«Зимний фестиваль знаний 2025»

План-конспект урока по окружающему миру. Тема. Будь природе другом!

Цель урока: Продолжить знакомство с Красной книгой; формировать знания о правильном поведении на природе, средствах защиты природы от пагубного влияния, её взаимосвязи с жизнью человека и его деятельностью.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

План-конспект урока по окружающему миру № 23 Дата проведения: 29.11.2017г.

Тема. Будь природе другом!

Цель урока: Продолжить знакомство с Красной книгой; формировать знания о правильном поведении на природе, средствах защиты природы от пагубного влияния, её взаимосвязи с жизнью человека и его деятельностью.

Задачи урока:

  1. Обобщать знания учащихся о защите природы, правилах поведения в природе.

  2. Укрепить и дополнить знания детей по формированию понятия «экология».

  3. Устанавливать взаимосвязи деятельности человека и его влиянием на окружающую среду,  через знакомство с содержанием деятельности и её результатами, правилами поведения в природе.

Планируемые результаты:

  1. Предметные

  • Называть факторы, угрожающие живой природе.

  • Познакомить с понятием – экология.

  • Знать правила поведения в природе.

  • Иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и его влиянием на окружающую среду  

  1. Метапредметные

  • Понимать учебную задачу урока и стремится её выполнить.

  • Моделировать правила с помощью условных знаков.

  • Прогнозировать деятельность человека по отношению к природе.

  • Делать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

  1. Личностные

  • Понимать свою роль в деле охраны окружающей среды.

Форма проведения урока: урок- конференция.

Оборудование: компьютерная презентация,

Место проведения: класс, парты расставлены по командам, на столах карточки, учебники.

Класс 2, УМК «Школа России».

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.

- В нашем классе стало тише

Прозвенел уже звонок.

Улыбнитесь, распрямитесь.

Нам пора начать урок.

Мы хороший, дружный класс?



-Да, и все получится у нас! (все)



- Я желаю вам удачи

Цель найти, решить задачи,

Чтоб урок прошел не зря

К новым знаниям, друзья!

Садитесь, ребята.


II. Актуализация знаний.

Повторение пройденного материала.

– О чем шла речь на прошлом уроке? (О Красной книге)

– Что такое Красная книга? (Красная книга – это книга, которая содержит сведения о редких и исчезающих растениях и животных)

– Как выглядела первая Красная книга? (Обложка была красная, а страницы – разноцветные: красные, желтые, белые, серые и зеленые)

– В каком году была издана Международная красная книга? (В 1966 году)

– Почему для ее обложки выбрали красный цвет? (Красный цвет – сигнал опасности)

– Для чего в этой книге выбрали разноцветные страницы? (Для того, чтобы было видно, в каком положении находится то или иное животное и растение: исчезающие, сохраняющиеся, редкие, неопределенные и восстанавливающиеся)

– Какие виды растений и животных заносятся в эту книгу? (Редкие и исчезающие)

– По какой причине растения и животные могут менять свое местонахождение в Красной книге? (Если судьба животного или растения меняется в лучшую или худшую сторону)


III. Определение темы урока. На фоне пения птиц и журчания ручейка. Слайд 2.

- Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему нашего урока:

Посмотри, мой милый друг, Поле, речка и трава,

Что находится вокруг? Горы, воздух и листва,

Небо светло-голубое, Птицы, звери и леса,

Солнце светит золотое, Гром, туманы и роса.

Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает.

Человек и время года - Это все вокруг - … (природа).


- Правильно, ребята – это природа. А назвали мы наш урок: Будь природе другом! Слайд 3.

– Сегодня наш урок пройдет в виде конференции.

- Все вы сегодня будете представлять «Комитет по охране природы» (открывается надпись на доске), СЛАЙД!!! где работают различные отделы. Каждая группа обучающихся – отдел по охране.

– Прочитайте табличку на своем столе (Отделы следующие: по охране зверей; по охране птиц; по охране насекомых; по охране растений)

- Как вы думаете, какие цели и задачи стоят перед нами???


– Мы продолжим разговор об охране природы и подумаем о том, что зависит непосредственно от нас. В ходе урока мы выведем правила нашего поведения в природе, от которого зависит состояние окружающей среды.

IV. Изучение материала.

– В природе все тесно связано между собой. Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой: с землей, водой, воздухом и всеми живущими вокруг живыми организмами. Природа отдает людям свои богатства, открывает свои тайны тем людям, которые любят ее, терпеливо наблюдают и бережно, с уважением относятся к ней.

– В первом классе вам говорили о том, что не надо рвать цветы на лугах, в лесах и ловить бабочек. Почему? (С цветов пчелы собирают нектар, они их опыляют и дают развитие. Бабочки – опылители растений. А сорванные цветы все равно завянут, пока несем до дома).

– Почему в лесу надо соблюдать тишину? (Потому что шум, громкая музыка и крики в лесу пугают птиц, зверей и насекомых).

– Правильно. От шума в лесу все спрячутся и затаятся.

– Если ты хочешь увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши – затаись, не шуми, прислушайся к шорохам и звукам. Ты – в гостях у природы, помни об этом!


Работа с учебником.

– Внимательно рассмотрите схему в учебнике стр. 92 (СЛАЙД 4!!!!). Расскажите с ее помощью, почему многие растения и животные встречаются все реже? (Дети перечисляют: убивают животных, вырубают леса, ловят рыб сетями, ловят сачками бабочек, срывают цветы, заводы сливают грязную воду в водоемы).

– Правильно, сейчас вы мне все это рассказали, используя знаки схемы.

– Многие правила поведения в природе можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью условных знаков. Вспомните знаки, которыми руководствуются водители на дорогах. Какие вы знаете знаки дорожного движения? (Запрещающие знаки) (постепенно СЛАЙД 5!!!)

– Правильно. Они запрещают машине превышать скорость или двигаться в каком-то направлении. Они круглой формы и в красной окантовке.

– Еще, какие знаки есть? (Предупреждающие знаки).

– Верно. Эти знаки предупреждают водителя, что впереди скользкая дорога или крутой спуск. Эти знаки треугольной формы и так же в красной окантовке.

– Может быть, вы еще знаете названия дорожных знаков? (Разрешающие).

– Молодцы. Уже по названию понятно, что они что-то разрешают. Например, «пешеходный переход» или «велосипедная дорожка».


Показываю образцы дорожных знаков.

– Охрана растений и животных – проблема государственная, а вот мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом? (Можем: не будем рвать цветы, ломать деревья, разорять гнезда и т.д.)

– При входе в лес тоже можно было бы вешать специальные знаки. Какие? Давайте познакомимся с некоторыми из них. 

- Перед вами листы, на каждом из которых есть правило. Ваша задача – найти рисунки, которые иллюстрируют данное правило, наклеить их рядом и сделать общий вывод.


(На СЛАЙДЕ 6!!!! «экологические знаки» Правил друзей природы).


Дети читают вслух «Правила друзей природы».

– Какой формы эти знаки? (Эти знаки круглой формы).

– Какого цвета у них окантовка? (Окантовка красного цвета)

– О чем это нам говорит? (Это запрещающие знаки).

– Правильно. Это запрещающие знаки.


Затем заранее подготовленные дети рассказывают стихотворение о правилах поведения в природе

– Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
– Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?



– Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшкам,
Приготовь для них кормушки.




– И тогда любой зверек – 
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба –
Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»

V. Физкультминутка А над морем мы с тобою!

СЛАЙД!!!7!!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю        

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

(Ходьба на месте.)

Сядьте, дети на песок,

Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)


VI. Продолжение изучения материала.

– Отдохнули? Хорошо. Сели ребята.

– Вот теперь начинается работа ваших отделов по охране зверей, по охране птиц, по охране насекомых и по охране растений. Вам необходимо выбрать начальников отдела, которые будут регулировать работу всех сотрудников.

– Вам придется самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке, согласно названия своего отдела.

– Помните, что в данный момент вы решаете очень серьезную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости, равнодушия, пренебрежительности злых людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками.

- Каждому отделу я раздам карточку с заданием. На обсуждение, выполнение задания и определение отвечающих отводится 10-15 минут. Можете использовать книги «Атлас определитель», фото и доп. материал. В конце каждый отдел отчитается о проведенной работе.


Пока дети готовятся, отвожу каждому «Отделу» место на доске для расположения рисунков запрещающих и иных знаков.


Карточка 1 (Отдел охраны зверей) 

1. Отгадайте загадки:

Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет. (Белка)


2. Расскажите об одном из этих животных по плану:

  1. Внешний вид.

  2. Место обитания.

  3. Убежище (нора, дупло, берлога и т.д.)

  4. Чем питается?

  5. Почему человек истребляет?

3. Составьте правила защиты зверей. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»

4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить зверям.


Карточка 2 (Отдел охраны птиц)

1. Отгадайте загадки:

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней. 
Кто же это? (Соловей)

2. Расскажите об одной из этих птиц по плану:

  1. Внешний вид.

  2. Место обитания.

  3. Есть ли у этой птицы особенности, какие?

  4. Чем питается?

  5. Почему истребляется человеком?

3. Составьте правила защиты птиц и их потомства. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»

4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить птицам.





Карточка № 3 (Отдел охраны насекомых) 

  1. Отгадайте загадки:

Я – пятнистая букашка,
Если в руки попаду –
Притворюсь больною тяжко, 
В обморок я упаду. (Божья коровка)

2. Расскажите об одном из этих насекомых по плану:

  1. Внешний вид.

  2. Место обитания.

  3. Чем интересно насекомое?

  4. Чем питается?

  5. Почему человек истребляет?

3. Составьте правила защиты насекомых. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»

4Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить насекомым.


Карточка № 4 (Отдел охраны растений)

1. Отгадайте загадки:

Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет, 
А в иголках круглый год. (Ель) 

2. Расскажите об одном из этих растений по плану:

  1. Внешний вид.

  2. Где растет?

  3. Чем интересно растение?

  4. Как человек использует?

3. Составьте правила защиты растений. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»

4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить растениям.


– Итак, работа подходит к концу, и я прошу рассказать всем о выполненной работе своих отделов.

Начальники отделов должны распределить, кто будет отвечать на поставленные вопросы среди сотрудников.


Выступают ребята со своими сообщениями.

– Хорошо потрудились ребята. Молодцы.


Если останется время!!!

А сейчас, я хочу прочитать рассказ в вашем учебнике Юрия Аракчеева, который называется «Сидел в траве кузнечик…» (чтение рассказа)

– О чем шла речь в тексте? (О том, как два жестоких мальчика издевались над кузнечиком, а третий добрый мальчик отпустил его на волю).

– Узнав о Красной книге России, Сережа и Надя, герои нашего учебника составили свою Красную книгу. Вот какие растения и животные попали на ее страницы. (слайд)

– Знаете ли вы их названия? Проверить себя вы сможете на «Страничках для самопроверки» учебника.

– Почему ребята решили взять под защиту растения и животных, которые не занесены в Красную книгу? (Потому что ребята и взрослые их уничтожают).

– Если бездумно относиться к окружающему нас миру, то в скором времени на страницах Красной книги появится много новых объектов, требующих заботы и охраны.


VII. Подведение итогов урока (рефлексия). СЛАЙД!10

– Давайте подведем итоги нашей конференции.


- Ребята, посмотрите еще раз на знаки и скажите, какое решение вы приняли для себя по отношению к растениям и животным?



- Что нового вы узнали сегодня на уроке?



- Чему каждый из вас научился сегодня?



- Какое главное дело вы сделали?


– Необходимо не только знать животных и растения, которые входят в Красную книгу и охранять их, но и бережно относиться ко всем животным, защищать их.

– Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. Нельзя уничтожать растения и животные, которые нам не нравятся, так как в природе все взаимосвязано.

– А какой отдел «Комитета по охране природы» потрудился лучше? Я, думаю, что все сотрудники отделов охраны потрудились на славу. Ведь каждое самостоятельно сформулированное правило и каждый придуманный знак– это крупинка ваших полученных знаний.

– Поработали на «5»


VIII. Домашнее задание. ???


А теперь всем отдыхать! – Всем спасибо за отличную работу!


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее