«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

План-конспект урока родного русского языка в 8 келассе "Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма".

Цели:

1.Познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра;

2.Углубить и расширить представления об эпистолярном жанре посредством знакомства с письмами выдающихся людей;

3.Воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма. 8 класс

Цели:

1.Познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра;

2.Углубить и расширить представления об эпистолярном жанре посредством знакомства с письмами выдающихся людей;

3.Воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому.

Учебные задачи:

1.Развитие коммуникативных способностей учащихся;

2.Соблюдение стилевого единства письма;

3.Умение выделять смысловые части письма.

Воспитательные задачи: 

1.Воспитывать интерес к письму как средству передачи информации, документу эпохи, благодаря которому осуществляется связь поколений, сохраняется историческая память народа;

2.Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: видеопроектор,компьютер, учебник «Русский родной язык» (О.М.Александрова, О.В.Загоровская, С.И.Богданов и др.), презентация к уроку

Форма проведения: урок русского родного языка.

Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, художественное чтение

Ход занятия

1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).

2. Постановка учебной задачи

Слайд 1

«Пишите письма», ради всего святого!

Пишите письма, хотя бы два слова!

Осенью, летом, в снегопад, в зной,

Пишите мамам: «Я – живой!»

Самое главное: «Я – живой!»

Самое важное: «Я – живой!»

В. Ильина

Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

Как вы уже догадались, мы сегодня пишем письма.

Ребята, когда последний раз вы писали письма?(ответы детей) 

В ответ большинство из вас пожимают плечами, а некоторые этого никогда и не делали

Сегодня редко пишут письма и в основном люди старшего поколения. Молодежь считает, что письма писать незачем, ведь есть телефон, можно позвонить, послать эсемэску, а не тратить попусту время на письма. Да все это так, но ведь в эсемэске не скажешь о сокровенном, не расскажешь подробно. Письмо – это средство самовыражения.

К сожалению, сегодня эта удивительная, благородная древняя форма письма вытесняется другими. Мы звоним, шлем факсы, отправляем интернет - письма. Общаемся? Да. Но уже очень по-деловому, подчас забывая, что эпистолярная форма – это художественное произведение, искусство слова.

3.Открытие нового знания

Слайд 2

Представим себе особую ситуацию: нет ни сотовых телефонов, ни интернета, а как передать, что ты жив-здоров, как сообщить о себе?

- Каким типом речи вы будете пользоваться, чтобы передать какую-либо информацию?

- Какой стиль речи вы будете использовать?

- Назовите приметы разговорного стиля.

Слушаются ответы учащихся.

Словарная работа. Слайд 3

* Эпистолярный (лат.epistole – письмо, послание) – написанный в форме писем. (Школьный словарь иностранных слов. В.В.Одинцов, Г.П.Смолицкая, Е.И.Голанова, И.А.Василевская, М., «Просвещение», 1983)

*Эпистолярный – О литературных произведениях: в форме писем, переписки. (Словарь русского языка, С.И.Ожегов,М., «Русский язык»,1984)

Слово учителя: Чтобы научиться писать интересные и содержательные письма, необходимо знать правила, законы эпистолярного искусства. Я предлагаю вам прочесть письмо.

Слайд 4

Милостивый и любимый мой друг!

Вполне убеждённый в Вашей ко мне расположенности, я, с верою в успехе, направляю под сень добрейшего покровительства Вашего семейного труженика, нуждающегося в каком-нибудь занятии для насущного существования. Не откажитесь пристроить его в Ваше правление. Я за него вполне ручаюсь, гордясь Вашим ко мне расположением и убеждением в правоте слов душевно Вам преданного и искренне вас почитающего. Л.Т. январь 1897.

- Что понравилось в этом письме? Что показалось необычным? ( Любезное обращение, вежливая просьба, выражение почтения)

- Это необходимые компоненты, составляющие правильную структуру письма.

- Вы обратили внимание на обращение в прочитанном письме?

- Поговорим о правилах этикета – экспозиции в системе формирования культуры. Давайте посмотрим на выписки из писем.

Слайд 5.

Подари мне на день рождения сказки Андерсена. Когда ты привезёшь мне обещанную книгу? Ну ладно. Пока. Пиши.

- В чём недостаток этих реплик? ( Они неучтивы, невежливы. В них нет обращений)

- Обращение – вещь тонкая, связанная с нашей общей культурой, воспитанием, образованием, и характеризует оно не столько того, к кому мы обращаемся (адресата), сколько нас самих. Разнообразие обращений к адресатам – показатель не только вашей вежливости, но и богатства чувств и изобретательности.

- Отредактируйте эти неуклюжие, грубоватые реплики. Добавьте в них учтивости, любезности, теплоты.

Слайд 6.

Милая бабушка, пожалуйста, подари мне на день рождения сказки Андерсена.

Извини, милая сестричка, что я тебе напоминаю, но ты обещала мне подарить Детскую энциклопедию….

До скорой встречи, подружка. Жду с нетерпением от тебя весточку.

- Найдите во фрагментах из писем Пушкина обращения, выделите запятыми. К подчёркнутым словам устно подберите однокоренные.

Слайд 7.

Поздравляю вас почтенный Сергей Иванович с….;

Виноват Ваше сиятельство кругом виноват…..

Друг мой жёнка на прошлой почте…

Безалаберный полно писать глупости …

- Что значит слово безалаберный?

Что можно сказать об авторе этих строк как о человеке? (Пушкин учитывает возраст, положение адресата, разрешает себе пошутить.)

ВЫВОДЫ: Начинать письмо нужно с обращения к адресату. Это обращение сразу же задаёт нужный тон и определяет восприятие письма. Например, широко принятое у нас слово уважаемый звучит нейтрально, с оттенком холодной официальности, а дорогой – передаёт личную заинтересованность писавшего. Воспитанный человек обратится к своему адресату многоуважаемый или глубокоуважаемый. В переписке с зарубежным корреспондентом принято обращение господин. Однако, если вы близко знакомы с адресатом, можно написать дорогой.

- Часто бывает необходимо поблагодарить адресата за что-либо: за поздравление, подарок, помощь. В русском речевом этикете существует ряд формул благодарности.

Вспомните их и запишите (Кто больше?)

Слайд 8.

Спасибо Вам (тебе); Большое (огромное ) спасибо; Благодарю Вас (тебя); Я хочу поблагодарить Вас (тебя); Мне хочется выразить Вам (тебе) свою багодарность ( признательность); Позвольте Вас поблагодарить.

- Перед вами фрагмент письма писателю В.Я. Лакшину И.С. Соколова – Микитова, писателя, рассказчика, очеркиста, отличавшегося пристальным внимание к человеку, природе, животным.

Слайд 9.

23 июня 1969. Карачарово

Дорогой Владимир Яковлевич!

Посылаю последнюю страничку «Вертушинки». Благодарю за доброту, дружеское письмецо… Радуюсь тому, что ваш славный корабль продолжает свой путь, минуя подводные и надводные рифы. Прошу передать привет друзьям новомировцам.

Дружески обнимаю

И. Соколов-Микитов

P.S. Если возможно, пошлите, пожалуйста, в Карачарово седьмую книжку «Нового мира», когда она появится на божий свет.

-Обратите внимание на основные компоненты письма, назовите их.

-начало (дата, место, форма обращения к адресату)

- основная часть (деловая или служебная информация, просьбы, предложения, пожелания, приветы родным и знакомым);

- конец (пожелания адресату, подпись);

- дата и местонахождение отправителя письма, если они не были указаны в самом начале);

- Post scriptum: используется , когда нужно добавить важную информацию.

- Какой стиль речи в письме Соколова-Микитова? (разговорный)

- В письменной речи разговорный стиль представлен записками, частными письмами, дневниковыми записями.

- А вот перед вами ещё одно письмо А.С. Пушкина к А.Х. Бенкендорфу.

Слайд 10.

Милостивый государь

Александр Христофорович,

Государю императору угодно было через Ваше сиятельство дозволить мне печатать «Историю Пугачёва» в одной из типографий , зависящих от его высокопреосвещенства М.М. Сперанского: осмеливаюсь прибегнуть к Вашему сиятельству с покорнейшею просьбою дать знать о том куда следует.

С глубочайшим почтением и совершенной преданностью честь имею быть, милостивый государь. Вашего сиятельства покорнейший слуга,

Александр Пушкин

- Можно ли это письмо назвать дружеским?

- Какое оно? (Официально – деловое)

- Каковы особенности официально- делового стиля?

Назовите признаки официально-делового стиля в этом письме.

ЗАДАНИЕ.

Отметьте в письме Пушкина слова, обороты речи, уместные в настоящее время в официальном письме высокопоставленному лицу, и слова, обороты, которые вы считаете архаичными, неуместными в наше время. Выпишите их в две колонки.

Угодно

Прибегнуть

С просьбою

Дать знать о том

Куда следует

С почтением

Милостивый государь

Государь

Ваше сиятельство

Его высокопревосходительство

Осмеливаюсь прибегнуть

К Вашему сиятельству

С покорнейшей просьбою

С глубоким почтением

Покорнейший слуга


- Расскажите об использованных знаках препинания в тексте данного письма. Какие из них соответствуют, а какие не соответствуют современным знакам пунктуации?

- Познакомьтесь теперь с классическими примерами поздравительных писем, написанных по разным поводам родственникам, друзьям, официальным лицам.

Слайд 11-13

Из «Краткого письмовника» («Правила Светской жизни и этикета. Хороший тонъ. – С.-Петербург, 1819 г.)

----Добрая и милая бабушка!

Маленькая внучка Ваша поздравляет Вас с Новым годом и желает прожить много-много счастливых лет в радости и веселье.

Ах, как бы я хотела Вас, милая моя бабушка, обнять и расцеловать. Но злая судьба не даёт мне такого счастья.

Крепко-крепко целующая Вас внучка Ли.





Милостивый государь С…Н…

Пожалование Вас начальником в г. №…принято здешней публикой с большой радостью. Ваши достоинства говорят в пользу Вашего сердца. Все ожидают Вас с истинным удовольствием, надеясь доброй душе вашей найти своё благополучие.

Примите уверение в моём к Вам почтении и преданности. А.В.



Милый друг Р…Д…

Не откажитесь сделать великое одолжение своим посещением вечерком сегодня душевно тебе преданного Л…

- Не избалованы мы такого рода корреспонденцией, отвыкли от тёплых, душевных писем, от деликатных слов, любезных обращений. Ссылаемся на стремительность жизни, на занятость.

А может, дорогие ребята, мы сегодня приблизились хотя бы на шаг к возрождению эпистолярного жанра?

РЕФЛЕКСИЯ

Домашнее задание. Написать письмо одному из названных ниже адресатов: семье, другу, президенту, ветерану, солдату о том , как можно построить свою жизнь в будущем.


















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее