«Зимний фестиваль знаний 2025»

План-конспект урока по теме : "Болото и его обитатели".

конспект урока по окружающему миру по теме" Болото и его обитатели". 3 класс ПНШ.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа»


Тема: Болото и его обитатели.


Цели урока:

  1. Обучающие:

  1. сформировать представление о природном сообществе и экосистеме;

  2. закрепить понятие о значении благоприятных природных условий для жизни организма;

  3. показать отличия между естественными и искусственными природными сообществами;

4. убедить в том, что понятие экосистема шире, чем понятие природное сообщество

  1. Развивающие:

  1. научить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию воображения;

  2. научить формулировать цели урока, пользоваться предметным языком, грамотно выражать свои мысли;

  3. развивать поисково - информационные умения: работать с учебниками;

  4. развивать учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

5. способствовать развитию коммуникативности

3.Воспитательные:

  1. формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

  2. формировать культуру общения, устойчивое положительное отношение к доброте, как ценностному отношению к живому миру;

  3. развивать привычку дисциплинированного поведения, прививать умения поступать по совести;

  4. формировать ценность сопереживания успехам и неудачам товарищей;

  5. прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле

познавательные УУД:


-познакомить с болотом как с природным сообществом;


- обобщить и систематизировать знания о болоте;


- сравнивать свои возможности


- учить искать и выделять необходимую информацию в тексте;


- учить устанавливать причинно-следственные связи на основе микроисследований:


- описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;


- использовать словарь учебника


личностные УУД:


- работать над развитием учебных и познавательных мотивов;


- работать над формирование рефлексивного отношения к учёбе


регулятивные УУД:


- учить ставить цели предстоящей работы;


- учить различать учебные задания разного типа;


- учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль;


- учить оценивать себя и своих товарищей


коммуникативные УУД:


- совершенствовать умение работать в паре, в группе;


- учить осуществлять учебное сотрудничество;


- учиться работать в роли консультантов, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания



Тип урокаурок усвоения новых знаний.

Вид урока: урок - исследование.

Психологический аспект построения урока: восприятие – осмысление – понимание – запоминание – воспроизведение материала в речь – обобщение – систематизация.

Организационные формы: фронтальная беседа, групповая и индивидуальная работа

Базовые понятия урока:

  • цепь питания

  • растения болот

  • животные болот

-образование болот



Оборудование: презентации, учебник, хрестоматия, тетрадь для самостоятельных работ, физическая карта России





План урока


1. Орг. момент


2. Актуализация знаний учащихся


3. Проверка знаний учащихся


4. Изучение нового


4.1. Как образуются болота?


4.2.Растительный мир болот


4.3.Животный мир болот


4.4.Цепи питания


5. Закрепление изученного материала



6. Домашнее задание


7. Итог урока


Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Орг часть




2.Актуализация знаний учащихся






3.Повторение изученного материала.







3.Проверка знаний учащихся



















4. Изучение нового


Постановка проблемного вопроса.



а) Целеполагание.


















б) Стадия вызова:










в) Стадия осмысления:

























































Первичное закрепление





























Физминутка.

(Танец лягушат)









Включение знаний в систему. Закрепление.


































































































7.Итог





































- Прозвенел для всех звонок

Начинается урок.

-- Здравствуйте.

(Дети вместе с учителем)

Встанем, встанем, встанем в круг

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмёмся,

Друг другу улыбнёмся,

Крепко ладошку к ладошке прижмём,

Урок окружающего мира начнём

Будем сегодня слушать. Рассуждать

И друг другу, работая в паре, группе помогать.





- Назовите большую тему, которую начали изучать на нескольких последних уроках.


Назовите, какие природные сообщества вы уже знаете?




Проверим, насколько внимательны вы были на предыдущих уроках.


У вас на партах лежит тест. Предлагаю выполнить тест, который покажет, как усвоена эта тема. Затем выполните проверку и оцените свои знания ( 0 ош- «5» ; 1ош.-«4»; 2ош.-«3»; более –«2».)











Сегодня мы познакомимся ещё с одним сообществом.


Послушайте загадку и определите, о чем будем говорить, сформулируйте тему нашего урока

1. Все обходят это место

Здесь земля как будто тесто

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.


Как вы думаете, что мы должны выяснить сегодня на уроке? Какие цели урока.

- Молодцы!



- С чем ассоциируется у вас болото? (кочки)





растения



животные


болото





цепочки


значение





Как вы думаете, достаточно ли у вас знаний и представлений по этой теме? Заполните лист

Самооценки на начальной стадии










Болото – широко распространенное в нашей стране природное сообщество.

Болота и заболоченные места занимают в России примерно 2 млн.кв.м.


- Как вы думаете, как образуются болота?


- Кто из вас был когда-нибудь на болоте? Или что-то читал, видел в кино или на картинках. (Слайд болота)

Чтобы лучше узнать о болоте и его обитателях мы отправимся на экскурсию по болоту.

А по пути будем знакомиться с его обитателями.


В тёмные осенние ночи над болотами иногда появляются какие – то огни, которые перебегают с места на место, пропадают и вновь появляются. Издавна люди связывали это с нечистой силой. А суть в том, что на дне болот гниёт много остатков погибших животных и растений. При этом образуются разные газы, в том числе и болотный. Когда он вырывается из глубины на поверхность, то от соприкосновения с воздухом вспыхивает – самовозгорается


Сфагнувый мох имеет одно замечательное свойство. Он содержит вещества, губительно действующие на бактерии. Пучки сухого мха прикладывают к ранам в качестве перевязочного материала. Он хорошо впитывает выделения из раны и оказывает обеззараживающее действие


На болотах живут лишь немногие растения. Багульник, голубика, морошка, пушица. аир. Встречаются и деревья: ива, ель, берёза, кое –где встречаются чахлые сосны. Растут здесь и грибы.А еще есть необыкновенные растения - хищники - росянка и пузырчатка. Они ловят и поедают насекомых, Мелкие листочки росянки покрыты красными волосками с капельками клейкого сока. Окраска привлекает насекомых, и они, как только сядут на растение, тут же приклеиваются к нему.






На все вопросы нашли ответ? Доказали, что болото – природное сообщество?


1.Работа по учебнику

2.Работа в рабочей тетради(№1-работа в паре, №2-работа в паре, №3-работа в паре)№4-индивидуальная работа.























На болоте две подружки, 
Две зеленые лягушки. 
Утром рано умывались, 
Полотенцем растирались,
Ножками топали, 
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись,
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям физкультпривет.





2.Исследовательская работа по теме «Болота на территории Шуваевского сельского округа»





Работа в группе (приложение)





















































Выполнение тестов


1.Выбери правильное утверждение:

Болото – засушливые участки суши.

Болото – избыточно увлажненные участки суши.


2.Что не растет на болоте?

Малина

Клюква

Пушица

Лён

Багульник


3.Кто не живёт на болоте?

Лисица

Кулик

Ондатра

Гадюка

Жаворонок


Проект(работа на листе ватмана)Учитель заранее готовит лист ватмана с группами животных, обитающих на болотах. Дети должны ,работая в группе, правильно наклеить цветную картинку в соответствующую группу.


-Мы заканчиваем знакомство с экосистемой - болото, его интересными растениями, разнообразными животными. Надеюсь, что урок был увлекательным и интересным для вас. Вы узнали много нового и интересного об удивительном мире болот.

Скажите, мы доказали, что болото- это природное сообщество?

-Оцените свою работу на уроке.


Лист самооценки (конец урока)


7.3.Домашнее задание

а) С.65-68; с.31(П.Т.)


б) сообщение о любых обитателях болот…







. А на прощание послушайте стихотворение.

Любите родную природу –
Озёра, леса и поля,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней,
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.







-Вы сегодня очень хорошо поработали, поэтому обитатели болот приготовили вам вкусный подарок- клюкву в сахаре. Попробуйте, какие вкусные и полезные ягоды растут на болотах . Спасибо за работу.




Настрой на работу










Природное сообщество – это единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды.



Луг, лес, поле, пресный водоём.



Учащиеся выполняют тест

Презентация



На доске, когда дети справились с тестом, открываются правильные ответы. Дети сверяют работу и выставляют себе оценки.
















