Конспект урока русского языка для 5 класса
по теме «Письмо как одна из композиционных форм текста.
Письмо “с причудами”»
Тип урока: урок развития речи, урок-проект
Цели урока:
Образовательная - подготовка к созданию текста в виде письма с использованием элементов стилизации;
воспитательная – привитие интереса к русской культурной традиции письма;
развивающая – развитие речи учащихся.
Задачи урока:
Рассказать о традиционных элементах письма.
Познакомить с образцами эпистолярного наследия 18-19 века.
Организовать работу с текстами-образцами писем.
Подготовить к выполнению творческой домашней работы.
Оборудование и материалы: проектор, раздаточные материалы
Ход урока:
1. Подготовка к восприятию темы. Словарная работа
Адресат - лицо, которому адресовано сообщение.
Адресант - лицо, которое отправляет сообщение.
Здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания, благодарю, извините
2.Вступительное слово учителя
ПИСЬМО — особый (эпистолярный) жанр речи. Оно направляется адресату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чем-либо, поддержать с ним общение и т. д. Письмо является древним видом письменного общения.
Письма пишут разные:
Слезные, болезные,
Иногда прекрасные,
Для души полезные.
При этом письмо как жанр требует особого учета адресантом ответного восприятия адресата. За многовековую историю существования жанр письма приобрел особую форму, свою композицию и структуру.
Современное письмо не похоже на те, которые принято было отправлять в 18, 19 веке. Сейчас письмо по факсу, электронная почта (е-майл), ленивые письма (с заготовленным печатным текстом) заменяют обстоятельные и теплые послания, которые писались с черновиками и украшались сделанными с любовью изделиями. Как мешает «телефонная» болезнь века и общение с помощью sms-сообщений искреннему общению! Чтобы понять, что мы потеряли, обратимся к образцу старинного письма.
3. Знакомство с образцами эпистолярного наследия. Письмо Кутузова
А вот каков был тех времен приятный стиль писем. Письмо генерал-фельдмаршала М. Кутузова к графу Александру Ивановичу Рибопьеру, обер-камергеру и члену Государственного совета, которого Кутузов именовал своим племянником, написано по случаю помолвки в1809 году, 14 июня 1930 г., Екатерины Михайловны Потемкиной и Рибопьера.
Любезный и очень милой Александр Иванович.
Я обрадован несказанно, получа письмо ваше, знав Катерину Михайловну еще дитятию и видая ее иногда уже взрослой, а более всего наслышась о ней; уверяю вас, что мои седые волосы не могли мне помешать завидовать вашему щастью, а все, что бы мог я еще вам сказать, увидите из письма моего к Катерине Михайловне, пророчество: вы оба будете непременно щастливы.
Остаюсь верный и покорный слуга Михаила Голенищев-Кутузов.
Вильна, 22 августа
4. «Руководство к письмам» (Сообщения учащихся)
В 19 веке существовали правила письма. Письма в те годы — самый популярный вид литературного творчества.
Над письмами работали тщательно, была потребность в обширных, длинных письмах, которые писались не „за один присест".
Они глубоко отражали умонастроения и чувства автора, его отношение к тому, кому адресовано послание.
Письмо - эмоционально наполненная речь. Задушевный тон писем рождал душевное расположение.
Переписка оттачивала искусство диалога.
Нередко письма включали в себя стихи, были украшены собственноручными изделиями.
Из книги «Жизнь в свете, дома и при дворе»
(1890, раздел «О письмах»)
Как можно меньше говорите в письме о самом себе.
Выражайте мнение, как бы в живой беседе. Письмо должно открывать вашу душу.
Избегайте острот и двусмысленности, пишите с величайшей осмотрительностью.
Порядочный человек умеет согласовать свой почерк со своим слогом.
Письмо должно быть написано чисто без помарок, опрятно.
5. Реквизиты письма (Слово учителя)
Традиционными элементами дружеского письма являются:
1.Зачин (обращение к адресату, этикетные формулы)
2.Основная часть (напоминание о последней встрече или письме; рассуждения на свободную тему, описания, стихотворения, повествования о событиях и др.)
3.Концовка (этикетные формулы, подпись, дата).
6. Зачин письма и его концовка (Работа в группах)
Нам при обращении
Поможет обращение.
К людям, к звездам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай,
Запятые расставляй!
Задание. Изучите тексты писем М.В.Ломоносова. Подготовьте ответы на вопросы: Что является зачином письма? Что является концовкой? Какие обращения использует автор? Как подписывает письмо? Что отличает зачин и концовку этого письма от подобных элементов современного письма?
Текст 1
19 ноября 1754 г.
Сиятельнейший рейхсграф,
милостивый государь Михаило Ларионович!
Идею, от вашего сиятельства милостиво сообщенную, по моей возможности сочинил стихами, которые отдаю на рассмотрение ваше и при том при оригинал возвращаю по повелению вашего сиятельства. С глубоким высокопочтением пребываю
вашего сиятельства
всепокорнейший и нижайший слуга
Михайло Ломоносов
Ноября 19
1754 года
Текст 2
2 апреля 1756 г.
Высокородный г. статский советник,
милостивый государь мой!
Подателя сего письма, человека моего Игната Петрова, который обучался выдувать термометры, а больше имеет склонность к живописному искусству, позволить допускать в Рисовальную палату прошу всепокорнейше, дабы он некоторые свои успехи мог между другими учениками под тамошним смотрением произвести далее. В надежде милостивого вашего соизволения, принял я смелость его к вашему высокородию прислать, непременно с должным почтением пребывая
вашего высокородия всепокорный слуга
Михаило Ломоносов
Апреля 2 дня 1756 года
7. Особенности написания письма другу
Это переписка двух лиц, которую называют частной перепиской.
Автора письма и получателя объединяют общие интересы, личное знакомство, стремление к общению.
Ты письмо моё получишь
И обрадуешься вдруг:
Жить на свете много лучше,
Если друга вспомнил друг.
Сразу мне ответ пиши!
А кончаются чернила –
Просто перышко вложи,
Что синица обронила.
Чтобы переписка была интересной, надо проявлять выдумку, творчество. В 18-19 веке текст письма зачастую сопровождался силуэтным изображением. Об этом массовом увлечении свидетельствуют наполненные силуэтами домашние альбомы. Изображения, вырезанные из черной и белой бумаги, представляли собой не только портреты, но и целые композиции. Для создания силуэта необходимы ножницы и клей.
8. Неожиданное письмо
«Милый друг, здравствуй! Прости меня, дружок, что не смогу приехать к тебе. У нас, взрослых, к сожалению, частенько бывает много неотложных дел. Я очень хорошо помню нашу последнюю встречу и наш разговор. К истории одежды мы обязательно вернемся при встрече. Принимаясь за это письмо, я задумалась: существуют ли правила написания писем? Своими мыслями решила поделиться с тобой. А именно: если ты отправишься в путешествие, то первой ты, обязана написать родителям, близким. Запомни — уехавший пишет первым. Оставшиеся отвечают, не откладывая это задолго. Нужно заметить, что письма всегда начинают ответом на полученное письмо, а если его не было, то несколькими словами вспоминают последнюю встречу. То есть писать нужно о том, что интересно твоему адресату. В заключение расспросить о его делах и выразить желание скорого свидания.
Очень приятно держать письмо, написанное «уважительным» почерком, то есть таким, который легко читать. Дорогая моя девочка, пиши чисто, опрятно,
Складывать письмо, какую выберешь бумагу, как украсишь и подпишешь свой конверт, зависит от твоего вкуса, характера и отношения к человеку, которому пишешь. Я всегда хочу тебя порадовать, поэтому на страничках письма делаю забавные рисунки, а конверты оформляю так, чтобы ты их всегда узнавала. Попробуй сама сделать так. И не забудь наклеить настоящую марку. Она — билет для конверта, как для любого пассажира. Правильно напиши адрес и индекс.
Надеюсь, что мои советы тебе в скором времени пригодятся. До скорого свидания. Вежливость».
Попробуем написать письмо «с причудами». Это будет послание с элементами подражания письмам 18-19 века в зачине и концовке, с силуэтами и вырезными картинками, в красивом конверте, изготовленном вашими руками. Пусть друг (подруга) почувствуют ваше доброе отношение и желание сделать общение интересным. В помощь – стенды с образцами и описанием некоторых интересных видов поделок из бумаги.
9. Обсуждение проекта письма другу
Каким ты представляешь письмо, которое напишешь своему другу?
Надо ли делать черновик письма? (Пушкин писал черновики писем.)
10. Домашнее задание. Изготовить конверт «с причудами» и вложить письмо другу.
Приложение
Материалы для оформления стенда к уроку
ВЫРЕЗАНИЕ ИЗ БУМАГИ
Тысячелетняя история этой техники свидетельствует о ее популярности во всем мире. Она известна со времен античности, наибольшее распространение получила в Китае и Японии. В Европе в эпоху рококо были в моде вырезанные из черной бумаги портреты-силуэты. Материалы: маленькие острые ножницы и тонкая, гибкая бумага с немахрящимися краями. Лучше всего взять разноцветную оформительскую бумагу. Обработка: можно выбрать какой-нибудь из нескольких видов вырезания:
1. Свободная композиция - без складывания бумаги. Например, вырежем нарисованный силуэт и наклеим на контрастный по цвету фон.
2. Симметричные фигуры по одной оси вырезаем из сложенного листа бумаги. Ось симметрии проходит по сгибу, а вырезанные части зеркально отражают друг друга.
3. Ленточные композиции из куска бумаги, сложенного гармошкой. Орнамент состоит из симметрично разделенной ленты- Край образует рамку картинки, поэтому мы его не прорезаем.
4. Круговые композиции основаны на симметрии многих осей, лучами расходящихся от середины круга