«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Русь и Золотая Орда».

  • сформировать у учащихся представление о сущности монголо-татарского ига и его последствиях.
  • охарактеризовать политику борьбы князей и Александра Невского во время его княжения.
Олимпиады: История России 6 - 11 классы

Содержимое разработки

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Русь и Золотая Орда».


Тема урока. Русь и Золотая Орда.

Образовательные цели:

  • сформировать у учащихся представление о сущности монголо-татарского ига и его последствиях.

  • охарактеризовать политику борьбы князей и Александра Невского во время его княжения.

Развивающие цели:

  • продолжить учиться планировать свою деятельность.

  • выделять главное.

  • работать с дополнительными источниками.

  • развивать коммуникативные умения.

  • предъявить результаты самостоятельной работы.

  • рассказывать об исторических событиях, объяснять смысл важных важнейших исторических понятий.

Воспитательные цели:

  • воспитывать любовь к Родине, национальное достоинство.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма организации работы: групповая.


Основные понятия и термины: Золотая Орда, улус, баскаки, перепись населения, численники, ярлык, басма.

Оборудование: отрывок из документа (Печатный лист для каждой группы), рабочий лист для каждой группы, презентация « Русь и Золотая Орда», настенная карта « Борьба Руси с иноземными захватчиками в 13 веке».

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Повторение изученного материала.

  1. Исторический диктант.

  1. Кто возглавил поход на Русь? (хан Батый)

  2. Какое княжество первым подверглось удару монголов? ( Рязанское)

  3. Какой город монголы брали два месяца и назвали его « злым городом»? ( Козельск)

  4. Сколько походов на Русь совершили монголы? (Два)

  5. Когда шло завоевание Руси? (1237-1240)

  6. Кто шли на Русь с Запада? (шведы и немецкие рыцари)

  7. Когда была Невская битва? (1240)

  8. Когда были разбиты немецкие рыцари? (1242)

  9. Кто разгромил завоевателей на Западе? (князь Александр)

  10. Какое прозвище получил князь Александр? ( Невский)

Взаимопроверка на уроке.

  1. Изучение нового материала.

План урока

1.     Ордынское владычество

2.     Повинности русского населения

3.     Борьба русского народа против ордынского владычества

4.     Последствия ордынского владычества

Учитель: Если тема нашего урока называется «Русь и Золотая Орда», то о чем мы с вами будем говорить?

1. Ордынское владычество.

Так какие же отношения сложились у Руси и Золотой Орды?

Работа с документом. ( Документ распечатан для каждой группы).

«И вот какой обычай был у хана Батыя: когда приедет кто-нибудь на поклон к ним, то не велели сразу приводить такого к себе, но приказано было волхвам, чтобы шел он сначала через огонь и поклонился кусту и идолам. А из всех даров, которые привозили с собой для царя, часть брали волхвы и сначала бросали в огонь, а уже потом к царю допускали и пришедших, и дары. Многие же князья с боярами своими проходили через огонь и поклонялись солнцу, и кусту, и идолам, ради славы мира этого, и просил каждый себе владений...»

Проехав многие земли, прибыл Михаил к Батыю... И вот дошли они до того места, где были сложены горящие костры по обеим сторонам пути. И все поганые проходили через огонь и кланялись солнцу и идолам. Волхвы также хотели провести Михаила и Федора через огонь. Михаил же и Федор сказали им: «Не подобает христиа­нам проходить через огонь и поклоняться ему, как вы поклоняетесь. Такова вера христианская: не велит поклоняться ничему сотворен­ному, а велит поклоняться только Отцу и Сыну и Святому Духу».

«...И тут приехали убийцы, соскочили с коней и, схватив Михаила и растянув ему руки, начали бить кулаками по сердцу. После этого повергли ниц на землю и стали избивать его нога­ми. Так продолжалось долго. И вот некто... по имени Домам отрезал голову святому мученику Михаилу и отшвырнул ее прочь. После этого сказали Федору: «Если ты поклонишься бо­гам нашим, то получишь все княжество князя своего». И отве­тил Федор: «Княжения не хочу, богам вашим не поклонюсь, а хочу пострадать за Христа, как и князь мой!» Тогда начали мучить Федора, как прежде Михаила...

Случилось же убиение их в год 6753 (1245), месяца сентября в двадцатый день...»

