Тема: Биосфера и ее границы. Геологическая роль живого вещества
Цель: Сформировать знания учащихся о биосфере; дать представление о распространении организмов на Земле
Задачи:
1. Сформировать понятие о биосфере и её составе.
2. Сформировать представление о распространении организмов на Земле, их значении для наше планеты.
3. Продолжить формирование умений учащихся выделять главное, существенное в тексте, обобщать и систематизировать знания.
4. Развивать коммуникативные способности учащихся.
5. Воспитывать бережное отношение учащихся к природе.
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия: биосфера, живое вещество; геологическая роль живого вещества; многообразие живых организмов.
Оборудование: учебное пособие 6 кл., физическая карта мира; климатическая карта мира.
Ход урока
I. Организационный этап урока
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Прежде чем перейти к изучению четвертой оболочки Земли – биосфере, давайте вспомним, какие оболочки вы изучали.
1. Что называется литосферой?
2. Что называется гидросферой?
3. Что называется атмосферой?
4. Какие условия необходимы для жизни растений и животных?
IV. Изучение нового материала
Обобщая ответы учащихся, учитель даёт определение понятия «биосфера».
Биосфера – это оболочка Земли, в которой существуют живые организмы.
Для систематизации знаний при изучении данного вопроса предлагается схема «Состав биосферы» (рис. 1), которую можно заполнять в процессе изучения темы или же представить учащимся в готовом виде.
Рис. 1. Состав биосферы
Учитель сообщает, что такое биосфера и что входит в её состав. Комментирует, какое значение играют живые организмы на нашей планете. Т.о., учитель осуществляет переход к вопросу «Геологическая роль живого вещества».
Живые организмы изменяют состав и строение поверхностных оболочек нашей планеты. Они играют огромную роль в создании и регулировании газового состава атмосферы (зеленая раст-ть умен. кол-во угл. газа и обогащают атмосферу кислородом). Химические и газовый состав гидросферы во многом обусловлен деятельностью организмов. Водные организмы поглощают и накапливают в своем теле различные вещества, находящиеся в воде, в том числе и те, кот. человек еще не смог обнаружить.
Организмы изменяют рельеф (зарастание озер, возникновение коралловых построек и т.д.), разрушают и видоизменяют ранее образовавшиеся горные породы и минералы и создают новые.
Уникальна роль живых организмов в создании почв. Они преобразуют гор. породы в почву. ОТ накопления органических остатков и количества микроорганизмов зависит образование гумуса и плодородие почв.
Органический мир нашей планеты многочислен и разнообразен.
Животные и растения распространены не только на суше, но и в Мировом океане, который является самой большой средой обитания организмов. По растительности океан гораздо беднее суши. В океанах и морях мало цветковых растений. Большая часть морских растений – это водоросли. Животный мир океанов и морей богат и разнообразен (рис. 39, стр. 54).
V. Закрепление изученного материала
Вопросы учебного пособия стр. 54
vi. Этап оценивания. Рефлексия
Сегодня на уроке:
я узнал…
я научился…
я не понял…
VII. Домашнее задание § 9