Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма. 8 класс
Цели:
1.Познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра;
2.Углубить и расширить представления об эпистолярном жанре посредством знакомства с письмами выдающихся людей;
3.Воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому.
Учебные задачи:
1.Развитие коммуникативных способностей учащихся;
2.Соблюдение стилевого единства письма;
3.Умение выделять смысловые части письма.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать интерес к письму как средству передачи информации, документу эпохи, благодаря которому осуществляется связь поколений, сохраняется историческая память народа;
2.Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: видеопроектор,компьютер, учебник «Русский родной язык» (О.М.Александрова, О.В.Загоровская, С.И.Богданов и др.), презентация к уроку
Форма проведения: урок русского родного языка.
Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, художественное чтение
Ход занятия
1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).
2. Постановка учебной задачи
Слайд 1
«Пишите письма», ради всего святого!
Пишите письма, хотя бы два слова!
Осенью, летом, в снегопад, в зной,
Пишите мамам: «Я – живой!»
Самое главное: «Я – живой!»
Самое важное: «Я – живой!»
В. Ильина
Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
Как вы уже догадались, мы сегодня пишем письма.
Ребята, когда последний раз вы писали письма?(ответы детей)
В ответ большинство из вас пожимают плечами, а некоторые этого никогда и не делали
Сегодня редко пишут письма и в основном люди старшего поколения. Молодежь считает, что письма писать незачем, ведь есть телефон, можно позвонить, послать эсемэску, а не тратить попусту время на письма. Да все это так, но ведь в эсемэске не скажешь о сокровенном, не расскажешь подробно. Письмо – это средство самовыражения.
К сожалению, сегодня эта удивительная, благородная древняя форма письма вытесняется другими. Мы звоним, шлем факсы, отправляем интернет - письма. Общаемся? Да. Но уже очень по-деловому, подчас забывая, что эпистолярная форма – это художественное произведение, искусство слова.
3.Открытие нового знания
Слайд 2
Представим себе особую ситуацию: нет ни сотовых телефонов, ни интернета, а как передать, что ты жив-здоров, как сообщить о себе?
- Каким типом речи вы будете пользоваться, чтобы передать какую-либо информацию?
- Какой стиль речи вы будете использовать?
- Назовите приметы разговорного стиля.
Слушаются ответы учащихся.
Словарная работа. Слайд 3
* Эпистолярный (лат.epistole – письмо, послание) – написанный в форме писем. (Школьный словарь иностранных слов. В.В.Одинцов, Г.П.Смолицкая, Е.И.Голанова, И.А.Василевская, М., «Просвещение», 1983)
*Эпистолярный – О литературных произведениях: в форме писем, переписки. (Словарь русского языка, С.И.Ожегов,М., «Русский язык»,1984)
Слово учителя: Чтобы научиться писать интересные и содержательные письма, необходимо знать правила, законы эпистолярного искусства. Я предлагаю вам прочесть письмо.
Слайд 4
Милостивый и любимый мой друг!
Вполне убеждённый в Вашей ко мне расположенности, я, с верою в успехе, направляю под сень добрейшего покровительства Вашего семейного труженика, нуждающегося в каком-нибудь занятии для насущного существования. Не откажитесь пристроить его в Ваше правление. Я за него вполне ручаюсь, гордясь Вашим ко мне расположением и убеждением в правоте слов душевно Вам преданного и искренне вас почитающего. Л.Т. январь 1897.
- Что понравилось в этом письме? Что показалось необычным? ( Любезное обращение, вежливая просьба, выражение почтения)
- Это необходимые компоненты, составляющие правильную структуру письма.
- Вы обратили внимание на обращение в прочитанном письме?
- Поговорим о правилах этикета – экспозиции в системе формирования культуры. Давайте посмотрим на выписки из писем.
Слайд 5.
Подари мне на день рождения сказки Андерсена. Когда ты привезёшь мне обещанную книгу? Ну ладно. Пока. Пиши.
- В чём недостаток этих реплик? ( Они неучтивы, невежливы. В них нет обращений)
- Обращение – вещь тонкая, связанная с нашей общей культурой, воспитанием, образованием, и характеризует оно не столько того, к кому мы обращаемся (адресата), сколько нас самих. Разнообразие обращений к адресатам – показатель не только вашей вежливости, но и богатства чувств и изобретательности.
- Отредактируйте эти неуклюжие, грубоватые реплики. Добавьте в них учтивости, любезности, теплоты.
Слайд 6.
Милая бабушка, пожалуйста, подари мне на день рождения сказки Андерсена.
Извини, милая сестричка, что я тебе напоминаю, но ты обещала мне подарить Детскую энциклопедию….
До скорой встречи, подружка. Жду с нетерпением от тебя весточку.
- Найдите во фрагментах из писем Пушкина обращения, выделите запятыми. К подчёркнутым словам устно подберите однокоренные.
Слайд 7.
Поздравляю вас почтенный Сергей Иванович с….;
Виноват Ваше сиятельство кругом виноват…..
Друг мой жёнка на прошлой почте…
Безалаберный полно писать глупости …
- Что значит слово безалаберный?
Что можно сказать об авторе этих строк как о человеке? (Пушкин учитывает возраст, положение адресата, разрешает себе пошутить.)
ВЫВОДЫ: Начинать письмо нужно с обращения к адресату. Это обращение сразу же задаёт нужный тон и определяет восприятие письма. Например, широко принятое у нас слово уважаемый звучит нейтрально, с оттенком холодной официальности, а дорогой – передаёт личную заинтересованность писавшего. Воспитанный человек обратится к своему адресату многоуважаемый или глубокоуважаемый. В переписке с зарубежным корреспондентом принято обращение господин. Однако, если вы близко знакомы с адресатом, можно написать дорогой.
- Часто бывает необходимо поблагодарить адресата за что-либо: за поздравление, подарок, помощь. В русском речевом этикете существует ряд формул благодарности.
Вспомните их и запишите (Кто больше?)
Слайд 8.
Спасибо Вам (тебе); Большое (огромное ) спасибо; Благодарю Вас (тебя); Я хочу поблагодарить Вас (тебя); Мне хочется выразить Вам (тебе) свою багодарность ( признательность); Позвольте Вас поблагодарить.
- Перед вами фрагмент письма писателю В.Я. Лакшину И.С. Соколова – Микитова, писателя, рассказчика, очеркиста, отличавшегося пристальным внимание к человеку, природе, животным.
Слайд 9.
23 июня 1969. Карачарово
Дорогой Владимир Яковлевич!
Посылаю последнюю страничку «Вертушинки». Благодарю за доброту, дружеское письмецо… Радуюсь тому, что ваш славный корабль продолжает свой путь, минуя подводные и надводные рифы. Прошу передать привет друзьям новомировцам.
Дружески обнимаю
И. Соколов-Микитов
P.S. Если возможно, пошлите, пожалуйста, в Карачарово седьмую книжку «Нового мира», когда она появится на божий свет.
-Обратите внимание на основные компоненты письма, назовите их.
-начало (дата, место, форма обращения к адресату)
- основная часть (деловая или служебная информация, просьбы, предложения, пожелания, приветы родным и знакомым);
- конец (пожелания адресату, подпись);
- дата и местонахождение отправителя письма, если они не были указаны в самом начале);
- Post scriptum: используется , когда нужно добавить важную информацию.
- Какой стиль речи в письме Соколова-Микитова? (разговорный)
- В письменной речи разговорный стиль представлен записками, частными письмами, дневниковыми записями.
- А вот перед вами ещё одно письмо А.С. Пушкина к А.Х. Бенкендорфу.
Слайд 10.
Милостивый государь
Александр Христофорович,
Государю императору угодно было через Ваше сиятельство дозволить мне печатать «Историю Пугачёва» в одной из типографий , зависящих от его высокопреосвещенства М.М. Сперанского: осмеливаюсь прибегнуть к Вашему сиятельству с покорнейшею просьбою дать знать о том куда следует.
С глубочайшим почтением и совершенной преданностью честь имею быть, милостивый государь. Вашего сиятельства покорнейший слуга,
Александр Пушкин
- Можно ли это письмо назвать дружеским?
- Какое оно? (Официально – деловое)
- Каковы особенности официально- делового стиля?
Назовите признаки официально-делового стиля в этом письме.
ЗАДАНИЕ.
Отметьте в письме Пушкина слова, обороты речи, уместные в настоящее время в официальном письме высокопоставленному лицу, и слова, обороты, которые вы считаете архаичными, неуместными в наше время. Выпишите их в две колонки.
Угодно Прибегнуть С просьбою Дать знать о том Куда следует С почтением | Милостивый государь Государь Ваше сиятельство Его высокопревосходительство Осмеливаюсь прибегнуть К Вашему сиятельству С покорнейшей просьбою С глубоким почтением Покорнейший слуга
|
- Расскажите об использованных знаках препинания в тексте данного письма. Какие из них соответствуют, а какие не соответствуют современным знакам пунктуации?
- Познакомьтесь теперь с классическими примерами поздравительных писем, написанных по разным поводам родственникам, друзьям, официальным лицам.
Слайд 11-13
Из «Краткого письмовника» («Правила Светской жизни и этикета. Хороший тонъ. – С.-Петербург, 1819 г.)
----Добрая и милая бабушка!
Маленькая внучка Ваша поздравляет Вас с Новым годом и желает прожить много-много счастливых лет в радости и веселье.
Ах, как бы я хотела Вас, милая моя бабушка, обнять и расцеловать. Но злая судьба не даёт мне такого счастья.
Крепко-крепко целующая Вас внучка Ли.
Милостивый государь С…Н…
Пожалование Вас начальником в г. №…принято здешней публикой с большой радостью. Ваши достоинства говорят в пользу Вашего сердца. Все ожидают Вас с истинным удовольствием, надеясь доброй душе вашей найти своё благополучие.
Примите уверение в моём к Вам почтении и преданности. А.В.
Милый друг Р…Д…
Не откажитесь сделать великое одолжение своим посещением вечерком сегодня душевно тебе преданного Л…
- Не избалованы мы такого рода корреспонденцией, отвыкли от тёплых, душевных писем, от деликатных слов, любезных обращений. Ссылаемся на стремительность жизни, на занятость.
А может, дорогие ребята, мы сегодня приблизились хотя бы на шаг к возрождению эпистолярного жанра?
РЕФЛЕКСИЯ
Домашнее задание. Написать письмо одному из названных ниже адресатов: семье, другу, президенту, ветерану, солдату о том , как можно построить свою жизнь в будущем.