Не менее зверской расправе подвергся Рязанский князь Роман Олегович.


1.  Подумайте, какую цель преследовали монголы, столь жестоко рас­правляясь с князьями и заставляя их получать ярлык на княжение?

2.  Как вы считаете, чей выбор был правильным: князей, проходивших языческий обряд и получавших ярлык, или тех, кто не желал покориться Орде? Свое мнение обоснуйте.

4.  Почему монголы освобождали священнослужителей от выплаты дани? Какие цели они преследовали?


Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место ти…

Учитель: как вы думаете, в чем выражалось ордынское владычество? В рабочих листах напишите ваши предположения

Рабочий лист

В чем выражалось ордынское владычество

Что знаю?









Что узнал?



Возможные варианты ответов:

  • князья вынуждены ездить в Орду

  • князья получали ярлык на право княжения

  • многие терпели унижения и даже погибали)

Работа с презентацией « Русь и Золотая Орда» (Слайд 1- 6)

Обсудите в группе, что узнали нового и допишите в рабочие листы.

Возможные  варианты ответов:

  •         перепись населения численниками

  •         баскачество

  •         людей уводили в рабство

  •         несли повинности в пользу Орды)

  • повинности русского населения

2. Повинности русского населения

Рабочий лист. Страница 2

Параграф 14. Изучите пункт Повинности русского населения. Запишите их в рабочий лист.


Повинности русского населения

1.

2.

3.

4.







Возможные варианты ответов:

  •       ежегодные выплаты – ордынский выход.

  •       внеочередные платежи.

  •       кормили и содержали послов.

  •       поставляли воинов в ордынскую армию.

  1. Борьба русского народа против ордынского владычества. ( Слайд 7-8)

Две позиции русских князей:

Первая - открытое вооруженное выступление, стремление немедленно добиться освобождения от зависимости.

Такую политику проводили тверские князья, князья Юго-Западной Руси. Князья, вставшие на путь открытой вооруженной борьбы с монголо-татарами, остались в памяти народной как богатыри, народные герои.

Их подвиги воспеты в песнях, былинах, некоторые из них русской церковью названы святыми.

Подобные действия носили героический, но безнадежный характер. Вооруженное сопротивление русских князей вело к разорению их земель, гибели их самих и тысяч людей.

Вторая позиция:

политику лояльности, сотрудничества с монголо - татарами проводил, в частности, Александр Ярославич, княживший тогда в Новгороде.

Политика сотрудничества Александра Ярославича с монголе - татарами подвергалась осуждению, как современниками, так и его потомками.

     Но следует учитывать, что свою политику по отношению к монголо - татарам Александр Ярославич строил с учетом того, что в тот период над Русью нависли две опасности: одна - с Востока, другая - с Запада, со стороны католического Рима.

Учитель: Попробуем вместе сделать вывод.

Вывод: Князья пытались бороться, но поскольку противостоять силе было трудно, то старались получить ярлык на право княжения.

IV. Последствия ордынского владычества ( Слайд 9)

  • Разрушены города

  • Приостановлено каменное строительство

  • Произошла утрата многих ремесел

  • Приостановился процесс развития феодального землевладения

  • Сократилась численность населения

  • Русская культура пришла в упадок (из-за пожаров погибло множество произведений искусства, письменных источников).

      1. Этап подведения итогов и рефлексия.

Оценка эффективности работы на уроке.

Ф.И. ученика__________________________________________________

Сделайте, пожалуйста, метки, которые соответствуют вашей оценке результатов урока. Если Вы низко оцениваете результаты, то метка ставится 0, если выше, то выберите подходящий балл – от 1 до 5.

Степень усвоения материала:

0

1

2

3

4

5

Оценка моей работы на уроке:

0

1

2

3

4

5


Домашнее задание: параграф 14

  • Нарисуйте книжку-миниатюру «Ордынское владычество»

  • Составьте книжку-словарь темы.

  • Исторический диктант (10 предложений)

Источники:

  • А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России. С древнейших времен до конца XVI века. Москва. Просвещение. 2012.

  • Хрестоматия по истории России: с древнейших времён до 18 века: в 4т., т.1 (Сост.: И.В.Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова)  М, 1994;

  • Е. В. Симонова. Методическое пособие к учебнику А. А. Данилова и Л. Г. Косулина. История государства и народов России. Дроф. Москва. 2003











Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее