Русский язык
Тема: Падежи вопросы к ним. Распознавание падежей по вопросам, по значению, по предлогам.
Задачи:
1.Образовательная задача: закреплять умение склонять имена существительные, учить распознавать падежи имен существительных с помощью вопроса; познакомить учащихся с использованием предлога при определении падежа существительного.
2.Развивающая задача: развивать интеллектуальные способности детей, речь, внимание, память.
3.Воспитательная задача: воспитывать интерес к окружающему миру, развивать кругозор учащихся.
Тип урока: сообщение новый знаний.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.
ФОПД: беседа, коллективная, фронтальная, индивидуальная, парная.
Учебник/Литература: методическое руководство 3 класс, учебник 3 класс
издательство «Атамұра» 2014 год.
Оборудование: таблица «Падежи», карточки и плакаты с интеллектуальными заданиями, карта океанов, глобус, иллюстрации океанов.
Ход урока
1. Орг. момент.
Чтоб урок наш стал светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
И с друзьями поделитесь!
Вы друг другу улыбнитесь.
-Повернитесь лицом к соседу и скажите ему:
Я желаю тебе добра.
Если тебе будет трудно, я помогу.
2. Постановка целей из задач.
-Сегодня на уроке мы будем продолжать знакомство с такой сложной, но очень интересной темой «Падежи», без которой вам дальше никак не обойтись на уроках русского языка.
3. Актуализация знаний.
1) Игра «Горячий стул».
- Что такое имя существительное?
- Какими бывают имена существительные? (одуш. и неодуш., собств и нариц., мр., ж.р. и ср.р.)
- Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)
- Что называется склонением? (изменение по падежам и числам)
- Что происходит с существительным при склонении? (изменяется окончание)
- Сколько падежей в русском языке? (6)
- Что нужно сделать, чтобы определить падеж существительного? (найти слово от которого зависит сущ. и поставить от него вопрос)
- В каком падеже существительные не употребляются с предлогом? (И.п.)
- В каком падеже существительные всегда употребляются с предлогом? (П.п.)
2) Минутка чистописания.
а) Сегодня прописываем букву Оо.
б) Словарно-орфографическая работа.
Внимательно посмотрите на данную запись:
камыш + напиток + укутан = капитан
орех + ракета + павиан =???
Попробуйте догадаться, с каким новым словарным словом мы будем сегодня знакомиться. Для этого вам необходимо разобраться, как из слов «камыш», «напиток» и «укутан» составили слово «капитан». По этому же принципу составить новое словарное слово. Океан на 3 языках.
в) Что обозначает слово «океан»? Чем океан отличается от моря? Реки? (размером, водой, обитателями).
г) Комментирование и запись слова «океан» в тетрадь.
д) Запись предложения и выполнение синтаксического разбора.
Океан шатал лодку огромными волнами.
4.Работа по теме урока.
а) -Какие вы знаете океаны? (работа с глобусом и иллюстрациями).
Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический, Индийский.
-Давайте прочитаем хором названия океанов.
-На карте океаны изображаются голубым цветом. Мировой океан занимает более 70% поверхности планеты. Суши меньше, чем океанов, поэтому она лучше изучена, а глубины океанов – это большое белое пятно нашей планеты. Человек побывал на Луне, отправил спутники на Марс, а что делается в глубинах наших морей, мы так до сих пор и не знаем. Поэтому, я думаю, вам будет интересно прочитать небольшой текст об океанах. Читайте внимательно. После текста я вам задам несколько вопросов.
Карточка №1
Тихий – самый большой океан на Земле. Воды Северного Ледовитого океана скованы льдом. Даже самые опытные моряки со страхом относятся к Индийскому океану. Про Индийский океан ходит дурная слава. Жестокие ураганы свирепствуют над Индийским океаном. В Атлантическом океане скрыто много тайн.
Проверка понимания:
-Какой океан самый большой?
-Почему Северный Ледовитый океан так назвали?
-Какого океана бояться самые опытные моряки? Почему?
-Кто знает, какие особенности скрываются в Атлантическом океане? (Видео)
б) Игра «Назови падеж».
в) – Найдите слово, которое есть в каждом из этих предложений.
-Выпишите из каждого предложения слово «океан» вместе с вопросом, на который оно отвечает. Определить падеж. Запись в тетрадь, коллективная работа.
Океан (что?), океана (чего?), к океану (чему?), про океан (что?), над океаном (чем?), в океане (в чём?).
-Как называется изменение существительного по вопросам?
б) Работа по таблице.
-У каждого падежа есть свои любимые предлоги. Посмотрите на таблицу. Обратите внимание, у какого падежа нет предлогов? Перечислите предлоги предложного падежа? Существительные этого падежа никогда не употребляются без предлогов.
- При определении падежа надо не только ставить вопрос, но и обращать внимание на предлоги. Предлоги – помощники при определении падежей. Поэтому их следует учить наизусть, постепенно. Сегодня же на уроке мы будем пользоваться таблицей.
Физкультминутка
5. Закрепление.
а) Найдите ошибки. Соотнесите названия падежей с вопросами к ним с помощью стрелок. Устно.
И. п. (что?) река
Р.п. (к чему?) к реке
Д.п. (о чем?) о реке
В.п. (про что?) про реку
Т.п. (без чего?) без реки
П.п. (с чем?) с рекой
б) Прочитайте предложения. Раставить числа в порядке следования падежей, ориентируясь на слово море.
Карточка №2
3.По морю ходили катера.
5.К вечеру на море поднялась буря.
2.Легкий ветерок дул с моря.
1.С утра море тихо плескалось.
4.В полдень над морем тревожно заметались чайки.
-Взаимопроверка.
6. Подведение итогов.
-Какую тему мы сегодня повторяли?
-Что нового вы узнали на уроке?
-Оцените своё настроение от урока. (Плакат)
-Молодцы, вы замечательно работали. Оценки за урок получают …
7. Д.з. Дома вы должны начать учить таблицу падежей с предлогами, стр.68.