Тема: Средневековая деревня
Цели:
Дать представление о феодальной вотчине – сеньории; показать, на чём основывались отношения между феодалом-сеньором и зависимыми от него крестьянами, что собой представляло их положение, каковы условия их жизни и труда; выявить сущность натурального хозяйства и причины его господства в средние века, подвести к выводу, что прежняя свободная община попала в зависимость к феодалу, но продолжала развиваться и укрепляться и играть огромную роль в жизни крестьян.
Продолжить формирование умений анализировать исторические явления, описывать их на основании нескольких источников знаний. Формировать умение прослеживать причинно – следственные связи и выявлять признаки понятий.
Воспитывать уважение к крестьянскому труду.
Термины и понятия: Сеньория (вотчина), повинности, барщина, оброк, община, натуральное хозяйство.
ХОД УРОКА | ||||||||||||||||
1.Организационный момент (3 мин) | ||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||
Приветствие, положительный настрой на сотрудничество. Проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. Заполнение классного журнала и тетради приёма-передачи. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Дежурный по классу докладывает учителю об отсутствующих в классе и готовности учащихся к уроку | |||||||||||||||
2.Мотивационно-целевой этап (3 мин) | ||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||
Посмотрите внимательно на СЛАЙД 1. Как вы думаете, что на нем изображено? - Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке? Тема нашего урока: «Средневековая деревня и ее обитатели». СЛАЙД 2. | Дети смотрят на слайд. Приблизительный ответ: На слайде видно, что люди заняты различным трудом: земледелием и ремеслом - о крестьянах.
Запись даты и темы урока в тетрадь. | |||||||||||||||
3.Актуализация знаний (5 мин) | ||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||
Давайте вспомним: - Когда и как крестьяне Европы потеряли свободу и землю? - Из кого образовался класс зависимых крестьян? К середине XI в. в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным. Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Предположите, какие вопросы мы должны рассмотреть на нашем уроке при изучении данной темы. План урока: 1.Господская земля и крестьянские наделы. 2.Феодал и зависимые крестьяне. 3.Крестьянская община. 4.Как жили и трудились крестьяне. 5. Натуральное хозяйство. Формулирование проблемных вопросов урока. Почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжелой? Чем отличались средневековые крепостные крестьяне от римских рабов? Почему в это время было неизбежно господство натурального хозяйства? | Ответы учеников При затруднении обращаются к §1, стр.16-17 | |||||||||||||||
4. Изучение нового материала (25 мин) | ||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||
Вопросы: СЛАЙД 3. 1) Что считалось самым ценным в эпоху Средневековья? 2)Кому принадлежала тогда земля? 3)Как они стали её владельцами? 4)Была ли земля у крестьян? 5)Каким образом они утратили на неё право? 6)Кто обрабатывал эту землю? На каком основании? 7)Кем являлся феодал по отношению к крестьянам? - Таким образом, мы можем сделать вывод: земля принадлежала феодалу-сеньору, на ней работали зависимые крестьяне и выполняли в пользу феодала работы. Историки её называют сеньорией (вотчиной).
Обратимся к схеме “План феодальной вотчины-сеньории”. СЛАЙД 4 Вопросы: Из чего состояло феодальное поместье? Кому принадлежали пахотные земли? На какие две части делилась пахотная земля (поля)? Кому принадлежали лес, луг, речка? СТРУКТУРА ВОТЧИНЫ: ВОТЧИНА ГОСПОДСКИЙ ДВОР (С ЗАМКОМ) КРЕСТЬЯНСКИЕ НАДЕЛЫ ГОСПОДСКАЯ ЗЕМЛЯ
- За то, что феодал дал крестьянину в пользование землю, он работал на него, нёс в его пользу повинности (принудительные обязанности перед сеньором). СЛАЙД 5
Задание №1. На основании документа на стр.90 “Повинности зависимых крестьян Нормандии” попробуйте разделить повинности, которые несли крестьяне, на две группы: СЛАЙД 6
Чем различаются барщина и оброк? - Барщина и оброк были главными повинностями зависимых крестьян, но были и другие виды повинностей. Задание №2. Какие повинности еще несли крестьяне. Пошлина (плата): за вступление в брак; за помол зерна на мельнице сеньора; за выпечку хлеба в сеньориальной печи и другие. Вопросы: 1. Чем можно объяснить, что крестьянин должен был отбывать столь обременительные повинности? (Он был зависимый) 2. В какой зависимости он находился? (Поземельной) КАТЕГОРИИ ЗАВИСИМОГО КРЕСТЬЯНСТВА: СЛАЙД 7 1) Поземельно зависимые крестьяне: Наследственная передача крестьянского хозяйства Судебная зависимость от феодала (штрафы, телесные наказания) 2) Лично зависимые крестьяне (потомки рабов): Не только не владели своей землёй, но и были лично несвободными – не имели права перемещаться по желанию, передать свой надел другим людям, выполняли дополнительные работы - Тяжелее было положение лично зависимых крестьян (крепостных). Задание №3. Прочтите. СЛАЙД 8 Подумайте, какие ещё поборы были с крестьян, кроме выплат феодалу. Как она называлась? (Церковная десятина - ДЕСЯТАЯ ЧАСТЬ ДОХОДА ОТДАВАЛАСЬ В ПОЛЬЗУ ЦЕРКВИ).
- Повинности крестьян были весьма обременительны, но, как правило, они не менялись. Мы уже знаем, что все крестьяне были несвободны по-разному. Феодалы пытались изменять повинности, увеличивая их, но крестьяне этому активно сопротивлялись. - Крестьяне могли жаловаться на своих господ и нередко добивались справедливости. Их защищала от феодала и помогала им выжить в тех условиях крестьянская община. Община – экономическое объединение крестьян, низшая административная единица в деревне.
Задание №4: работая с текстом п. 3 § 11, исследуйте и назовите причины, которые заставили крестьян объединяться в общины. СЛАЙД 9 Вопрос: была ли необходимость у жителей сеньории что-либо покупать? СЛАЙД 10
- Мы можем сделать вывод: все необходимое для жизни феодалов и крестьян производилось на месте, почти ничего не покупалось. Такое состояние экономики называется натуральным хозяйством. Натуральное хозяйство – тип хозяйства, при котором продукты и вещи производятся не для продажи, а собственного потребления. Задание №5. Выясним, почему в первые столетия Средневековья в Европе господствовало натуральное хозяйство (т.е. ничего не продавалось и ничего не покупалось)? Урожайность была низкой в 11-13 вв. Собрав урожай, крестьянин должен был оставить семена для следующего посева, отдать налог государству, заплатить оброк феодалу, церковную десятину, а на остальное прожить с семьёй до следующего урожая. Оставалось мало, поэтому крестьяне в основном, недоедали. А ещё возьмите во внимание неурожаи и недороды. В таком случае крестьян ожидал голод. Вопросы: 1. Как вы думаете, оставались ли у крестьянина излишки, которые можно было бы продать? 2. А имели ли феодалы излишки? Могли ли они торговать этими излишками? (содержание своего двора, запас на чрезвычайный случай, продавать не кому – во всех поместьях такие же продукты). Причины: 1. Низкий уровень техники и незначительность получаемых излишков. 2. Повсеместное производство одинаковых продуктов. - Однако натуральное хозяйство господствовало не полностью: кое-что приходилось покупать, а кое-что хотелось бы купить. - что приобретали? | 1) В эпоху средневековья самым ценным, что было у человека, являлась земля, так как она его кормила и одевала. Находят в учебнике определения: Вотчина– наследственное земельное владение феодала. Поместье- хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне. Отвечают на вопросы.
Зарисовывают схему в тетрадь.
Записывают понятия.
Заполняют таблицу в тетради.
Дочитывают документ и отвечают на вопросы.
Запись схемы в тетрадь.
Читают документ. Отвечают на вопросы: -налог королю, т.е. в пользу государства - повинность в пользу церкви.
Читают пункт и называют причины.
Отвечают на вопросы: Нет, т.к. крестьянин сам себя обеспечивал одеждой, обувью и мебелью.
Запись в тетрадь
Работа с учебником на стр.92-93, п.6
Запись в тетрадь
| |||||||||||||||
5. Закрепление материала (3 мин) | ||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||
- А теперь исследовав жизнь крестьян, скажите хорошо ли им жилось в средневековье? - Кому несли повинности крестьяне? | Отвечают на вопрос. | |||||||||||||||
6.Рефлексия | ||||||||||||||||
-Что нового узнали на уроке? -Какие умения и навыки отрабатывали? - С какими новыми терминами познакомились? -Что понравилось и что не понравилось на уроке? - Какие выводы сделали? | ||||||||||||||||
7. Домашнее задание (1 мин) | ||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||
Составить рассказ “Один день из жизни зависимого крестьянина”. | Запись в дневник |