Ход урока:
Организационный этап - 1 мин
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся - 2 мин
Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы начнём знакомство с одним из разделов математики, который изучает фигуры и их свойства. Это – геометрия – одна из наиболее древних наук. Появление и развитие геометрических знаний связано с практической деятельностью людей: земледелие, строительство, желание украсить свой быт и одежду. Первые геометрические факты найдены в вавилонских клинописных таблицах и египетских папирусах. Неоценимый вклад в развитие геометрии был внесен древнегреческими математиками. “Не обучавшийся геометрии пусть не входит в эту дверь”. Такая надпись была сделана над дверью дома, в котором Платон занимался со своими учениками. Первым, кто начал получать новые геометрические факты при помощи рассуждений, был древнегреческий математик Фалес (VI век до н.э.). Наибольшее влияние на все последующее развитие геометрии оказали труды греческого ученого Евклида, жившего в Александрии в III веке до н.э. Сочинение Евклида "Начала" почти 2 тысячи лет служило основной книгой, по которой изучали геометрию. В настоящее время геометрия – это целая наука, занимающаяся изучением геометрических фигур. В ней изучаются формы, размеры, взаимное расположение предметов независимо от их других свойств: массы, цвета, плотности, вкуса и т. п.
Проверка домашнего задания - 5 мин
Актуализация знаний
Устно: № 1, 2, 3, 4 с.19-20 [1] - 3 мин
«Математическая разминка» (светофор) - 2 мин
Если математическое утверждение, верно, то показывается карточка зеленого цвета. Если нет – то красного.
а) В записи числа «Одна тысяча» три нуля (верно – зеленая карточка)
б) Для записи натуральных чисел употребляются одиннадцать цифр (не верно – красная карточка)
в) Последующее натуральное число отличается от предыдущего на единицу (верно – зеленая карточка)
г) Цифра «нуль» означает отсутствие разряда? (верно – зеленая карточка)
д) Две точки можно соединить двумя отрезками? (Если у вас нет ответа на этот вопрос, то наберитесь терпения и подождите некоторое время. Ответ на него мы узнаем на сегодняшнем уроке).
Изучение нового материала – 17 мин
Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему сегодняшнего урока “Отрезок. Длина отрезка”
Точка – основное геометрическое понятие. В переводе с латинского языка слово точка – результат мгновенного касания, укол.
Задание 1.
Отметить в тетради точку. Обозначить её. Обозначить – значит дать имя. Имя точки – большая буква латинского алфавита
Задание 2.
С помощью линейки провести в тетради линию. В переводе с латинского языка слово линия – льняная нить. На линии отметьте точки A, B
Часть линии, заключённая между двумя точками, называется отрезком. Обозначается отрезок двумя точками, которые являются его концами.
Задание 3.
Каждый из отрезков имеет длину. Как сравнить длины отрезков? Нужно их измерить. Для этого можно воспользоваться измерителем.
Задание 4.
С помощью какого инструмента можно построить и измерить длину отрезка?
(с помощью линейки!) Правильно!
Задание 5.
Измерьте длины отрезков на рисунке №17 стр 21 [1]. Назовите больший.
(CD – больше, чем AB) Правильно!
Длину отрезка АВ называют также расстоянием между точками А и В.
Для измерения длин применяют различные единицы длины (демонстрация слайда).
Задание 6.
Выразите в сантиметрах: 8 дм 6 см; 40 мм; 3 м 5 см.
(Ответы: 8 дм 6 см = 86 см; 40 мм = 4 см; 3 м 5 см = 305 см)
Выразите в метрах: 3 км 300м; 7 км 90 м.
(Ответы: 3 км 300м = 3300 м; 7 км 90 м = 7090 м)
Меры длины, которые мы используем сейчас, были не всегда. На Руси, в старину, длину измеряли с помощью частей тела (демонстрация слайда).
Задание 7.
В тетради нарисовать три отрезка. Длина отрезка АВ равна 1 см. Он помещается в отрезке MN ровно 3 раза, а в отрезке EF – ровно 4 раза. Будем говорить, что длина отрезка MN равна 3 см, а длина EF – 4 см.
Длины этих отрезков мы измерили единичным отрезком, длина которого равна 1 см.
Вообще, измерить отрезок, означает подсчитать, сколько единичных отрезков в нем помещается.
Задание 8.
Длина отрезка обладает следующим свойством: Если на отрезке АВ отметить точку С, то длина отрезка АВ равна сумме длин отрезков АС и СВ. Пишут: АВ=АС+СВ
Задание 9.
На рисунке № 9 стр 18 [1] изображены два отрезка. При наложении они совпадут.
Два отрезка называют равными, если они совпадают при наложении.
Следовательно АВ и СD равны. Пишут AB=CD
Первичное закрепление нового материала – 5 мин
№ 59, № 61[1]
№59: Решение:
RS= 34 см
SK= RS*3 = 34*3= 102 см
RK= RS+ SK= 34+102= 136 см
№61: Решение:
AC= 32 см
BC= 9 см
CD= 12 см
AB – ?
BD – ?
AB= AC-AB= 32-9=23 см
BD= BC+CD= 9+12= 21 см
Повторение – 3 мин
Какие точки лежат на отрезке MK?
Какие точки не лежат на отрезке MK?
Сколько отрезков на рисунке?
Итоги урока – 2 мин
Наше занятие подходит концу. Поделитесь со мной своими мыслями о сегодняшнем занятии (хотите одним предложением).
Вам для этого помогут слова:
Сегодня вы познакомились с понятием - точка, отрезок (отвечают ученики),
Узнали, как и с помощью чего можно измерить длину отрезка – с помощью линейки, циркуля (отвечают ученики)
Задание ученикам по рефлексии их деятельности:
Приём «Светофор». Ученики поднимают карточки определенного цвета.
Зеленые: Поднимите карточки зеленого цвета, кто считает, что сегодня достиг уровня МЕГАМОЗГА
Желтые: Желтого цвета, кто находится в режиме ожидания уровня МЕГАМОЗГА.
Красные: Красного цвета, кто остался на прежнем уровне и не узнал ничего, то есть на линии старта.
Ответьте на вопросы:
Какое задание вам больше всего понравилось? (больше всего понравилось рисовать отрезки)
Какие задания вызвали затруднения? (решение задач на нахождение длины отрезка)
Информация о домашнем задании:
В качестве домашнего задания предлагаю вам творческую работу. Сделайте сообщение или презентацию на одну из тем: “Старинные русские меры длины”, “Мера длины в различных странах”
Выучить п.2 (по понятия Ломанной), решить №60, №62, №80 [1]
Самоанализ урока
1. Внешние связи урока.
В системе уроков — это урок изучения нового материала. Предыдущие уроки были посвящены теме: «Цифры. Десятичная запись натуральных чисел». Урок нацелен на формирование умений учащихся распознавать отрезок, находить длину отрезка, умение делать вывод и обобщать, воспитывать интерес к предмету.
2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.
В 5 классе обучается 25 учащихся. На лидерство претендуют несколько учеников. Трое учащихся имеют ослабленное зрение, двое обладают чрезмерной возбудимостью.
Следует отметить слабо развитую волевую сферу у одного учащегося. У него не развито произвольное внимание. Этот ученик не умеет слушать других, проявляет неорганизованность.
Одна половина класса учеников имеет повышенный познавательный интерес, твёрдую установку на учение, она активна в работе на протяжении всего урока.
Изучение новой темы базируется на двух умениях: уметь строить отрезки и находить их длину. Усвоение нового материала запланировано через самостоятельное разрешение интеллектуального затруднения в группах, так как класс способен логически мыслить, анализировать. Ранее учащиеся составляли неоднократно алгоритмы по изученным правилам.
Закрепление спланировано через фронтальную и индивидуальную работу, через использование таких методов как комментирование, соединение анализа и синтеза, поисковый метод, Всё это будет способствовать реализации всех аспектов ТЦУ.
3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.
I. Общая организация урока
Этап проведения урока | Время | Форма организации УД | Характеристика этапа |
Организационный этап | 1 мин
| Фронтальная | Проверка готовности к уроку, приветствие |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | 2 мин | Фронтальная | Создание положительной атмосферы в классе, постановка целей и задач урока |
Проверка домашнего задания | 5 мин | Фронтальная | Выявление проблем в выполнении домашнего задания |
Актуализация знаний | 5 мин
| Фронтальная | Проявление и перевод в состояние активного функционирования учащимися информации, усвоенной ранее и необходимой для осуществления преемственности с новым учебным материалом |
Изучение нового материала | 17 мин | Фронтальная | Формирование базовых по изучаемой теме |
Первичное закрепление нового материала | 5 мин | Фронтальная, Индивидуальная, Парная
| На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия. |
Физкультминутка | 1 мин | Фронтальная | Здоровьесберегающая технология |
Повторение | 3 мин | Индивидуальная | Основная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему. |
Итоги урока | 2 мин | Фронтальная | Подведение итогов урока, систематизация полученных знаний |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | 2 мин | Фронтальная | На этом этапе основная цель - осознание детьми способа преодоления затруднения и самостоятельная оценка полученных результатов коррекционной или самостоятельной работы. |
Информация о домашнем задании | 2 мин
| Фронтальная |
|
II. Содержание урока
Выбранный тип урока соответствует его цели. Структура урока соответствовала его типу и дидактическим целям. Между этапами урока существовали взаимные связи, каждый последующий этап являлся продолжением предыдущего этапа.
III. Методическая сторона урока и его оборудование
Применяемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение. Формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Стиль отношений с учащимися активно-положительный. Деятельность учащихся оценивалась следующим образом: на уроке четко проявился интерес к предмету, к теме урока, эмоциональное состояние учащихся было хорошим в начале и в конце урока. Была высока степень самостоятельности в учебной деятельности. Организованность ребят способствовала успешному достижению цели урока.
На уроке я использовала современные образовательные технологии: информационно-коммуникативные технологии – использование во время урока презентации (авторская разработка), групповая (взаимопомощь, взаимопроверка), здоровьесберегающая технология – физкультминутка.
На уроке удалось:
• решить поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
• избежать перегрузки и переутомления учащихся;
• сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие.
Удалось полностью реализовать все поставленные задачи; выполнили все планируемые задания; пройдены все этапы урока ОНЗ.
4. Функциональный анализ урока.
План урока выполнен, цели реализованы: учащиеся научились делить на многозначные числа. Домашнее задание соответствует нормативным требованиям, содержит как новый материал, так и материал на повторение.
Учащиеся удачно применили полученные ранее знания об отрезке и дополнили их новыми открытиями.
5. Оценка конечного результата урока.
На всех этапах работы учащиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.
Данный урок реализует задачи образования, воспитания, развития учащихся, умение определять цель, учиться самостоятельности, умению анализировать, оценивать работу, рационально использовать время.
Недостатком проведения урока, считаю:
- очень краткая инструкция по выполнению домашнего задания.