый браслет» - это повесть о самом главном и сокровенном – о любви, о том, ради чего и во имя чего стоит жить. К. Г. Паустовский когда-то сказал: «этот рассказ один из благоуханных и томительных рассказов о любви». Но знаете ли вы, что в основу данного произведения легла реальная история?
Работа над произведением началась в 1910 году. В это время Куприн очень часто посещал дом одного одесского врача по фамилии Майзельс. Его жена во время визитов писателя играла на фортепьяно мелодию сонаты Бетховена, которую автор в последствии определил в эпиграф своего рассказа.
Звуки сонаты в сознании Куприна слились воедино с историей светлой и чистой любви хозяев дома, чьим гостем он был.
15 октября 1910 года А. Куприн написал своему другу, критику Ф. Батюшкову: «Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жёлтый, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (Д. Н. – теперь губернатор в Вильно)»

В опубликованных недавно мемуарах «На чужбине» писателя Льва Любимова, сына Д. Н. Любимова, мы можем прочесть:

«В период между первым и вторым замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчёркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся ей в любви. Письма эти долго сохранялись в моей семье… Анонимный влюблённый, как потом выяснилось – Жёлтый (в рассказе Желтков) писал, что он служит на телеграфе…, в одном письме он сообщал, что под видом полотёра проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку. Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его изъяснения…

Вначале эти письма всех забавляли, но потом…моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюблённого телеграфиста. И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец отправились к Жёлтому. Всё это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Жёлтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже… ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьёзным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Жёлтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти.

Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо пообещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».

- Теперь вы доподлинно увидели, что повесть имеет реальную историческую основу. Но ведь Куприн не дословно передал эту историю, а преобразил её. Как вы думаете, почему? (таким образом автор сделал происходящее обобщенным, сумел достигнуть типизации)

Завершая рассказ трагической развязкой, Куприн хотел оттенить силу великой любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет». Давайте подумаем, достиг ли своего замысла писатель? И чем же является любовь: великим даром или проклятьем? Этот вопрос и будет предметом наших рассуждений на протяжении занятия.

  1. Этап чтения и анализа

- мы уже упоминали мелодию, которую Куприн определил в эпиграф своего произведения. Давайте же послушаем её.

Какие чувства вызвала у вас музыка?

Почему Куприн «заставляет» читателей слушать эту музыку перед чтением рассказа? (Создаёт грустное, трагическое настроение.) 

. В день своих именин, 17 сентября (это день мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии), Вера Николаевна Шеина получает в подарок гранатовый браслет. Этот эпизод, описанный лишь в V главе повести, можно считать завязкой сюжета произведения. Давайте вспомним, с чего всё начинается. Какова общая тональность пейзажных зарисовок? В каких деталях она проявляется? Какое настроение создаёт у читателя? Почему? ( Тревожная атмосфера, ужас, что-то гибельное и страшное несёт пейзаж в начале рассказа. НО есть АНТИТЕЗА. Тревога противопоставляется спокойствию и умиротворённости).

Изображенное в начале ненастье воспринимается как иллюстрация драматических событий, трагической ситуации. Какие выразительные средства применяет автор? (А.И. Куприн передает состояние природы с помощью эпитетов (глинистые дороги, отвратительные погоды, свирепый ураган, разбитые стекла, изуродованные клумбы), метафор (тяжело лежал густой туман), сравнений (мелкий, как водяная пыль, дождик), олицетворений (сад покорно засыпал: звезды дрожали).

Но пейзаж вдруг меняется (прочесть эпизод из текста).

Смысловая нагрузка, которую несут описания природы в этом произведении, огромна. Пейзажные зарисовки во многом предвосхищают предстоящие в повести события и характеризуют внутренний мир героев, отношение к ним автора. Пейзаж первой главы является завязкой и в то же время зашифрованным сюжетом произведения. Противопоставляется скучная будничная жизнь аристократов с сильным чувством бедного чиновника, который разрушил их ледяное спокойствие.




Именно на антитезе построен вся повесть Куприна.

События повести развиваются очень неспешно: идут приготовления к именинному обеду. Существенная роль отводится сестре Веры – Анне.
Виртуозен Куприн в составлении портретных характеристик.

В чем отличие сестер друг от друга? Какие ощущения возникают при сравнении двух сестер? Заполним сравнительную таблицу в опорном конспекте и сделаем вывод (Выписать из текста произведения).

Вера Шеина

Анна Фриессе

ВЫВОД:

Главное ощущение, которое возникает от прочтения описания внешности Анны, — это чувство жизни, жизненной силы. В Анне всё напоминает пламя, огонь, сыплющий вокруг себя жгучие искры. Вера больше похожа на мраморную статую, прекрасную, совершенную, но холодную и недоступную.

Почему же Желтков полюбил недоступную, гордую Веру, а не веселую жизнерадостную Анну? Какой идеал женщины существовал у Куприна?
(У каждого мужчины подсознательно есть свой идеал женщины. Куприну нравились, именно величественные, грациозные женщины. К тому же Вера была романтичной, мечтательной, доброй. Её тонкий вкус подчеркивает Куприн, когда разговор идет о природе: «Какие мхи! Какие мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты белым бисером!» Сравнивая двух сестер, Куприн хотел показать, что не каждая женщина может быть достойна восхищения, обожания и, конечно же, любви).

Постепенно съезжаются гости, которых писатель словно представляет читателям. Автор не описывает детально портреты гостей, а лишь дает их краткие характеристики. Но насколько они выразительны! Давайте составим кластер с характеристиками этих персонажей. (Учащиеся находят характеристики гостей: "толстого, безобразно огромного" профессора Свешникова; с "гнилыми зубами на лице черепа" мужа Анны, который "ровно ничего не делал, но числился при каком-то благотворительном учреждении"; штабного полковника Пономарёва, "преждевременно состарившегося, худого, желчного человека, измождённого непосильной канцелярской работой"; все они изображены с долей иронии и сарказма. Их занятия - пустое времяпрепровождение высокомерных людей из высшего общества.


К кому из героев он относится с симпатией и почему? (генерал Аносов) С симпатией изображён генерал Аносов. Он производит впечатление человека простого, но благородного и мудрого.


Немаловажную роль играют в произведении предметно - бытовые детали. Какие подарки получила Вера в день своего рождения? (Муж подарил прекрасные серьги из грушевидных жемчужин. Анна − маленькую записную книжку в удивительном переплёте, Желтков − гранатовый браслет).

Что мы узнаем об отношении этих людей к Вере Николаевне?

(Анна, как и Вера, неравнодушна к прекрасному, поэтому ее подарок изящен и оригинален. Пылкие чувства Василия Львовича прошли, он с уважением относится к своей жене и «вложил» в свой подарок только некоторое количество «презренного металла». А Желтков «препроводил в своём скромном верноподданническом подношении» самое дорогое из того, что у него было: вещь, которая связана с его покойной матушкой).

То есть в чём заключена ценность и символичность подарка, преподнесённого Желтковым?

Давайте выразительно прочтём письмо Желткова Вере. Охарактеризуйте автора этого письма. (Автор письма - человек, любящий самозабвенно и кротко, самоотверженно и безнадёжно). 



Как отнеслись к любви Желткова Вера, Василий Львович, Николай Николаевич, генерал Аносов?

Вера

Брат Веры, Николай Николаевич

Василий Львович

Генерал Аносов

Любовь и подарок не радуют, а беспокоят Веру, вызывают негодование.

находит "эту переписку дерзкой и пошлой", волнуется о "добром имени" Василия Львовича.

насмешка

делает пророческое предположение: ":Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины". Генерал разделяет подлинность чувств телеграфиста: любовь требует того же героизма и самоотверженности, как и на поле брани.






А способны ли на настоящую любовь эти богатые, влиятельные люди? Была ли в их жизни пылкая, страстная любовь? Например, у Веры Николаевны, у генерала Аносова,  у Анны Николаевны?



Как генерал Аносов объясняет Вере отсутствие настоящей любви? Кто, по его мнению, в этом виноват?



В чём смысл историй, рассказанных генералом? В чём причина несчастий во всех трёх историях?

(Смысл всех трёх вставных новелл: для этого чувства необходимо не меньше сил и духовного дерзновения, чем для подвига. Человек должен быть достоин любви и не унижать её.)



Мы многое слышали о Желткове, читали его письмо, но до сих пор не видели воочию. Его портретная характеристика появляется только в 10-й главе. Давайте же познакомимся с этим героем.

Охарактеризуйте интерьер квартиры Желткова.

"Заплёванная лестница пахла мышами, кошками", "на лестничной площадке темно", низкая комната; окна, похожие на иллюминаторы, "еле-еле освещали комнату" - всё это в сравнении с интерьером Шеиных выглядит жалко. Таким образом автор показывает читателю мир "маленького человека".



Проанализируйте описание портрета героя. Выпишите детали внешности и объясните их роль.

Всё это даёт нам представление о Желткове как о человеке искреннем, непорочном, душевно чистом и возвышенном, поднятом над мелкой и пошлой суетой. В начале визита гостей герой изображен смешным, растерянным: "пальцы забегали по борту :пиджачка", "пролепетал омертвевшими губами", "глядя:умоляющими глазами". Таким образом, Куприн развивает тему "маленького человека", традиционную для русской литературы.



Сопоставьте поведение героев: Желткова, Николая Николаевича, Василия Львовича. Как они себя ведут?

Николай Николаевич пытается пресечь чувство любви Желткова, поставив ничтожного чиновника "на место"

Шеин пассивен, влеком Н. Н., который угрожает Желткову, ссылаясь на свои связи и должностные возможности. Он не подозревает, что природа истинной любви такова, что не человек управляет ею, а она управляет человеком. Желтков совершенно меняется в своём поведении, после того, как понял, что разговаривает с человеком, облачённым в рамки светских приличий, высокомерным, ничего не знающим о любви: "рассмеялся", "положил руки в карманы: и закурил". Для него, принимающего судьбоносное решение, угрозы Н. Н. показались мелкими и ничтожными.


Князь Шеин произнёс слова, говорящие о чуткости и благородстве души Желткова: ":Разве виноват он в любви, и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое не нашло себе истолкования:Мне жалко того человека. И мне не только жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души:"

Чем отличается желтков от них? В чём величие Желткова? ( В его любви к Вере)

Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме? Кажется ли он уже изначально мёртвым человеком? (Желтков признаёт, что «неудобным клином врезался» в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он – мёртвый человек.)

Случайно ли выражение лица покойного сравнивается с Пушкиным и Наполеоном? (Куприн считает Желткова не «маленьким человеком», а великим страдальцем. Его величие в огромной любви, ради которой он отдал свою жизнь).

Психологическая кульминация – прощание Веры с умершим Желтковым.

Какова судьба гранатового браслета? Что чувствует княгиня на этом последнем свидании? (Несчастный влюблённый просил повесить браслет – символ святой любви – на икону. Губы мёртвого героя «улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставанием с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну», и Вера поняла, что «та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё». Желтков уже после смерти получает высшую награду: Вера «поцеловала его в холодный, влажный лоб долгим дружеским поцелуем». И всё-таки дружеским поцелуем! Нет, дажепосле самопожертвования Желткова княгиня не полюбила своего почитателя)

. Почему Желтков «заставил» любимую женщину слушать именно это бессмертное произведение? (гл. ХIII, стр.319)

(В пробуждении души Веры большую роль играет музыка. Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку её душа словно соединяется с душой Желткова. Музыка рассказывает княгине вере, что есть жизнь и что есть любовь. Это последний дар Желткова, который не принять может только глухой, в котором он показывет подлинность и совершенство Веры, увиденные им в юности. Только три вещи могут так быстро всё объяснить человеку – любовь, музыка и смерть. Куприн и объединяет все три в финале повести. В этом – особый смысл музыкальной темы, дающей – от эпиграфа к последней сцене – исключительную завершённость произведению).

Какие чувства и мысли вызвал у вас этот рассказ?

(Чувство просветления: он помогает понять, что мы можем лишиться, если вовремя не заметить большое, настоящее в жизни).



Какой видит писатель истинную любовь?

Истинная любовь, по мнению Куприна, – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделённой. Любовь должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Это величайшая тайна в мире.

Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?

ВЫВОД: Гр. браслет – повесть о силе любви Желткова к почти незнакомой ему женщине, любовь, которая бывает «один раз в несколько сотен лет».

Будто на их чудодейственном светлом фоне происходят все события, сбывается прекрасная сказка любви. Холодноватый осенний пейзаж увядающей природы схож по своей сути с настроением Веры Николаевны. По нему мы предугадываем ее спокойный, неприступный характер. Ничто ее не привлекает в этой жизни, возможно, поэтому яркость ее бытия порабощена обыденностью и серостью. Даже при разговоре с сестрой Анной, в котором последняя восхищается красотой моря, она отвечает, что сначала красота эта ее тоже волнует, а затем «начинает давить своей плоской пустотой...». Вера не могла проникнуться чувством прекрасного к окружающему миру. Она не была от природы романтиком. И, увидев что – то из ряда вон выходящее, какую – то особенность, старалась (пусть непроизвольно) приземлить ее, сопоставить с окружающим миром. Ее жизнь текла медленно, размеренно, тихо, и, казалось бы, удовлетворяла жизненным принципам, не выходя за их рамки. Вера вышла замуж за князя, да, но такого же примерного, тихого человека, какой была сама.

Желтков убивает себя, чтобы не мешать жить княгине, и, умирая, благодарит ее за то, что она была для него "единственной радостью в жизни».

Эта повесть не столько о любви, сколько молитва ей. В своем предсмертном письме влюбленный чиновник благословляет свою возлюбленную княгиню: "Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твое". Хрустальный дворец, в котором жила Вера, разбился, пропустив много света, тепла, искренности в жизнь. Сливаясь в финале с музыкой Бетховена, она сливается и с любовью Желткова, и с вечной памятью о нем.









  1. Рефлексия

(Звучит фрагмент сонаты Л.В.Бетховена)

Теперь, пожалуйста, в течение 5 -7 минут попробуйте составить синквейн на тему любви в произведении «Гранатовый браслет» с опорой на конспект.



ДЗ: Дома напишите, пожалуйста, сочинение – рассуждение на тему сегодняшнего урока «Любовь – великий дар или проклятие"?









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее