Консультация
для педагогов групп раннего возраста
Оздоровительная работа с детьми раннего возраста
Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 453», г. Нижний Новгород Смирнова Марина Вячеславовна
Существенной особенностью раннего детства являются взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Но даже незначительные нарушения в состоянии здоровья малыша влияют на его эмоциональную сферу. Течение болезни и выздоровление в большой степени связано с настроением ребенка, и если удается поддержать положительные эмоции, самочувствие его улучшается и выздоровление наступает быстро
В течение дня ребёнок должен испытывать эмоциональное, физическое и психическое удовлетворение от предлагаемой физкультурно – оздоровительной деятельности. Для этого используют различные методы и формы физкультурно – оздоровительной работы:
Утренняя гимнастика;
Занятия физической культурой;
Физкультминутки;
Дыхательная гимнастика;
Пальчиковая гимнастика;
Зарядка для глаз;
Гимнастика после сна;
Подвижные игры;
Закаливающие процедуры.
Использование физических упражнений в раннем возрасте имеет свои особенности:
- все двигательные задания связаны с конкретной задачей: «Прокати мяч в воротики…»
- в играх прибегать к сравнениям: «Попрыгаем как зайчики…», «Побежим как мышки…»
- обязательно следить за физической нагрузкой, не допускать перевозбуждения
- учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей
Введение в структуру занятий физкультминуток является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.
Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения.
Цель проведения физкультминуток – способствовать оздоровлению детей.
Физические упражнения улучшают кровообращение, работу сердца, легких, способствуют восстановлению положительно-эмоционального состояния.
«Котик»
(Исходное положение: сидя на корточках.)
Котик, котик, просыпайся, на зарядку поднимайся!
Сладко, сладко потянись, нашим деткам улыбнись!
(Дети встают, потягиваются, улыбаются.)
Мы сидели тихо – тихо,
А теперь все дружно встали,
Ножками потопали, ручками похлопали,
Теперь пальчики сожмём,
А потом лепить начнём.
Дыхательная гимнастика
У малышей 2—3 лет слабые дыхательные мышцы, поэтому дыхательные упражнения очень полезны.
Упражнения на дыхание укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличению жизненной емкости легких. Они способствуют полноценному физическому развитию детей, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.
Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики и повторно на прогулке, на физкультурных занятиях, а также включаться в комплексы гимнастики после дневного сна.