«Зимний фестиваль знаний 2026»

Памятка для родителей "Что должен знать и уметь ребенок 3-4 лет"

В памятке представлена информация о возрастных нормативах развития для родителей детей 3-4 лет.

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Что должен знать и уметь ребенок 3–4 лет»

  Развитие двигательных навыков

Ребенок трех-четырех лет должен уметь:

  • прыгать на двух ногах на месте и продвигаясь вперед;

  • бегать, сохраняя равновесие, стоять на одной ноге, сохраняя равновесие, перепрыгивать через препятствия;

  • лазать по гимнастической стенке;

  • учиться действовать с мячом: подбрасывать его и ловить двумя руками; катать в заданном направлении; бросать и ловить мяч; ударять об пол и стараться поймать;

  • учить кататься на трехколесном велосипеде.


Окружающий мир

В три - четыре года ребенок должен:

  • различать диких и домашних животных, называть их детенышей, знать, где живут, чем питаются;

  • владеть элементарными знаниями о птицах, рыбах, насекомых, знать и уметь называть несколько представителей каждого вида;

  • называть времена года – зима-лето, главные признаки;

  • различать фрукты, овощи, грибы, ягоды, иметь элементарные представления об их признаках, знать, что где растет;

  • ребенок должен знать свою фамилию, имя, показывать на пальцах и называть свой возраст, называть имена членов своей семьи и название населенного пункта, в котором он живет;

  • знать и уметь показывать названия частей тела человека и животных;

  • владеть знаниями о правилах безопасности (нельзя уходить от взрослых, выходить на дорогу без взрослых, трогать горячие предметы, брать таблетки);

  • учить помогать взрослым наводить порядок.


Познавательные процессы


Память и внимание

Ребенок трех-четырех лет должен:

  • удерживать внимание в течение 10-15 минут;

  • находить отличия между похожими картинками;

  • запоминать и воспроизводить несколько слов, движений, ритмов;

  • уметь рассказывать по памяти короткую сказку, мультфильм;

  • воспроизводить события текущего и прошедшего дня.


Мышление

В три-четыре года ребенок должен:

  • обладать умением объединять предметы в группы по цвету, размеру, форме;

  • уметь объединять предметы в логические пары (нитка-иголка, кисть-краска);

  • в группе предметов уметь находить лишний (яблоко, груша, апельсин, огурец) и объяснять почему лишний;

  • учиться определять последовательность событий (семя-росток-цветок);

  • складывать разрезную картинку из 4-5 частей.



Развитие мелкой моторики рук

В три-четыре года ребенок должен:

  • уметь правильно держать в руке карандаш, кисть;

  • обводить простые легкие рисунки;

  • рисовать круги, линии, простые рисунки;

  • выполнять несложную аппликацию, намазывать готовые детали клеем и приклеивать на намеченное место;

  • лепить из пластилина шарики и колбаски, соединять их между собой


Математические представления

В три-четыре года малыш должен:

  • различать понятия один – много - ни одного, понимать вопрос «сколько?»

  • уметь считать до 4-5, показывать соответствующее количество пальчиков на руке, (отсчитывать счетные палочки или другие предметы в пределах 4-5);

  • уметь сравнивать две равные (неравные) группы предметов, понимать вопросы «чего больше (меньше)? поровну ли?»

  • уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (вверху -внизу, впереди - сзади, справа - слева); различать правую и левую руки;

  • ориентироваться в таких понятиях, как «большой - маленький», «высокий - низкий»;

  • называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник (3 года), прямоугольник (4 года); а также соотносить эти геометрические фигуры с предметами соответствующих форм;

  • называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный);

  • выполнять простые постройки по образцу, по схеме; сооружать постройки по собственному замыслу.


Развитие речи

Ребенок 3-4 лет должен:

  • понимать обращенную речь взрослого;

  • употреблять существительные с предлогами: в, на, за, под, над;

  • различать и называть части предметов: у дома дверь, окно, крыша; у машины кабина, кузов, колеса, дверцы, руль;

  • знать наизусть несколько небольших стихотворений, героев сказок, учиться пересказывать коротенькие сказки,

  • составлять рассказ по картине из 3-4 предложений;

  • употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа;

  • называть действия (глагольный словарь)

  • уметь пользоваться вежливой формой обращения к взрослым: проходите, дайте, возьмите, а также пользоваться вежливыми словами: здравствуйте, спасибо, пожалуйста;

  • словарный запас должен быть более 1500 слов.


Игровая деятельность

В три-четыре года ребенок должен:

  • овладеть предметно-отобразительной игрой, сюжетной игрой;

  • подражать действиям взрослого (например, мама моет посуду, печёт пирог, папа ремонтирует машину);

  • выполнять повторяющиеся, чередующиеся игровые действия и игровые действия с элементами симметрии, соединяя их в короткую игровую цепочку («магазин», «строители», «больница» и т. д.),

  • поддерживать игровой замысел на протяжении игры;

  • выполнять игровые действия в соответствии с ролью;

  • использовать предметы-заместители (карандаш становится градусником и т.д.).



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее