Тема: Почвы, их использования и охрана
Цель: Сформировать знания учащихся о биосфере; дать представление о распространении организмов на Земле; об образовании и разнообразии почв; их плодородии.
Задачи:
1. Сформировать понятие «почва».
2. Сформировать знания учащихся о плодородии почв, образование и разнообразие почв.
3. Изучить строение почв.
4. Изучить особенности распространения почв земной поверхности.
5. Продолжить формирование умений учащихся выделять главное, существенное в тексте, обобщать и систематизировать знания.
6. Развивать коммуникативные способности учащихся.
7. Воспитывать бережное отношение учащихся к природе.
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия: Почва; плодородие; механический состав; образование почв; почвенные горизонты; разнообразие почв.
Оборудование: учебное пособие 7 кл., физическая карта мира.
Ход урока
I. Организационный этап урока
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
1. Что такое почва?
2. Как доказать, что в почве имеются вода, воздух, минеральные и органические вещества?
3. Какова роль живого вещества в образовании почв?
IV. Изучение нового материала
На сегодняшним уроке вы узнаете, что такое почва из чего она состоит, каково её строение.
Тысячелетиями человечество возделывало землю, да и сегодня наше благополучие зависит от того как земледелец вырастит урожай. Но на почвы до 19в. не обращали ни какого внимания. И лишь в кон. 19в почвы стали предметом изучения. Так родилась наука почвоведение, у истоков которой стоял русский ученый В.В. Докучаев.
В.В. Докучаев - профессор Петербургского университета. Именно он в своей книге «Русский чернозем» заложил основы методов исследования почв. Он разработал классификацию почв, установил закономерность смены их с севера на юг, под влиянием зонального изменения природных компонентов. Именно он назвал почву зеркалом ландшафта, а все почвы четвертым царством природы.
Так что же такое почва? (рассматривается схема 1)
Схема 1. Образование почв и её состав
Не редко почву называют землёй, однако это далеко не одно и то же. В состав почвы входит.
Основой почвы явл-ся рыхлые горные породы, такие как глина, песок, ил, моренные отложения. Иногда в почве встречаются довольно крупные обломки минералов и горных пород.
На минеральную часть приходится прим. 90%. Горные порода только тогда становятсч почвами, когда в них появляются органические вещества, образованные при перегнивании растительных останков. Формируется почвенный гумус. Чем больше минерального вещества в гумусе, тем более плодороднее почва.
Заселяющие почву организмы представлены множеством животных, микроскопических водорослей, грибов и бактерий. Именно живущие в почве организмы обеспечивают перегнивание растительных останков.
В почве кроме органических остатков (гумуса) содержится ещё и вода. Атмосферная влага просачивается в почву, она заполняет промежутки м\у почвенными частицами. Некоторые вещества растворимы в воде, т.о. почвенная влага – это раствор органических и неорганических соединений.
Помимо влаги в почве содержится ещё и воздух. В отличии от атм. воздуха, почвенный содержит меньше кислорода и больше углекислого газа, который образуется в результате жизнедеятельности организмов.
Самым главным свойством почв, как для природы, так и для человека явл-ся - ПОЛОДОРОДИЕ ПОЧВ.
Плодородие почв – это способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, водой, кислородом для их роста и развития, и способность производить урожай.
Природное плодородие почв зависит от содержание гумуса, от состава его минеральной части, от структуры и влажности. Именно в гумусе содержится удобные для усвоения растений различные вещества, такие как азот, калий, кальций, фосфор, железо.
Состав гумуса зависит от того где он сформировался, от климата, от растительности. А это значит, что почвы подчиняются таким же закономерностям, как и другие природные компоненты. Так же плодородие почв зависит от механического состава почв.
Соотношение в почве минеральных обломков разного размера называют её МЕХАНИЧЕСКИМ СОСТАВОМ. Механический состав механический состав влияет на содержание в почве влаге и воздуха.
Схема 2. Механический состав почв
Например песчаные почвы они легко пропускают влагу и воздух, а также хорошо обрабатываются. Но быстро высыхают и содержат мало органических веществ.
Глинистые почвы напротив очень плохо пропускают воду и воздух, так же тяжело обрабатываются, но содержат достаточно много органических веществ.
Наилучшими считаются суглинистые почвы, они состоят из смеси песка, глины о пылеватых частиц.
Использование и охрана почв.
Без почв невозможно произрастание дикорастущей и культурной растительности, развитие растениеводства и ведение лесного хозяйства.
При неправильном использовании земель почвы разрушаются. Что в свою очередь приводит к ЭРОЗИИ ПОЧВ – разрушение почвенного покрова под действием текучих вод, ветра и хозяйственной деятельности человеке.
МЕЛИОРАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ.
V. Закрепление изученного материала
Кроссворд , вопросы после параграфа.
vi. Этап оценивания. Рефлексия
Сегодня на уроке:
я узнал…
я научился…
я не понял…
VII. Домашнее задание § 10
В.В. Докучаев