Предположения детей…





Болото – природное сообщество



Предположения детей…



1 растения

2 животные

3 питательные цепочки

4 значение болот


















Лист самооценки

Начало урока

Окруж. мир

Конец урока

Окруж. мир

Знаю все



Знаю все


Знаю, но не все



Знаний стало больше


Знаю мало


Ничего нового не узнал



Ничего не знаю


Могу рассказать другим









Предположения детей…







Чтение хр С 105-106(по цепочке)





Сообщение 2 уч-ся о болоте.. Методичка С 161 С





Нет .Растения, животный мир, питательные цепочки.














Рассказы детей о растительности болот.

Рассказы детей о животных болота.

О пользе для человека С.111хр.









Ответы детей


























Уч-ся знакомят с исследовательской работой(презентация)













Лист самооценки (конец урока)














Найти по описанию растение. Заполнить таблицу.



Название растения

Номер

Клюква

 

Мох сфагнум

 

Рогоз

 

Багульник

 

Росянка

 

Вывод: все растения приспособлены к избытку влаги.

Мох сфагнум.

1.Это растение обладает удивительными свойствами. Он умеет пить воду, то есть впитывать в себя много лишней влаги. Именно поэтому он может жить на влажном болоте.

Кроме того, обладает целебными свойствами: там, где он растёт, не появляются вредные микробы, вызывающие болезни. Из-за этих свойств раньше использовали вместо ваты. Этот мох живёт много лет.

Багульник болотный.

2.Вечнозелёный кустарник 20 -125см высоты. У растения тяжёлый запах. В медицине используют как отхаркивающее и бактерицидное средство при бронхитах, заболеваниях лёгких. Растение ядовитое. Животные обычно его не трогают.

Росянка.

3.Небольшое красноватое растение. Растение насекомоядное. Добыча её - мелкие насекомые ( небольшие мухи, комары). Ловчими снарядами у неё служат листья. Верхняя поверхность их покрыта особыми волосками, каждый из которых несёт на конце капельку клейкого сока. Лист со множеством блестящих мелких капелек кажется покрытым росой. Садясь на такой лист мелкое слабое насекомое, приклеивается к нему и уже не может освободиться.

Рогоз.

4.Высота этого растения до 1 - 2 метров. Отличительная особенность этого растения - это плотный коричневый, словно бархатный, "цилиндр" на конце стебля.Стебли и листья используют как строительный материал, для плетения корзин; корневища, богатые крахмалом, - пища выхухоли, ондатры, нутрии.

Клюква

5.Вечнозелёный стелющийся полукустарник. Плод- тёмно-красная сочная ягодка. Созревают ягоды в конце сентября. Отличается высоким содержанием аскорбиновой кислоты. Эта ягода обладает жаропонижающим свойством, активизирует умственную и физическую работоспособность. Используют при лечении ангины, простуды, болезни почек и др.




Вписать пропущенные слова

Все началось 15 000 лет тому назад.

Климат _________, и ледники стали таять.

Небольшие впадины  на поверхности ____________ водой.

В таких местах образовались  _______.

В болоте вода ________, поэтому оно постепенно зарастает ______, _______, _____.

Отмирая, они образуют толстый слой  _____ на дне.

Ходить по болотам ________. 















1.Выбери правильное утверждение:

Болото – засушливые участки суши.

Болото – избыточно увлажненные участки суши.


2.Что не растет на болоте?

Малина

Клюква

Пушица

Лён

Багульник


3.Кто не живёт на болоте?

Лисица

Кулик

Гадюка

Жаворонок









Тест

1.Растениями луга являются…

а)тимофеевка, клевер

б)ландыш, осока

в)черника, пион

2.На деревьях обитают…

а)белки, дятлы

б)мыши, зайцы

в)кроты, лоси

3.К искусственным водоёмам относятся…

а)реки , моря

б)водохранилища, пруды, каналы

в)ручьи, реки, озёра

4.Вода в пресных водоёмах имеет зелёный цвет, потому что…

а)это плавает ряска

б)много микроскопических водорослей

в)на дне много ила

5.Живым фильтром называют…

а)головастиков

б)раков

в)двустворчатых моллюсков

6.Строителями хаток и плотин на пресных водоёмах являются…

а)люди

б)ондатры

в)бобры

7.Главными зерновыми культурами являются…

а)картофель, томаты

б)пшеница ,рожь, овёс

в)лук, репа

8.Врагами тлей являются…

а)канюки

б)синицы

в)божьи коровки







11


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее