План-конспект урока по математике в 6 классе
«Признаки делимости на 2, 5 и на 10»
Ф.И.О. Кульпанова Ирина Дмитриевна
Предмет: математика
Класс: 6
Тема: «Признаки делимости на 2,5 и на 10»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-исследование
Цели урока: (формирование УУД):
Преподавание математики в 6-м классе ведется по учебнику И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович «Математика, 6 класс». По учебному плану на изучение математики в 6-м классе отводится 5 часов
в неделю (170 часов в год).
В соответствии с программой изучается раздел «Делимость натуральных чисел». В рамках этого раздела содержится тема «Признаки делимости». Урок изучения новых знаний «Признаки делимости на 2, 5 и 10» является первым уроком в данном параграфе.
Урок построен на основе деятельностного подхода и технологии проблемного обучения, что предполагает максимальное использование собственной исследовательской активности ученика по определению, поиску и нахождению нового знания. В ходе урока планируются не только предметные результаты обучения, но и метапредметные, и личностные.
Основной метод, применяемый на уроке, – метод исследования, предполагающий построение обучения как творческого процесса открытия ребенком нового знания. Способы организации деятельности учащихся на уроке – групповая работа.
Личностные:
формирование у учащихся готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Метапредметные: развитие у учащихся умений:
находить необходимую информацию в тексте;
анализировать информацию;
формулировать гипотезы;
устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;
соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Предметные:
формирование представлений учащихся о признаках делимости на 2, 5 и на 10 и способах их доказательства;
развитие умений применять изученные признаки делимости при решении задач.
Задачи урока:
рассмотреть способы определения делителей числа.
организовать работу по углублению и закреплению знаний о признаках
делимости чисел на 2,5 и 10.
развивать логическое мышление, внимание, речь.
Оборудование: проектор, доска, раздаточный материал.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление изученного материала:
групповая работа;
самостоятельная работа;
Индивидуальная.
5. Итоги урока. Рефлексия.
6. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Дежурный, отметим отсутствующих.
2. Актуализация знаний.
Деление чисел издавна считалось задачей, куда более трудной, чем умножение. Поэтому делить люди научились гораздо позже, чем умножать. Учёные – математики долго занимались поиском наиболее простого способа деления чисел.
Один из них – деление «уголком», которым мы пользуемся сейчас, впервые появился в Европе в 10 веке и получил название «золотого деления».На деление уголком часто затрачивается много времени, а ведь возникают ситуации, когда нужно быстро определить, делится одно число на другое или нет. В этом помогают простые, легко запоминающиеся признаки.
Блез Паскаль – этот человек нашел общий алгоритм для нахождения общих признаков делимости любого целого числа на любое другое целое число. (Слайд 1)
Поисково-проблемная деятельность:
Ребята, а сейчас проведем устный счет.(Слайд 2)
Выражения 27:2; 65:10; 153:5 показывают, что результат получится с остатком.
3. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности обучающихся
- Давайте теперь с вами подумаем с помощью каких примет можно
определить делимость чисел на 2, на 5, на 10?
- А как по-другому можно назвать приметы? А по-другому можно назвать
признак.
- А вы знаете, что такое признак? Где мы можем это узнать? (В Интернете, словаре, учебнике, спросить у взрослых и др.)
Сегодня источником информации нам будет служить словарь Сергея Ивановича Ожегова. Найдите значение слова “признак”. (Признак – показатель, примета, знак по которым можно узнать, определить что-нибудь. Признаки делимости. Признаки весны. Признаки нетерпения. Без признаков жизни.)
- Какое значение нам подходит больше? (Признак делимости — правило, позволяющее сравнительно быстро определить, является ли число кратным заранее заданному без необходимости выполнять фактическое деление.
- Сформулируйте тему урока? (Признаки делимости на 2, на 5,на 10).(Слайд 3)
- Ребята, как вы думаете, где в жизни можно применить признаки делимости?
(Знание признаков делимости чисел можно использовать не только в математике, но и в жизни. Например, когда нам нужно определить, можно ли распределить некоторое количество предметов на равные группы: разложить карандаши поровну в несколько коробок, разложить поровну конфеты в подарочные пакеты и т.д.)
Открываем тетради записываем число и тему урока «Признак делимости на 2, 5 и 10».
Цель нашего урока: найти способ быстрого определения делителей числа без выполнения делителей, сформулировать признаки делимости на 2, 5 и 10, а также научиться применять их при решении задач.
4. Изучение нового материала
Далее обучающиеся самостоятельно формулируют признак делимости чисел на 2, далее на 5 и на 10.(слайды 5,6,7).
1. Если число оканчивается на цифры 0,2,4,6,8, то оно делится на 2.
2. Если число оканчивается на цифры 0 и 5, то оно делится на 5.
3. Если число оканчивается на цифру 0, то оно делится на 10.
5. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Задание 1. Используя каждую из цифр 0, 5 и 8 один раз, составьте все возможные трехзначные числа (Слайд 9)
Задание 2. Какие числа, кратные 5, удовлетворяют промежуткам
64
(слайд 10)
Физкультминутка.
Далее проводится работа с интернет-ресурсами.
https://learningapps.org/1867215
https://learningapps.org/5036778
https://learningapps.org/1171026
Групповая работа. Задания по карточкам. (Слайд 13)
Группа 1
Какие числа будут делиться на 5?
48732
54270
30876
84785
36780
Группа 2
Какие числа будут делиться на 2?
48732
54270
30876
84785
36780
Группа 3
Какие числа будут делиться на 10?
48732
54270
30876
84785
36780
5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Самостоятельная работа. Тестирование с взаимопроверкой (Слайд 14)
1. Какое из данных чисел делится на 2 ?
а )125, б) 156, в) 1321.
2. Среди чисел найдите те, которые делятся на 5
а) 12, б) 111, в) 125.
3. Найдите те числа, которые делятся и на 2 и на 5
а) 175, б) 390, в) 222.
4. Какое число кратно и 5 и 10?
а) 12463, б) 12460, в) 12461.
5. Какое из данных чисел делится на 10
а) 11250, б) 234, в) 4155.
Ответы:
1. – б; 2. – в; 3. – б; 4. – б; 5. - а (Слайд 15)
5. Итог урока. Рефлексия.
Ответы на вопросы:
1. Как по записи натурального числа определить, делится оно без остатка
2. на 10 или не делится на 10?
3. Как по записи натурального числа узнать, делится оно без остатка на 5
4. или не делится на 5?
5. Как по записи натурального числа узнать, делится оно без остатка на 2
6. или не делится на 2?(слайд 16)
6. Домашнее задание.
1. §. 28 прочитать , выучить все признаки.
2. Решить №№ 815,828.
На этом урок окончен, до свидания. (Слайд 20)
Технологическая карта хода урока.
Планируемые результаты | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||
I.Организационный момент | |||||||
Личностные: мотивация учения Регулятивные: организация своей учебной деятельности Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками
| Создание благоприятного настроения на работу. Приветствие, проверка готовности к уроку.
| Включаются в деловой ритм урока | |||||
II. Актуализация знаний | |||||||
Личностные: оценивание собственных знаний Регулятивные: контроль процессов и результатов деятельности Коммуникативные: организовывать и планировать учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками Познавательные: структурирование собственных знаний
| Организация устного счета, опрос по понятиям: делители, кратные, простые и составные числа | Участвуют в работе по повторению: беседа с учителем, ответы на вопросы | |||||
III. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся | |||||||
Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели, формулирование проблемы Тему урока, а также учебные задачи должны вывести самостоятельно в ходе диалога с учителем.
| Мотивирует обучающихся, определяет цель урока, акцентирует внимание обучающихся на значимость темы | Записывают дату, тему урока
| |||||
IV. Изучение нового материала | |||||||
Личностные: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся Коммуникативные: умение слушать, воспринимать речь других, умение оформлять свои мысли в устной форме Познавательные: извлечение нужной информации, понимание информации Существенное отличие в том, что на одном уроке учащиеся изучают все признаки делимости, работают в малых группах, стараются самостоятельно найти закономерности и вывести признаки делимости
| Комментирует примеры, выведенные на доску с использованием проектора, задает наводящие вопросы для того, чтобы обучающиеся самостоятельно смогли вывести признаки делимости. В процессе работы над презентацией | Отвечают на поставленные вопросы по содержанию презентации с необходимыми пояснениями. Высказывают предположения о признаках делимости, выводят признаки делимости
| |||||
V.Применение знаний и умений в новой ситуации | |||||||
Личностные: формирование готовности к самообразованию, внимательности и аккуратности в вычислениях Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера Познавательные: закрепление навыков и умений применять признаки делимости
| Организация и контроль за процессом выполнения заданий.
| Выполняют задания в тетрадях, работают в парах и группах, обсуждают решение. (3 человека по очереди выполняют индивидуальные задания с помощью Интернет - ресурсов) | |||||
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | |||||||
Личностные: формирование позитивной самооценки Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
| Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок | Выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач, а также обсуждают трудности при выполнении задания | |||||
VII. Подведение итогов. | |||||||
Регулятивные: оценивание собственной деятельности Коммуникативные: умение выражать свои мысли
| Задает вопросы по новой теме | Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою работу |