ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Что должен знать и уметь ребенок 3–4 лет»
Развитие двигательных навыков
Ребенок трех-четырех лет должен уметь:
прыгать на двух ногах на месте и продвигаясь вперед;
бегать, сохраняя равновесие, стоять на одной ноге, сохраняя равновесие, перепрыгивать через препятствия;
лазать по гимнастической стенке;
учиться действовать с мячом: подбрасывать его и ловить двумя руками; катать в заданном направлении; бросать и ловить мяч; ударять об пол и стараться поймать;
учить кататься на трехколесном велосипеде.
Окружающий мир
В три - четыре года ребенок должен:
различать диких и домашних животных, называть их детенышей, знать, где живут, чем питаются;
владеть элементарными знаниями о птицах, рыбах, насекомых, знать и уметь называть несколько представителей каждого вида;
называть времена года – зима-лето, главные признаки;
различать фрукты, овощи, грибы, ягоды, иметь элементарные представления об их признаках, знать, что где растет;
ребенок должен знать свою фамилию, имя, показывать на пальцах и называть свой возраст, называть имена членов своей семьи и название населенного пункта, в котором он живет;
знать и уметь показывать названия частей тела человека и животных;
владеть знаниями о правилах безопасности (нельзя уходить от взрослых, выходить на дорогу без взрослых, трогать горячие предметы, брать таблетки);
учить помогать взрослым наводить порядок.
Познавательные процессы
Память и внимание
Ребенок трех-четырех лет должен:
удерживать внимание в течение 10-15 минут;
находить отличия между похожими картинками;
запоминать и воспроизводить несколько слов, движений, ритмов;
уметь рассказывать по памяти короткую сказку, мультфильм;
воспроизводить события текущего и прошедшего дня.
Мышление
В три-четыре года ребенок должен:
обладать умением объединять предметы в группы по цвету, размеру, форме;
уметь объединять предметы в логические пары (нитка-иголка, кисть-краска);
в группе предметов уметь находить лишний (яблоко, груша, апельсин, огурец) и объяснять почему лишний;
учиться определять последовательность событий (семя-росток-цветок);
складывать разрезную картинку из 4-5 частей.
Развитие мелкой моторики рук
В три-четыре года ребенок должен:
уметь правильно держать в руке карандаш, кисть;
обводить простые легкие рисунки;
рисовать круги, линии, простые рисунки;
выполнять несложную аппликацию, намазывать готовые детали клеем и приклеивать на намеченное место;
лепить из пластилина шарики и колбаски, соединять их между собой
Математические представления
В три-четыре года малыш должен:
различать понятия один – много - ни одного, понимать вопрос «сколько?»
уметь считать до 4-5, показывать соответствующее количество пальчиков на руке, (отсчитывать счетные палочки или другие предметы в пределах 4-5);
уметь сравнивать две равные (неравные) группы предметов, понимать вопросы «чего больше (меньше)? поровну ли?»
уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (вверху -внизу, впереди - сзади, справа - слева); различать правую и левую руки;
ориентироваться в таких понятиях, как «большой - маленький», «высокий - низкий»;
называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник (3 года), прямоугольник (4 года); а также соотносить эти геометрические фигуры с предметами соответствующих форм;
называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный);
выполнять простые постройки по образцу, по схеме; сооружать постройки по собственному замыслу.
Развитие речи
Ребенок 3-4 лет должен:
понимать обращенную речь взрослого;
употреблять существительные с предлогами: в, на, за, под, над;
различать и называть части предметов: у дома дверь, окно, крыша; у машины кабина, кузов, колеса, дверцы, руль;
знать наизусть несколько небольших стихотворений, героев сказок, учиться пересказывать коротенькие сказки,
составлять рассказ по картине из 3-4 предложений;
употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа;
называть действия (глагольный словарь)
уметь пользоваться вежливой формой обращения к взрослым: проходите, дайте, возьмите, а также пользоваться вежливыми словами: здравствуйте, спасибо, пожалуйста;
словарный запас должен быть более 1500 слов.
Игровая деятельность
В три-четыре года ребенок должен:
овладеть предметно-отобразительной игрой, сюжетной игрой;
подражать действиям взрослого (например, мама моет посуду, печёт пирог, папа ремонтирует машину);
выполнять повторяющиеся, чередующиеся игровые действия и игровые действия с элементами симметрии, соединяя их в короткую игровую цепочку («магазин», «строители», «больница» и т. д.),
поддерживать игровой замысел на протяжении игры;
выполнять игровые действия в соответствии с ролью;
использовать предметы-заместители (карандаш становится градусником и т.д.).


