Памятка по выполнению звуко-буквенного анализа
(пошаговая инструкция по выполнению)
Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.
Важно знать:
Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем.
В русском языке все звуки делятся на гласные и согласные.
Во время выполнения звукового анализа пользуемся схемой.
1 шаг: Определяем, какой звук мы произнесли или услышали.
Как определить, какой звук – гласный или согласный?
Гласные звуки образуются только с помощью голоса (от слова «глас»).
При их произношении воздух изо рта выходит свободно, не встречая никакой преграды. Звук можно пропеть.
Обычно рот открыт, зубы и губы приоткрыты, язык спокойно лежит на дне ротовой полости.
Обозначаем их красным цветом (маленький кружочек красного цвета).
Согласные звуки образуются при помощи голоса, шума.
ВАЖНО правильно произносить согласный звук – отрывисто, без гласного призвука [н], а не [нэ], [с], а не [эс]!
Звук пропеть нельзя. Согласный звук только СОГЛАШАЕТСЯ (поэтому называем согласным) пропеть, если рядом с ним встанет гласный звук. При их произношении воздушная струя на своем пути обязательно встречает преграду:
губы, если они сомкнуты, (например, звуки [м], [мь], [б], [п])
зубы, если они закрыты, (например, звуки [с],[з])
язык, если он поднимается вверх (подниматься вверх может кончик языка – [л], его спинка [нь] или корень языка [х])
может быть сразу несколько преград, например, зубы и язык –[ш].
2 шаг: Если звук согласный, то определяем, мягкий он или твердый.
Как? Только на слух. Несколько раз громко, отрывисто произносим звук. Можно произнести звук для ребенка с различным тембром: твердый звук произносим грубым голосом, а мягкий ласковым, нежным. Для сравнения можно привести пример парного твердого или мягкого звука, чтобы ребенок на слух мог понять отличия между звуками: Р и РЬ, или Д и ДЬ.
Мягкий звук обозначаем зеленым цветом («мягкий, как подушка»), а твердый звук – синим цветом («твердый, как кирпич»).
Образец рассуждения ребенка при выполнении звуко-буквенного анализа слова ЛИСА.
1 шаг: Произносим слово ЛИСА.
2 шаг: выполняем звуковой анализ слова.
1-ый звук в слове ЛИСА – [ль] (произносим так, чтобы нужный звук звучал протяжно). Он согласный, потому что при его произношении воздух встречает преграду – язык. Звук мягкий. Обозначаем зеленым цветом.
2-ой звук в слове ЛИСА. Он гласный, потому что при его произношении воздух изо рта выходит свободно, не встречая никакой преграды. Обозначаем красным цветом.
3-й звук в слове ЛИСА – [с]. Он согласный, потому что воздух встречает преграду – зубы. Звук твердый. Обозначим синим цветом.
4-й звук в слове ЛИСА – [а]. Он гласный, потому что при его произношении воздух выходит свободно, не встречая никакой преграды. Обозначаем красным цветом.
Выполнение звуко-буквенного анализа
Чтобы написать любое слово или слог, ребенок должен уметь услышать, выделить каждый звук в нем, не пропуская ни одного, располагая их в строгом порядке.
Также ребенок должен для каждого звука подобрать нужную букву, вспомнить её образ, расположение её элементов.
Обучение чтению и письму очень сложный процесс. От того, насколько ответственно педагоги и родители подойдут к нему, будет зависеть школьная успеваемость ребенка.
Основные правила при обучении грамоте.
Не учите с ребенком алфавит. Учите буквы, называя их отрывисто, без гласного призвука.
Научите ребенка различать верх-низ, право-лево.
При изучении буквы обязательно внимательно рассмотрите её, пофантазируйте с ребенком, на что она похожа. Выделите её элементы (палочки – прямые, наклонные, круги, овалы, полуовалы, их расположение в пространстве (вверху, внизу, слева, справа). Выложите букву из палочек, веревочек, крупы, бусинок и т.д. Нарисуйте букву. Найдите такую букву среди букв разрезной азбуки, в любом тексте газеты, журнала, вывесках, магазинах и т.д.
Если ребенок не усвоит образ буквы, это впоследствии может привести к нарушению процесса чтения и письма – дисграфии и дислексии в школе. У него могут появиться ошибки при написании и чтении букв, схожих по написанию (а таких букв в русском языке много).
Самым трудным является обучение чтению открытого слога (когда на конце гласный звук) – МА. Нужно поставить указательный пальчик ребенка под первую букву, произнести 1-й звук протяжно [м-м-м] и тянуть его до тех пор, пока пальчик не придвинется ко второй букве – [а]. Обязательно спросите ребенка, что он услышал.
При записи слога или слова под диктовку нужно произнести его четко, выделить первый звук, обозначить его буквой. Произнести слово, выделить второй звук, обозначить его буквой и т.д. Каждый раз произносим слово так, чтобы ребенок услышал каждый звук, нужный звук произносим с большей силой, протяжно.
Чтобы определить количество слогов в слове, нужно подсчитать количество гласных звуков в слове – это самый надежный способ. Правило: «Сколько в слове гласных букв, столько и слогов».