Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Локотская средняя общеобразовательная школа
Рыльский район Курская область
Уход за комнатными растениями.
Пересадка растений.
Подготовила
Учитель технологии
Коськова Оксана Павловна
2017 г.
План – конспект урока технологии
Класс 5
Тема: Уход за комнатными растениями. Пересадка растений.
Цели: получение знаний об основных требованиях к условиям содержания комнатных растений; изучить историю выращивания комнатных растений; изучить многообразие комнатных цветов; выяснить какие комнатные цветы чаще всего встречаются в наших домах и как они влияют на настроение человека.
Задачи:
Образовательная: формирование начальных знаний расстановки комнатных растений в зависимости эстетики жилища.
Воспитывающая: развитие эстетически – художественного вкуса.
Развивающая: развитие познавательного интереса обучающихся к предмету и самостоятельности учащихся.
Тип урока: Комбинированный: урок изучение нового материала и урок закрепление знаний с использованием деятельностных технологий.
Методы: обьяснительно - иллюстративный; частично-поисковый с элементами проблемного и проектного обучение.
Формы: фронтальный; индивидуальный, работа в группах.
Профориентационная работа: обобщение первоначальных знаний о профессиях дизайнер.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор, слайд-презентация по теме, книги о комнатных растениях, иллюстрации с вариантами комнатных растений, алгоритм размещения растений, кроссворд по теме, карточки с заданиями, учебники, рабочие тетради.
Межпредметные связи: биология, рисование, история, информатика, литература, русский язык.
Оборудование. Словарные слова, комнатные растения, приспособления для ухода за комнатными растениями, дидактический материал, горшки для цветов.
Ход урока.
Организационный момент.
- приветствие;
- проверка явки учащихся;
- заполнение классного журнала;
- визуальная проверка готовности обучающихся к уроку.
Вот звенит уже звонок
Начинается урок
Необычный день у нас
И гостями полон класс
Что гостям сказать нам надо?
Видеть вас мы очень рады! Здравствуйте!
А теперь за парты сели
На меня все посмотрели.
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
На уроке будьте старательными
Будьте спокойными и внимательными.
Всё пишите, успевайте,
Слушайте, не перебивайте.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было всё понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в увлекательное путешествие в далёкие страны, чтобы узнать много интересного. А девиз нашего урока такой:
Наблюдай и восхищайся,
Изучай и береги!
II. Повторение пройденного материала.
-А теперь отгадайте загадку и скажите, какую тему мы сейчас повторим?
Из стран далеких, из заморских стран, пересекая океан,
Попали к нам чудесные цветы
Окраски разной, дивной красоты
Теперь они живут у нас в домах,
На окнах, полках и столах
Очищают воздух, создают уют
И круглый год цветут.
Дети: (Комнатные растения)
Учитель: - Почему они так называются?
Дети: -Те растения, которые содержат и разводят в жилых помещениях называются комнатными.
Учитель: - Посмотрим, как вы знаете комнатные растения! С помощью загадок давайте определим знаете ли вы цветы:
(Презентация «Загадки о комнатных растениях»)
- Назовите и охарактеризуйте основные группы растений.
Декоративнолистные;
Декоративноцветущие;
Декоративноцветущие горшечные растения;
Кактусы – растения суккуленты.
- Назовите какие бывают группы растений по внешнему виду.
1) Растения с прямостоячими стеблями
2) Розеточные
3) Злаковидные
4)Кустистые
5)Шаровидные
6)Лианы и ампельные растения
Учитель: Но как сделать так, чтобы растения хорошо росли, радовали нас густой листвой и пышным цветением? Сегодня мы это узнаем.
III. Введение в тему.
Учитель:
- Теперь мы отгадаем кроссворд с помощью загадок.
1.Накрыт бокал с водицей ежовой рукавицей. Кактус
2. Вырос кустик пышный
На окне не лишний
С тонкими усами
На концах с кустами. Хлорофитум
3.Лист с горбочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет
Зато лечит нас в любой час. Алоэ.
4. На длинной толстой ножке
Огромные лепешки. Диффенбахия
К | А | К | Т | У | С |
| ||||||||
| Х | Л | О | Р | О | Ф | И | Т | У | М |
| |||
| А | Л | О | Э |
| |||||||||
| Д | И | Ф | Ф | Е | Н | Б | А | Х | И | Я |
Молодцы!
-Какое ключевое слово получилось? Уход
- Кто догадался, какая тема нашего урока?
Тема сегодняшнего урока уход за комнатными растениями.
Комнатные растения – это кусочек природы у нас дома и за ними надо правильно ухаживать.
-Чтобы растения были здоровы, красивы внешне необходимо их пересаживать.
Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.
Уход за комнатными растениями. Пересадка растений. (Запишите тему урока.)
А теперь давайте попробуем определить цель урока. Чему мы должны научиться на уроке? Изучение правил и приёмов ухода за растениями.
Педагог делает резюмирующее заключение:
Итак, цель нашего занятия: получение знаний об основных требованиях к условиям содержания комнатных растений, познакомиться с историей их появления в жилище человека. Узнаем, какую роль играют растения в жизни человека. Научиться ухаживать за комнатными растениями, на практике пересадить комнатное растение.
Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с комнатными растениями, с особенностями их жизни и с тем, как за ними ухаживать и какова же их роль в жизни человека.
IV. Изучение нового материала.
История комнатного цветоводства уходит корнями в глубокую древность: человеку всегда хотелось иметь рядом с собой красивые растения, украшающие его дом. Понятие «комнатное растение» существует с момента, когда он догадался бросить семя не на поле, а в горшок с землей.
Первые комнатные растения появились в Египте в III в. до н.э., на рисунках пирамид и статуй изображены фараоны на фоне комнатных цветов.
Ни кому не надо доказывать, что растения наши друзья и помогают нам выжить в современном мире. Трудно представить в наше время дом без цветов или окно, не украшенное зеленью. С помощью комнатных растений люди стараются восполнить дефицит общения с природой. Каждый цветок несет в дом не только красоту, но и много полезных свойств для человека. Все без исключения растения выделяют особые летучие вещества —фитонциды. Эти вещества убивают микробов, они как бы дезинфицируют воздух.
Жизнь человека связана с природой. С древних времен люди, используя цветы, украшали свои жилища, святилища, выражали благодарность за мужество и храбрость (дарили букеты), награждали за заслуги перед Отечеством (надевали венки из лавра) и т.д.
В настоящее время в качестве комнатных применяются те растения, которые наиболее устойчивы к микроклимату жилища.
Беседа: вы уже многое знаете о комнатных растениях. Какую роль они играют в жизни человека? (Ответ: комнатные растения улучшают микроклимат помещения, так как они поглощают пыль, очищают воздух от углекислоты, способствуют его увлажнению, уничтожают вредоносные микробы.);
Какова роль комнатных растений в интерьере жилища? (Комнатные растения создают иллюзию контактов с природой, служат украшением жилища);
Как влияют комнатные растения на организм человека? (Своей красотой, окраской, благоуханием комнатные растения благоприятно влияют на человеческий организм, улучшают настроение, снимают напряжение и гасят нервозность.
Уход за комнатными растениями.
- В чем, на ваш взгляд, заключается уход за растениями? Каждому комнатному растению необходим уход, который заключается в следующем свете, воде, почве, удобрении.
-Чтобы растения были здоровы, красивы внешне необходимо:
Поливать - все цветы поливают отстоянной водой, комнатной температуры; у каждого есть своя норма, кактусы реже, некоторые цветы «пьют воду корнями», поэтому наливать нужно в поддон;
Рыхлить - когда почва становится плотной, ее нужно рыхлить, рыхление – второй полив, у корней рыхлим на поверхности, землю, которая находится дальше от корней можно рыхлить глубже;
Опрыскивать - необходимо опрыскивать растение вечером, когда нет солнца, чтобы лучи не сожгли листья растений;
Подкармливать – надо хотя бы раз в месяц растения;
Протирать пыль - у растений с большими листьями – тряпочкой, у маленьких и с пушистыми листьями – кисточкой, слегка придерживаем снизу левой рукой, протираем правой, слегка влажной тряпочкой;
Пересаживать - по мере необходимости.
Мы с вами много работали и немного устали. Давайте отдохнем
Физкультминутка.
Все встанем и на минутку превратимся в розу. (Презентация)
Ядовитые комнатные растения
– молочай, олеандр, диффенбахия, манстера, фикус,эуфорбия
Многие прекрасные растения, которыми мы себя окружаем, вовсе не безопасны. Вещества, содержащиеся в них, могут при контакте вызвать раздражение кожи или даже отравление. Только не надо портить себе радость от растений. Надо просто обращаться с ними правильно:
*Ухаживая за ними, надевайте резиновые перчатки и, главное, следите за тем, чтобы сок не попал в глаза, в рот или какую-нибудь не зажившую ранку.
*Если в доме есть маленькие дети, то лучше отказаться от опасных растений до той поры, пока малыши не начнут понимать, что такое опасность.
*Домашние животные тоже не всегда так умны, как это принято считать. Кошки с удовольствием обгрызают, а птицы поклевывают зеленую поросль, - но увы, она часто бывает ядовитой.
Видеоролик
V. Проверка усвоения и понимания нового материала.
В нашей школе очень много растений, давайте, угадаем кабинет по цветам. (Презентация)
VI. Практическая работа «Пересадка комнатных растений»
Важным элементом ухаживания за комнатными растениями является пересадка растения в другой горшочек. Сейчас на улице весна – самое время для этого действия.
Различают три вида пересадки: ( записать в тетрадь )
1. Собственно пересадка, когда корневая система максимально очищается от старой земли.
2. Перевалка – при которой ком земли с корнем сохраняется. Его осторожно вытаскивают из горшка и затем сажают, в новый горшок, не разбивая.
3. Замена верхнего слоя земли. Этот способ годится для тех растений, которые вы не можете пересадить ( из – за размера, например ). Тогда вы разрыхляете (если требуется) верхний слой земли, удаляете его и заменяете на новый.
Я предлагаю выполнить практическую работу.
Техника безопасности и организация рабочего места.
• Аккуратно разложить нужные инструменты, и надеть фартук и печатки;
• В процессе работы поддерживать порядок на рабочем месте;
• Использовать инструменты по назначению;
• Работать внимательно, не мешая друг другу;
• Остаток земли аккуратно смести в ящик;
• Не нужные отходы выбросить в мусорное ведро;
• После работы вымыть руки с мылом;
Принадлежности и материалы: горшок, совок, керамзит, крупнозернистый песок, почвенная смесь, растение, газета, перчатки, лейка с водой.
Ход работы
Извлеките растение из горшка (выполняйте работу над специально расстеленной для этого газетой.)
Сделайте дренаж для нового горшка.
Дренаж – это рыхлый слой на дне горшка, необходимый для удаления лишней влаги из почвы. Без дренажного слоя мокрая земля соприкасаясь с дном горшка будет закисать. Растение может погибнуть.
Выберите почвенную смесь соответствующую растению.
Выполните перевалку (пересадку).
Произведите полив.
Поместите растение в слабоосвещенное место класса.
Уберите за собой рабочее место.
В ходе п/р учитель задает воросы:
Скажите, чем отличается перевалка от пересадки растения?
Как правильно поливать растение?
Почему после пересадки растение не следует помещать на освещенное место?
Видеоролик «Вальс цветов»
Физминутка
- А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело!
VII. Закрепление полученных знаний.
Тестирование.
-Посмотрим, как вы усвоили нашу тему?
Презентация «Тесты»
VIII. Итог урока.
Перед вами на экране монитора выросла «Ромашка». Как и у всех ромашек, у неё есть лепестки и сердцевинка. Сердцевинка – это цель нашего занятия. Лепестки – это то, что мы узнали сегодня на занятии, то, благодаря чему добивались цели. Давайте вместе заполним эту ромашку.
Вспомните цель урока?
Что мы узнали сегодня на уроке?
Вот и получилась наша ромашка. Посмотрите, какая она красивая, как у неё много лепестков и какая у неё большая сердцевинка. Это благодаря вашей активной работе.
IX. Рефлексия
В заключении хотелось бы сказать вам всем спасибо за работу и поддержку.
А о том, как вы чувствовали себя на моём уроке, я узнаю из букета который вы сейчас составите.
Выходите и приклейте цветок того цвета который соответствует вам.
Голубой- не комфортно
Желтый -хорошо
Красный -прекрасно.
X. Оценивание работ детей за урок. Выставление оценок.
XI. Домашнее задание
Выучить правила ухода за комнатными растениями; нарисовать любое комнатное растение и подготовить о нем небольшое сообщение.
Литература:
1. Технология: Учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы (вариант для девочек)/ В.Д. Симоненко, О.В. Табурчак, Н.В. Синица и др.; Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана –Граф, 2000. – 240с.: ил.
2. Современный интерьер вашего дома/ Сост. А. В. Белоус. – Мн.: Миринда, 1999.– 448 с.: ил. – (Азбука быта).
3. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях / Пер. с англ. О.И. Романовой. – М.: Кладезь –Букс, 2001. – 255 с.: ил.
4. Блеклок Дж. Аранжировка цветов / Пер. с англ. Н. Падалко. – М.: ФАИР –ПРЕСС, 2000. – 256 с.: ил. – (Грандиозный мир).
5. Журналы "Salon", "Интерьер", "Современный дом".
Вслушайтесь в слова такие , дети,
За природу – мать мы все в ответе,
За животных, птичек и траву,
Насекомых, даже мошкару,
За цветок, увядший словно нить,
Он ведь просит у тебя попить,
Мы твои помощники Земля,
Будем жить с тобою как одна семья.
****
Стихотворение.
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней
Так будем же люди все вместе
Мы к ней относиться добрей!
****
…Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
(С. Вургун)
****