«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

План-конспект урока географии «Рельеф и полезные ископаемые Австралии»

Сформировать знания о строении, рельефе и полезных ископаемых Австралии.

.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

План-конспект урока географии

«Рельеф и полезные ископаемые Австралии»

8 класс

«Рельеф и полезные ископаемые Австралии»

Цель урока: 

Сформировать знания о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых Австралии


Задачи урока:

  • образовательные: выявить главные черты рельефа Австралии; установить взаимосвязь между тектоническим строением, размещением крупных форм рельефа и полезных ископаемых на материке, продолжить формирование умений составлять опорные схемы и работать по ним

  • развивающие: развивать умения работать в группе; способствовать развитию памяти, логики и интеллекта, развивать устойчивый познавательный интерес учащихся к изучению природы материков Земли;

  • воспитательные: способствовать формированию культуры общения при работе в группах


Планируемые образовательные результаты:


  • личностные: умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать и работать в коллективе; высказывать и анализировать собственные суждения, подтверждая их фактами;

  • предметные: расширение знаний о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых материков Земли; овладение практическими умениями работы с географическими и контурными картами.

  • метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выполнять учебные действия в соответствии с заданием


Тип урока: Урок - практическая работа на контурных картах


Компетенции, на формирование которых направлен урок:

Предметные компетенции: умение находить в предложенной информации сведения, позволяющие раскрыть тему урока, делать перенос знаний из области теоретических навыков в практические и наоборот, умение перерабатывать и использовать информацию для решения конкретных учебных задач

Личностные компетенции: умение адекватно оценивать свои способности и возможности на уроке; умение формировать внутреннюю мотивацию приобретения знаний для дальнейшего образования, а также понимание необходимости личностного роста для успешного самоопределения в будущем.

Информационные компетенции: умение работать с различными источниками географической информации: текстом, географическими картами; осуществлять поиск необходимой информации различными способами для подготовки опорного конспекта по теме; анализировать, обрабатывать, синтезировать и различную информацию с целью всестороннего изучения материала урока.

Коммуникативные компетенции: умение работать в группе, достигать цели общения в сотрудничестве с другими учащимися, находить общее решение поставленной задачи; умение устранять разногласия, устно излагать идеи, корректно и правильно задавать вопросы, представить себя, выступить перед аудиторией в роли спикера.


Оборудование к уроку: 

Настенные карты – физическая карта Австралии и карта строения земной коры мира, контурные карты Австралии (раздаточный материал), атласы, цветные карандаши, экран, проектор, компьютер, мультимедийная презентация урока (прилагается в папке)




ХОД УРОКА


I. ОРГМОМЕНТ.

- Здравствуйте ребята! Мы продолжаем изучать Австралию. Тема урока «Рельеф и полезные ископаемые Австралии». Слайд 1

Учитель формулирует цель и задачи урока. Слайд 2

Сегодня у нас урок - практическая работа, для которого вы должны были подготовить атлас и цветные карандаши. Перед каждым из вас на парте лежит распечатанная контурная карта Австралии.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

На время урока я предлагаю вам стать исследователями и поработать в группе

Учитель зачитывает называние групп. Слайд 3


Для каждой группы я подготовила специальные вопросы, ответить на которые вам помогут соответствующие карты атласа. На работу в группе отводится 5 минут. После отведенного времени на работу группа предоставит нам свое исследование.

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.


Группа №1 Геотектоники Об особенностях строения земной коры нам расскажут геотектоники.

Слайд 4

Вопросы группы:


1.Определите, какие участки земной коры лежат в основании материка? Какой участок лежит в основании западной, а какой - в основании восточной части материка?

2. Какой из них занимает наибольшую площадь?


После ответа группы «Геотектоники» приступить к заполнению опорной схемы на контурной карте Австралии Слайд 5

 Группа №2 Геоморфологи

Рассмотреть особенности рельефа Австралии нам помогут геоморфологи.

Слайд 6

Вопросы группы:


1.Какие крупные формы рельефа (горы и равнины) сформировались в Австралии? Назовите их.

2. Какие из них занимают наибольшую площадь материка?

Задание всему классу: Сравните карты – строение земной коры мира и физическую Австралии и установите взаимосвязь между строением земной коры и размещением крупных форм рельефа по материку. Слайд 7

После ответа группы «Геоморфологи» продолжаем заполнять опорную схему Слайд 8


Учитель рассказывает о рельефе Австралии. Слайды 9-12


Рельеф Австралии не сложен. Западная часть материка немного приподнята – здесь простирается обширное Западно-Австралийское плоскогорье. Средняя высота плоскогорья 400-600 метров. В пределах плоскогорья размещаются крупнейшие пустыни материка – учащимся дается задание найти и назвать их. Ответ: это Большая песчаная и Большая пустыня Виктория.

Далее при движении на восток, высота материка постепенно понижается, и плоскогорье переходит в Центральную низменность, средняя высота которой 0-200 метров. В пределах этой равнины находится самая низкая точка Австралии - учащимся дается задание найти его и назвать АВ. Ответ: это впадина озера Эйр-Норт (-16 м над уровнем океана).

Продолжая движение на восток, территория вновь начинается подниматься. И это не удивительно, так как вдоль восточного побережья Австралии протянулись горы - учащимся дается задание определить их название и среднюю высоту гор. Ответ: Эти горы называют Большой Водораздельный хребет, средняя высота 500-1000 метров.

В юго-восточной части хребта (Австралийские Альпы) находится самая высокая вершина материка – учащиеся находят на карте и называют ее АВ. Ответ: это гора Косцюшко (2228 м).


Национально-региональный компонент (НРЭО) На какие известные Вам горы Земли похож Большой Водораздельный хребет Австралии? Объясните почему?

Ответ: Австралийские горы похожи на Уральские по высотному положению и внешнему облику, так как они имеют одинаковый возраст - были образованы в одну эпоху складчатости – в PZ.


После ответа учащихся продолжаем заполнять опорную схему – вычерчивание профиля материка. Слайд 13

А теперь мы обобщим полученные сведения и запишем главные черты рельефа Австралии в тетрадь.

Слайд 14

  1. Австралия - самый низкий равнинный материк Земли - равнины занимают 90% её площади

  2. Преобладают низменности и плоскогорья - 50% : 50%

  3. Наиболее приподнята восточная часть материка - здесь находится Большой Водораздельный хребет

  4. Австралия - единственный материк, где нет современного оледенения и действующих вулканов – учащимся дается задание, объясните почему?

Группа №3 Минерологи

Мы продолжаем исследование, группа минерологов расскажет нам, какими полезными ископаемыми богата Австралия.


Слайд 15

Вопросы группы:


1.Какими полезными ископаемыми богата Австралия? Перечислите их.

2.Определите, в какой части материка залегают магматические (рудные) полезные ископаемые, а в какой части – осадочные (нерудные)?

После ответа группы «Минерологи» продолжаем заполнять опорную схему, слушая рассказ учителя о полезных ископаемых.

Слайд 16

Учитель рассказывает о полезных ископаемых Австралии.

Австралия богата разнообразными полезными ископаемыми. Железная руда, каменный уголь, уран, бокситы, алмазы – все это посыпалось, как из рога изобилия, как только «царапнули» поверхность безлюдных пустынь. В стране начался «сырьевой бум», который превратил Австралию в одну из ведущих горнодобывающих держав мира. Как писали в газетах, эта страна, прежде «ехавшая на спине овцы», теперь «пересела на вагонетку с рудой».

В самом начале «сырьевого бума» на п-ове Кейп-Йорк было обнаружено крупнейшее в мире месторождение высококачественных алюминиевых руд – бокситов.

В 70-х годах XX века в северной части п-ова Арнемленд был разведан ураново-рудный пояс, на который приходится 90% всех запасов этого металла в стране. Сегодня Австралия входит в 3-ку ведущих государств мира по добыче урановых руд – главного сырья для атомной энергетики.

Об австралийских алмазах заговорили с конца 70-х годов прошлого века, когда в 1978 году в Западной Австралии геологи нашли первое крупное месторождение алмазов. А уже в начале 90-х годов Австралия вышла на первое место в мире по добыче алмазов, обогнав ЮАР и Россию. Крупнейшее месторождение - Кимберли.

Австралия вместе с Бразилией и Китаем обеспечивает 2/3 мировой добычи железной руды. Крупнейшие месторождения открыты на западе материка – в бассейне Хамерсли.

По добыче золота Австралия сегодня занимает 2-ое место в мире после Китая. Основные запасы золота сосредоточены на юго-западе материка – в штате Западная Австралия - близ города Калгурли.

Крупные залежи полиметаллических руд обнаружены в штатах Новый Южный Уэльс (месторождение Броккен-Хилл) и Квинсленд.

Основная доля запасов медно-никелевых руд сосредоточена в месторождении Маунт-Айза — на западе штата Квинсленд.

Стоит добавить, что Австралия является крупнейшим мировым поставщиком каменного угля, крупные залежи которого встречаются на юго-востоке материка, в районе города Сиднея.

Кроме того, геологами установлено, что в недрах и на шельфе у берегов материка находятся крупные месторождения нефти и природного газа. Нефть и газ найдены и добываются в штате Квинсленд, а также на континентальном шельфе у юго-восточных, западных и северо-западных берегов материка.


Задание: Проанализируйте опорную схему и ответьте на вопрос, полезные ископаемые, какого происхождения преобладают в Австралии?


Домашний вопрос: Почему Австралия наиболее богата полезными ископаемыми магматического происхождения (руды металлов), несмотря на то, что преобладает равнинный рельеф? Слайд 17

 III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА

- Молодцы! Мы с вами только что успешно завершили все необходимые исследования и закончили выполнять практическую работу на контурных картах. Пора подводить итог урока. И сделать вывод, ответив на главный вопрос – какая существует взаимосвязь между строением земной коры, размещением крупных форм рельефа и полезных ископаемых?

Слайд 18


IV. РЕФЛЕКСИЯ Слайд 19

В завершении урока я предлагаю вам оценить содержание пройденного материала и эффективность собственной работы на уроке, продолжив следующие предложения устно:

  • сегодня я узнал...

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Слайд 20

§ 35 ( раздел - рельеф и п/ископаемые) читать

Записи в тетради учить + работа с опорной схемой (устно)

Домашний вопрос в тетради (письменно)

 Группа №1 – Геотектоники


Геотектоника – наука, изучающая строение и движения земной коры


Используя карту строения земной коры (атлас, стр. 4-5), ответить на вопросы:


1. Определите, какие участки земной коры лежат в основании материка? Какой участок лежит в основании западной, а какой - в основании восточной части материка?

2. Какой из них занимает наибольшую площадь?


---------------------------------------------------------------------------------------


Группа №2 – Геоморфологи


Геоморфология - наука, изучающая происхождение, строение и развитие рельефа


Используя физическую карту Австралии (атлас, стр. 28), ответить на вопросы:

1. Какие крупные формы рельефа (горы и равнины) сформировались в Австралии? Назовите их.

2. Какие из них занимают наибольшую площадь материка?


---------------------------------------------------------------------------------------


Группа №3 – Минерологи


Минералогия - наука, изучающая образование, классификацию и размещение полезных ископаемых в земной коре


Используя физическую карту Австралии (атлас, стр. 28), ответить на вопросы:

1. Какими полезными ископаемыми богата Австралия? Перечислите их.

2. Определите, в какой части материка залегают магматические (рудные) полезные ископаемые, а в какой части – осадочные (нерудные)




железные руды полиметаллы


никелевые руды золото


бокситы алмазы

урановые руды каменный уголь



медные руды нефть и природный газ

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее