«Осенний фестиваль знаний 2024»

План-конспект урока по теме "Средневековая деревня и ее обитали"

План-конспект к уроку по теме "Средневековая деревня и ее обитатели" к учебнику "История Средних веков" под ред. Е.В.Агибаловой.

Олимпиады: Всеобщая история 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: Средневековая деревня

Цели:

  1. Дать представление о феодальной вотчине – сеньории; показать, на чём основывались отношения между феодалом-сеньором и зависимыми от него крестьянами, что собой представляло их положение, каковы условия их жизни и труда; выявить сущность натурального хозяйства и причины его господства в средние века, подвести к выводу, что прежняя свободная община попала в зависимость к феодалу, но продолжала развиваться и укрепляться и играть огромную роль в жизни крестьян.

  2.  Продолжить формирование умений анализировать исторические явления, описывать их на основании нескольких источников знаний. Формировать умение прослеживать причинно – следственные связи и выявлять признаки понятий.

  3. Воспитывать уважение к крестьянскому труду.

Термины и понятия: Сеньория (вотчина), повинности, барщина, оброк, община, натуральное хозяйство.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент (3 мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие, положительный настрой на сотрудничество.

Проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Заполнение классного журнала и тетради приёма-передачи.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Дежурный по классу докладывает учителю об отсутствующих в классе и готовности учащихся к уроку

2.Мотивационно-целевой этап (3 мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Посмотрите внимательно на СЛАЙД 1. Как вы думаете, что на нем изображено?



- Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке?

Тема нашего урока: «Средневековая деревня и ее обитатели». СЛАЙД 2.

Дети смотрят на слайд.

Приблизительный ответ: На слайде видно, что люди заняты различным трудом: земледелием и ремеслом

- о крестьянах.


Запись даты и темы урока в тетрадь.

3.Актуализация знаний (5 мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Давайте вспомним:

- Когда и как крестьяне Европы потеряли свободу и землю?

- Из кого образовался класс зависимых крестьян?

К середине XI в. в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным. Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне.

Предположите, какие вопросы мы должны рассмотреть на нашем уроке при изучении данной темы.

План урока:

1.Господская земля и крестьянские наделы.

2.Феодал и зависимые крестьяне.

3.Крестьянская община.

4.Как жили и трудились крестьяне.

5. Натуральное хозяйство.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжелой? Чем отличались средневековые крепостные крестьяне от римских рабов? Почему в это время было неизбежно господство натурального хозяйства?

Ответы учеников

При затруднении обращаются к §1, стр.16-17

4. Изучение нового материала (25 мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вопросы: СЛАЙД 3.

1) Что считалось самым ценным в эпоху Средневековья?

2)Кому принадлежала тогда земля?

3)Как они стали её владельцами? 

4)Была ли земля у крестьян?

5)Каким образом они утратили на неё право?

6)Кто обрабатывал эту землю? На каком основании?

7)Кем являлся феодал по отношению к крестьянам?

-  Таким образом, мы можем сделать вывод: земля принадлежала феодалу-сеньору, на ней работали зависимые крестьяне и выполняли в пользу феодала работы. Историки её называют сеньорией (вотчиной).

Найдите в учебнике определение феодальной вотчине (стр.87)

Обратимся к схеме “План феодальной вотчины-сеньории”. СЛАЙД 4

Вопросы:

  • Из чего состояло феодальное поместье?

  • Кому принадлежали пахотные земли?

  • На какие две части делилась пахотная земля (поля)?

  • Кому принадлежали лес, луг, речка?

СТРУКТУРА ВОТЧИНЫ:

ВОТЧИНА



ГОСПОДСКИЙ ДВОР (С ЗАМКОМ)


КРЕСТЬЯНСКИЕ НАДЕЛЫ

ГОСПОДСКАЯ ЗЕМЛЯ





За то, что феодал дал крестьянину в пользование землю, он работал на него, нёс в его пользу повинности (принудительные обязанности перед сеньором). СЛАЙД 5


Оброк – платежи зависимых крестьян феодалу продуктами,

изделиями или деньгами. Отдавали со своих наделов

Барщина – даровой принудительный труд феодально-зависимых

крестьян, работающих собственным инвентарём на господской земле.


Задание №1. На основании документа на стр.90 “Повинности зависимых крестьян Нормандии” попробуйте разделить повинности, которые несли крестьяне, на две группы:

СЛАЙД 6

 БАРЩИНА

ОБРОК

Косить луга и убирать сено

Сдавать хлеб

Чистить мельничные канавы

Нести поросят

Выгребать навоз

Выпекать лепешку к празднику

Пахать поля, сеять и убирать хлеб

Сдавать ячмень и пшеницу

Чем различаются барщина и оброк? 

 -  Барщина и оброк были главными повинностями зависимых крестьян, но были и другие виды повинностей.

Задание №2. Какие повинности еще несли крестьяне.

Пошлина (плата):

   за вступление в брак;

   за помол зерна на мельнице сеньора;

   за выпечку хлеба в сеньориальной печи и другие.

Вопросы:

 1.   Чем можно объяснить, что крестьянин должен был отбывать столь обременительные повинности? (Он был зависимый)

2.   В какой зависимости он находился? (Поземельной)

КАТЕГОРИИ ЗАВИСИМОГО КРЕСТЬЯНСТВА: СЛАЙД 7

1) Поземельно зависимые крестьяне:

Наследственная передача крестьянского хозяйства

Судебная зависимость от феодала (штрафы, телесные наказания)

2) Лично зависимые крестьяне (потомки рабов):

Не только не владели своей землёй, но и были лично несвободными – не имели права перемещаться по желанию, передать свой надел другим людям, выполняли дополнительные работы

- Тяжелее было положение лично зависимых крестьян (крепостных).

Задание №3. Прочтите. СЛАЙД 8

  • Подумайте, какие ещё поборы были с крестьян, кроме выплат феодалу.

  • Как она называлась? (Церковная десятина - ДЕСЯТАЯ ЧАСТЬ

ДОХОДА ОТДАВАЛАСЬ В ПОЛЬЗУ ЦЕРКВИ).

 

-  Повинности крестьян были весьма обременительны, но, как правило, они не менялись. Мы уже знаем, что все крестьяне были несвободны по-разному. Феодалы пытались изменять повинности, увеличивая их, но крестьяне этому активно сопротивлялись.

- Крестьяне могли жаловаться на своих господ и нередко добивались справедливости. Их защищала от феодала и помогала им выжить в тех условиях крестьянская община.

Община – экономическое объединение крестьян, низшая административная единица в деревне.


Задание №4: работая с текстом п. 3 § 11, исследуйте и назовите причины, которые заставили крестьян объединяться в общины. СЛАЙД 9

  Вопрос: была ли необходимость у жителей сеньории что-либо покупать? СЛАЙД 10


 -  Мы можем сделать вывод: все необходимое для жизни феодалов и крестьян производилось на месте, почти ничего не покупалось. Такое состояние экономики называется натуральным хозяйством.

Натуральное хозяйство – тип хозяйства, при котором продукты и вещи производятся не для продажи, а собственного потребления.

 Задание №5. Выясним, почему в первые столетия Средневековья в Европе господствовало натуральное хозяйство (т.е. ничего не продавалось и ничего не покупалось)?

Урожайность была низкой в 11-13 вв. Собрав урожай, крестьянин должен был оставить семена для следующего посева, отдать налог государству, заплатить оброк феодалу, церковную десятину, а на остальное прожить с семьёй до следующего урожая. Оставалось мало, поэтому крестьяне в основном, недоедали. А ещё возьмите во внимание неурожаи и недороды. В таком случае крестьян ожидал голод.

Вопросы:

1.   Как вы думаете, оставались ли у крестьянина излишки, которые можно было бы продать?

2.   А имели ли феодалы излишки? Могли ли они торговать этими излишками? (содержание своего двора, запас на чрезвычайный случай, продавать не кому – во всех поместьях такие же продукты).

Причины:

1.   Низкий уровень техники и незначительность получаемых излишков.

2.   Повсеместное производство одинаковых продуктов.

-  Однако натуральное хозяйство господствовало не полностью: кое-что приходилось покупать, а кое-что хотелось бы купить.

- что приобретали?

1) В эпоху средневековья самым ценным, что было у человека, являлась земля, так как она его кормила и одевала.

Находят в учебнике определения: Вотчина– наследственное земельное владение феодала.

Поместье- хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

Отвечают на вопросы.




Зарисовывают схему в тетрадь.








Записывают понятия.








Заполняют таблицу в тетради.











Дочитывают документ и отвечают на вопросы.








Запись схемы в тетрадь.







Читают документ. Отвечают на вопросы:

-налог королю, т.е. в пользу государства

- повинность в пользу церкви.










Читают пункт и называют причины.
















Отвечают на вопросы:

Нет, т.к. крестьянин сам себя обеспечивал одеждой, обувью и мебелью.



Запись в тетрадь


Работа с учебником на стр.92-93, п.6















Запись в тетрадь


5. Закрепление материала (3 мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- А теперь исследовав жизнь крестьян, скажите  хорошо ли им жилось в средневековье?

- Кому несли повинности крестьяне?

Отвечают на вопрос.

6.Рефлексия

-Что нового узнали на уроке?

-Какие умения и навыки отрабатывали?

- С какими новыми терминами познакомились?

-Что понравилось и что не понравилось на уроке?

- Какие выводы сделали?

7. Домашнее задание (1 мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Составить рассказ “Один день из жизни зависимого крестьянина”.

Запись в дневник


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее