«Осенний фестиваль знаний 2024»

План-конспект урока по математике в 6 классе «Признаки делимости на 2, 5 и на 10»

Преподавание математики в 6-м классе ведется по учебнику И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович «Математика, 6 класс». По учебному плану на изучение математики в 6-м классе отводится 5 часов

в неделю (170 часов в год).

В соответствии с программой изучается раздел «Делимость натуральных чисел». В рамках этого раздела содержится тема «Признаки делимости». Урок изучения новых знаний «Признаки делимости на 2, 5 и 10» является первым уроком в данном параграфе.

Урок построен на основе деятельностного подхода и технологии проблемного обучения, что предполагает максимальное использование собственной исследовательской активности ученика по определению, поиску и нахождению нового знания. В ходе урока планируются не только предметные результаты обучения, но и метапредметные, и личностные.

Основной метод, применяемый на уроке, – метод исследования, предполагающий построение обучения как творческого процесса открытия ребенком нового знания. Способы организации деятельности учащихся на уроке – групповая работа.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

План-конспект урока по математике в 6 классе

«Признаки делимости на 2, 5 и на 10»


Ф.И.О. Кульпанова Ирина Дмитриевна

Предмет: математика

Класс: 6

Тема: «Признаки делимости на 2,5 и на 10»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-исследование

Цели урока: (формирование УУД):

Преподавание математики в 6-м  классе ведется по учебнику И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович «Математика, 6 класс». По учебному плану на изучение математики в 6-м классе отводится 5 часов

в неделю (170 часов в год).

В соответствии с программой изучается раздел «Делимость натуральных чисел». В рамках этого раздела содержится тема «Признаки делимости». Урок изучения новых знаний «Признаки делимости на 2, 5 и 10» является первым уроком в данном параграфе.

  Урок построен на основе деятельностного подхода и технологии проблемного обучения, что предполагает максимальное использование собственной исследовательской активности ученика по определению, поиску и нахождению нового знания. В ходе урока планируются не только предметные результаты обучения, но и метапредметные, и личностные.

  Основной метод, применяемый на уроке, – метод исследования, предполагающий построение обучения как творческого процесса открытия ребенком нового знания. Способы организации деятельности учащихся на уроке – групповая работа.



Личностные:

  • формирование у учащихся готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные: развитие у учащихся умений:

  • находить  необходимую информацию в тексте;

  • анализировать информацию;

  • формулировать гипотезы;

  • устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Предметные: 

  • формирование представлений учащихся о признаках делимости на 2, 5 и на 10 и способах их доказательства;

  • развитие умений применять изученные признаки делимости при решении задач.

Задачи урока:

  • рассмотреть способы определения делителей числа.

  • организовать работу по углублению и закреплению знаний о признаках

делимости чисел на 2,5 и 10.

  • развивать логическое мышление, внимание, речь.

Оборудование: проектор, доска, раздаточный материал.





План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление изученного материала:

  • групповая работа;

  • самостоятельная работа;

  • Индивидуальная.

5. Итоги урока. Рефлексия.

6. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Дежурный, отметим отсутствующих.

2. Актуализация знаний.

Деление чисел издавна считалось задачей, куда более трудной, чем умножение. Поэтому делить люди научились гораздо позже, чем умножать. Учёные – математики долго занимались поиском наиболее простого способа деления чисел.

Один из них – деление «уголком», которым мы пользуемся сейчас, впервые появился в Европе в 10 веке и получил название «золотого деления».На деление уголком часто затрачивается много времени, а ведь возникают ситуации, когда нужно быстро определить, делится одно число на другое или нет. В этом помогают простые, легко запоминающиеся признаки.

Блез Паскаль – этот человек нашел общий алгоритм для нахождения общих признаков делимости любого целого числа на любое другое целое число. (Слайд 1)

Поисково-проблемная деятельность:

Ребята, а сейчас проведем устный счет.(Слайд 2)

Выражения 27:2; 65:10; 153:5 показывают, что результат получится с остатком.

3. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности обучающихся

- Давайте теперь с вами подумаем с помощью каких примет можно

определить делимость чисел на 2, на 5, на 10?

- А как по-другому можно назвать приметы? А по-другому можно назвать

признак.

- А вы знаете, что такое признак? Где мы можем это узнать? (В Интернете, словаре, учебнике, спросить у взрослых и др.)

Сегодня источником информации нам будет служить словарь Сергея Ивановича Ожегова. Найдите значение слова “признак”. (Признак – показатель, примета, знак по которым можно узнать, определить что-нибудь. Признаки делимости. Признаки весны. Признаки нетерпения. Без признаков жизни.)  

- Какое значение нам подходит больше? (Признак делимости — правило, позволяющее сравнительно быстро определить, является ли число кратным заранее заданному  без необходимости выполнять фактическое деление. 

- Сформулируйте тему урока? (Признаки делимости на 2, на 5,на 10).(Слайд 3) 

- Ребята, как вы думаете, где в жизни можно применить признаки делимости?

(Знание признаков делимости чисел можно использовать не только в математике, но и в жизни. Например, когда нам нужно определить, можно ли распределить некоторое количество предметов   на равные группы: разложить карандаши поровну в несколько коробок, разложить поровну конфеты в подарочные пакеты и т.д.)

Открываем тетради записываем число и тему урока «Признак делимости на 2, 5 и 10».

Цель нашего урока: найти способ быстрого определения делителей числа без выполнения делителей, сформулировать признаки делимости на 2, 5 и 10, а также научиться применять их при решении задач.

4. Изучение нового материала

Далее обучающиеся самостоятельно формулируют признак делимости чисел на 2, далее на 5 и на 10.(слайды 5,6,7).

1. Если число оканчивается на цифры 0,2,4,6,8, то оно делится на 2.

2. Если число оканчивается на цифры 0 и 5, то оно делится на 5.

3. Если число оканчивается на цифру 0, то оно делится на 10.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Задание 1. Используя каждую из цифр 0, 5 и 8 один раз, составьте все возможные трехзначные числа (Слайд 9)

Задание 2. Какие числа, кратные 5, удовлетворяют промежуткам

64

(слайд 10)

Физкультминутка.

Далее проводится работа с интернет-ресурсами.

https://learningapps.org/1867215

https://learningapps.org/5036778

https://learningapps.org/1171026

Групповая работа. Задания по карточкам. (Слайд 13)

Группа 1

Какие числа будут делиться на 5?

48732

54270

30876

84785

36780



Группа 2

Какие числа будут делиться на 2?

48732

54270

30876

84785

36780

Группа 3

Какие числа будут делиться на 10?

48732

54270

30876

84785

36780

5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Самостоятельная работа. Тестирование с взаимопроверкой (Слайд 14)

1. Какое из данных чисел делится на 2 ?

а )125, б) 156, в) 1321.

2. Среди чисел найдите те, которые делятся на 5

а) 12, б) 111, в) 125.

3. Найдите те числа, которые делятся и на 2 и на 5

а) 175, б) 390, в) 222.

4. Какое число кратно и 5 и 10?

а) 12463, б) 12460, в) 12461.

5. Какое из данных чисел делится на 10

а) 11250, б) 234, в) 4155.

Ответы:

1. – б; 2. – в; 3. – б; 4. – б; 5. - а (Слайд 15)

5. Итог урока. Рефлексия.


Ответы на вопросы:

1. Как по записи натурального числа определить, делится оно без остатка

2. на 10 или не делится на 10?

3. Как по записи натурального числа узнать, делится оно без остатка на 5

4. или не делится на 5?

5. Как по записи натурального числа узнать, делится оно без остатка на 2

6. или не делится на 2?(слайд 16)

6. Домашнее задание.

1. §. 28 прочитать , выучить все признаки.

2. Решить №№ 815,828.

На этом урок окончен, до свидания. (Слайд 20)



























Технологическая карта хода урока.


Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационный момент

Личностные: мотивация учения

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками


Создание благоприятного настроения на работу.

Приветствие, проверка готовности к уроку.


Включаются в деловой ритм урока

II. Актуализация знаний

Личностные: оценивание собственных знаний

Регулятивные: контроль процессов и результатов деятельности

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками

Познавательные: структурирование собственных знаний


Организация устного счета, опрос по понятиям: делители, кратные, простые и составные числа

Участвуют в работе по повторению: беседа с учителем, ответы на вопросы

III. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: постановка вопросов

Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели, формулирование проблемы

Тему урока, а также учебные задачи должны вывести самостоятельно в ходе диалога с учителем.




Мотивирует обучающихся, определяет цель урока, акцентирует внимание обучающихся на значимость темы

Записывают дату, тему урока





IV. Изучение нового материала

Личностные: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Коммуникативные: умение слушать, воспринимать речь других, умение оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные: извлечение нужной информации, понимание информации

Существенное отличие в том, что на одном уроке учащиеся изучают все признаки делимости, работают в малых группах, стараются самостоятельно найти закономерности и вывести признаки делимости


Комментирует примеры, выведенные на доску с использованием проектора, задает наводящие вопросы для того, чтобы обучающиеся самостоятельно смогли вывести признаки делимости. В процессе работы над презентацией

Отвечают на поставленные вопросы по содержанию презентации с необходимыми пояснениями. Высказывают предположения о признаках делимости, выводят признаки делимости



V.Применение знаний и умений в новой ситуации

Личностные: формирование готовности к самообразованию, внимательности и аккуратности в вычислениях

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера

Познавательные: закрепление навыков и умений применять признаки делимости


Организация и контроль за процессом выполнения заданий.


Выполняют задания в тетрадях, работают в парах и группах, обсуждают решение.

(3 человека по очереди выполняют индивидуальные задания с помощью

Интернет - ресурсов)

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Личностные: формирование позитивной самооценки

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других


Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок

Выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач, а также обсуждают трудности при выполнении задания

VII. Подведение итогов.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности

Коммуникативные: умение выражать свои мысли


Задает вопросы по новой теме

Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою работу


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее