«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Паспорт центра речевого развития в группе общеразвивающей направленности для детей 4 – 5 лет

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки





Паспорт центра речевого развития

в группе общеразвивающей направленности

для детей 4 – 5 лет







Паспорт центра речевого развития

в группе общеразвивающей направленности

для детей 4 – 5 лет

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.

Предметно-развивающая среда имеет важное значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется большой интерес к книге, к чтению, где возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности.

Центр речевого развития был создан с целью всестороннего развития речи наших воспитанников.


Нами создан Лэпбук по развитию речи "Речовичок" в котором живет "Веселый Язычок".

На центральном полотне представлены:

Дыхательная гимнастика; набор карточек чистоговорок на разные звуки «Развиваем речь»; Упражнение на согласование существительного с прилагательным "Будем говорить правильно"; пальчиковые игры;
Артикуляционная гимнастика в картинках -
Упражнение "Расскажи сказку"; Скороговорки о животных и птицах,

«Расскажи сказку» - мнемотаблицы; Упражнение "Произнеси звук" в виде паровозика с вагончиками. В каждом вагончике спрятано животное;

Стихи о животных; Набор загадок; Д/и «Четвертый лишний», «Времена года», «Игрушки»; Стихи об овощах.

На следующих сторонах представлено:

Д/и «Отгадай по картинке»; Книжки малышки по р.н. сказкам, потешки;

Упражнения для развития мелкой моторики «Игры с прищепками»;

Театр «Теремок».

Игровое упражнение для развития мелкой моторики - Чудо дерево «Собери урожай»;

Упражнение для развития дыхания «Дует – дует ветерок».





































Центр включает в себя и помогает решать следующие задачи:



Развитие артикуляционной моторики: предметные картинки-опоры; артикуляционные схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.


Развитие речевого дыхания: Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи.

Картотека игр, комплекс дыхательных упражнений, примеры игр: «Сдуй снежинку с варежки», «Горячий чай», «Футбол», «Чья птичка дальше улетит».











Развитие мелкой моторики:

Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек; Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук; Народные игры с ладошками; Игры с природным материалом; Игры с предметами домашнего обихода; Веревочки; прищепки; бусины, шнуровки…









































Мнемотаблицы:

Мнемотехника помогает маленьким детям:

  • Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;

  • Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот;

  • Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);

  • Обогащает словарный запас;

  • Помогает развивать мышление;

  • Развивает фантазию;

  • Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.

Подборка мнемотаблиц для заучивания стихов;

Схемы для составления рассказов;

Д/и «Кто где живет».










Работа над грамматическим строем речи: 

обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи.

Д/и «Чей малыш», Д/и «Ассоциация», Д/и «Профессии», Д/и «Сказка за сказкой».

«Игры для развития речи малышей с 3 до 5 лет»;

Д/и «Доскажи словечко», Д/и «Четвертый лишний»,

Д/и «Где, чей малыш?», Д/и «Назови одним словом»,

Д/и «Продолжи слово».


















Пополняем словарный запас:

 Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий. Наглядно – дидактическое пособие по темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Времена года»; «Водный транспорт»; «Воздушный транспорт»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Посуда»; «Наш дом»; «Правила маленького пешехода»;

«Виды спорта»; «Грибы и ягоды»; «Птицы России»;

«Что такое хорошо и что такое плохо».
















Центр речевого развития расположен рядом с книжным: 

Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, умение правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы.


В уголке есть подборка: портреты писателей;

Стихи, сказки, рассказы, р.н. сказки, сборники иллюстрированных книг.



















Играем в театр:

 С целью речевого развития, развития эмоциональной сферы дошкольников в группе создан центр театрализации с разными видами театра. В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаются в разных героев, меняя при этом интонацию, голос.


Виды театра:

Кукольный театр «Бибабо»; Театр «Рукавичка»; Пальчиковый театр;

Настольный театр по сказкам «Кошкин дом», «Бременские музыканты»,

«По щучьему велению» и др.



































Узнавание неречевых звуков: 

Картотека музыкальных дидактических игр; Наглядно - дидактическое пособие «Музыкальные инструменты».

Игры: «Тишина», «Угадай, на чем играю», «Узнай по звуку», «Тихо - громко» и другие.

Способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы.

В это время работает физический слух.










Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее