«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«Письмо как одна из композиционных форм текста. Письмо “с причудами”»

ПИСЬМО — особый (эпистолярный) жанр речи. Оно направляется адре­сату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чем-либо, поддержать с ним общение и т. д. Письмо является древним видом письменного общения.

Письма пишут разные: Слезные, болезные, Иногда прекрасные, Для души полезные.

При этом письмо как жанр требует особого учета адре­сантом ответного восприятия адресата. За многовековую историю существова­ния жанр письма приобрел особую форму, свою композицию и структуру.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект урока русского языка для 5 класса
по теме «
Письмо как одна из композиционных форм текста.
Письмо “с причудами”»

Тип урока: урок развития речи, урок-проект

Цели урока:

Образовательная - подготовка к созданию текста в виде письма с использованием элементов стилизации;

воспитательная – привитие интереса к русской культурной традиции письма;

развивающая – развитие речи учащихся.

Задачи урока:

  1. Рассказать о традиционных элементах письма.

  2. Познакомить с образцами эпистолярного наследия 18-19 века.

  3. Организовать работу с текстами-образцами писем.

  4. Подготовить к выполнению творческой домашней работы.

Оборудование и материалы: проектор, раздаточные материалы

Ход урока:

1. Подготовка к восприятию темы. Словарная работа

  • Адресат - лицо, которому адресовано сообщение.

  • Адресант - лицо, которое отправляет сообщение.

  • Здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания, благодарю, извините

2.Вступительное слово учителя

ПИСЬМО — особый (эпистолярный) жанр речи. Оно направляется адре­сату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чем-либо, поддержать с ним общение и т. д. Письмо является древним видом письменного общения.

Письма пишут разные:
Слезные, болезные,
Иногда прекрасные,
Для души полезные.

При этом письмо как жанр требует особого учета адре­сантом ответного восприятия адресата. За многовековую историю существова­ния жанр письма приобрел особую форму, свою композицию и структуру.

Современное письмо не похоже на те, которые принято было отправлять в 18, 19 веке. Сейчас письмо по факсу, электронная почта (е-майл), ленивые письма (с заготовленным печатным текстом) заменяют обстоятельные и теплые послания, которые писались с черновиками и украшались сделанными с любовью изделиями. Как мешает «телефонная» болезнь века и общение с помощью sms-сообщений искреннему общению! Чтобы понять, что мы потеряли, обратимся к образцу старинного письма.

3. Знакомство с образцами эпистолярного наследия. Письмо Кутузова

А вот каков был тех времен приятный стиль писем. Письмо генерал-фельдмар­шала М. Кутузова к графу Александру Ивановичу Рибопьеру, обер-камергеру и члену Государственного совета, которого Кутузов именовал своим племянником, написано по случаю помолвки в1809 году, 14 июня 1930 г., Екатерины Михайловны Потемкиной и Рибопьера.

Любезный и очень милой Александр Иванович.

Я обра­дован несказанно, получа письмо ваше, знав Катерину Михайловну еще дитятию и видая ее иногда уже взрос­лой, а более всего наслышась о ней; уверяю вас, что мои седые волосы не могли мне помешать завидовать вашему щастью, а все, что бы мог я еще вам сказать, увидите из письма моего к Катерине Михайловне, пророчество: вы оба будете непременно щастливы.

Остаюсь верный и покорный слуга Михаила Голенищев-Кутузов.

Вильна, 22 августа





4. «Руководство к письмам» (Сообщения учащихся)

В 19 веке существовали правила письма. Письма в те годы — самый популярный вид литературного творчества.

  • Над письмами работали тщательно, была потребность в об­ширных, длинных письмах, которые писались не „за один присест".

  • Они глубоко отражали умонастроения и чувства автора, его отношение к тому, кому адресовано послание.

  • Письмо - эмоционально наполненная речь. Задушевный тон писем рождал душевное распо­ложение.

  • Переписка оттачивала искусство диалога.

  • Нередко письма включали в себя стихи, были украшены собственноручными изделиями.

Из книги «Жизнь в свете, дома и при дворе»

(1890, раздел «О письмах»)

  • Как можно меньше говорите в письме о самом себе.

  • Выражайте мнение, как бы в живой беседе. Письмо должно открывать вашу душу.

  • Избегайте острот и двусмысленности, пишите с величайшей осмотрительностью.

  • Порядочный человек умеет согласовать свой почерк со своим слогом.

  • Письмо должно быть написано чисто без помарок, опрятно.

5. Реквизиты письма (Слово учителя)

Традиционными элементами дружеского письма являются:

1.Зачин (обращение к адресату, этикетные формулы)

2.Основная часть (напоминание о последней встрече или письме; рассуждения на свободную тему, описания, стихотворения, повествования о событиях и др.)

3.Концовка (этикетные формулы, подпись, дата).

6. Зачин письма и его концовка (Работа в группах)

Нам при обращении

Поможет обращение.

К людям, к звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай,

Запятые расставляй!

Задание. Изучите тексты писем М.В.Ломоносова. Подготовьте ответы на вопросы: Что является зачином письма? Что является концовкой? Какие обращения использует автор? Как подписывает письмо? Что отличает зачин и концовку этого письма от подобных элементов современного письма?

Текст 1

19 ноября 1754 г.

Сиятельнейший рейхсграф,

милостивый государь Михаило Ларионович!

Идею, от вашего сиятельства милостиво сообщенную, по моей возможности сочинил стихами, которые отдаю на рассмотрение ваше и при том при оригинал возвращаю по повелению вашего сиятельства. С глубоким высокопочтением пребываю

вашего сиятельства

всепокорнейший и нижайший слуга

Михайло Ломоносов

Ноября 19

1754 года







Текст 2

2 апреля 1756 г.

Высокородный г. статский советник,

милостивый государь мой!

Подателя сего письма, человека моего Игната Петрова, который обучался выдувать термометры, а больше имеет склонность к живописному искусству, позволить допускать в Рисовальную палату прошу всепокорнейше, дабы он не­которые свои успехи мог между другими учениками под тамошним смотрением произвести далее. В надежде милости­вого вашего соизволения, принял я смелость его к вашему высокородию прислать, непременно с должным почтением пребывая

вашего высокородия всепокорный слуга

Михаило Ломоносов

Апреля 2 дня 1756 года

7. Особенности написания письма другу

Это переписка двух лиц, которую называют частной перепиской.

Автора письма и получателя объединяют общие интересы, личное знакомство, стремление к общению.

Ты письмо моё получишь
И обрадуешься вдруг:
Жить на свете много лучше,
Если друга вспомнил друг.
Сразу мне ответ пиши!
А кончаются чернила –
Просто перышко вложи,
Что синица обронила.

Чтобы переписка была интересной, надо проявлять выдумку, творчество. В 18-19 веке текст письма зачастую сопровождался силуэтным изображением. Об этом массовом увлечении свидетельствуют наполненные силуэтами домашние альбомы. Изображения, вырезанные из черной и белой бумаги, представляли собой не только портреты, но и целые композиции. Для создания силуэта необходимы ножницы и клей.

8. Неожиданное письмо

«Милый друг, здравствуй! Прости меня, дружок, что не смогу приехать к тебе. У нас, взрослых, к сожалению, частень­ко бывает много неотложных дел. Я очень хорошо помню нашу последнюю встречу и наш раз­говор. К истории одежды мы обязательно вернемся при встрече. Принимаясь за это пись­мо, я задумалась: существуют ли правила написания писем? Своими мыслями решила поделиться с то­бой. А именно: если ты отправишь­ся в путешествие, то первой ты, обязана написать родителям, близким. Запомни — уехавший пи­шет первым. Оставшиеся отве­чают, не откладывая это задо­лго. Нужно заметить, что пись­ма всегда начинают ответом на полученное письмо, а если его не было, то несколькими словами вспоминают последнюю встречу. То есть писать нужно о том, что интересно твоему адресату. В за­ключение расспросить о его делах и выразить желание скорого сви­дания.

Очень приятно держать пись­мо, написанное «уважительным» почерком, то есть таким, кото­рый легко читать. Дорогая моя девочка, пиши чисто, опрятно,

Складывать письмо, какую выбе­решь бумагу, как украсишь и подпишешь свой конверт, зависит от твоего вкуса, характера и отношения к человеку, которо­му пишешь. Я всегда хочу тебя порадовать, поэтому на страничках письма де­лаю забавные рисунки, а конвер­ты оформляю так, чтобы ты их всегда узнавала. Попробуй сама сделать так. И не забудь наклеить настоящую марку. Онабилет для конверта, как для лю­бого пассажира. Правильно напи­ши адрес и индекс.

Надеюсь, что мои советы тебе в скором времени пригодятся. До скорого свидания. Вежливость».

Попробуем написать письмо «с причудами». Это будет послание с элементами подражания письмам 18-19 века в зачине и концовке, с силуэтами и вырезными картинками, в красивом конверте, изготовленном вашими руками. Пусть друг (подруга) почувствуют ваше доброе отношение и желание сделать общение интересным. В помощь – стенды с образцами и описанием некоторых интересных видов поделок из бумаги.

9. Обсуждение проекта письма другу

  • Каким ты представляешь письмо, которое напишешь своему другу?

  • Надо ли делать черновик письма? (Пушкин писал черновики писем.)

10. Домашнее задание. Изготовить конверт «с причудами» и вложить письмо другу.

















Приложение



Материалы для оформления стенда к уроку

ВЫРЕЗАНИЕ ИЗ БУМАГИ

Тысячелетняя история этой техники свидетельствует о ее популярности во всем мире. Она известна со времен античности, наибольшее распространение получила в Китае и Японии. В Европе в эпоху рококо были в моде вырезанные из черной бумаги портреты-силуэты. Материалы: маленькие острые ножницы и тонкая, гибкая бумага с немахрящимися краями. Лучше всего взять разноцветную оформительскую бумагу. Обработка: можно выбрать какой-нибудь из нескольких видов вырезания:

1. Свободная композиция - без складывания бумаги. Например, вырежем нарисованный силуэт и наклеим на контрастный по цвету фон.

2. Симметричные фигуры по одной оси вырезаем из сложенного листа бумаги. Ось симметрии проходит по сгибу, а вырезанные части зеркально отражают друг друга.

3. Ленточные композиции из куска бумаги, сложенного гармошкой. Орнамент состоит из симметрично разделенной ленты- Край образует рамку картинки, поэтому мы его не прорезаем.

4. Круговые композиции основаны на симметрии многих осей, лучами расходящихся от середины круга




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее