Памятка по выполнению звуко-буквенного анализа
(пошаговая инструкция по выполнению)
Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.
Важно знать:
Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем.
В русском языке все звуки делятся на гласные и согласные.
Во время выполнения звукового анализа пользуемся схемой.
1 шаг: Определяем, какой звук мы произнесли или услышали.
Как определить, какой звук – гласный или согласный?
Гласные звуки образуются только с помощью голоса (от слова «глас»).
При их произношении воздух изо рта выходит свободно, не встречая никакой преграды. Звук можно пропеть.
Обычно рот открыт, зубы и губы приоткрыты, язык спокойно лежит на дне ротовой полости.
Обозначаем их красным цветом (маленький кружочек красного цвета).
Согласные звуки образуются при помощи голоса, шума.
ВАЖНО правильно произносить согласный звук – отрывисто, без гласного призвука [н], а не [нэ], [с], а не [эс]!
Звук пропеть нельзя. Согласный звук только СОГЛАШАЕТСЯ (поэтому называем согласным) пропеть, если рядом с ним встанет гласный звук. При их произношении воздушная струя на своем пути обязательно встречает преграду:
-
губы, если они сомкнуты, (например, звуки [м], [мь], [б], [п])
-
зубы, если они закрыты, (например, звуки [с],[з])
-
язык, если он поднимается вверх (подниматься вверх может кончик языка – [л], его спинка [нь] или корень языка [х])
-
может быть сразу несколько преград, например, зубы и язык –[ш].
2 шаг: Если звук согласный, то определяем, мягкий он или твердый.
Как? Только на слух. Несколько раз громко, отрывисто произносим звук. Можно произнести звук для ребенка с различным тембром: твердый звук произносим грубым голосом, а мягкий ласковым, нежным. Для сравнения можно привести пример парного твердого или мягкого звука, чтобы ребенок на слух мог понять отличия между звуками: Р и РЬ, или Д и ДЬ.
Мягкий звук обозначаем зеленым цветом («мягкий, как подушка»), а твердый звук – синим цветом («твердый, как кирпич»).
Образец рассуждения ребенка при выполнении звуко-буквенного анализа слова ЛИСА.
1 шаг: Произносим слово ЛИСА.
2 шаг: выполняем звуковой анализ слова.
1-ый звук в слове ЛИСА – [ль] (произносим так, чтобы нужный звук звучал протяжно). Он согласный, потому что при его произношении воздух встречает преграду – язык. Звук мягкий. Обозначаем зеленым цветом.
2-ой звук в слове ЛИСА. Он гласный, потому что при его произношении воздух изо рта выходит свободно, не встречая никакой преграды. Обозначаем красным цветом.
3-й звук в слове ЛИСА – [с]. Он согласный, потому что воздух встречает преграду – зубы. Звук твердый. Обозначим синим цветом.
4-й звук в слове ЛИСА – [а]. Он гласный, потому что при его произношении воздух выходит свободно, не встречая никакой преграды. Обозначаем красным цветом.
Выполнение звуко-буквенного анализа
Чтобы написать любое слово или слог, ребенок должен уметь услышать, выделить каждый звук в нем, не пропуская ни одного, располагая их в строгом порядке.
Также ребенок должен для каждого звука подобрать нужную букву, вспомнить её образ, расположение её элементов.
Обучение чтению и письму очень сложный процесс. От того, насколько ответственно педагоги и родители подойдут к нему, будет зависеть школьная успеваемость ребенка.
Основные правила при обучении грамоте.
Не учите с ребенком алфавит. Учите буквы, называя их отрывисто, без гласного призвука.
-
Научите ребенка различать верх-низ, право-лево.
-
При изучении буквы обязательно внимательно рассмотрите её, пофантазируйте с ребенком, на что она похожа. Выделите её элементы (палочки – прямые, наклонные, круги, овалы, полуовалы, их расположение в пространстве (вверху, внизу, слева, справа). Выложите букву из палочек, веревочек, крупы, бусинок и т.д. Нарисуйте букву. Найдите такую букву среди букв разрезной азбуки, в любом тексте газеты, журнала, вывесках, магазинах и т.д.
Если ребенок не усвоит образ буквы, это впоследствии может привести к нарушению процесса чтения и письма – дисграфии и дислексии в школе. У него могут появиться ошибки при написании и чтении букв, схожих по написанию (а таких букв в русском языке много).
-
Самым трудным является обучение чтению открытого слога (когда на конце гласный звук) – МА. Нужно поставить указательный пальчик ребенка под первую букву, произнести 1-й звук протяжно [м-м-м] и тянуть его до тех пор, пока пальчик не придвинется ко второй букве – [а]. Обязательно спросите ребенка, что он услышал.
-
При записи слога или слова под диктовку нужно произнести его четко, выделить первый звук, обозначить его буквой. Произнести слово, выделить второй звук, обозначить его буквой и т.д. Каждый раз произносим слово так, чтобы ребенок услышал каждый звук, нужный звук произносим с большей силой, протяжно.
-
Чтобы определить количество слогов в слове, нужно подсчитать количество гласных звуков в слове – это самый надежный способ. Правило: «Сколько в слове гласных букв, столько и слогов».